Титулы и церемониальные визиты 40 страница



разверзаются недра земли – великое зло;

нести в руке камешки – к большому счастью;

обвал горы – бедствия;

нести большой сверток на вершину горы – жена зачнет и родит сына;

находиться в большом прекрасном саду – не будет удачи в жизни;

большое ветвистое дерево – в чаше жизни больше сладости, чем горечи;

сажать дерево – к большому богатству; забираться на дерево – ждут почести и известность;

падающее дерево – смерть, болезнь или несчастный случай;

мертвое дерево зазеленело – удача для членов семьи;

дерево, гнущееся под тяжестью спелых плодов, – потомки разбогатеют;

цветок лань‑хуа – многочисленное прославлившееся потомство;

подметать пол – несчастье в семье; экскременты – к богатству;

видеть себя в белой одежде – к обиде от дурного человека;

бриться или мыться – печаль от разлуки с семьей;

сильно потеть – претерпеть зло;

тело покрыто насекомыми – выздоровление;

быть связанным веревками – дожить до почтенной старости;

быть приговоренным к ношению канги или цепей – к тяжелой болезни;

увидеть себя толстым – не достичь успехов;

выпадение зубов, волос или потеря глаза – один из родственников при смерти;

ранить себя мечом или ножом – достичь удачи;

быть раненным кем‑то – к неудаче;

слышать прекрасную музыку – приезд в гости друзей издалека;

императрица – не иметь успеха;

посещение дворца – всю жизнь будет сопутствовать большая удача;

посещение храма – всю жизнь будет сопутствовать удача;

находиться в кабаке – успех;

золото, серебро или драгоценные камни – процветание;

ложиться спать – не иметь успеха;

переход по высокому мосту, пересечение хорошей дороги, идти по оживленному рынку – накопить состояние;

возгорание одежды (если спящий – мандарин) – несчастье, если его не переведут на другую должность (если такой сон приснится купцу или лавочнику, они должны поменять дом или место для лавки;

если крестьянину – то усадьбу);

потеря одежды (если спящий – мандарин) – потеря своего ранга (если сон видит не чиновник – потеря денег); быть хорошо одетым – обрести удачу;

быть плохо одетым – к неудачливости;

видеть себя в плаще – большие благодеяния от вышестоящих;

носить худые башмаки – к болезни; оказаться в чужих башмаках – неверность жены;

видеть, как кто‑то держит над тобой зонтик – быть брошенным родственниками и друзьями;

трупы, могилы или похоронные процессии – к процветанию;

идолы или жрецы – к удачливости в жизни;

монахини – потеря всего имущества.

 

Этот перечень был бы еще больше, если бы мы, например, стали приводить все толкования снов, касающихся различных предметов одежды. Так, в приведенном соннике к этой разновидности относится, во‑первых, сон мандарина о том, что на нем загорелась одежда, – это означает, что ему следует менять сферу деятельности. Сюда же следует отнести и сон о худых башмаках, предвещающий болезнь. Но вероятно, для читателя уже достаточно этих свидетельств «праздного ума детей, фантазией пустой лишь порожденных».

К счастью, когда китаец видит дурной сон, он не должен отчаиваться – толкователь снов готов снабдить его волшебным свитком, который отведет надвигающееся бедствие. Амулет начертан на красной или желтой бумаге; толкователь сворачивает его треугольником и прикрепляет к платью клиента, затем поворачивают его лицом к востоку, вручив ему в правую руку меч и велев набрать полный рот воды. Клиент прыскает водой изо рта и рассекает мечом воздух, повторяя повелительным тоном слова, в переводе означающие: «О волшебство амулета, так же быстро и с той же силой, с какой на востоке восходит солнце, отврати все несчастья, которые могут произойти от моего дурного сна. О волшебство, так же быстро, как молния рассекает воздух, рассей надвигающиеся беды».

Толкователь выбирает амулет в зависимости от дня месяца, в который был увиден сон. Для дня под знаком Сы, или дня змеи, нужен один амулет; для дня под знаком У, или дня зайца, – другой и т. д. Вероятно, астрология, которая существовала почти у всех народов древности, оказалась наиболее популярной именно в Китае. По всей видимости, китайцы не верят в то, что планеты суть инструменты, при помощи которых составляющие их пантеон божества управляют ходом событий в подлунном мире. Напротив, они думают, что сами небесные тела – единственные субъекты, определяющие жизненный путь человека. Геродот во второй книге «Истории» утверждает, что, согласно верованиям египтян, каждый день находился под влиянием какой‑нибудь звезды, а судьба, характер и час смерти каждого человека определялись днем, когда он впервые увидел свет. Поэтому система астрологии, которой учат китайские звездочеты, априори опровергает сама себя. Если характер и судьбу человека определяет положение небес при его рождении, жизненный путь всех людей, родившихся в тот же день, должен быть одинаковым. Тем не менее невозможно, чтобы все, родившиеся в определенный день определенного года в таком большом городе, как Лондон, достигли одинаково высокого общественного положения или выбрали одну и ту же профессию.

Но, несмотря на откровенную нелепость этой лженауки, китайцы всегда стремятся узнать собственное будущее, обращаясь к астрологическим предсказаниям. Астрология в Китае, как и в Древнем Египте и Халдее, занимается определением благоприятных и неблагоприятных дней. Об этой мнимой науке говорится в Ветхом и Новом Заветах (см., например: Иов., 3: 3 и Гал., 4: 10). В больших и малых городах великое множество астрологов, и они никогда не остаются без работы. Пока астролог не решит, какой день месяца согласно расположению звезд и планет является наиболее благоприятным, китайцы не устраивают свадеб, не пускаются в плавание, не начинают путешествия и не берутся ни за какую работу. Астролог тщательно изучает гороскопы сторон, желающих заключить брак. Он фиксирует час, день, месяц и год рождения жениха и невесты и в соответствии со знаками, символизирующими два этих момента, определяет, насколько желателен намеченный брачный союз.

Каждый день лунного месяца имеет название, и в официальном альманахе, ежегодно публикуемом в Пекине, астрологи отмечают те, которые считаются благоприятными или неблагоприятными для совершения определенных ритуалов и выполнения определенных обязанностей. Например, в день, которым управляет созвездие Го‑Син, напоминающее очертанием дракона и состоящее из семи звезд, крайне благоприятно заключение важных коммерческих сделок, закладка фундамента новых домов, покупка земли, выдать дочерей замуж или успешно выдержать экзамены на ученую степень. Но тех, кто в этот день хоронит родителей или приводит в порядок гробницы, ожидают бедствия в течение последующих трех лет.

День месяца, которым управляет созвездие Цзян‑Син, назван несчастливым. Это созвездие состоит из семи звезд, напоминающих очертания длиннохвостого дракона с генералом по фамилии Гуань на спине. Если в этот день покупать земли, выдавать дочерей замуж или хоронить родителей – жди дурных последствий.

День, которым управляет созвездие Тай‑Син, весьма несчастливый. Упомянутое созвездие состоит из шести звезд и напоминает по форме верблюда, рядом с которым стоит генерал по имени Цзя Фу. Если в этот день заключить коммерческую сделку, приняться за вспашку поля или начать рыхлить землю в саду, торговля не пойдет, а урожай будет неважным. Если похоронить родителей в этот день, вскоре один из членов семьи совершит самоубийство. Если судостроители начнут строить корабль или купцы отправят свои суда в море, дело кончится кораблекрушением. Избранницы мужчин, которые женятся в этот день, уже через несколько месяцев окажутся неверными. Точно так же по созвездию приходится на все остальные дни лунного месяца, причем каждое воздействует на происходящее на земле особым образом. Ничто в подлунном мире не свободно от влияния звезд. Оно проявляется в общественной и официальной жизни, в торговле, в кораблестроении, в шелководстве, скотоводстве, рытье ям, осушении земли, а также в строительстве, закладке фундаментов, успешности в сдаче экзаменов на ученую степень, в земледелии и путешествиях.

По мнению китайцев, кометы, солнечные и лунные затмения, землетрясения и все остальные экстраординарные и редкие явления оказывают хорошее или дурное влияние на империи и царства и даже на обычных людей. Во время солнечного или лунного затмения люди, как я писал в предыдущей главе, выходят на крыши домов и бьют в гонги и барабаны, чтобы напугать небесных собак, которые якобы собираются пожрать светило. Кометы в особенности пользуются репутацией вестников зла. В 1858 году, когда и китайцы, и иностранцы имели равные причины думать, что Великобритания и Франция, с одной стороны, и Китай – с другой смогут договориться о длительной дружбе и мире, явление сверкающей кометы сразу же заставило отказаться местных жителей от всякой надежды на долгожданное благо. Они были настолько убеждены в возобновлении военных действий, что кантонцы снова начали перевозить семьи, домашнее имущество и все пожитки в безопасные места.

Коллегию астрологов в Пекине почитают весьма важным департаментом центрального правительства империи. Насколько я понимаю, обязанности членов коллегии схожи с задачами халдейских «предвещателей по новолуниям», о которых упоминается в пророчестве Исайи (47: 13). Члены коллегии – составители альманахов со всей страны. Они, как и халдейские «предвещатели по новолуниям», обнародуют сведения о важных событиях, которых следует ожидать в следующем месяце. Результат их трудов – ежегодный альманах, печатающийся в Пекине. Провинциальные казначеи выделяют определенную сумму на его перепечатку в столице каждой провинции империи. Однако эти копии делаются специально для чиновников. Перепечатка альманаха на следующий год происходит ближе к концу девятого месяца. В первый день десятого месяца в правительственной типографии на носилки под деревянный резной купол укладывают копии, предназначенные для городских чиновников, и процессия с флагами и оркестром сопровождает альманахи в резиденцию наместника, а в его отсутствие – к следующему по рангу высокопоставленному чиновнику. Все гражданские и военные чиновники города собираются для встречи процессии. Гражданские мандарины выстраиваются с восточной стороны парадного въезда в ямэнь, а военные – с западной. Носилки с их грузом торжественно проносят мимо них и ставят в центре большого зала. Затем все мандарины поворачиваются лицом к северу и совершают коутоу. После этого происходит раздача альманахов. Множество экземпляров публикуется также для нужд народа. На каждой копии должен стоять штамп пекинской астрономической коллегии. Хотя у каждого большого чиновника и у простых людей есть альманахи, как правило, члены астрономической коллегии в Пекине специально привлекают внимание правителей провинций, областей и уездов к грядущему солнечному или лунному затмению. Иногда эти должностные лица предупреждают народ о надвигающемся событии посредством распространения листовок. В мае 1872 года правитель области Шанхай в такой листовке сообщил народу о том, что на шестой день следующего месяца ожидается солнечное затмение. Далее он писал, что в Сучжоу солнце затмится на семь пальцев и тридцать два деления, причем затмение начнется утром в 9 часов 29 минут; наибольшее затемнение будет наблюдаться в 11 часов 37 минут, закончится в 12 часов 56 минут. Листовка завершалась горячим призывом громко бить в гонги и барабаны во время затмения, чтобы Тянь‑гоу, или небесные псы, не пожрали солнце. Эта просьба производила нелепое впечатление, поскольку магистрат, вне сомнений, знал, что все кончится хорошо.

 

Гипнотизер за работой

 

Когда иезуиты приобрели большое влияние на китайский императорский дом, двор стал уделять большое внимание изучению астрономии. Неутомимые учителя‑иезуиты добились даже устройства обсерватории. И сейчас еще можно видеть то, что от нее осталось: несколько впечатляющих астрономических инструментов. Эта обсерватория была построена в царствование императора Канси, взошедшего на трон в 1662 году. Король Франции Людовик XIV рекомендовал Канси отцов иезуитов, сопроводив их следующим письмом: «Величайший, превосходнейший, могущественнейший принц, наш любимый дорогой друг, да увеличит Бог ваше величие к вашему счастью! Узнав о том, что Ваше Величество желает иметь рядом с собой и в своих владениях людей, весьма сведущих в европейских науках, несколько лет назад мы решились прислать вам шесть ученых математиков, наших подданных, дабы довести до сведения Вашего Величества наиболее любопытное в науках, в особенности же – астрономические наблюдения знаменитой обсерватории, построенной нами в нашем добром городе Париже».

Кроме физиономистов, гадателей, геомантов и астрологов, в Китае существует немало деятелей, приписывающих всякую болезнь воздействию духов и берущихся изгнать последних с помощью заклинаний и амулетов. Предположим, больной человек обращается за помощью к такому колдуну, или заклинателю (экзорцисту). Если он заболел в первый день месяца, колдун заключает, что болезнь явилась с юго‑востока, при этом добавляет, что ее вызвали гении деревьев, которые в первый день каждого месяца в году отправляют повсюду посланцев, чтобы поразить всех, кто встретится на пути. Говорят, что эти посланцы – души людей, умерших вне дома и лишенных поэтому ожидаемого поклонения друзей или потомства. Если больной жалуется на лихорадку или озноб, на головную боль или общую слабость, колдун пытается вылечить его, начертав красной тушью амулет на двух листках желтой бумаги, вырезанных в форме медных монет. Один из талисманов сжигают. В чашке холодной воды растворяют его пепел и дают больному выпить это снадобье. Другой талисман вешают над дверями в дом пациента. Затем колдун берет в горсть пять желтых бумажных монет и, пройдя сорок шагов в юго‑восточном направлении, предает их священному огню, принося жертву бесенятам. При этом он повелительным тоном приговаривает: «Убирайтесь! Убирайтесь!» Если больной жалуется на головную боль, лихорадку, общую слабость или рвоту, которые начались во второй день месяца, экзорцист объявляет, что болезнь пришла с юго‑востока и вызвана гневом одного из духов предков пациента. Лечит ее он точно так же, как в первом случае, но, конечно, на желтой бумаге в этом случае бывает начертан другой таинственный знак.

Колдуны почти всегда берутся лечить недуги с неопределенными симптомами, какими особенно любят заниматься шарлатаны. К их числу принадлежат апатия, лихорадочное беспокойство, слабость, бред, потеря аппетита, боли в руках и ногах или в области сердца. В этот перечень входят также ревматизм, озноб и разлитие желчи. Перечисленные болезни могут приходить со всех сторон света, но примечательно, что с запада они являются реже, чем с востока. Обычно пациента заставляют выпить растворенный в воде пепел амулета и дают такой же амулет с собой, причем велят прикрепить его к платью или же дома к изголовью кровати, к двери либо к стене. И сторона света, откуда приходит болезнь, и характер вызвавших ее духов определяются в зависимости от дня месяца. Так, непосредственными мучителями могут быть беспокойные или гневные духи предков, духи пожилых женщин и женщин, совершивших самоубийство, детей, умерших в младенчестве, духи старух, чьи тела еще не преданы земле, предков – буддийских монахов, а также нищих, умерших бесприютными на улице, и духи стариков. При этом их насылают на людей гении гранатовых деревьев, почвы, западных гор, золота, колодцев, огня и воды.

Даос изгоняет злого духа

 

Когда злые духи начинают чудить в жилом доме, хозяин, не теряя времени, вызывает экзорциста, как правило даосского священнослужителя. Экзорцист в красной рясе, синих чулках и черной шляпе с мечом из дерева персика или финиковой пальмы стоит перед временным алтарем, на котором горят свечи и курительные палочки. Меч особенно ценится, если в дерево, из которого он сделан, ударила молния. Вокруг рукоятки меча тщательно обернута полоса красной материи, равная по длине клинку. На клинке тушью начертан волшебный знак‑оберег. Положив меч на алтарь, даос приступает к изготовлению бумажного амулета. Затем амулет сжигают, а пепел ссыпают в чашу с ключевой водой. Экзорцист берет меч в правую руку и, все еще стоя перед алтарем, поднимает левую руку с чашей. Затем он делает семь шагов влево и восемь шагов вправо, читая следующую молитву: «Боги неба и земли, даруйте мне печать, дабы я мог изгнать из этого дома всех злых духов. Если же кто‑нибудь из них не повинуется, дайте мне силу препроводить их под стражу к управителям подобных демонов». Получив власть, о которой просил, он обращается к злому духу: «С быстротой молнии прочь из этого жилища!» Затем берет ивовую ветвь, окунает ее в чашу и кропит водой восточный, западный, северный и южный углы дома. Положив ветку и снова взяв правой рукой меч, с чашей в левой руке он направляется в восточный угол дома и восклицает: «Тай‑Шан‑Лао‑Гуань!» – «Имею власть!» Тут он набирает в рот воду из чаши и прыскает ею на восточную стену. Затем даос кричит: «Убей зеленых бесов, слетевших с бедственных звезд, или унеси их далеко отсюда!» Он повторяет церемонию в каждом углу дома и посередине, причем в южном углу говорит: «Убей огненно‑красных бесов, слетевших с бедственных звезд, или унеси их далеко отсюда», в западном – «Убей белых бесов или унеси их далеко отсюда», в северном – «Убей темных бесов или унеси их далеко отсюда», в центре – «Убей желтых дьяволов или унеси их далеко отсюда». Произнеся эти заклинания, даос велит своим спутникам громко бить в гонги, барабаны и тамтамы. И в оглушительном шуме восклицает: «Бесов с востока я отсылаю обратно на восток! Бесов с юга я отсылаю обратно на юг! Бесов с запада я отсылаю обратно на запад! Бесов с севера я отсылаю обратно на север! И бесов из центра земли я отсылаю обратно! Пусть все бесы разлетятся по тем направлениям, откуда они явились. Пусть все они немедленно исчезнут!» Наконец он подходит к дверям дома и мечом проделывает загадочные манипуляции в воздухе, чтобы помешать возвращению злых духов. Затем он поздравляет обитателей дома с изгнанием призрачных гостей и получает плату.

Экзорцисты не только выдворяют злых духов из жилых домов. Нередко им приходится иметь дело с изгнанием бесов или дьяволов, якобы вселившихся в людей, чтобы высасывать жизненные силы и вызывать болезни. Зачастую прибегают к следующему способу: экзорцист помещает в комнате больного бумажную человеческую фигуру, которая называется тай‑сунь. Перед ней ставят маленький временный жертвенник, на котором лежат яйца, свинина, фрукты, печенье и бумажные деньги. Зажигают свечи и курительные палочки. Затем экзорцист призывает беса оставить тело больного и войти в бумажную фигуру. Когда тай‑сунь, как предполагается, сделался одержимым, его выносят на улицу и поджигают. Иногда фигуру помещают в большую бумажную джонку или ладью и по реке пускают в море.

К экзорцисту или к даосскому жрецу нередко обращаются люди, испытавшие превратности судьбы, пораженные болезнью или потерявшие близких родственников. Заклинатель со своим клиентом идут молиться в храм. Последний чаще всего берет с собой двоих или троих ближайших родственников. Здесь проситель ставит на алтарь жертвоприношения: три меры риса, вареную курицу, кусок вареной свинины, кусочек баранины, триста монет и иногда сорок девять ламп или свеч. Затем он встает перед алтарем на колени, держа в руке поднос с полным комплектом одежды и двумя фунтами риса, в то время как экзорцист, тоже коленопреклоненный, просит идола даровать долгие годы благоденствия. После молитвы проситель, все еще держа в руке поднос с вещами, в сопровождении родственников, у одного из которых в руке бамбуковый жезл с нанизанными на верхушку бумажными монетами, трижды обходит вокруг алтаря. Процессию возглавляет экзорцист. Он на каждом шагу призывает идола даровать испрашиваемые блага. На этом этапе даос передает просителю некий талисман – бумажку с молитвой божеству или божествам, обитающим на северной звезде. Этот ритуал восходит к глубокой древности и называется чжуань‑ху‑ань. Его придумал во время правления династии Хань человек по имени Чжу Янь, сыну которого знаменитый астролог Гуань Лу предрек смерть в возрасте девятнадцати лет. С помощью этого примечательного обряда Чжу Янь хотел предотвратить надвигающееся горе. Мне нередко приходилось видеть эту церемонию в Кантоне в храме, посвященном идолу Пак‑тая. В августе 1869 года в монастыре на склонах гор Белых Облаков я был свидетелем такого же обряда, совершавшегося буддийскими монахами, когда об изменении судьбы молились восемь или десять хорошо одетых китаянок.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!