Освящение вопроса: Педагогика как наука, искусство и культура.



Если Вы желаете повысить свой балл по педагогике, то эти задания профессиональной направленности для Вас J

Задание № 1. Анализ статьи (10 баллов).

Вопросы смотрите ниже

Ниже помещены два письма (сочинения-рассуждения). Оба они о значении истории в жизни людей и о необходимости ее изучения. Используйте письма для ответов на вопросы, предложенные ниже.

Яков. Зачем изучать историю?

Никто не спрашивает, зачем есть или пить. Об истории можно спросить: «Зачем?». В мире есть многое, о чём можно так спросить. Вопрос убийственный: оказывается, многое вовсе не нужно здоровому человеку (наркотики, или подтяжки, или кола), а многое нужно только больному. Люди обходились без изучения истории в течение тысячелетий. Древние египтяне не могли без пирамид, а без истории – спокойно. В древней Греции школы были, историки первые именно тут появились, но древнегреческие школы были отдельно, а древнегреческие историки – отдельно. До Петра Первого и школ–то почти не было, а какие были – в тех только евангельскую историю изучали, только подробнее, чем это рассказывали в семье.

Вот и первый ответ: историю изучать вовсе не обязательно. Самое главное в истории можно узнать за пять минут.

Во всяком случае, именно такой любви и такого знания история требовали те, кто создавал современные государства на месте средневековых стран. Житель средневековой Руси плохо знал даже историю своего села, да и собственной семьи, не помнил имён никаких князей и царей, да вообще он мог быть татарином или чувашом, а русским только дань платил. Человек знал прошлое своей семьи, и то не слишком хорошо. Хорошо надо было знать землю, чтобы давала урожай.

Древний человек больше современного жил современностью. Если он и защищал родину от захватчиков, то не потому, что берёг прошлое – он берёг настоящее.

…Когда нацисты учили в школе, что немецкий народ более великий и больше перенёс, чем все другие, это была ложь. Когда коммунисты учили в школе, что революция была единственным и лучшим способом справиться с классовым неравенством, это была ложь. Всегда, когда учат, что один народ лучше или хуже, добрее или коварнее другого, – это ложь. Как в семье всегда ложь считать, что один ребёнок лучше или хуже другого.

В истории много лживого, угодного государству. Учим историю по учебнику. Ученик должен сдавать экзамену по учебнику, его оценка зависит от его верности тому, что в учебнике написано. Если в учебнике будет ложь – он будет повторять ложь и верить в ложь. Не нравится – можете уезжать в Уганду – там, возможно, не заставляют учить историю.

Если бы ложь была всесильна, надо было бы запретить преподавать историю с ошибками. Лучше вообще не преподавать физику, чем преподавать физику хотя бы с небольшими ошибками. Лучше пусть человек вообще не трогает электрические приборы, чем думает, что можно спокойно совать пальцы в розетку.

Ложь не всесильна. История есть не только прошлое. История есть не только выдумки и ложь о прошлом. История есть умение отличить ложь от правды, узнать о прошлом то, что оно само про себя не знало. Именно такая история и требует изучения.

Школа – учебник и учитель – рассказывает об истории то, что одобрено официально. Это не абсолютная истина - история не деньги, её не изготавливают по приказу, её проживают кто как хочет.

Историю изучают не для того, чтобы доказать другим свою правоту, а чтобы доказать себе свою разумность, открытость правде, честность. История учит не тому, что кто-то лучше других, а тому, что каждый способен стать другим. Не всегда – в лучшую сторону, иногда – в худшую. Что ж, человек, которому всучили крупную, но фальшивую банкноту, научился, возможно, очень важному делу – вниманию. История никого ничему не учит, но изучение истории учит вниманию к себе и к другому человеку. Конечно, человеку нужна не только внимательность. Но это уже совсем другая история.

 

Анна. Зачем изучать историю?

Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неудач и падений, проанализировать ситуацию в настоящем — ох как бывает необходимо. Где еще брать совет, как не у истории.

Прошлое не изменить, как не старайся, а вот настоящее и, тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Ну, и, наконец, порадоваться, возгордиться своими предками. Почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев, понять закономерности преобразования идей в материальные вещи и поступки, осознать свою причастность к происходящему в настоящем и ответственность за это перед своими потомками.

Все это предоставляет история, постоянно доказывая свою необходимость не только в ученых кругах, но и в делах житейских, бытовых. История не раз показывала свою цикличность. Разница только во времени и персонажах. Но события-то повторяются. И повторяются с завидной периодичностью. Ведь нельзя же сказать, что история не показывает нам времен, например, распада единого государства на отдельные и независимые территории? Нельзя. Было такое уже. Или, например, попытки экспансии Российского государства со стороны стран Европы? Тоже было. И неоднократно.
И таких примеров, если присмотреться повнимательней, можно найти огромную массу и, соответственно проанализировать: как все эти вещи «проходили», как их допускали, как из них выкручиваться.

Уроков масса и относятся они не только к государству в целом, но и к конкретному человеку. Не зря ведь авторитетные ученые сравнивают жизнь и функционирование государства с жизнью и функционированием отдельного человека. История – слово древнегреческого происхождения, переводится “рассказ о прошлом”. Оно обозначает гуманитарную науку, изучающую прошлое значительной группы людей – города, этноса, общества, группы этносов, группы обществ, расы или всего человечества – во всём его конкретности и многообразии. Сейчас в России появляется тенденция изучения истории страны через изучение биографии отдельного – известного или нет – человека. Если не ошибаюсь, тенденция эта идёт с Запада. Её логика гласит: изучать историю народа, общества, общественной страты, человечества без изучения жизни отдельного человека – бессмысленно, поскольку общество, человечество и т.д. состоит из отдельных людей.

Понятно, конечно, что досконально, во всех проявлениях и вариациях, историю изучить просто невозможно. Нельзя ведь с точностью утверждать, о чем думал и что чувствовал тот или иной персонаж, или что послужило толчком к определенным действиям и какие причины у этого поступка, т.к. история является не только списком действий, расположенных в хронологическом порядке, но и переплетением гораздо большего количества факторов, чем время, месторасположение и площадь.

С одной стороны это утяжеляет изучение истории, а с другой, делает этот процесс неповторимо интересным и интригующим, поскольку, понимая причинно-следственные связи произошедшего в тот или иной период события, становится ясно и понятно, что предки были далеко не отсталыми дикарями, а могли, знали и умели что-то такое, что пригодится везде и во все времена.

 

Вопросы к текстам:

1. Сформулируйте идею каждого текста.

2. Найдите положения, защищающие необходимость изучения истории и опровергающие ее.

3. Сравните мнения авторов на один и тот же вопрос.

4. С каким из двух рассуждений вы согласны в большей степени. Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в обоих.


Задание № 2. Анализ статьи (10 баллов)

Вопросы смотрите ниже.

Освящение вопроса: Педагогика как наука, искусство и культура.

В статье «Проблемы педагогики» (автор Анненский И.Ф.) говорится следующее:

   …Константин Дмитриевич Ушинский ошибся, утверждая, что причина педагогической неграмотности кроется только в отсутствии педагогической литературы, так как таковая появилась, но не принесла с собой ни каких изменений. Истинная причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется не в невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в одной из проблем, также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов, что их профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно.

Как уже было сказано в начале, педагогика, как и любая наука, имеет значительную часть и от искусства. К сожалению, среди современных педагогов наблюдается практически полное незнание научной части и, как следствие, их искусство становится сродни «дачной архитектуре», когда каждый садовод творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно не задумываясь над тем, что у него при этом получается. Но класс учеников, доверенный педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе закладываются и развиваются все важнейшие качества будущей личности, происходит важнейший этап ее социализации, на основе которой позже начнется индивидуализация личности.

Отсутствие глубоких теоретических знаний приводит к тому, что педагог, опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему правильными и действенными, но полностью противоречащие психологии. Он может начать считать, что ученика нужно как можно больше ругать, и  как можно меньше хвалить, полагая, что ругань мобилизует, а похвала расхолаживает. Или начинать ответ на любой вопрос ученика с порицания, думая, что ученик от этого начнет лучше заниматься, стараясь найти ответ на вопрос самостоятельно. Или провоцировать публичное осмеяние ученика за допущенные ошибки, также стараясь таким зверским способом улучшить качество его самоподготовки.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!