Предмет истории дизайна, науки и техники.



Определение дизайна как проектной деятельности и как составного элемента культуры и экономической системы.

Современный термин «дизайн» имеет великое множество определений этого чрезвычайно широкого явления культуры постиндустриального общества.

«Дизайн – это ...

... деятельность дизайнера. Дизайнером может быть назван любой специалист, который на основании полученных им знаний, технической подготовки и практического опыта, а также художественного чутья и развитого зрительного восприятия рекомендует производству наиболее подходящие материалы и способы их обработки, определяет форму, цвет и характер отделки промышленных изделий массового изготовления. При этом дизайнер может сосредоточить свое внимание на всех вопросах или на каком-нибудь одном, но существенно определяющем образ изделия. Так, он может глубоко проникнуть в конструкцию изделия, потребовать изменить производство. Но он может и ограничиться вопросами рекламы, упаковки и продажи изделий или организовать выставку товаров. Если художник занят в тех отраслях промышленности, которые используют прикладное искусство и ремесла, и где обработка изделий ведется вручную, то он является дизайнером только в том случае, если созданные по его рисункам или моделям вещи выпускаются значительным тиражом, поступают в продажу и не считаются его личной работой» (первое официальное определение, данное английскими теоретиками примерно в 1935-1950 г.).

... творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн охватывает все аспекты предметной среды, обусловленные промышленным производством» (Междунар. Семинар по дизайнерскому образованию в Брюгге, Бельгия, 1964 г. – с подачи теоретика Томаса Мальдонадо).

... творческая деятельность по созданию предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека» (определение ICSID – Международного совета организаций индустриального дизайна, 1969 г., с подачи советской делегации).

... форма организованности художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления» (Вяч. Глазычев, выдающийся отечественный теоретик дизайна, в книге «О дизайне» 1970 г.).

... настолько многогранное и сложное явление, что не должно быть его единого официального определения. Он охватывает широчайший спектр объектов и методов проектирования» (решение Генеральной ассамблеи ICSID, 1971 г.).

... (от англ. dеsign – замышлять, проектировать, а также проект, рисунок) – проектирование предметного мира, в частности – эстетических свойств промышленных изделий. Результат этой деятельности (напр., "дизайн вещи", "дизайн автомобиля"). Морфология предметного мира прошлого ("первобытный дизайн", "дизайн XVIII века")» (Большая советская энциклопедия, 3-е изд., 1972 г.).

... то, что делает изделия промышленности отвечающими вкусам потребителей» (Генри Коул, руководитель Великой выставки в Лондоне, 1851 г.).

... то, что заставляет звенеть кассовые аппараты магазинов» (Рэймонд Лоуи, пионер промышленного дизайна, США, 1933г. – начало выхода из Великой депрессии).

... разработка таких промышленных изделий, которые служили бы человеку лучше прежних, возбуждали бы желание обладать ими и давали бы прибыль от продаж» (Г. ван Дорен, дизайнер, США, 1955г.).

... работа художника в конкретных материалах фабрики, в самой гуще производственного процесса» (Герберт Рид, английский теоретик, в книге «Искусство и промышленность», 1960г.).

... не искусство! У дизайна и искусства сейчас нет ничего общего» (Томас Мальдонадо, «Ульм», 1964).

... не специальность! Это тотальная общественная деятельность, это абсолютно правдивое зеркало каждого общества» (Джордж Нельсон, США, 1972 г. – в книге «Проблемы дизайна»).

... соединение искусства и техники для производства прекрасных вещей» (Акио Морита, глава фирмы SONY – книга Сделано в Японии).

... общее название всех визуально воспринимаемых искусств, сверх-искусство» (Джио Понти, основатель журнала DOMUS, 1928, Италия).

... магия» (Этторе Соттсасс, 1963г., выдающийся итальянский дизайнер; в 1981 он создаст магическую студию «Мемфис»; под магией он понимал владение силами воздействия на душу пользователя, пока еще не объясненными наукой).

... рисование чего-нибудь нового» (Марио Беллини, выдающийся итальянский дизайнер, в интервью журналу «Мир дизайна», С-Пб, 1999).

... продолжение людьми творчества Создателя» (Дмитрий Азрикан, выдающийся советский дизайнер, ныне творит в США, 2000).

... проектирование качеств изделий в расчете на нужды клиента, а не на удобство производителя» (Джеймс Пилдич, аналитик, популяризатор дизайна, Великобритания).

... проектирование именно того, что, оказывается, хочет покупатель» (кредо преуспевающих фирм-производителей по мнению исследователя Уотермена, 1984).

... одновременно и необходимость, и очень выгодный бизнес» (стендист на выставке «Дизайн США», Ленинград, Манеж, 1990г.).

... самое выгодное после наркобизнеса вложение денег: в среднем (по США, 80-е годы) $1000 прибыли на $1 затрат» (Бюллетень ВНИИТЭ ГКНТ СССР «Техническая эстетика», 1989г.).

... досадные дополнительные затраты на более приличное исполнение того, что производим» (Зам. директора одного предприятия в г. Перми, 2000).

... пока что роскошь для нас» (Гендиректор пермского машзавода, 2000).

... нечестные приёмы приукрашивания товаров, без которых вполне можно прожить» (Секретарь начальника отдела товаров народного потребления пермского машзавода, ярая христианка, 2000).

... (в переводе с английского – заимствовать, применять у себя) – использование чужих находок при самостоятельном оформлении чего бы то ни было» (30-летн. фермер Эдуард из с. Лобаново под Пермью).

… наполнение предметного мира смыслом» (Валентина …, студентка Высшей академической школы графического дизайна, Москва, 2003).

... любовь к людям не на словах, а на изделиях» (Алексей Ю. Наместников, дизайнер).

Наше рабочее определение:

Дизайн – это творческая проектная деятельность, целью которой является совершенствование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в частности, промышленных изделий. А также ее результаты (например, дизайн автомобиля) и морфология предметного мира прошлого (например, дизайн древнегреческой керамики).

Сегодня дизайн является частью глобального маркетинга, в котором сходятся проблемы культуры и экономики.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!