Маска как эстетический объект

Маска и семиотика культуры. Маска как знак.

 

Маска является одним из важных элементов культуры всех известных науке обществ и традиций. Роль маски (или с ней функционально сходных способов изменения лица с помощью косметики, татуировки, пластических операций) различна в зависимости от социальных, исторических, географических факторов.

 Знак — это доступный одному (или нескольким) из наших органов восприятия (ушам, глазам) материальный объект, который сообщает нечто, отличное от себя самого, передает какое-то содержание или смысл. В случае маски доступный глазам зрительный ее облик представляет собой означающую сторону знака, а другую — означаемую сторону знака, значение маски — составляет ее социальная и индивидуальная функция.

Проблемы у исследователей возникают не только при локализации первой маски, но и при попытках выявить её изначальные функции. Дело в том, что маски использовались для разных целей уже в очень отдалённые эпохи, причём сами эти цели зачастую представляют загадку для исследователей. Так, например, маски издревле применялись в различного рода обрядах, связанных с верой в духов и с тотемизмом. Использование маски в этих обрядах является способом воплощения мифологических идей и представлений, существующих в сознании носителей традиционной культуры. Исконный смысл этих идей, природа этих представлений до сих пор порождают острые дискуссии в философских кругах, а также среди специалистов разного профиля.

 В книге французского этнолога, социолога и культуролога К. Леви-Стросса (1908-2009) «Путь масок» -приведены мифы, которые повествуют о происхождениимасок. Смысл этих мифов в высшей степени загадочен без учёта природы исходной маски. Загадочен и тип первой маски. В религиозных культах первобытных сообществ можно обнаружить маски самых разнообразных типов. Маски носят на голове, на лбу, на руке, на пальцах и т. д. Издревле было принято делать маски из слепков, снятых с лица умерших. Известны погребальные маски, изготовленные из золота и других материалов .

Широко использовалась маска и в ритуалах, связанных с изгнанием «злых духов»Существует множествоизображений «Страшного суда», на котором присутствуют божества и люди в звериных масках. В традиционных обществах нередко существует целая индустрия по изготовлению масок для совершения религиозных театрализованных действ,мифологизированных обрядов, причём эти маски зачастую отличаются крайним разнообразием.

Может показаться, что именно многообразие форм маски, её полифункциональность, а также изначальная связь с архаичными формами сознания, предельно затрудняют мысление её исходной формы и изначальных функций, однако есть все основания считать, что основные проблемы порождаются грубыми методологическими прегрешениями, которые допускаются при исследовании истоков самых различных феноменов человеческой культуры, включая маску, язык, сказки, мифы, обряды и т. д. Изучение процессов введения в культуру различных биологических объектов привело к становлению теории центров происхождения культурных растений, домашних животных.

Структурно-семиотический подход предполагает рассмотрение маски в качестве символического материального объекта, подобного человеческому лицу, морде животного или птичьей голове, накладываемого на лицо участников обряда или ритуального действа,бытующего в определенной этнической общности и трансформирующегося в межкультурных контактах (К. Леви*Строс)Согласно концепции ЛевиСтросса, с каждым типом маски связаны мифы, имеющие целью объяснить их «легендарное, либо сверхъестественное происхождение и обосновать их роль в ритуале, экономике, социальной жизни». Ученый рассматривает маску в архаической практике как некий дополнительный контур тела, имеющий выраженное в поверхности символическое значение,и, одновременно, трансформирующий окружающую объект реальность. При этом маскане создает какоголибо временного измерения, ее задача лишь зафиксировать смену означающих: маску надевают в момент пароксизма, перед жертвоприношением и задача ее — преобразовать нормальную внешность в антагониста, чудовищного двойника; маска исчезает, когда чудовища становятся людьми в акте символизации, именно через маску сверхъестественные существа интегрируются в социальную жизнь

Погребальные маски

Основное предположение, которое можно было бы сделать по отношению к погребальным маскам разных культур, состоит в допущении, что маска так или иначе соотнесена с миром мертвых. Она может сама охранять покойного в этом новом мире, может служить знаком этого мира, где она заменяет прежнее лицо человека, наконец, она может символизировать одного из постоянных обитателей этого мира. Выбор из этих (и некоторых других) возможностей следует делать на основе других данных о заупокойном культе.

В отличие от других масок, погребальные как правило воспроизводят черты человека (а не зверя или фантастического звероподобного существа) и поэтому существенны для генеалогии портрета.

Зооморфные маски

Одной из важных функций зооморфных масок является устрашающая. Во время инициации роль маски состоит в символизации опасности, воплощаемой животным. Универсальный характер обряда инициации и его центральная роль в других ритуалах позволяет предположить, что устрашающая роль маски в этом обряде не только восходит к глубокой древности, но и могла быть общей для разных групп, составлявших древнюю область обитания человека.

Особый случай использования зооморфной маски представляет ее применение к другим животным, а не людям. У горно-алтайских скифов в Пазырыке обнаружены оленьи маски, надевавшиеся на коней. Существенно то, что это происходило в погребальном обряде. С ним могло быть связано символическое перенесение покойника на север, где оленя в области вечной мерзлоты разумнее использовать для транспорта, чем лошадь.

Маски мифологических существ

Достаточно рано документированы маски, комбинирующие черты разных животных (иногда и людей) в фантастическом образе, соотносящемся с одним из мифологических существ. Иногда эти существа могут условно называться именами животных, но их внешний вид настолько деформирован, что их нельзя считать зооморфными.

На северо-западном берегу северной Америки у индейских племен группы сэлиш и их соседей распространены маски мифологических существ, общую характеристику которых дал Леви-Строс в одной из последних своих книг, посвященной этим маскам: «Гораздо более крупные, чем лицо, эти маски округлены сверху, но их боковые стороны, сначала искривленные, сближаются или становятся параллельными или даже наклонными друг к другу; таким образом, последняя треть приблизительно принимает вид прямоугольника или перевернутой трапеции. По нижнему краю небольшое основание совершенно горизонтально, как если бы маску отпилили с основанием, изображающим осевшую нижнюю челюсть, в середине которой свисает большой язык..."

Форма этих масок вызывает недоумение ученого, озадаченного и в изумлении спрашивающего: «для чего этот широко открытый рот, эта отвисшая нижняя челюсть, выставляющая огромный язык? Для чего эти птичьи головки, по видимости не связанные с остальным и расположенные совсем иначе? Для чего эти выступающие глаза, образующие инвариантную черту всех типов? Отчего, наконец, этот демонический стиль, не сходный ни с чем в соседних культурах и даже в данной, где он зародился?» 9. Мифы о происхождении этих масок различны: одни группы индейцев считают, что предки масок упали с неба, другие полагают, что они получены от водяных духов. В любом случае их природа чудодейственна и окружена мифами. Выступающие глаза связаны с тем, что эти маски нелья ослепить.

Фантастические маски этого рода используются во многих более поздних традициях. Хотя, как в Тибете, у бурят, на Шри Ланке и в Японии, эти (отчасти напоминающие друг друга в каждой из названных областей) маски соотносятся с народными вариантми буддийских верований, их происхождение изначально не связано с ранним буддизмом. В каждом из ареалов распространения речь идет о явлении массовой культуры.

Маска как эстетический объект

В новое и новейшее время в изобразительном искусстве маска утрачивает свое первоначальное значение, эстетизируется и становится объектом эстетического восприятия и изображения. Начало этого процесса можно отнести еще к античному времени: когда на статуэтке изображался актер (чаще всего комедийный), держащий театральную маску, последняя выступала как предмет для изображения. То же самое можно сказать и об изображениях масок на керамических сосудах

."Театральная маска - как правило - обычно выражает окостенение социального типа, утерю им индивидуальных черт, делающих его еще живым лицом, его предельную схематизацию и общность. (. . . ) Маска всегда имеет дело с выкристаллизовавшимся жизненным материалом. Она не допускает нерешенных фигур, персонажей с новым, неустоявшимся социально-психологическим содержанием, судьба которых имеет свое развитие и продолжение в жизни после финала театральной пьесы" (Алперс Б. Театр социальной маски. - М. -Л, 1931. С. 78-79).

В XX веке маски как атрибут изображаемого (а не как самостоятельный образ, несущий собственную функцию) используются художниками-сюрреалистами.

Учитывая постоянное значение для масок средств массовой культуры, их вновь и вновь использующих, особый интерес представляет применение маски в кино.туры, тяготеющей к наглядным образам оккультного или магического содержания.

 

Источники:http://ec-dejavu.ru/m-2/Mask_Ivanov.html

 Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. - М.: Языки славянских культур, 2007, с. 333-344

В.А. ВоронцовО ПЕРВОЙ МАСКЕ И ЕЁ РОЛИ ГЕНЕЗИСЕ ДРЕВНИХ ВЕРОВАНИЙИ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

Так же осмелюсь рекомендовать группу в контакте с экзотическими масками мира,там очень много различного материала про маски,фотографии,документалки,чего душа желает.Группа не моя,просто очень хорошая для интересующихся данной темой:https://vk.com/club39920007


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!