Учение Гоббса о естественном и общественном состояниях человека.



НОВОЕ ВРЕМЯ. ОФОРМЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

1. Характеристика эпохи.

2. Рене Декарт и его теория.

3. Томас Гоббс и его учение.

4. Дж. Локк и его идеи

5. Беркли и критика существования материи.

6. Монадология Лейбница. Теодицея Лейбница. Работа Лейбница «Рассуждения о метафизике».

7. Агностицизм и скептицизм Юма. Юм об основах религии и морали.

 

XVII в. стал эпохой коренных изменений в соци­альной жизни Западной Европы, веком научной рево­люции и торжества нового мировоззрения. Его пред­вестником был итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642 гг.), учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойства­ми, кроме геометрических и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять только материальными свойствами, законами механи­ки. Господствовавшее веками убеждение в том, что движениями природных тел правят бестелесные души, цели и формы, было ниспровергнуто. Этот новый взгляд на мироздание произвел полный переворот в объясне­нии причин поведения живых существ.

Первый набросок психологической теории, исполь­зовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоис­пытателю и философу Рене Декарту (1596-1650 гг.) — Картезию. Он ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым живое тело, которое во всей пре­жней истории знаний рассматривалось как одушевлен­ ное, одаренное и управляемое Душой, освобож­ далось от влияния и вмешательства Души.

Рене Декарт является автором важных для психологии работ, как «Страсти души» и «Рассужде­ ние о методе для хорошо направленного разума и отыс­ кания истины в науках».

Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, то есть признание двух субстан­ции, не сводимых друг к другу и обладающих незаменимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности, душа же обладает свойством мышления. Декарт рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения.

Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики, примерно по тем же принципам, по которым двигались механические фигуры созданных и то время фонтанов в Фонтенбло. Процессы жизни у животных — своего рода заранее «готовые» ответы на внешние воздействия. То, что Аристотель называл растительной и животной душами, для Декарта лишь тонкие и подвижные вещества, называемые «животными духами». Так же механически протекают нервные процессы у человека: нервы — это трубочки, передаю­щие животные духи как газ или ветер.

Общая схема: от органов чувств по «чувствительным» нервам (сейчас их называют центрост­ремительными или афферентными нервными путями) воздействие поступает в головной мозг, откуда по двигательным нервам (центробежным или эфферентным путям) животные духи поступают к мышцам, застав­ляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. И этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возник­шая в науке позже, в связи с чем Декарта часто назы­вают «отцом физиологической психологии».

Итак, есть простая схема, описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описыва­ет животное и человека? По Декарту, нет. Люди обладают разумом; животные бездуховны, они не мыслят Именно разумная душа составляет сущ­ ность человека, она позволяет ему управлять сво­им поведением.

Мышление (главное свойство души) включает, по Декарту, все, что происходит в сознании; по су­ ществу, равно сознанию: ум — это и интеллект, и память, и чувство. Так, «душа мыслит боль» Глав­ное, однако, это собственно мышление, интеллекту­альная деятельность. Знаменитая фраза Декарта «мыслю, следователь­но, существую» вытекает из его попытки найти нечто, не подвергаемое сомнению; таким несомненным фактом является наличие самого сомнения, а, следовательно, мышления. Душа в системе Декарта оказалась интеллектуализирована. К ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире. Эта традиция сохранилась в психологии надолго.

О проблеме соотношения души и тела (в психологии она носит название психофизи­ ческой проблемы: ее частным случаем выступает пси­ хофизиологическая проблема, то есть проблема соот­ношения мозга и психики). В рассуждениях Рене Декарта возникает важ­ное противоречие, отражающее действительную слож­ность проблемы. Ведь если душа и тело представляют две субстан­ции, то они, по определению субстанции, не должны влиять друг на друга: единственной причи­ной для субстанции выступает она же сама. Однако, совершенно очевидно наличие взаимовлияния души и тела: с одной стороны, изменение телесного состоя­ния влияет на мышление (например, болезнь мешает ясности мысли), с другой — дух воздействует на тело, управляя им при осуществлении целесообразного дви­жения. Поэтому Декарт нарушает строгость дуалисти­ческой схемы.

Физиологически решает проблему, находя орган пребывания души — точку (непротяженную!) в «шиш­ковидной железе» (ныне называется эпифиз; в XVII в его функции были неизвестны). По Декарту, душа колеблет ее, воздействуя тем самым на животные духи в нервах.

В психологическом отношении Декарт пытает­ся разрешить проблему связи субстанций, введя поня­тие «страсть». Страсти — это продукты и духовной, и телесной деятельности Они возникают в «шишковид­ной железе» от взаимодействия, желаний духа и движений тела. В каком-то смысле именно страсти — ре­шающий момент поведения Воля иногда не в состоя­нии повлиять на тело и способна лишь иногда противостоять импульсам страстей, страсти могут и подавлять ход мышления.

Душа связывается Декартом с мышлением. Что такое мышление? Это — усмотрение идеи и установление связи, отношения между идеями, абсолютно ясное, отчетливое осознание называется у Декарта интуицией, оно — критерий истинности (то есть очевидное — истинно) Каковы же источники, из которых возникают идеи?

Есть идеи, привходящие из чувственного опыта, полагает Декарт. Они часто недостоверны, им нужно руководство со стороны разума; они — необходимая часть познания, но могут быть и помехой. Есть идеи, изобретенные человеком. Но главными, дающими материал для интуиции, являются врожденные идеи, которые, по Декарту, невыводимы из эмпирической практики; это, например, понятия бытия, Бога, числа, некоторые суждения (аксиомы). Концепция «врожденных идей» вызва­ла много споров как у современников Декарта, так и у последующих поколений философов и психологов.

В работах Декарта определены важнейшие вопросы будущей психологии (соотношение души и тела, врожденного и приобретенного, произвольного и непроизвольного — «автоматического» и др.). У Декарта отчетливо видится новое понимание души — как сознания, понимаемого, в свою очередь, в основном, как мышление.

Декарт повлиял на психологию как методолог, т. е. мыслитель, пытавшийся определить «правильные» методы рассуждений. Из многочис­ленных предложенных им правил выделим два, наи­более интересные с точки зрения развития психо­логии:

1) при познании делить целое на возможно боль­ шее количество частей — и познавать эти части;

2) идти от простого к сложному.

Учение Гоббса о естественном и общественном состояниях человека.

Материализм Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679) - создатель системы механического материализма, выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые при соединении взаимно уничтожают одно другое, как если бы человек сказал: «бестелесное тело». Под телесным бытием подразумевается существование, без остатка определимое в отношении пространства, времени, числа и движения. Все так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта, То же и человек: свойственные ему явления сознания нельзя отнести за счет души, они лишь проявления движения тела. Человек — это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения — это реальность. Сознание — параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения — это проявление движений в органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов.

«Причиной ощущения являемся внешнее тело (объект), который давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно (как при вкусе и осязании) или опосредованно (как при зрении, слухе, обонянии). Это давление, продолженное внутрь посредством нервов до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление или обратное давление или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направлено вовне, то оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся или этот призрак люди называют ощущением». Удовольствие — это проявление движения в сердце. Таким образом, психика — это тень реальных материальных процессов, она — эпифеномен. Вывод является результатом механистического понимания соотношения психики и мозга в духе параллелизма.  

Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений— ощущение. Представление воображения — это ослабленные ощущения. Память — тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое.

Понимание — это образ, который возникает под влиянием слова. Мышление суть течение образов, связь представлений в соответствии с правилом ассоциаций. мышление — это не особый, не сенсорный процесс: человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения, представления и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явлениями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма. 

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Гоббс доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом. Трактовал причины, порождающие ежедневно наблюдаемые различия в способностях и талантах. Физические различия между людьми существуют, но не настолько значительны, чтобы могли давать решающее преимущество одному человеку перед другими людьми. Различия между людьми в отношении ума складываются прижизненно или в неорганизованной житейской практике без какого-либо метода и культуры обучения (природный ум, по терминологии Гоббса), или формируются путем систематического обучения наукам (по Гоббсу, благоприобретенный ум). По мысли Гоббса, если бы люди были поставлены в одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум. Однако в уме есть один компонент, по которому люди существенно отличаются друг от друга, собственно, даже и не умственный компонент, но неразрывно связанный с ним — некоторая активность, инициативность или, наоборот, пассивность, индифферентность. «Причины различий ума кроются в страстях ... ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным вещам».

От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения его содержаний. Понятие «личность» не имеет психологического содержания и вводится для решения вопроса о вменяемости при рассмотрении совершенных человеком действий. Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные.

Считал поведение и психику человека полностью подчиненными законам механики. Примененял математический метод в философии: общественные отношения людей должны быть изучаемы геометрическим методом. Гоббс стремился "поднять авторитет гражданской власти", подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.

Признает правильным только то знание, которое получается в результате разума.

Гоббс считал, что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других – это есть естественное состояние человеческого общества, где отсутствует гражданское общество, т.е. государственная организация. 

Чувства и разум диктуют им необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, к государственному устройству. Сделать это помогают естественные законы: 1)нужно искать мир всюду, где можно его достичь; там же где мира достичь не возможно, нужно искать помощи для ведения войны; 2)если бы каждый человек стремился удержать свое право на все, люди находились бы в состоянии войны, но так как, согласно первому естественному закону, люди стремятся к миру, то они должны согласиться отказаться от права на все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую они допустили бы по отношению к себе, но человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него; 3)соглашение необходимо соблюдать. Если законы не соблюдать, то естественное состояние общества переходит в состояние войны.   Мораль, таким образом, освобождалась от религиозных санкций, но подчинялась авторитету государственной власти. Религия - не философия, а государственный закон. Не рассуждать о ней следует, а исполнять ее". Гоббс осуждал различные религиозные политические учения, которые обосновывали идею божественного происхождения государственной власти и категорически отвергали теории естественного права и общественного договора.

 Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали. Он использует два основных метода доказательств: синтетический, соответствующий сложению и аналитический, соответствующий вычитанию.  

Гоббс убежденный материалист, лишивший материю, предметы и тела внешнего мира всех их многообразных качеств, за исключением протяженности. Он признает только одну субстанцию - материальную. Всю существующую в мире совокупность тел соединят общество и государство. Возникает потребность в общении, появляется речь, развивается способность к рассуждению и разуму. Но разум вкладывает в человека Бог. Гоббс утверждал, что источником познания служат чувственные восприятия, из которых мы черпаем все наши знания. Различает два вида знания: первичное, основанное на восприятии и памяти, на чувственном опыте, и вторичное, которое "имеет своим источником ум. Последовательность ощущений обусловлена воздействием внешних объектов на органы чувств. В своем учении Гоббс рассмотрел и другие проявления человеческой природы. Это, во-первых, влечения и отвращения, аффекты, способности и нравы, составляющие эмоционально - нравственную сторону познания. Английский философ утверждал, что природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей, он отрицает какую бы то ни было свободу воли. Свободный человек - это не тот, кто заявляет: "я могу делать то, что хочу", а тот, кому ничто не препятствует делать желаемое.

4. Критика врожденных идей Локком. Учение об уме и идеях.  Учение Локка о естественном и общественном состояниях человека. Расхождения с Гоббсом.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!