Нейро-лингвистическое программирование (НЛП)



Изучение структуры субъективного опыта и того, что из него можно вычислить.

Обонятельный

Относящийся к обонянию.

Поведение

Характерные физические действия и реакции, посредством которых человек взаимодействует с людьми и окружением.

Поверхностная структура

Высказывание

Подстройка к будущему

Процесс мысленного переживания какой-то ситуации, которая произойдет в будущем, чтобы обеспечить естественное и автоматическое осуществление желаемого поведения.

Подстройка

Метод, используемый коммуникатором для быстрого установления раппорта путем приведения определенных аспектов своего поведения в соответствие с поведением человека, с которым он общается, — присоединение к поведению или его отзеркаливание.

Предикаты

Слова, обозначающие процесс (например, глаголы, наречия и прилагательные), которые выбирает человек, чтобы описать предмет. В НЛП предикаты используются, чтобы определить, какую из репрезентативных систем использует человек для обработки информации.

Преобладание репрезентативной системы

Систематическое использование одного из чувств для обработки и организации информации в данном контексте.

Раппорт

Присутствие в отношениях доверия, гармонии и сотрудничества.

Результаты

Цели или желаемые состояния, которых стремится достичь человек или организация.

Репрезентативные системы

Пять видов чувствительности: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Синестезия

Процесс частичного совпадения репрезентативных систем, характеризуемый такими явлениями, как цепи «вижу—чувствую», при которых человек испытывает ощущения от того, что видит, и цепи «слышу—чувствую», при которых человек испытывает ощущение от того, что слышит. Подобная связь может возникать между любыми двумя модальностями.

Состояние

Совокупность текущих состояний сознания и тела, оказывающих влияние на действия человека.

Стратегия

Последовательность эксплицитных умственных и поведенческих шагов, предпринимаемых для достижения определенного результата.

Субмодальности

Особые сенсорные признаки, воспринимаемые каждым из пяти чувств. Например, визуальные субмодальности — цвет, форма, движение, яркость, интенсивность и т. д., аудиальные субмодальности — громкость, высота, темп и т. д., к кинестетические — давление, температура, текстура, местоположение и т. д.

Трансдеривационный поиск

Акт определения местонахождения по значению(-ям), которое(-ые) может(-гут) не присутствовать в поверхностной структуре эксплицитно или имплицитно.

Трансляция

Присоединение значения одной репрезентации к тому же значению другой репрезентации.

Условия хорошо сформулированного результата

В НЛП определенный результат считается хорошо сформулированным, если он: 1) выражается в позитивных терминах; 2) инициируется и поддерживается человеком; 3) является «экологичным», то есть поддерживает качество всех систем, участвующих в раппорте; 4) может быть проверен на опыте, то есть, основан на сенсорном восприятии.

Чанкинг

Организация или разбиение данного опыта на более или менее крупные части. Это понятие включает в себя три элемента: укрупнение, то есть переход на более высокий и абстрактный уровень информации; разукрупнение, то есть пере-. ход на более низкий и конкретный уровень информации, и приведение аналогий, то есть поиск подобной информации на том же уровне.

Части

Метафорическое название независимых программ и стратегий поведения.

«Четверка»

Метод условного изображения структуры любого данного опыта. Согласно концепции «четверки», любой опыт состоит из некой комбинации четырех репрезентативных категорий: А — аудиальной, V — визуальной, К — кинестетической и О — обонятельной/вкусовой.

Якорение

Процесс ассоциации внутренней реакции с неким внешним стимулом (как в классическом обусловливании), который позволяет получить быстрый, а иногда и скрытый, доступ к этой реакции.

Приложение

СРАВНЕНИЕ ПО СУБМОДАЛЬНОСТЯМ

Визуальные субмодальности

Число образов                                                  ____________________      _____________

Движущийся/Неподвижный____________________      _____________

Цветной/Черно-белый                                     ____________________      _____________

ЯркийДусклый                                                  ____________________      _____________

Сфокусированный/Расфокусированный______________________________________

Четко очерченный/Размытый                          ____________________      _____________

Ассоциированный/Диссоциированный          ____________________       _____________

Находится в центре поля зрения/

Занимает все поле зрения                             ____________________       _____________

Размер (относительно естественного)          ____________________      _____________

Форма                                                                ____________________      _____________

Трехмерный/Плоский                                       ____________________       _____________

Близкий/Отдаленный                                        ____________________      _____________

Локализован в пространстве/Панорамный  ____________________      _____________

Слуховые субмодальности

Число звуков/Источников звука                     ____________________       _____________

Громкость                                                          ____________________      _____________

Тон                                                                     ____________________      _____________

Темп                                                                   ____________________       _____________

Высота                                                               ____________________      _____________

Скорость                                                            ____________________      _____________

Тембр______________________________________

Продолжительность______________________________________

Интенсивность                                                   ____________________      _____________

Направление                                                    ______________,______      _____________

Ритм                                                                   ____________________       _____________

Гармония                                                           ____________________      _____________

Громче в одном ухе, чем в другом               ____________________      _____________

Кинестетические субмодальности

Местоположение в теле                                  ____________________      _____________

Скорость дыхания                                            ____________________       ____________

Частота пульса                                                  ____________________      _____________

Температура кожи                                           ____________________       ____________

Вес                                                                     ____________________      _____________

Давление                                                           ____________________       ____________

Осязательные ощущения                                ____________________      ____________

Обонятельные и вкусовые субмодальности

Сладкий                                                             ___________,_________       ____________

Кислый                                                               ____________________      ____________

Соленый                                                             ____________________        ____________

Горький                                                              ____________________      ____________

Приятный                                                           ____________________      ____________

Ароматный                                                        ____________________       ____________,

Насыщенный                                                     ____________________      ____________

Едкий______________________________________


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!