Характерные формы и причины деформации правовой культуры российской молодежи



Студентка 3 курса

Юридического факультета

Близнюк Анастасия

Виды деформаций правовой культуры

Деформация правовой культуры – это общественное явление, для которого свойственны изменения его состояния, при котором у субъектов формируются определенные идеи, взгляды, представления, знания, настроения и эмоции, которые искаженно отражают реальную правовую действительность и выражают негативное отношение к действующей системе права, законности и правопорядку в целом.

Наиболее распространенные виды деформации правовой культуры в современной России – это правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм (правовой фетишизм) и перерожденная правовая культура (аберрация). Их значимость состоит в том, что они, прежде всего, касаются деформации индивидуальной правовой культуры, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.

 

Причины деформации правовой культуры

К внешним причинам правового инфантилизма относятся:

1. Несформированность государственной идеологии в правовой сфере.

2. Негативное влияние ряда норм традиционной морали.

3. Недостатки в правовом информировании населения.

4. Снижение «психологического возраста» в ряде социальных групп.

Внутренние причины:

1. Стереотипы восприятия правовых ценностей, институтов и норм права;

2. Слабость субъекта перед социальной стихией и негативные подсознательные механизмы, связанные с чувствами стыда и вины;

3. Отсутствие разработанной методологии и навыков решения правовых проблем.

Правовой нигилизм и правовой идеализм

По утверждению известного исследователя этого явления Вольфганга Крауса, данный общественный феномен представляет отрицание в чрезвычайной степени. Нигилизм отрицает существующие ценности, не зная никаких иных. Он рождается из возмущения, ненависти, отчаяния, разочарования, равнодушия, скуки. Нигилизм – это позиция человека, отрицающего наличный мир, но не способного представить себе никакой возможности его улучшить и потому переживающего фазу разрушения или саморазрушения. Большинство проявлений нигилизма восходят к двум основным его формам: активному, воинствующему, экстравертному и пассивному, апатичному, интровертному. Активный нигилизм еще обнаруживает жизненный порыв, сохранившуюся от других умонастроений остаточную веру в действительность движения, изменения, убеждения. Пассивный нигилизм приводит к молчанию, к постепенной атрофии всех жизненных реакций.

По мнению Крауса, под правовым нигилизмом следует понимать неотъемлемую часть субъектного мироощущения правовой действительности (правопознания), включающую осознание либо признание несостоятельности идеолого - объективной ценности права, его норм, институтов, отраслей в практической регламентации конкретных социальных отношений. К всеобщему сожалению, отечественные ученые в настоящее время отмечают среди российской молодежи значительный рост правового нигилизма. Факторами, поддерживающими нигилистические установки среди молодых людей, являются, отсутствие национальной правовой идеологии, архетистические характеристики российского правового сознания, административный нигилизм и институциональная несформированность социально-правовой системы в современной России.

В настоящее время следует выделить следующие специфические черты правового нигилизма в российском обществе:

- во-первых, проявления правового нигилизма имеют, подчеркнуто

демонстративный, конфронтационно - агрессивный характер;

- во-вторых, правовой нигилизм является глобальным, массовым, широко распространенным не только среди граждан и социальных групп, но и в официальных государственных структурах;

- в-третьих, правовой нигилизм в Российской Федерации существует в многообразных формах – от криминальных до легальных, от парламентско-конституционных до митинговых;

- в-четвертых, правовой нигилизм зачастую сливается с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, образующим вместе единый деструктивный процесс;

- в-пятых, правовой нигилизм связан с негативизмом – более широким явлением, захлестнувшим в последние годы российское общество и обусловленным демонтажем старого и созданием нового социального порядка.

Второй формой правового идеализма является правовой идеалистический формализм, представляющий собой своеобразный взгляд на ценность формальной определенности права. Это отношение основывается на преувеличении значимости юридических моделей, юридических процедур, юридических формулировок в ущерб другим ценностям права. Иными словами, правовой формализм является разновидностью или проявлением бюрократического сознания и определяется как система управления или ведения дел, которой свойственно жертвовать интересами дела ради формальности.

Опасность правового идеализма заключается в том, что он порождает у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты.

Мы считаем, что к причинам появления правового идеализма относятся:

- внешние (социальный кризис, сверх ценностный характер некоторых стереотипов общественного сознания, идеальный характер деноминируемых базовых ценностей права, которые часто входят в противоречие с правовой жизнью);

- внутренние (личностная слабость перед социальной стихией, шаблонность мышления и восприятия действительности, наличие у индивида стереотипных представлений о реальности, нежелание брать на себя ответственность за совершаемые действия).

 

Характерные формы и причины деформации правовой культуры российской молодежи

Деформированность правовой культуры российской молодежи представляет собой результат ошибок, упущений и недостатков в воспитании российского подрастающего поколения: в семье и учебных заведениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных институтов; недостаточной, а главное – малоэффективной, координации их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правонарушений.

Факторы, деформирующие процесс правовой культуры личности» понимаются условия, оказывающие негативные влияния на формирование правовой культуры индивида, то есть явления материальной и духовной жизни вызывающие определенные отрицательные количественные и качественные изменения в ее функционировании.

На факторы, деформирующие процесс правовой культуры личности, влияют и психофизиологические особенности человеческого организма:

– уровень развития умственных способностей, влияющих на качество формирования правовых знаний и ценностей;

– особенности характера (внушаемость, сила воли, темперамент);

– уровень профессионального образования (квалификация).

Число факторов, влияющих на деформацию правовой культуры извне, определяется количеством «субъектов-творцов» правовой культуры, которые по своему статусу могут быть подразделены на официальные и неофициальные.

К официальным субъектам относятся: органы государственной власти и их должностные лица; образовательные учреждения и средства массовой информации.

В группу неофициальных субъектов входят: религиозные конфессии; социально-демографические группы (социальные слои и т.п.); коллектив (семья, трудовой коллектив, в криминальной субкультуре преступная группа и т.п.); лидеры (образцы для подражания, например, политические лидеры, в криминальной субкультуре авторитеты и «воры в законе» и т.п.).

К основным факторам, определяющим антисоциальное, деформирующее правовое поведение и правовую культуру современной российской молодежи относится:

1. Беспризорность среди несовершеннолетних. Ликвидированная в 30х годах прошлого века и забытая обществом, беспризорность возродилась как социальное явление еще в 90-х годах ХХ века и существует и поныне в Российской Федерации.

2. Наркомания и алкоголизм среди молодежи приобрел характер угрозы национальной безопасности.

3. Частичная безнаказанность молодых правонарушителей. Путь к преступлению – ступенчатый: отсутствие порой своевременного и должностного реагирования на антиобщественный образ жизни формирует у части молодежи чувство вседозволенности.

4. Молодежная проституция (особенно в крупных мегаполисах).

5. Насилие в семье и детских учреждениях есть серьезная побудительная причина криминального поведения молодежи.

6. Высокая латентность преступлений, совершаемых молодежью.

7. Вовлечение молодежи в противоправную деятельность взрослыми преступниками, имеющими преступный опыт.

8. Бесспорное влияние организованной преступности. Сформированная еще в 20-х годах прошлого века идеология преступного мира – «воровской закон», оказывает определенное идеологическое влияние на молодежь, деформируя ее правовое сознание.

9. В некоторых случаях непроизвольное негативное воздействие средств массовой информации на формирование противоправного поведения молодежи.

10. Скачкообразное расслоение общества на богатых и бедных, рост числа семей, которые живут в условиях обнищания, а также длительная трудовая незанятость, особенно в сельской местности и провинциальных городах России.

11. Влияние на часть мусульманского населения Российской Федерации идеологии преступных ваххабитских религиозных организаций.

12. Возрастание среди молодежи общего уровня тревожности, страха, агрессивности и жестокости, в том числе в межнациональных и межгосударственных отношениях (с Грузией в 2008г., с Украиной c 2014 года), как следствие роста стрессовых и конфликтных ситуаций в обществе.

Таким образом, правовая культура современной российской молодежи в силу вышеизложенных нами факторов частично деформирована, неустойчива и эклектична. Она отражает характер и содержание отечественного переходного периода, умонастроение и социальные позиции молодежи.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!