Классический период: идеи и представители



Софисты

- объективный мир не познаваем, истина у каждого своя

Сократ Платон Аристотель
«Старшие» Протагор, Горгий, Антифонт, Гиппий, Продик «Младшие» Ликофронт, Критий Разработал способ достижения истины – майевтика. Основная задача философии – в познании человека Создал «учение об идеях». Основоположник объективного идеализма Классификация наук: теоретические, практические и творческие. Основоположник логики. Учение «о материи и форме».
         

Эллинистический (греко-римский) период

Скептицизм – сомнение оказывается универсальным философским принципом, последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания Пиррон, Секст Эмпирик
Стоицизм – источником любого знания являются ощущения; цель человеческой жизни – счастье (жизнь согласно природе) Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий
Эпикуреизм – высшее благо наслаждение (отсутствие страданий)   Эпикур, Секст Эмпирик
Кинизм – призывали индивида опираться только на себя, отказаться от излишеств Антисфен, Диоген Синопский, Кратет
Пифагореизм, неопифагореизм Филолай, Ликон  
Аристотелизм (перипатетизм) Теофраст  
Платонизм – систематизация и комментирование работ Платона, разработка техники диалектических споров Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский
Неоплатонизм – доведено до предела противопоставление телесного мира и сверхчувственного мира; особое внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале   Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл

Средневековая философия

АПОЛОГЕТИКА II – V вв.

Татиан, Тертуллиан, Иустин, Климент Александрийский, Ориген, Августин

Центральная проблема – отношение между разумом и верой

ПАТРИСТИКА

II – VIII вв.

ЗАПАДНАЯ

ВОСТОЧНАЯ

Центральные проблемы

· Троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями

· Природа Христа

· Соотношение свободы и благодати

· Отношение веры и разума

Тертуллиан, Аврелий Августин, Боэций, Иероним

Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама

СХОЛАСТИКА

V – XV вв.

Ранняя

Зрелая Поздняя

Центральные проблемы

· проблема универсалий

· отношение разума и веры

Предсхоластика (V – VIII вв.)

Ранняя (IX – XII вв.)

Бонавентура, Фома Аквинский, Роджер Бэкон

Уильям Оккам, Жан Буридан, Мейстер Экхарт

Боэций, Кассиодор, Беда Достопочтенный

Иоанн Скот Эриугена, Шартрская школа, Сен-Викторская шк.

               

Философия эпохи Возрождения

Гуманизм – особое явление духовной жизни Возрождения. В центре внимания – человек, как самое совершенное творение Бога (человек, как и Бог, является творцом и в это его высшее предназначение) Петрарка (выделил две причины испорченности и способы борьбы с ними); Лоренцо Валло (сторонник индивидуализма); Дезидерий Эразм (Роттердамский) (улучшение жизни людей связано с распространением образования)  
Ренессансный платонизм Марсилио Фичино, Пико де ла Мирандола (стремились создать новый синтез платонизма, аристотелизма и христианства, большое внимание уделялось познанию природы)  
Пантеизм – Бог и природа (Вселенная) отождествлялись, полностью сливались. Николай Кузанский (Бог=Вселенная – Абсолютное бытие (Абсолютный максимум); человек – микрокосм)  
Натурфилософия – мир единое целое, в котором различные части есть подобие друг друга и мира в целом (объяснялось на базе пантеизма или гилозоизма); человек - микрокосм Марсилио Фичино, Пико де ла Мирандола, Парацельс (Вселенная – единый живой организм, одушевленный) Бернардино Телезио (в основе природы – материя, которая активизируется под влиянием двух сил – тепла и холода)  
Социальная философия Никколо Макиавелли (основоположник политического реализма: проблема управления не зависит от религиозных теологических и иных учений) Гуго Гроций – идея «естественного права» Жан Боден – теоретик зарождающегося абсолютизма Утопизм – собрание различных моделей и проектов идеального общества (Томас Мор, Томмазо Кампанелла)

Философия Нового времени


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!