Наблюдаемое и наблюдатель, сон и явь



 

Теперь обсудим вопрос о степени «объективности» окружающего нас мира, который в квантовой теории предстаёт как вопрос о взаимном влиянии наблюдателя и наблюдаемого. Сразу уточним, что понятия наблюдатель и наблюдаемое относительны: в ходе любого взаимодействия и соответствующего обмена информацией «наблюдаемое» одновременно является «наблюдателем» и наоборот. Речь идёт о двух подсистемах, обменивающихся энергией и информацией, а как какую из них назвать, не имеет значения. Очень часто в роли наблюдателя выступает окружающая среда.

Как известно, любой опыт, основанный на разделении субъекта и объекта, древние индусы называли майей, иллюзией. Дело не в том, иллюзия все вокруг нас или нет. Вопрос в том, что при разделении на субъект и объект невозможно отличить реальность от иллюзии, ведь невозможно узнать что‑либо об объекте, не взаимодействуя с ним. А в результате взаимодействия состояния субъекта и объекта меняются, становятся взаимосвязанными. Какие‑то части от каждой из двух подсистем оказываются перемешанными, и нет никакой возможности выделить в этой «перепутанной» части, что относится к объекту, а что – к субъекту. Как при впадении реки в море: на некотором расстоянии от берега уже нельзя сказать, где речная вода, а где морская, – они перемешались!

Таким образом, можно сказать, что каждый наблюдатель создаёт свою собственную реальность, определяемую особенностями его взаимодействия с окружением. Соответственно, справедливо и более сильное утверждение: наблюдатель влияет на наблюдаемое, раскрывая в нём те или иные качества, которые вне взаимодействия с ним могли бы не проявиться. Конечно, в одного наблюдателя дело не упирается – есть и другие наблюдатели, и набор доступных состояний, так что курица орлом не станет, как её не наблюдай. В то же время, вне акта наблюдения (более строго – измерения) просто невозможно образование каких‑либо видимых материальных объектов и реализация их свойств, соответствующая система остаётся в чисто‑квантовом состоянии. В связи с последним утверждением может возникнуть вопрос: если я не смотрю на Солнце, оно, что, перестает существовать?

Да, если никто‑никто не будет «смотреть» на Солнце, и ни один объект вокруг (включая астероиды, другие звезды, пыль, атомы и так далее) не будет с ним взаимодействовать и записывать в своей структуре информацию о нем, Солнце перестанет существовать как локальный классический объект и перейдет в чисто квантовое нелокальное состояние. Однако, поскольку наблюдающих подсистем вокруг великое множество, Солнце предстает перед нами как локальный, классический объект. Другие объекты внешнего мира уже осуществили декогеренцию и перевели объект под названием «Солнце» в локальное состояние.

Каждый из существующих объектов вносит свой вклад в формирование реальности. И если таких объектов достаточно много, реальность вокруг предстает как «объективная» и независящая от нас. В этом случае возникает иллюзия объективности мира и существования у него Истории, то есть последовательности независимых от наблюдателя событий, приведшей к настоящему состоянию. Разумеется, такая «объективность» возникает преимущественно в «плотных» пластах реальности, характеризуемых высокой энергией взаимодействий и низкой степенью запутанности, когда множество объектов уже осуществили декогеренцию исходной нелокальной структуры.

Особенно ясно взаимное влияние наблюдателя и наблюдаемого каждый из нас может изучить во снах. Если днем наше внимание в основном направлено на активное получение информации о предметном мире, во сне сознание переключается на восприятие более слабых по энергии взаимодействия структур, и здесь уже велика доля суперпозиционных, нелокальных состояний. Поэтому общей реальности здесь нет, есть лишь большой набор потенциально возможных «картинок», которые мы можем видеть. А то, что мы увидим, определяется направленностью нашего внимания и нашей способностью к управляемому взаимодействию с состояниями окружения. Аналогичная ситуация имеет место и в посмертном бытии, только там сознание свободно от влияния процессов, связанных с физиологической деятельностью тела.

Видимый во сне набор «картинок» определяется как уровнем реальности, на котором находится наше сновидческое тело, так и его активностью, «извлекающей» в процессе взаимодействия с окружением те или иные сюжеты. Обычно выбор происходит безотчетно, однако во время осознанных сновидений мы можем «проснуться во сне» (зная, что спишь), и тогда «Я» берет частичный контроль над ситуацией. В этом случае появляются удивительные возможности выбора реальности, в которой мы находимся. Теперь мы можем создавать те или иные миры вокруг себя, свободно путешествовать по ним, с кем‑то встречаться, искать необычные приключения. Те, кто с этим сталкивался, знают, насколько это впечатляет.

Взаимное влияние наблюдателя и наблюдаемого происходит не только во сне. Каждый из нас выявляет в другом лишь те структуры, с которыми интенсивно взаимодействует. Поскольку «наблюдателей», способных различать тонкие психические состояния, неизмеримо меньше, чем способных взаимодействовать с объектами физического мира, то и степень влияния каждого из наблюдателей на наше состояние может быть достаточно высокой. Если наблюдатель будет один, при достаточной силе взаимодействия с ним и произойдет декогеренция, которая и определит наблюдаемое состояние объекта.

Соответственно, для наблюдателя психического плана реальности субъективность восприятия становится выше (по сравнению с физическим планом), проще говоря, сколько людей, столько и мнений о характере другого человека. Напрашивается вполне обоснованный вывод: когда речь идет о качествах другого человека, мы не столько их наблюдаем, сколько создаем в ходе своего взаимодействия с ним. Видимый нами мир вторичен, он отражает наши собственные качества.

Следует добавить, что любые способы жесткой манипуляции начинаются с того, что человека кнутом или пряником (то есть через усиление энергии взаимодействия с ним) приводят в определенное, фиксированное состояние. В результате его поведение предсказуемо и подчиняется детерминистским законам, так как его психика становится классическим объектом. Так что, если хотите быть непредсказуемыми, свободными и способными проявляться как угодно, уменьшайте вовлеченность в происходящее, уменьшайте силу взаимодействия со значимыми объектами и соответствующий уровень классических корреляций! У нас всегда, по крайней мере, потенциально, есть уровни сознания, где мы находимся в сердцевине происходящего, а не отождествляемся с одним из его аспектов.

А по мере освоения владением состояниями собственных тонких тел эффект взаимного влияния наблюдателя и наблюдаемого приобретает вид вполне конкретных навыков, эффектная демонстрация которых возможна, например, в бесконтактном поединке. Находясь в состоянии между явью и сном (то есть воспринимая как материальный мир, так и состояния тонких тел или имея дело с соответствующими им образами) и меняя состояние своих тонких тел, мы автоматически меняем состояние тонких тел партнёра по взаимодействию. Не требуется никакого воздействия на другого, достаточно изменить ТОЛЬКО своё состояние – если, конечно, сила взаимодействия между тонкими телами партнёров достигла необходимой степени интенсивности. Результатом может быть то, что несведущими людьми воспринимается как чудо – вне всякого физического контакта с партнёром происходят необъяснимые на первый взгляд вещи: он останавливается, падает, или забывает, что хотел сделать. Возможен и другой, не менее интересный трюк: путём быстрого изменения состояния своих тонких тел мы добиваемся ситуации, когда окружение (включая партнёра) не успевает записывать в себе информацию о происходящих с нами изменениях. В этом случае получаемой средой информации уже недостаточно для разделения компонент суперпозиции, происходит рекогеренция и мы вообще исчезаем из поля восприятия партнёра, по крайней мере, как локальный классический объект.

Отметим, что подобный уровень владения собственными тонкими телами предполагает осознание в себе некоторой духовной «оптики», не сводимой к известным науке органам чувств, о которой мы уже мельком говорили в разделе про Вселенский ум и сознание. Русская сказка про показывающее весь мир серебряное блюдечко и наливное яблочко – про неё. Более подробно об этом таинственном «зерцале сердцевины» и его проявлениях вы можете прочесть в статье Э. Ю. Шпорта «Введение в Ягру».

 

Заключительные замечания

 

Перейдём к заключительным замечаниям. Как мы уже говорили, структура мироздания упорядочена, и каждый из пластов реальности несёт свои функции. Любое событие тщательно готовится: зов к творению возникает на буддхическом плане, общая идея – на Высшем Манасе, на уровне нижнего манаса тот или иной проект приобретает конкретные очертания. В конце концов, замысел доходит до физического уровня и реализуется там. После этого то ценное, что было получено, постепенно идет на верхние уровни, «разуплотняясь» в обратном порядке. А в случае успеха какая‑либо находка идет в тираж и на соответствующем плане существования воспроизводится во множестве экземпляров. Некоторые из этих «находок» образуют так называемые архетипы, – проекты и идеальные модели результата процесса развития. Это то, что составляет мир Сущей Правды.

Одной из таких находок и является видовая, данная роду людскому, система восприятия и управления, которая лежит в основе функционирования Аза. Она досталась нам как наследство от тех, кто прошёл путь до нас, и наша задача – вначале суметь воспользоваться этим Даром Предков, найти и освоить его, а затем по возможности усовершенствовать. И оставить его как Дар нашим потомкам.

Это не простая задача. Развитие животного и растительного мира осуществляется автоматически, силами природы, растения и большинство представителей животного царства рождаются, уже имея всё необходимое им. Людям же, чтобы добраться до ждущего их сокровища, необходимо самим проявить смекалку, волю, достоинство, человечность, талант, терпение, а в наше время и здоровый иммунитет ко лжи. А по мере прохождения этого пути то, что казалось нам внешним по отношению к нам, от чего мы зависели, становится нашей составной частью. Эта отвоёванная у автоматизмов и бессознательности территория и составляет внутреннее пространство, в сердцевине которого сверкает бессмертный Аз.

 

Успехов в самом главном!

Михаил Заречный

 


[1] Этот мир имеет много других названий – Шамбала, Авалон, Беловодье, Лукоморье, Чистая Земля, мир идей (точнее, эйдосов) Платона, Высший Манас и т. д.

 

[2] Мы исходим из понимания архетипа как проекта и идеальной модели результата процесса развития.

 

[3] Доля и Недоля – помощницы славянской богини судьбы Макоши (мать коша, то есть судьбы). Доля на рисунках и вышивках традиционно располагается справа от неё, Недоля – слева.

 

[4] Пользуясь случаем, выражаю Э.Ю. Шпорту глубочайшую признательность, в том числе за множество подсказок, которые были использованы при написании этой статьи.

 

[5] Здесь и далее мы преимущественно говорим о т. н. экзистенциальной интерпретации квантовой механики, основные положения которой были сформулированы Войцехом Зуреком (W.H. Zurek), обобщившем в 2001 году результаты большого числа теоретических и экспериментальных исследований перехода классических состояний в квантовые и обратно.

 

[6] Рок это то, что случится наверняка, например, наступит зима.

 

[7] Отсюда, возникновение «плотных» миров типа физического можно описать как результат «сворачивания» менее плотных миров по определённым степеням свободы, которые становятся «внешними» по отношению к представителям образовавшегося мира и в силу этого способными к получению информации об окружении. Иначе говоря, «свёрнутые» степени свободы могут играть роль органов восприятия. Оставшиеся, или «внутренние» степени свободы характеризуют пространство доступных внутренних, или субъективных состояний представителя каждого из уровней.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!