Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники



 

Во второй половине XII века на Руси устанавливается новый порядок, при котором прежнее значение удельных князей начинает падать, а великий князь стремится к единовластию. Он старается уничтожить самостоятельность удельных князей и подчинить их своей власти, а сам стать благодетельным самодержцем – государем всей Русской земли. Появилось это новое направление в исторической жизни наших предков не в Южной Руси, где происходили постоянные княжеские усобицы из‑за уделов и старейшинства, а на северо‑востоке, отдаленном от Киева, – в Ростово‑Суздальской земле.

Но после смерти князя Андрея Боголюбского, убитого в 1174 году, суздальцы (жители старшего города) собрались на вече во Владимире. Чтобы унизить так быстро возвысившийся перед ними прежний свой пригород, они вместе с ростовцами не хотели давать ему особого князя, намереваясь поставить своего наместника. Но владимирцы отстояли себя – на вече избрали Ярополка и Мстислава Ростиславичей (племянников Юрия Долгорукого): Ярополк сделался великим князем и стал княжить во Владимире, а князь Мстислав поехал в Суздаль.

Однако князь Мстислав был неопытным правителем и начал притеснять суздальцев; подобным же образом и князь Ярополк правил во Владимире. Тогда жители Владимира призвали из Москвы князей Михаила и Всеволода Юрьевичей (сыновей Юрия Долгорукого), которым отец завещал землю Суздальскую. Князь Михаил Юрьевич взошел на престол великокняжеский, Суздаль не получил своего особого князя и вошел в состав Владимирского княжества. Тогда Мстислав Ростиславич ушел в Новгород – к своему сыну Святославу.

Вскоре в Суздале произошел социальный раскол, и во Владимир к князю Михаилу явились послы суздальские, которые от имени всех горожан сказали: «Государь! Мы твои душою и сердцем. Одни бояре, преданные Мстиславу, были тебе врагами. Повелевай нами, как отец добродушный!». Когда князь Михаил Юрьевич, объезжая разные области своего княжества, посетил и Суздаль, жители встретили его радостными криками и осыпали богатыми дарами. А увидев, как он заботится о соблюдении порядков и о спокойствии самих горожан, назвали его «вторым Юрием».

Междоусобные раздоры закончились только в 1177 году, когда на великокняжеский владимирский стол заступил князь Всеволод III Юрьевич, соединивший в своих руках всю Ростово‑Суздальскую землю. Женат он был на дочери чешского князя Шварна – Марии, и в этом браке у него родилось десять детей, отчего впоследствии князь получил прозвище Большое Гнездо (по одной версии). Суздальцы признали его своим князем, служили ему усердно и не раз ходили в походы под его знаменами.

Всеволод III Юрьевич был умным, расчетливым и хладнокровным человеком: необдуманно он ничего не начинал, горячности и поспешности в своих делах не допускал. К намеченной цели князь шел хоть и медленно и осторожно, зато верно. Он не вступал, подобно своему брату Андрею Боголюбскому, в открытую вражду с боярами, а наоборот, льстил им и внешне уважал их законные права. Благодаря такой своей политике Всеволод Большое Гнездо водворил порядок и спокойствие в своей земле; власть его была крепка, и он почти не знал неудач в своих предприятиях.

Местом своего пребывания князь Всеволод III Юрьевич тоже выбрал город Владимир. Всей душой радел он о своей вотчине, которая более других была ограждена от вторжения иноземцев и вставала на войну лишь в случае крайней необходимости. И ей нужен был именно такой князь, каким был Всеволод III Юрьевич, – мирный и рачительный, семьянин и домостроительный хозяин. Он редко сидел дома – в стольном граде Владимире; соблюдая полюдье, сам ездил по своим областям, устанавливал и собирал дань, судил преступников и разбирал тяжбы. Уважая старинные боярские обычаи, он тем не менее не давал народ в обиду сильным, поэтому слыл «отцом подданных» и «благосердным государем».

Пользуясь преданностью бояр и народ, Всеволод III сумел восстановить влияние великого князя на ход дел в других русских областях. Новгородцы получали себе князя из его рук, рязанские князья сами признали себя зависимыми от великого князя владимирского и всегда обращались к нему в своих спорах. Князья Смоленской области тоже признали старейшинство Всеволода Большое Гнездо, значение его было восстановлено и в Южной Руси. Он мирил южнорусских князей, и без его согласия ни один князь не занимал киевского стола.

С каждым годом все богаче и могущественней становилось Владимиро‑Суздальское княжество, и повелел князь Всеволод III именовать свои земли, как и в Киеве, «великим княжеством». И склонили перед ним свои гордые головы все князья русские и даже князь Святослав Всеволодович, на золотом киевском столе сидевший. Всего того, к чему так упорно стремился Андрей Боголюбский, князь Всеволод III Юрьевич достиг не силой, а своей умелой и ловкой политикой. В Лаврентьевской летописи о нем сказано так: «Сего имени токмо трепетаху вся страны и по всей земле изыде слух его» («От одного имени князя Всеволода трепетали все страны, и слухом о нем полнилась вся земля. Бог предавал в его руки всех умышлявших на него злое и покорял под его ноги всех врагов»).

За все свое долговременное княжение Всеволод III Юрьевич вовсе не стремился к тому, чтобы из Владимира властвовать над всей Русской землей. Даже не притязал к титулу «великий князь Владимирский» прибавить «и всея Руси». И тем не менее все остальные князья относились к нему как к «главе». И прозвище «Большое Гнездо» было дано ему (вторая версия) после того, как во время монгольского ига все русские князья (кроме его потомков) захудали и пропали со страниц русской истории. О могуществе князя Всеволода III Юрьевича в знаменитом «Слове о полку Игореве» говорится так: «Великий князь Всеволод! Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами!».

Своим племянникам Всеволод III не раздавал уделов в Ростово‑Суздальской земле, а по городам ее рассадил детей своих. Годы его правления отмечены значительным расширением территории Владимиро‑Суздальского княжества, которое мало‑помалу обращалось в «Московское государство»[9].

Княжение Всеволода Большое Гнездо характеризуется также бурным каменным строительством, расцветом искусства и культуры, общим экономическим подъемом, успехами во внутренней и внешней политике. Большую роль в жизни города стала играть торговля – особенно с Новгородом, откуда в Суздаль поступали западноевропейские изделия из цветных металлов, янтарь и др. А из Суздальской земли в Новгород везли зерно, мед, воск и восточные предметы роскоши – шелковые ткани, поливную посуду и украшения, проникавшие на Русь по Великому Волжскому пути.

В 1192 году по повелению великого князя, как сообщают летописи, ремонтируется земляной вал в суздальском кремле, а по верху вала строится деревянная срубная изба.

Во время своего княжения Всеволод III Юрьевич повелел переделать Богородице‑Рождественский собор и богато украсить его. В церковном строительстве главным помощником великого князя был епископ Иоанн, по инициативе которого началось устроение Космодамианского монастыря на Яруновой горе[10].

Перед смертью князь Всеволод Большое Гнездо рассорился со своим старшим сыном Константином и преемником себе назначил своего второго сына – Юрия. Это было не по правилам, не по старине, и он понимал это, поэтому созвал во Владимире бояр и купцов со всех городов и со всей земли, а также духовенство во главе с епископом. И потребовал, чтобы все они присягнули Юрию как будущему великому князю. Всеволод III рассчитывал, что, связанные присягой, они будут крепче стоять за Юрия, если против того выступит старший брат. Но на этот раз князь ошибся: после его смерти многие бояре перешли на сторону Константина, и сразу же началась четырехлетняя тяжба за великое владимирское княжение, а вернее сказать, – война между братьями.

 

Космодамианская церковь на Яруновой горе

 

Могущественная держава Всеволода III распалась на ряд самостоятельных княжеств, которые в политическом отношении были малоустойчивыми. В 1212 году в Суздале и Владимире начал править Юрий (второй сын князя Всеволода III), а в Ростове и Ярославле – старший сын Константин Всеволодович, но каждый, естественно, желал единовластия. Новгородский князь Мстислав Храбрый принял сторону Константина и сначала советовал Юрию примириться с братом, но тот отвечал, что его храбрые суздальцы закидают новгородцев одними седлами. Тщетно говорили мудрые и опытные бояре князю Юрию и его союзникам: «Новгородцы, псковичи и смольняне окрепли в битвах междоусобных; владимирцы и суздальцы к ним не привыкли, им не выдержать храбрейшего и опытнейшего из вождей».

Новгородский князь Мстислав Храбрый своих воинов ободрил перед сражением краткой речью: «Сражайтесь, как хотите, – пешие или на конях». Новгородцы отвечали: «Сразимся пешие, как отцы наши под Суздалем», – и устремились в кровопролитное сражение. Битва произошла в 1216 году на обширном Липицком поле (под Юрьевом‑Польском); в ней погибли 9233 суздальца, и только шестьдесят человек были взяты в плен.

Князь Константин Всеволодович обладал силой воли и самостоятельностью, был деятельным правителем. При отце своем он правил Новгородом, не уступал брату Юрию Ростова, воевал с братьями, участвовавшими в Липицкой битве, после которой стал великим князем Владимирским, а Юрий Всеволодович получил Городец Радилов. Свою победу и восхождение на владимирский стол князь Константин Всеволодович отметил созданием многих икон, композиции которых должны были в символических образах прославлять его торжество. Он строил церкви и монастыри, покровительствовал наукам, устроил училище, которому подарил свою богатую библиотеку, а также завещал усадьбу. Как великий князь, он имел право чеканить монету, однако, достигнув своей цели и чувствуя приближение смерти, захотел утешить изгнанного брата своего, призвал его к себе, объявил наследником великого княжения и дал ему Суздаль. Князь Юрий Всеволодович два года правил в Суздале, а после смерти брата Константина стал в 1219 году великим князем.

По летописным свидетельствам, князь Юрий Всеволодович является полной противоположностью отцу; он был недобрым по отношению к своим младшим братьям, оставленным ему отцом «на руки», к тому же хитрым и корыстолюбивым. Надменный на словах, князь Юрий II Всеволодович был не особо храбрым и не особо воинственным деятелем. Наученный горьким поражением в Липицкой битве, он избегал войн и старался все ссоры и раздоры с соседями улаживать мирно. Не спускал он только иноземцам, если те вторгались в русские пределы. Для защиты своих владений от мордвы он построил Нижний Новгород при впадении Оки в Волгу, и о походе его в эти края сохранилось несколько преданий.

В одном из них говорится, что на том месте, где теперь стоит построенный князем Юрием Всеволодовичем город, в стародавние времена жил знатный мордвин по имени Скворец. Женат он был на семнадцати женах, от которых имел семнадцать сыновей; жили они все вместе, занимаясь скотоводством. Однажды Скворец захотел узнать судьбу своих детей и спросил об этом у чародея Дятела (тоже мордвина), жившего в горном ущелье около Оки. И тот ответил, что если дети его будут жить мирно и в согласии друг с другом, то долго будут владеть этими землями. Если же начнутся между ними раздоры, то придут сюда русские, покорят их и построят здесь крепкий город. После этого ответа Дятел умер, а вскоре скончался и Скворец. Сыновья и внуки его жили между собой в мире, но потомки их размножились и стали враждовать друг с другом. И вскоре исполнилось предсказание чародея: сначала князь Андрей Боголюбский согнал их с устья Оки, а потом пришел другой князь и поставил на Дятловых горах новый город. Это очень не понравилось местным племенам, и те сразу же участили свои набеги на русские земли. Князю Юрию не раз приходилось ходить с войском в их края, и благодаря этим походам русские владения расширились на восток.

Княжение Юрия II Всеволодовича было благодетельным для Северо‑Восточной Руси. Земли ее населялись и богатели, в них строились церкви и монастыри, а искусство поднялось на такую высоту, что русские не нуждались больше в иностранных мастерах. У нас появились свои строители и иконописцы, а ростовский владыка Кирилл основал книгохранилище, где под его руководством с греческого языка переводились и переписывались разные сочинения духовного содержания. Княжна Евфросиния завела в Суздале училище для девочек, в котором их обучали грамоте, письму и церковному пению.

Эта книжная образованность, на первый взгляд, может показаться и не особенно великой, но все же она была выше южнорусской. Там все зачатки просвещения, появившиеся еще во времена святого равноапостольного князя Владимира, погибали от внутренних неурядиц и половецких разорений. Здесь же, на севере Руси, стояли покой и тишина, без которых невозможно развитие общественной и государственной жизни. К сожалению, это развитие и здесь было вскоре прервано татарским нашествием и варварским погромом Ростово‑Суздальской земли.

 

Татаро‑монгольское нашествие и после него

 

Впервые Русская земля услышала о татарах еще в 1223 году, но на самой Руси страшные поработители появились лишь полтора десятилетия спустя. В начале февраля 1238 года подступили они со всех сторон к Владимиру, увидели много златоверхих храмов и теремов и поняли, что добыча их здесь ждет такая – на конях не увезти. А горожане смотрели с крепостных стен, как черным дымом застилается небо, и поняли, что конец им приходит. Но не испугались и не оробели, а только крепче сжали в руках мечи и топоры.

Когда хан Батый стоял под стенами Владимира, готовясь к решительному приступу, часть многочисленной рати его под предводительством Бастыря подступила к Суздалю, а там никаких русских полков не стояло. Близ города и столетия спустя были видны следы траншей и окопов, за которыми засели суздальцы. А в семнадцати верстах от Владимира находится так называемый Батыев курган, о котором в памяти народной сохранились два предания. Согласно одному из них, хан Батый, готовя городу участь Владимира, отправил туда часть войска, и холм (ныне он называется курганом) был насыпан в подножии его богатой ставки с золотой маковкой наверху.

Второе предание повествует о том, будто на поле, посреди которого находится курган, произошло сражение монголо‑татар с суздальцами, которые шли на помощь разоренному уже Владимиру. Слух о жестокости вражеского войска придавал им силы и мужество, но силы были неравными, и суздальцы потерпели поражение. В том сражении пало также много завоевателей, над ними и был насыпан этот курган‑памятник.

Вторая версия кажется более вероятной, так как в Лаврентьевской летописи сказано, что татары, подойдя к Владимиру, действительно направили путь свой к Суздалю. Горожане, услышав о грозящей Владимиру опасности, поспешили на помощь, чтобы увеличить силы владимирцев. Но татары опередили их: «Станы свое урядивъ у города Володимера, а сами идоша и взяша Суздаль».

Город был сожжен и разграблен. «И святую Богородицу разграбиша, – повествует летописец, – и двор княжъ огнем пожгоша, монастырь святого Димитрия пожгоша, а прочия разграбиша; а черньцы и черницы старыя и попы, и слепые и хромые, и глухия и трудоватыя, и люди все иссекоша, а что чернець уных (юных. – Н.И.) и черниц, и попов и попадий и диаконы и жены их, и дочери и сыны их, то все сведоша в станы своя».

 

Взятие Суздаля Батыем. Миниатюра лицевого летописного свода

 

От Суздаля остались развалины и груды пепла, за которыми высились обгорелые церкви, а посреди всего этого ужаса, словно тени, бродили горожане, спасшиеся от плена и смерти в Ризоположенском монастыре, который хоть и стоял вне укреплений и ничем не был защищен, но остался цел и невредим. Татары хотели захватить эту обитель, но, как рассказывает предание, огненный столп, нисходивший с неба, заставил их удалиться. На другой день они спешно пошли на приступ монастырских стен под руководством самого Бастыря, и вдруг обитель исчезла. Татары отступили – и монастырь вновь стал виден. Враги не смогли приблизиться к этому месту и когда сам хан Батый явился под стены обители. Три раза повторялось это явление, после чего устрашенный неприятель в испуге отступил. Молитвами преподобной Евфросинии Суздальской все инокини, жившие в обители, остались живы, и сам монастырь уцелел от всеобщей разрухи.

О последствиях татаро‑монгольского нашествия владимирский епископ Серапион выразился так: «Села наши лядиною поростоша» (то есть пашенная земля заросла мелколесьем). Исключительное опустошение земли Русской и причиненное народу разорение отмечал и францисканский монах Плано Карпини, побывавший на Руси в 1246 году. По его словам, татары «произвели великое избиение в земле Руссии; разрушили города и крепости и убили много людей». Проезжая через многие русские земли, он везде находил «бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле».

В Европе татарские разорения продолжались до 1242 года, а потом монгольские завоеватели двинулись на Нижнюю Волгу, где через год оформилась Золотая Орда во главе с ханом Батыем. И с тех пор на долгое время русские княжества стали данниками Орды. Таким образом, Русь приняла всю тяжесть монголо‑татарского нашествия и тем самым спасла народы Европы от кочевников. В связи с этим следует всегда помнить слова А.С. Пушкина: «России определено было высокое предназначение. Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией».

Жителям Суздальского княжества Батыево нашествие тоже принесло большие разрушения: «Нестъ места, ни веси, ни сел, тацех редко, идеже не воеваша на Суждальской земли и взяша городов 14 опрочь свобод и погостовъ в один месяц феврал». Однако тяжелые и унизительные годы татаро‑монгольского ига были только началом бедствий Суздаля. В битве на реке Сить погиб великий князь Юрий Всеволодович; его брат Ярослав, не пошедший с полками на Сить, в 1238 году занял великокняжеский престол Владимирский, а Суздаль отдал своему брату Святославу[11]. Тот пробыл на суздальском столе до 1246 года, когда сам стал великим князем Владимирским, но ненадолго.

По воле хана Батыя его место заступил Андрей Ярославич – третий сын великого князя Ярослава Всеволодовича. После смерти отца он в 1247 году вместе с Александром Невским поехал в Волжскую Орду, а оттуда к великому хану в Монголию. Из этого трудного путешествия он вернулся через два года с ярлыком на великое княжение Владимирское, хотя и не был старшим братом. Но во Владимире он княжил недолго. В 1152 году князь Александр Невский съездил на Дон к Сартаку (сыну хана Батыя), который тогда управлял Ордой, с жалобой на Андрея Ярославича, что тот не по старшинству получил великое княжение и не сполна платит хану дань.

Против Андрея Ярославича татары в 1252 году двинули огромное войско, но молодой, пылкий и гордый князь не хотел зависеть от воли татарского хана. Узнав о нашествии, он воскликнул: «Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружить с татарами и служить им!». Не подчинившись приказам ханской ставки, князь вынужден был бежать со всем семейством своим и боярами, но татары настигли их около Переяславля; многие тогда погибли или попали в плен, но князю удалось уйти. Тогда он стал искать спасения сначала в Новгороде, а оттуда отправился в Швецию.

Но прошло время, прошел и порыв негодования – рассудок победил страсти, сердце князя Андрея Ярославича затосковало по родине, и в 1256 году, благодаря заступничеству перед ханом Александра Невского (его старшего брата), он вернулся в отчизну свою и снова стал править в Суздале.

Узнав о намерении татар обложить русский народ данью, он вместе с князем Александром Невским через пять лет ездил в Орду в надежде отвратить эту тягость, и с того времени Суздальское княжество окончательно выделилось из состава княжества Владимирского. Но поездка в Орду не дала результатов, и вскоре в Суздаль приехали чиновники татарские, которые переписали все Суздальские земли, пересчитали всех городских жителей и поставили баскаков для сбора дани[12].

Георгий Андреевич, занявший суздальский стол после смерти отца, тоже заботился о своих подданных и мирно княжил шестнадцать лет. Правда, он больше проживал в Нижнем Новгороде. Народ, успокоенный относительной тишиной и правлением милостивого князя, постепенно начал забывать о перенесенных бедствиях.

После смерти Георгия Андреевича в Суздале стал княжить его брат Михаил Андреевич, но он умер бездетным в 1305 году, и на суздальский стол вступил третий брат – Василий Андреевич, в правление которого произошли тяжкие, но уже испытанные суздальцами бедствия. Татары, помогая Андрею Александровичу и желая незаконно возвести его на великокняжеский престол, в числе многих городов дважды разоряли Суздаль (в 1281 и 1293 гг.).

После Василия Андреевича в Суздале правил умный, хотя и несколько слабый князь Александр Васильевич; слабость его заключалась в том, что он уступил право на великокняжеский престол московскому князю Ивану Калите, признал над собой некоторую зависимость от Москвы и даже ходил по воле московского князя на тверского князя Александра (в 1327 и 1329 гг.). Но во время его княжения в Суздале была создана самостоятельная епархия, во главе которой встал монах Даниил, получивший епископский сан из рук Константинопольского патриарха.

После смерти Ивана Калиты князь суздальский Константин Васильевич мог объявить себя, по праву старшинства, наследником великокняжеского престола, но Симеон Гордый (сын Ивана Калиты и богатейший из всех князей) одержал над ним верх, и хан Узбек его объявил великим князем. Все остальные князья должны были ему повиноваться как главе и старейшему.

 

Суздальско‑Нижегородский князь Константин Васильевич

 

Несмотря на все тяготы и бедствия татаро‑монгольских набегов, удельный город Суздаль на короткое время занял в этот период более выдающееся положение. Московские князья после смерти Ивана Калиты еще не были сильны настолько, чтобы захватить под свою власть этот удел. Однако зависимость от Москвы сильно тяготила Суздаль, и город начал борьбу за свою самостоятельность. В этом отношении выдающейся личностью был князь Константин Васильевич: «Он княжил честно и грозно, оберегая свою отчизну от сильных князей и от татар». Чтобы отдалиться от все возрастающих притязаний Москвы, города Нижний Новгород и Городец на Волге образовали отдельное самостоятельное княжество, и в 1350 году князь Константин Васильевич даже перенес столицу из Суздаля в Нижний Новгород – подальше от Москвы.

В Нижнем Новгороде князь начинает широко осваивать земли, с его именем связано и каменное строительство в самом городе, в частности, возведение каменного собора. Границы Суздальско‑Нижегородского княжества охватывали все Поволжье до Юрьевца на севере и реки Сузы на юге, проходили по реке Клязьме, захватывая северную часть бывшего Вязниковского уезда, а также занимали Суздальский и Шуйский уезды. Кроме Суздаля и Нижнего Новгорода в состав княжества входили и такие города, как Городец, Бережец, Юрьевец и Шуя.

В княжение Константина Васильевича в Суздале свирепствовала страшная моровая язва, вошедшая в историю под названием «черная смерть»; заболевший человек начинал плевать кровью и через два‑три дня умирал в мучениях. Летописцы того времени сообщали: «Нельзя изобразить зрелища столь жестокого; юноши и старцы, супруг, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали целые семейства». Не хватало времени для погребения умерших, и страшные, обезображенные трупы подолгу валялись на улицах.

«Черная смерть» и меч татарский истребили большую часть городских жителей. Торговля суздальцев с болгарами, которые доставляли сюда хлеб в случае неурожая и ремесленные товары с Востока, прекратилась. Каменное строительство в Суздале надолго замирает, а от деревянных построек XIII – XV веков не сохранилось никакого следа.

Город все время оставался вотчиной князя Константина Васильевича, у которого было четверо сыновей – Андрей, Дмитрий, Борис и еще один Дмитрий (по прозвищу Ноготь). Став после смерти отца главой Суздальско‑Нижегородского княжества, Андрей Константинович[13] дал своим братьям Дмитрию (Фоме) и Борису уделы[14]. Дмитрий Константинович (старший) получил в удел Суздаль[15].

В 1359 году скончался великий князь московский Иоанн II Красный (сын Ивана Калиты), наследником которого стал его старший сын Дмитрий Иванович (будущий Донской). Воспользовавшись малолетством великого князя московского, суздальский князь Дмитрий Константинович вместе с братом Андреем ездил в Орду, поднес хану Наврусу богатые дары и получил от него ярлык и на великое княжение Владимирское. Современники увидели в этом несправедливость, так как уже привыкли видеть московских князей великими князьями.

Князь Дмитрий Константинович торжественно въехал во Владимир, принял благословение от митрополита Московского Алексия и сделался великим князем. Новгородцы охотно подчинились его наместникам, однако московские бояре решили вступиться за права своего малолетнего князя. Московские войска под предводительством юного Дмитрия Ивановича пошли к Владимиру, князь Дмитрий Константинович бежал без всякого сопротивления в Суздаль и вновь стал княжить в наследственном уделе. Он все еще оставался независимым…

Князь Дмитрий Константинович и в другой раз объявил себя великим князем и взял себе Владимир. И тогда выступивший с полками московскими князь Дмитрий Иванович выгнал его из Владимира и осадил в самом Суздале. Город не мог долго сопротивляться, да и зачем было проливать кровь русскую? Что мог сделать князь Дмитрий Константинович против могущественного князя Московского? Он вынужден был покориться, и ему даже позволили властвовать, но уже как присягнувшему Москве. Так рушилась более чем вековая независимость Суздаля[16].

В 1365 году скончался нижегородский князь Андрей Константинович (старший из сыновей суздальского князя Константина Васильевича), и между младшими братьями – Борисом и Дмитрием Константиновичами – разгорелась борьба за Нижний Новгород. Великий князь московский Дмитрий Иванович выступил на стороне Дмитрия Константиновича; чтобы примирить братьев, в город приезжал и преподобный Сергий Радонежский, но те не захотели примирения. После этого московский князь дал Дмитрию Константиновичу войско, при виде которого князь Борис Константинович уступил Нижний Новгород брату, а сам ушел в Городец.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!