Законы социально-экономические



Вопреки сложившемуся стереотипу, древние иудеи не были хорошими торговцами и ремесленниками, более того, они с презрением относились к «торгашеским» Вавилону и Ассирии. Отсюда становится понятным и низкий уровень развития экономических отношений, вещного и обязательственного права. Вещное право было представлено, прежде всего, группой норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины Собственником земли выступал Иегова (Лев., 25: 23). Основанием права евреев на землю Палестины являлась их служба Богу.

Земля была поделена между коленами израилевыми сообразно с количеством семейств в каждом из них (Числ., 26: 53-54). Таким образом, первоначально каждое семейство владело равным земельным наделом. Естественно, со временем накапливалось имущественное расслоение, однако законодатель всячески стремился сглаживать неравенство и, что особенно важно, сохранять имущество внутри рода, колена. С этой целью существовало установление, согласно которому любой еврей мог в любое время придти на поле или виноградник соседа и есть оттуда столько, сколько захочет, не используя, однако, серпа и не унося с собой ничего (Втор., 23: 24-25).

Еще одним важным условием, способствовавшим «замораживанию» земельного оборота с одной стороны, и поддержанию плодородия почвы – с другой, являлась система субботних лет. Заключалась она в том, что шесть лет подряд следовало обрабатывать землю, а на седьмой год – оставлять в покое и не собирать плодов, взошедших сами по себе. Такие плоды должны были идти в пищу всем, кто в них нуждался. (Лев., 25:2-7). Смысл этой нормы состоял, прежде всего, в том, чтобы дать восстановиться истощенной за 6 лет почве (что важно, поскольку удобрений в те годы еще не знали). В субботний год следовало также прощать долги и освобождать попавших в рабство за долги (это постановление касалось только иудеев, но не иноплеменников). Когда же проходило семь семилетних циклов, наступал пятидесятый, «юбилейный год» (Лев. 25: 8-11). В него также не следовало обрабатывать землю и снимать урожай. Однако главный смысл юбилейного года состоял в требовании восстановления того порядка вещей, который существовал при первоначальном разделе земли между коленами. «В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое» (Лев., 25: 13). Таким образом, сохранялось поколенное владение землей, предотвращалось обезземеливание родов и колен.

В таких условиях говорить о продаже земли в современном понимании просто невозможно. Из Библии прямо следует, что объектом сделки была не земля, а доход с поля «…ибо известное число лет жатв он продает тебе» (Лев., 25: 16). От количества этих лет напрямую зависела стоимость участка. Еще одной мерой, имеющей те же цели, что и установление субботних и юбилейных лет, являлась закрепленная в Моисеевом законодательстве возможность выкупа проданного участка еще до юбилея. «По всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли». Более того, за гоелами (ближайшими родственниками) закреплялась обязанность родового выкупа (Лев., 25: 24-25).

Однако вышеописанный порядок оборота применялся только к сельской недвижимости. Дом в городе, окруженном стенами, не подлежал возврату в юбилей, он продавался безвозвратно. Право родового выкупа действовало не бессрочно, а лишь в течение года (Лев., 25: 29). Однако для левитов были установлены особые правила: поля вокруг их городов не подлежали продаже вообще, городская недвижимость возвращалась им в юбилей.

Обязательственное право

Обязательственное право древних иудеев отличается слабой разработанностью по сравнению с законами других семитических народов. Однако в целом евреям были знакомы все основные виды договоров.

Договор купли-продажи известен Моисееву законодательству. «Если будешь что продавать ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Лев., 25: 14). Правда здесь, как, впрочем, и везде, под ближним понимается только свой соплеменник иудей. Однако существует норма, позволяющая иноземцу также надеяться на справедливость: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх., 22: 21).

Чуть больше можно почерпнуть из Вечной Книги относительно договора займа. «Если будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих на земле твоей, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открои ему Руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор., 15: 8). Причем, как уже было сказано выше, все долги прощались в субботний год (Втор., 15: 1-2). Архаизм еврейского права выразился в законодательно установленном запрете взимания процентов (Исх., 22: 25). Оба вышеуказанных положения распространялись исключительно на заемщиков-иудеев. Иноплеменникам не прощались долги, с них разрешено было брать рост. Моисеево законодательство разрешало кредитору брать в залог имущество должника, однако рекомендовалось не брать залог с бедных. Существовало ограничение на залог последней одежды человека. Под полным запретом находился залог ручной мельницы – по каким-то причинам считалось, что отдающий ее отдает в залог свою душу (Втор., 24: 6).

Другие виды договоров в законах Моисея не упоминаются, однако положения о них были выработаны иудейскими юристами в произведениях талмудистики. С помощью казуального толкования были обойдены также некоторые запреты, мешавшие развитию экономических отношений (в частности – запрет на взимание процентов по долгу).

Законы о наследстве

Законы о наследстве составляют важнейшую часть права любого общества любой эпохи. Поскольку главный предмет наследования состоял на тот момент в земельном участке, являвшемся основой экономического благосостояния, нас будет интересовать, прежде всего, наследование недвижимости. Профессор Лопухин писал: «Недвижимое имущество считалось неотъемлемою собственностью всего колена, а в своих частях — собственностью племен или семейств в колене. Отсюда право наследства естественно ограничивалось этими общественными единицами, за пределы которых ода не могло переходить. Так как земельные наделы при разделе земли по жребию были розданы "по числу имен" лиц мужского пола и получили их имена, чтобы под этими именами переходить из рода в род, то естественными наследниками этих наделов, по смерти владетеля, являются его сыновья как носители его имени и хранители его рода». При разделе имущества играло роль так называемое право первородства: по законам Моисея старший сын получал половину всей наследственной массы. Это правило действовало вне зависимости от воли наследодателя (Числ., 27: 8). Именно поэтому случай с Исавом и Иаковом описывается как нечто из ряда вон выходящее, тогда в ход пошли различные хитрости (Быт., 25: 30-34). Следующей за сыновьями очередью наследников являлись дочери. «Если кто умрет, не имея сына, то передавайте удел его дочери его» (Числ., 26: 53-56). При отсутствии дочерей и прочих прямых нисходящих наследовали братья (Числ., 27: 9), при их отсутствии – дядья (Числ., 27: 10). Если не находилось и их, то удел наследовал любой близкий родственник одного колена с умершим (Числ., 27: 11). Прижизненный подарок отца одному из сыновей входил в общую начледственную массу (Иезекииль, 46: 16).

Наследования по завещанию Моисеево законодательство не знало, этот институт был гораздо позднее разработан в талмудистике.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!