Человекознание как комплексная дисциплина   

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

 

 

Реферат

Человекознание как комплексная дисциплина

 

 

    Выполнила: студентка II курса группы ДО-27 специальности 44.02.01    Дошкольное образование Степанова Валентина Николаевна.   Проверила: Воробьева М. М.

 

Стерлитамак, 2020

 

 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

§1. Человекознание как комплексная дисциплина……………………….5

Заключение

Введение

 

 

Человек в процессе жизни познает окружающий мир, имеет свое отношение к предметам или явлениям этого мира. Человек действует в этом мире, проявляет свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, т.е. осуществляет волевую деятельность.

На ранних этапах психология развивалась как описательная наука, в которой основным методом получения знаний о психике человека была интроспекция (самонаблюдение). Однако результаты, получавших с ее помощью, имели значительную долю субъективизма, а потому не позволяли решать сложные фундаментальные проблемы.

Их накопления привело в начале XX в. к возникновению серьезного кризиса в психологии. Не оправдал возложенных на него надежд метод интроспекции, не удалось уточнить специфику психической реальности и дать ответ на вопрос о связи психических функций с физиологическими процессами в организме. Кроме того, обнаружились серьезные разногласия между психологической теорией и данными экспериментальных исследований.

Попытка преодолеть эту ситуацию с различных концептуальных позиций обусловила формирование нескольких принципиально отличных направлений в психологии - бихевиоризму, гештальтпсихологии, психоанализа, когнитивной, генетической, гуманистической психологии, а также деятельностного подхода.

В современной науке существует очень много подходов к изучению человека, его отношений и связей с окружающим миром. Человек изучается в таких соотношениях, как общество и его историческое развитие и человек, человек и техника, человек и культура, человек и космос и т.д. По мнению Ананьева Б.Г. «многообразие аспектов человекознания специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания» . В настоящее время формируется достаточно сложная система теоретического и практического человекознания, значение которого для человечества так же велико, как и значение других важных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоением космоса и т.д.

 

 


Человекознание как комплексная дисциплина   

Человекознание (общая антропология) – система теоретического и практического знания, формирующаяся на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, исследующая различные стороны и аспекты феномена человека. Характерной особенностью современного этапа изучения человека является подключение не только естественных или гуманитарных наук (это имеет исторические предпосылки), но и “синтетических” дисциплин: кибернетики, бионики, генной инженерии и др.

В человекознание вносят свой вклад следующие конкретные науки:

• биология (биологическая антропология), опираясь на анатомию и физиологию, выявляющая общее и специфическое человека как биологического вида, т.е. то, что объединяет и отличает его от других объектов органического мира;

• психология (психологическая антропология), изучающая функционирование психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведении животных, пытается выявить специфику человеческого сознания;

• история (историческая антропология), исследующая временную динамику, выявляющая этапы развития человека и человечества;

• социология (социальная антропология), рассматривающая специфику и законы функционирования человеческого сообщества.

По существу, современная система научного знания имеет отчетливо выраженное антропологическое измерение. Иначе говоря, можно выявить еще немало наук, ориентирующихся в большей или меньшей степени на изучение феномена человека.

Выделяются различные уровни исследования человека:

• индивид – человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны его природных свойств и качеств;

• субъект – человек как познающий феномен и носитель предметно-практической деятельности;

• личность – человек как элемент социума, определивший свое место в динамике социокультурного развития.

При этом специальные науки (медицина, биология, психология и др.) акцентируют внимание на конкретных сторонах объекта исследования, что чрезвычайно важно, но явно не достаточно для адекватного изучения такого целостного явления, как человек. Поэтому большое значение имеет философское изучение феномена человека, поскольку именно философия исторически ориентирована на создание о нем целостного представления. Человек, таким образом, есть существо уникальное и специфическое, что осложняет формирование единой науки.

Среди новых гуманитарных дисциплин необходимо отметить эргономику науку о трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность не может быть определена только характеристиками свойств человека, но и требует исследование техники и технологии. На основе таких наук как психология, логика, теория познания, нейро-физиология и биофизика складывается эвристика общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Параллельно с эвристикой развивается науковедение, психолингвистика и характерология, которая объединяет психологию личности с социологией и этикой, а так же все области прикладной психологии (инженерная, экономическая, юридическая, педагогическая и т.д.).

Таким образом, можно говорить о том, что существует необходимость в сближении всех наук, изучающих какую-нибудь сторону развития человека. Человекознание и выступает единой теорией познания человека, в основе которой лежит философия.

 


 

Заключение

Ананьев, последовательно развивая человекознание и идею, практически доказал правильность и перспективность изучения человека как целостности. Борис Герасимович отмечал, что "индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека". При этом он подчеркивал, что "индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида".

     Таким образом, Б.Г. Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем важные взаимосвязанные признаки, именуемые нами макрохарактеристиками такие, как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Данные макрохарактеристики ученый изучал в реальной среде - в совокупности взаимосвязанно действующих природных, социальных и духовных факторов. Продолжая этим традиции В.М. Бехтерева и его школы, он начал практически создавать целостную акмеологическую модель познания и практического действия.

 

 


Список литературы

1. Человекознание: предмет, основной принцип формирования, уровни рассмотрения. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «students-library.com». Режим доступа: https://students-library.com/library/read/52374-celovekoznanie-predmet-osnovnoj-princip-formirovania-urovni-rassmotrenia.

2. Основные тенденции развития современного человекознания. [Электронный ресурс]  // Интернет-сайт «referatbooks.ru». Режим доступа: https://referatbooks.ru/kontrolnaya-rabota/osnovnyie-tendentsii-razvitiya-sovremennogo-chelovekoznaniya/

 

 

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!