КУЛЬТУРА ПЕРИТОДА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА



В XIV в. Русь начинает постепенно выходить из-под золото-ордынского ига. Одержанная в 1380 г. на Куликовом поле победа вызвала громадный творческий подъем в стране. К концу XV в. завершается объединение русских земель под началом Москвы, оформляется мощное централизованное государство, переставшее с 1480 г. платить дань Золотой Орде. В области культуры эту эпоху с полным основанием можно назвать Русским Возрождением, оно опиралось на владимиро-суздальские историко-культурные традиции.

Культурное развитие Руси в эпоху Средневековья определялось общими для всех европейских народов факторами. Это было время оформления национальных государств, языковой и этнической консолидации, рождения единых стилей в искусстве. Важнейшую роль играло христианство. Оно объединяло разобщенные культурные и этнические потоки в единое русло, способствовало укреплению единодержавия. На Руси переплетение власти светской и церковной было более сильным, чем в Западной Европе. Воспринятая от Византии традиция священного цезаризма наложилась на ту роль, какую русская церковь сыграла в годы иноземного ига. Ее духовный авторитет в обществе держался более на реальных заслугах, нежели традиции и принуждении, как в Европе. Однако в новых исторических условиях начала XVI в., когда сложилось централизованное государство и значение московских государей значительно возросло, перед церковью встал вопрос о лояльности к сильной светской власти. Она разрешила его в духе иосифлянской иерархии, что облекло духовный авторитет церкви на медленную девальвацию в глазах народа и предопределило пути развития культуры и искусства. Усложнение социокультурного развития страны.

Крупнейшим событием, также имеющим глубокий историко-культурный смысл, было продвижение русских землепроходцев на Восток к берегам Тихого океана. Примерно за столетие в невероятно тяжелых условиях были преодолены громадные расстояния. Продвижение в Сибирь осуществлялось небольшими отрядами русских служилых людей, происходило в общем мирно, хотя бывали и вооруженные стычки. Интересно, что землепроходцы продвигались практически самостоятельно, без помощи государства, которая пришла позже. Территория России гигантски выросла, усложнялось социальное и культурное развитие страны.

XVII век - переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви - все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность .

Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. Зримо проявляется личностное начало в творческой деятельности людей, почти неизвестное Средневековью, имевшему дело не столько с человеком, сколько с символами и идеалами. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью. Росли международные связи России, постепенно преодолевалась национальная замкнутость культуры, под влиянием тесного общения с иностранцами размывалось традиционное представление о национальной исключительности. Потребность в обеспечении государства современными средствами вооружения, необходимость в развитии торговых отношений с другими странами, промышленного производства, в применении новых технических средств заставляли правительство все чаще обращаться за границу и искать там всяких мастеров, которые принесли бы пользу России. В развитии страны наметился новый крупный поворот.


4. РУССКАЯ КЛЬТУРА В ПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В XVIII в. мы сталкиваемся с ситуацией нового культурного переворота в истории России, предпосылки для которого вызревали почти два столетия. В Петровское время страна выходит на европейский простор, ускоряется ее сближение с Западом. В конечном счете именно с петровских реформ появляется двойственное отношение России к Европе. С одной стороны, многие пласты российской культуры оказываются европейскими. С другой - Россия формально не становится частью европейского единства. Эта двойственность стала источником внутренних напряжений в русской культуре и во многом определила ее дальнейшее развитие.

Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.

В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.

В начале XVIII в. популярны были повести ("гистории"), особенно "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "Гистории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.

Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие их которых сохранились в современном русском языке. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) он использовал известную еще со времен античности схему деления литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий [7; 123]. Но его реформа сохраняла условность книжного языка, отличавшегося от разговорной речи.

В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Однако, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, они ориентировались на "язык салонов". Поэтому их нововведения не могли стать главным направлением формирования литературного языка. Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, которую отстаивал А.С. Шишков, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.

Основы теории русской литературы нового времени были заложены в трудах писателя и публициста Ф. Прокоповича ("О поэтическом искусстве", "Риторика"), обосновывавшего принципы раннего классицизма. Начало классической традиции в русской литературе связано с именем А.Д. Кантемира, поэта, который первым ввел в России выработанный классицизмом жанр стихотворной сатиры.

Начиная с 30-х гг. в литературе проявилось влияние классицизма. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, ему были присущи и жесткая жанровая регламентация и выраженный интерес к античности. Большой популярностью пользовались переводы античных авторов (особенно Анакреона и Горация). В поэзии и драматургии были распространены античные сюжеты. Национальной особенностью русского классицизма была его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, определявшая высокий гражданский пафос искусства.

В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии. (Дописать Ломоносова)

Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева).

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию.

На рубеже XVIII – XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, интересом к чувствам конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией И.И. Дмитриева. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств.

XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.

В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым. В то же время действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова.

Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России.

В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского.

Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева.

Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.

В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотоваотличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах.

В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).

Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова,полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782)

В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры.

Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов.

Основоположниками русского классицизма стали В.И. Баженов, И.Е. Старов, создавшие архитектурную классику, основанную на использовании приемов французского неоклассицизма. С именем М.Ф. Казакова, Ф.С. Рокотова связано появление многих архитектурных памятников Москвы.

XVIII столетие стало периодом необыкновенно интенсивного культурного развития страны, поскольку в это время. Россия открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении столетий (начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в. отечественная школа в литературе, театральном и изобразительном искусстве развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, подготавливая взлет национальной культуры в XIX в.
5. КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Первое послереволюционное десятилетие сыграло важную роль в становлении новой советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имела место широкая политизация общества, условия для которой обеспечивались ликвидацией неграмотности, расширением книгоиздательского дела. В культурном развитии эпохи столкнулись две тенденции:

одна - спрямленного революционного натиска, количественного роста, схематизации реальности,

другая - глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. Другим характерным признаком 20-х гг. была пестрота литературно-художественной жизни, которую уже со второй половины пытались ввести в управляемое русло. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового. В этот период доведена до логического конца сформировавшаяся в европейской мысли XVIII-XIX в. идея активного преобразования, переделки природы, создана концепция преобразования природы.

Вместе с тем цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения.

Культура 30-х гг.: начало тоталитаризма

В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этан. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод - метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма, государства, в котором практически полностью ликвидированы конституционные права и свободы. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек был тотально вовлечен в общественные структуры, а полная вовлеченность человека в массы - одна из основных черт архаичного социального строя.

Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли человека еще больше дорожить своим социальным статусом.

Потребность в единении с другими людьми - естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого эскапизма, то есть бегства от свободы, отмеченное Э. Фроммом. Другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества. Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого слова - господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним.

Культурная ситуация второй половины XX в.

Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей. Культурную ситуацию второй половины XX в. определяли кардинальные сдвиги в советской политической системе. С приходом в 1953 г. к власти Н.С. Хрущева началась либерализация, затронувшая все сферы общественных отношений. Перелом в культуре обозначился уже в середине 60-х гг. и давал о себе знать вплоть до конца 60-х, когда ему на смену выдвинулась иная альтернатива развития.

Период 70-х середины 80-х гг. в советской истории принято характеризовать противоречивыми тенденциями: с одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер художественной и научной деятельности, укреплялась материальная база культуры, а с другой - усиливался идеологический контроль за культурой. В целом весь советский период оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека.

Новый этап развития культуры пришелся на годы перестройки (1985-1991), в ходе которой развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов на всех направлениях социокультурной жизни. Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция.

Современный период в развитии отечественной культуры

Завершающий современный период (1992 - по настоящее время) можно обозначить как переходный. Россия в очередной раз находится на перепутье. За последние годы в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Все более значительное место в обществе занимают рыночные отношения. В нарастающей степени идет приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную собственность. Преобразуются институты исполнительной, законодательной и судебной власти. Меняется система государственного управления, в которой происходит все большая децентрализация. Идет процесс формирования многопартийности. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального и религиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частичных позиций и ориентаций, так и в их напряженной полемике и соперничестве.

Особенности динамики культуры России XX в. Особого осмысления в рамках XX столетия требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании как минимум дважды: в 1917 г. и в период перестройки (1985-1991). Неоднозначно прочитываются 20-е и 60-е гг. в истории советской культуры. Это было время перемен, общественного подъема, ожидания новизны. В динамике культуры мы сталкиваемся со своеобразным колебательным процессом. Точками высшего напряжения творческих усилий народа стали революционные эпохи, безжалостно уничтожавшие старый порядок, отжившие стереотипы культуры. Более спокойные фазы культурного развития - годы созидательного труда - 30-е, 50-е, 70-е. Культурное брожение в годы нэпа и "оттепели" было своего рода либо отголоском, либо преддверием перемен в состоянии социокультурной среды. Постсоветскую фазу культурной эволюции страны (1992 - по настоящее время) вполне определенно можно квалифицировать как кризис. Поскольку мы являемся его современниками и непосредственными участниками, вынести вполне однозначное суждение о будущем отечественной культуры очень сложно. К позитивам, несомненно, относятся высокий духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал отечественных культурных традиций, богатейшее наследие русской культуры и всеотзывчивость национального сознания.

Современные культуротворческие процессы, происходящие в России, - неразрывная часть общемирового развития конца XX - начала XXI в. В ходе этих процессов меняется сама парадигма культурологического мышления, содержание культуры и ее место в жизни общества и каждого человека. Как бы ни сложилась судьба России в новом столетии, русская культура остается главным богатством страны и залогом единства нации.

Культура России — культура русского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII — XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами.

В этом изначальном и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмыслении является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии среди культур других европейских народов.

Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развития; при рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил.

В целом под социокультурной динамикой понимается процесс развертывания отечественной культуры во времени и пространстве и во взаимосвязи с социальной организацией, социальными переменами и социальными потрясениями, которыми так богата отечественная история. Культура, по словам известного ученого Ю.М. Лотмана, "всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла" [9].

 

Выполнить тест

1. Серебряный век русской культуры охватывает период:

а) начала XIX века;

б) середины XIX века;

в) конца XIX века;

г) рубежа XIX - XX века;

2. Автором понятия «культурный ренессанс» является:

а) С.Маковский;

б) Н.Бердяев;

в) Н.Данилевский;

г) К.Малевич.

3. Ведущее художественное объединение на рубеже XIX – XX веков называлось:

а) «Союз художников»;

б) «Голубая роза»;

в) «Мир искусства»;

г) «Бубновый валет».

4. В 1913 году в рамках абстрактного искусства возникает супрематизм, инициатором которого стал художник:

а) К.Малевич;

б) В.Кандинский;

в) А.Бенуа;

г) Е.Лансере.

5. К авангарду в русском изобразительном искусстве относятся художники:

а) А.Бенуа, Л.Бакст, ЕЛансере;

б) В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов;

в) П.Кузнецов, М.Сарьян, Н.Крымов;

г) И.Машков, М.Ларионов, А.Лентулов.

6. Автором теории «пролетарской культуры» являлся:

а) А.Луначарский;

б) В.Ленин;

в) А.Жданов;

г) А.Богданов.

7. Когда в СССР появился термин «социалистический реализм»?

а) 1918;

б) 1932;

в) 1937;

г) 1940.

8. Понятие «хрущевская оттепель» связано с периодом:

а) конца 40-х годов XX века;

б) начала 50-х годов XX века;

в) серединой 50-х – началом 60-х годов XX века;

г) концом 60-х годов XX века.

9. Социокультурная ситуация в годы перестройки характеризовалась:

а) политикой гласности;

б) отменой цензуры;

в) усилением критической направленности публицистики;

г) все перечисленное.

10. Влияние современной западной культуры на российскую можно охарактеризовать как:

а) аккультурация;

б) глобализация;

в) вестернизация;

г) диалог культур.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!