Соотношение между буквами и звуками

Тема 3. Графика. Орфография

Цели: 1) закрепить знания о графике русского языка, букве, еѐ звуковом значении, алфавите; 2) углубить представление о русской орфографии, еѐ ос- новных принципах; 3) ознакомиться с этапами истории русской графики и орфографии.

 

План

I. Графика.

1. Понятие графики и графемы.

2. Алфавит.

3. История русского алфавита.

4. Соотношение между буквами и звуками.

II. Орфография.

1. Понятие орфографии.

2. История русской орфографии.

3. Принципы русской орфографии.


 

I. Графика

Понятие графики и графемы

Графика (от греч. grapho – пишу) – раздел языкознания, изучающий си- стему письменных знаков того или иного языка и их соотношение со звука- ми. Этим же термином называют совокупность средств письменности, си- стему отношений между буквами и звуками.

Единицей графики является графема – знак письма. Виды графем:

1. Иероглиф – письменный знак, который соотносится со словом или его частью. В современном китайском письме насчитывается около 40 тысяч иероглифов, правда, реально используется от 1,5 до 6 тысяч.

2. Буква – графический знак для обозначения на письме звука. Буквы – знаки двух наиболее распространѐнных алфавитов современности – латини- цы и кириллицы. Иногда буква соотносится со слогом. В русском алфавите 4 такие буквы: Е, Ё, Ю, Я, которые в определѐнных позициях (в начале слова, после Ъ и Ь, после гласных) обозначают слог: согласный [j] + гласный: ѐлка, заяц, подъѐм.

Русское письмо является звуковым (буквенно-звуковым), то есть в нѐм при помощи букв изображаются звуки.

 

Алфавит

 

Алфавит – совокупность букв, расположенных в принятом для данного языка порядке. В русском алфавите 33 буквы (Рисунок 2), из которых 10 обо- значают гласные звуки, 21 – согласные, 2 – не обозначают звуков (Ъ и Ь).

Рисунок 2 – Русский алфавит и названия букв

 

История русского алфавита

Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от сла- вянского алфавита. Его составителями были два брата – Константин (Кирилл в монашестве) и Мефодий. В IX веке н. э. братья-просветители приехали на Русь, в Моравию по приглашению славянских князей из Византии, г. Солуни. 24 мая 863 года братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянско- го алфавита. В его основу была положена греческая азбука, дополненная


 

буквами, изобретенными составителями или взятыми из других языков. Они перевели на славянский язык Евангелие и другие богослужебные книги.

Славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил – «кириллица» в честь Кирилла. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгар- ский).

В древней кириллице было 43 буквы, каждая из которых обозначала один звук. Со временем язык менялся, и некоторые буквы становились не- нужными, лишними. За свою долгую историю русское письмо претерпело две реформы:

1. При Петре Первом (начало XVIII в., 1708 г.) появилась новая азбука, которую назвали гражданской азбукой поскольку она предназначалась для светских текстов. Изменения:

ü Петр I специальным указом отменил некоторые писавшиеся по тради- ции, но не нужные русскому письму буквы: Ѫ (юс большой), Ѧ (юс малый), W (омега), Ѱ (пси), Ѯ (кси), S (зело).

ü Было изменено, упрощено начертание самих букв – они были при- ближены по своему виду к латинским, стали более простыми и округлыми.

ü Были исключены также дополнительные знаки – «силы» (знаки уда- рения) и «титла» (знаки сокращения).

ü Впервые применены строчные и прописные буквы.

ü Введены новые буквы Е (вместо Ѥ), Я (вместо Ѩ), Э.

Букву Ё ввел Карамзин в 1797 году, а буква Й была введена Российской Академией наук в 1735 году.

2. Вторая, и последняя, реформа русского письма произошла в 1917– 1918 гг. К началу ХХ в. в русском письме накопилось много устаревшего, отжившего, искусственного, не связанного с фактами языка. Самым главным недостатком старой орфографии были лишние буквы. Изменения:

ü Исключили буквы Ѣ, Ѳ, I с последующей заменой их на Е, Ф, И.

ü Исключили букву Ъ в конце слов и частей сложных слов, но сохрани- ли ее в середине слов в значении отделительного знака (съемка, адъютант).

ü Признали желательным, но не обязательным употребление буквы Ё.

ü Ввели новые названия букв.

 

Соотношение между буквами и звуками

В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква С может обозначать такие звуки:

1) [с] (суда, сад),

2) [с'] (сюда, сядь),

3) [з] (сдача, сбор),

4) [з'] (косьба, сделка),


 

5) [ш] (сшить),

6) [ж] (сжать).

Обозначение твѐрдости и мягкости согласных на письме.

Все парные звуки на письме передаются одной и той же буквой. Твер- дость и мягкость таких звуков может передаваться последующей буквой или последующим графическим знаком. Например, твердость согласных может быть передана с помощью последующих букв А, О, У, Ы, Э. Мягкость со- гласных на письме может быть передана буквами Е, Ё, Я, И, Ю. В заимство- ванных словах Е на мягкость предшествующих звуков указывает не всегда.

На конце слов мягкость согласного обозначает мягкий знак, а твердость передается пробелом.

Таким образом, значение буквы определяется ее позицией в слове, т.е. предшествующей буквой, последующей буквой или пробелом.

 

II. Орфография

Понятие орфографии

Орфография (от греч. orthos – правильный, grapho – пишу) – раздел языкознания, изучающий правила написания слов и их частей. Орфографией называют также саму систему правил, устанавливающих правильное написа- ние.

Основные разделы орфографии:

– написание букв,

– слитное, раздельное и дефисное написание слов,

– употребление прописных и строчных букв,

– перенос слов.

Орфограмма – это трудное место в слове, требующее применения ор- фографического правила. Орфограмма – это случай выбора, когда возможны одно, два или более различных написаний.

 

История русской орфографии

На ранних этапах развития письма, когда графическая система только создаѐтся, орфографических правил нет, написание соответствует произно- шению.

Но с течением времени фонетическая система языка изменяется, напи- сание перестаѐт полностью соответствовать произношению, и появляется необходимость в формулировке правил правописания, чем и занимаются учѐные-лингвисты. Отметим, что учѐные не придумывают правила, а только формулируют их.

Так как фонетическая система языка может измениться значительно, то орфография (как и графика) может подвергаться реформированию. Человек не может изменить язык (он его не создавал), но может и даже должен изме-


 

нить (реформировать) графику и орфографию, которые созданы человеком. Д.Н. Ушаков отмечал: «Правописание – это костюм, в котором является язык, и он может быть удобным и неудобным; но всегда нужно помнить, что это – внешность, от изменения которой не меняется язык».

Русская графика знала две реформы (начало XVIII в. и 1917-18 гг.), ор- фография – одну (1917-18 гг.). Данная реформа тесно связана с рассмотрен- ной нами ранее реформой графики. Изменения:

– отменялось написание Ъ в конце слов;

– устанавливалось последовательно фонетическое написание приставок на з-с (ранее из этого правила были исключения);

– устранялся вариант -аго, -яго в написании родительного падежа при- лагательных, причастий и местоимений, заменяясь вариантом -ого, -его;

– устранялись различия в написании окончаний прилагательных и при- частий в им. пад. мн. числа – устанавливалось написание -ые, -ие во всех ро- дах;

– вместо написаний онѣ, однѣ, однѣx, однѣми в жен. роде устанавли- валось написание с и в окончании;

– в род. пад. местоимения 3-го лица жен. рода устанавливалось вместо

ея написание ее (еѐ);

– упрощались правила переноса.

 

Принципы русской орфографии

Орфография обязательно опирается на определѐнные принципы. Прин- ципы орфографии – это идеи, которые лежат в основе правил правописания конкретного языка. Основные принципы орфографии представлены в табли- це 1.

 

Таблица 1 – Принципы русской орфографии

Принцип Его сущность Примеры
  Морфологический (основной) Требует писать одну и ту же морфему в разных позициях одинаково, независимо от произношения, в соответ- ствии с произношением в сильной позиции. Применя- ется для всех морфем: кор- ней, приставок, суффиксов и окончаний Правописание без- ударных гласных, про- веряемых ударением, глухих-звонких со- гласных в конце слова и другие случаи, опи- рающиеся на прове- рочные слова
    Фонетический Требует, чтобы слова и мор- фемы писались в соответ- ствии с произношением. Это изначальный принцип лю- бой орфографии Приставки на з-с (из- бежать, истопить), ы после приставок на со- гласную (сыграть) и под.

 

  Традиционный Требует писать слова так, как было принято в про- шлом, даже если такие напи- сания не имеют объяснения в современном языке Все случаи, требую- щие запоминания без объяснения: безудар- ные гласные, не прове- ряемые ударением, жи-ши, -ого (-его) в окончаниях род. п. прил., исключения и т. д.

 

Вопросы для размышления и самоконтроля:

1. Чем схожи и чем отличаются рассмотренные разделы языкознания: графика и орфография?

2. Сравните графику русского языка и другого, который вы изучаете (ан- глийского, немецкого, французского).

3. Разъясните отличия между понятиями «реформа языка» и «реформа орфографии».

4. Найдите дополнительные материалы о проекте реформы русской ор- фографии 1964 года. Сделайте сообщение о тех нововведениях, которые предлагали учѐные. Постарайтесь определить своѐ отношение к проекту.

5. Объясните, какими орфографическими принципами объясняются написания в словах: единица, бессовестный, прожить.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 906; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!