Города Малого Золотого Кольца



 

2.1 Владимир

 

Владимир - город с тысячелетней историей, основание которого связывают с именем киевского князя Владимира Святославича. В 990-е годы Владимир Креститель на высоком берегу некогда полноводной Клязьмы основал новую крепость по образу и подобию Киева. В середине XII в. в период правления князя Андрея Боголюбского Владимир становится главным городом Северо-Восточной Руси, а во времена татаро-монгольского нашествия - общерусской столицей. Князь Андрей, а затем его младший брат Всеволод "Большое гнездо" превращают крепость в златоглавый белокаменный град. До наших дней сохранились во Владимире белокаменные памятники той поры: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

 

На долю Владимира выпали многие значительные героические события. Были и победы, воспетые в народных сказаниях, и тяжкие времена татаро-монгольского ига.

 

С возвышением Москвы в 14 веке Владимир теряет былую славу. В Москву переезжает митрополит, в Москву владимирцы отдают величайшую святыню города - чудотворный образ Владимирской Божией Матери, по образу и подобию Владимирского Успенского собора Аристотель Фьораванти строит храм в Кремле.

 

Провинциальный Владимир прошлых столетий умилял души современников колокольным благовестом, запахом цветущей вишни да тихими улочками, сохраняя при этом величие старины и обаяние исторического ландшафта.

 

Несмотря на то, что современный Владимир - это крупный промышленный центр, город привлекает туристов со всего мира, приезжающих полюбоваться белокаменным кружевом древних храмов.

 

 

Памятники архитектуры

 

Золотые ворота

 

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

 

Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению.

Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Она представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.

В 1778 году ворота горели во время большого городского пожара. Несколько лет спустя в связи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты для устройства проезда около них. Тем самым конструкции воротных опор были ослаблены, и встал вопрос о ремонте древнего сооружения. В 1795 году был принят «прожект» архитектора Чистякова, по которому к углам пилонов были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены заново из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича, освященная в 1810 году. В таком виде Золотые ворота и дошли до настоящего времени, хотя с начала XIX века неоднократно предпринимались попытки восстановить их в первоначальных формах.

Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972 г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт).

В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины, наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга бердыш, трофейный польский арбалет начала XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса и мушкетон периода Отечественной войны 1812 г., винтовка, мундир, знамены и награды конца XIX в., трофейное турецкое оружие.

 

Экспозиция продолжается на бывшей боевой площадке, превращенной в начале XIX в. в закрытую галерею-паперть. Здесь расположена «Галерея героев-владимирцев»: портреты, мемориальные вещи, документы, фотографии 160 Героев Советского Союза участников Великой Отечественной войны и героев мирного времени. В экспозиции представлены образцы лучшего стрелкового оружия, созданного выдающимися конструкторами-оружейниками из г. Коврова: В. А. Дегтяревым, С. Г. Симоновым, Г. С. Шпагиным и другими. Необычную витрину составили вещи космонавта В. Н. Кубасова.

 

Успенский собор

Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

 

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее).

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III. Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих». В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В 1886—1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

Успенский собор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

 

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

 

 

Дмитриевский собор

Храм (XII в.) во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. Строительство собора связывают с рождением одного из сыновей князя, также крещеного Дмитрием. Постави церковь камену на своём дворе, в сво имя , - сообщает летопись.

Уникально декоративное убранство Дмитриевского собора - более тысячи резных камней.

Центральный, самый крупный рельеф с надписью - сидящий на троне библейский Давид - пастух, псалмопевец, царь и пророк. К трону Давида, как бы славя Творца, собирается вся тварь земная и небесная: львы и барсы, птицы и грифоны. Есть и другие персонажи - Александр Македонский, Самсон, побеждающий льва, Соломон, совершающий свои знаменитые подвиги Геракл. На рельефе северного фасада изображен сам князь Всеволод с сыновьями. В сложной системе средневековых образов все имело свой символический смысл, и пластическое убранство Дмитриевского собора языком иносказаний говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном - о смысле жизни. Фрески, современные зданию, уцелели только под хорами - сидящие апостолы и ангелы из композиции Страшный суд на центральном своде, Шествие в рай и Лоно Авраамово на южном своде.

Памятник внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Монастыри и церкви

 

Рождественский монастырь. Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1191 г. на территории городского кремля князем Всеволодом Большое Гнездо. В тот же год здесь был возведён белокаменный Рождественский собор. Только в середине 16 в. уступил первенство Троице-Сергиевой лавре. В 1263 г. здесь был похоронен великий владимирский князь Александр Невский, принявший перед кончиной монашеский постриг. В сер. 18 в. волею дочери Петра I Елизаветы Петровны монастырь был обращён в архиерейский дом.

 

В настоящее время на территории монастыря, который был вновь освящён в 1991 г. сохранились постройки 17-18 веков: святые врата с церковью Александра Невского, Христо - Рождественский храм, архиерейские палаты, братский корпус. На месте разрушенного в 1930 г. белокаменного Рождественского собора возведён новый храм, вновь построена шатровая колокольня.

 

Богородицкая церковь. Единственный сохранившийся в городе памятник культовой архитектуры 17в. Церковь построена в 1649г. на средства владимирских купцов. Долгое время при ней был женский монастырь, после упразднения которого храм стал домовой церковью находившейся рядом семинарии. В начале 90-х годов прошлого века церковь была передана общине старообрядцев.

 

Вознесенская церковь. Украшенная кокошниками и фигурными наличниками церковь возведена на высоком городском холме в 1764г. В древности на этом стратегически важном месте располагался деревянный Вознесенский монастырь, сожжённый татаро-монголами во время нашествия 1238г.

 

Князь-Владимирская церковь. Построена в 1785г. на территории загородного кладбища. Храм принадлежит к типу трапезных церквей (с западной стороны позднее была пристроена придельная трапезная церковь). В конце 19 в. по проекту епархиального архитектора Н.Д.Корицкого была возведена колокольня. У южной стены храма похоронены уроженцы Владимира братья Столетовы – генерал от инфантерии Н.Г. Столетов и выдающийся русский физик А.Г.Столетов.

Михайло-Архангельская церковь. Церковь и шатровая колокольня построены в 1788 г. на средства прихожан села Красное. Храм освящён в память Архангела Михаила - предводителя небесного ангельского воинства. Церковь была закрыта в 30-е годы и вновь открыта в начале 90-х годов прошлого века. При церкви сохранилось старое сельское кладбище.

 

Никитская церковь. Построена во 2-ой половине18 в. на средства владимирского купца С. Лазарева на месте Козьмо-Демьяновского монастыря и освящена в память святого мученика Никиты. Храм в первоначальной своей фигуре был в три света, двухэтажный с двумя престолами: во имя Козьмы и Демиана - внизу, в честь усекновения главы Иоанна Крестителя - вверху , - писали Владимирские ведомости в 1872 г. Церковь была закрыта в 1938 г. Сейчас в ней располагаются реставрационные мастерские.

Спасо-Преображенская и Никольская церкви .Храмы расположены на месте княжеского двора Андрея Боголюбского, который некогда украшала белокаменная церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 г. Существующие в настоящее время Спасо-Преображенская и Никольская церкви построены в 17- 18 веках по типу парных церквей (большой холодный летний и маленький тёплый зимний храмы).

 

Троицкая церковь. Церковь построена в 1740 г. Её декоративное оформление выполнено в стиле, характерном для посадских церквей конца 17 - начала 18 в.

Троицкая (Красная) церковь, построенная в 1916 г. из красного кирпича (отсюда название Красная) в псевдорусском стиле, является последней культовой постройкой дореволюционного Владимира. Храм, сооружённый на средства купцов-старообрядцев для старообрядческой общины, использовался по назначению до 1928 г., затем служил складом и женским общежитием. С 1974 г. в церкви размещается экспозиция Владимиро-Суздальского музея - заповедника Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка.

 

Музеи города

 

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

 

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей – заповедник, один из старейших в России, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 1998 году стал лауреатом конкурса "Лучший музей Европы-98", был награжден дипломом Европейского Музейного Форума "Особая похвала - признание - 98". В настоящее время 55 памятников архитектуры, 10 из которых включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 37 музейных экспозиций, 4 выставочных зала привлекают большое количество туристов из разных стран.

 

Особой гордостью музея-заповедника является Культурно-образовательный комплекс "Палаты" во Владимире. Здесь действует Детский музейный центр, не имеющий аналогов в России. Музей - заповедник проводит обзорные и тематические экскурсии на пяти языках (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский) по памятникам и экспозициям Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального, Боголюбова, Кидекши.

Туристы могут послушать колокольные звоны, купить сувениры в музейном художественном салоне "Владимирский шик". Взрослые и дети с интересом посмотрят подготовленные музейными сотрудниками театрализованные представления: "Прогулка по старому городу", "Мастерство и вдохновение" - демонстрация эксклюзивных костюмов, "Бал в дворянской усадьбе" - знакомство с традициями бала и старинными танцами. Музей-заповедник подарит Вам уникальную возможность совершить приятное и познавательное путешествие не только в пространстве, но и во времени.

 

Суздаль

 

О городе История Суздаля уходит далеко в прошлое. Вместе с Ростовом Великим и Муромом он принадлежит к числу древнейших городов Центра России. Название получил от земли, которая называлась Суждаль.

 

У города заметная судьба в истории страны. В разное время он был столицей княжества, центром формирования государственности и русской национальной культуры, центром епархии и городом с развитыми ремеслами и торговлей.

 

Сейчас город широко известен как город-музей. На его территории (площадь города 9 кв. км.) сохранилось около 300 памятников архитектуры 13- 19вв., среди которых ансамбль сооружений древнего Кремля, 5 монастырских ансамблей, 30 посадских церквей и 14 колоколен 17-18 вв., десятки великолепных образцов гражданской застройки 18-19 вв. По обилию памятников, по сохранности городского ансамбля Суздаль уникален. Основные архитектурные ансамбли Суздаля - Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше внесены ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия.

 

Город называют "жемчужиной "в Золотом кольце" России. Великолепно сохранившийся городской ансамбль, древняя планировка города, изобилие памятников и уникальных музеев, отсутствие промышленности и девственная природа придают Суздалю незабываемый вид города-сказки и привлекают ценителей русской старины со всех уголков Земли.

 

2.2.1 Памятники архитектуры и музеи

 

Суздальский кремль

 

Суздальский кремль самая древняя часть Суздаля, расположенная в излучине реки Каменки. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского дома с древним собором.

 

Здесь можно погулять по валу, послушать бой древних курантов, восстановленных в 1967 году, без устали любоваться бесконечным разнообразием архитектурных форм - галерей, арок, шатров, главок, изразцов, наличников, крылечек, а в помещениях архиерейского дома - посмотреть множество экспозиций.

 

Рождественский собор XIII в. Рождественский собор - главный суздальский храм - один из последних памятников домонгольского зодчества владимиро - суздальской земли.

 

В интерьере собора сохранилось много редкостей: на стенах и столбах живопись ХV-ХVII веков, замечательный иконостас с иконами ХVII столетия, знаменитые суздальские "златые врата", множество церковной утвари.

 

В настоящее время собор закрыт на реставрацию, а находившиеся в нем редкости перенесены в соборную колокольню.

 

В 1993 году собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Памятник гражданской архитектуры XV - XVIII вв. Сложной планировки дом удачно сочетает в себе особенности деревянного "хоромного строения" с регулярной геометрией, размахом и "светлостью" каменных дворцовых палат. В помещениях дома расположено несколько экспозиций.

 

Мощный шатровый столп с действующими часами - курантами того же времени в ярусе звона.

 

В круглом зале бывшей церкви, что располагалась в нижнем ярусе столпа, находится выставка "Сокровища Рождественского собора Суздальского Кремля", где экспонируются уникальные памятники древнерусской живописи и декоративно прикладного искусства ХIII - ХYII веков, хранившиеся в стенах древнего храма до реставрации, в том числе и уникальные "златые врата" собора ХIII века.

 

Крестовая палата

 

"Крестовая палата" - торжественная приемная палата суздальских митрополитов. Ее отличают огромные размеры - площадь в 338 кв.м, девятиметровая высота сводов без единого опорного столба. Всем своим обликом и устройством палата выходит за пределы традиционного древнерусского зодчества, приближаясь к европейскому стилю.

 

История Суздаля В экспозиции представлены уникальные экспонаты: актовая печать с изображением Дмитрия Солунского, принадлежавшая, вероятно, Всеволоду III Большое Гнездо; детская шелковая рубашечка с серебряным шитьем - предание связывает ее с легендарным сыном великого князя Василия III и его первой жены Соломонии Сабуровой, впоследствии монахини Покровского монастыря, колокол в 67 пудов весом, который был отлит в 1552 году при Иване Грозном, рукописное евангелие - памятник книжного и ювелирного искусства начала XVII в. - вклад князя Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиев монастырь, да и другие не менее интересные реликвии, дающие возможность зримо представить различные аспекты почти тысячелетней истории Суздаля. Здесь можно увидеть и приз Международной Федерации журналистов и писателей, пишущих о туризме, "Золотое яблоко", врученный Суздалю в 1983 году.

 

Спасо-Преображенский собор XVI в.

 

Спасо-Преображенский собор - главный храм монастыря, построенный в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Гордость собора - фрески, созданные артелью костромских мастеров во главе со знаменитым иконописцем того времени Гурием Никитиным, до этого расписывавшем соборы Московского Кремля, храмы Ярославля, Костромы, Ростова. Работа в Суздале - последнее творение известного мастера. В настоящее время отреставрированные фрески, нарядным ковром покрывающие все стены внутри собора, полностью раскрыты от поздних записей, прекрасно высвечены и вновь поражают своей красотой.

 

Музей деревянного зодчества

 

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в городе Суздале был задуман как региональный музей. Здесь показана уходящая в историю строительная и бытовая культура сельских жителей Владимирской области ХYIII - ХIХ веков. Музей представляет собой своеобразное село с улицей, домами, культовым центром, вынесенными за околицу хозяйственными постройками. Открытые в летнее время интерьеры дают туристам возможность увидеть, ощутить, как жили, трудились, творили наши предки.

 

Кадровые ресурсы

Туристическая фирма, занимающаяся данным туром Золотое кольцо, представляет собой малое предприятие, организационно-правовая форма которого – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Организация объединяет сотрудников для достижения общих целей, таких как, продажа туристических путёвок и получение от этого прибыли. Кроме этого, организация несёт социальную ответственность, т.е. своевременная оплата налогов и не нанесение своей деятельностью ущерба окружающей среде.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!