Русская Православная Церковь о гипнозе



Е.В. Дорофеев

 

 

 

 

 

Мариуполь, 2012 год

                              

Что известно о гипнозе в настоящее время? В чем суть современных методик гипноза? Можно ли загипнотизировать человека против его воли?

Как избежать обмана проходимцев, использующих гипноз с целью наживы?

Обо всем этом книга православного психотерапевта Е.В.Дорофеева, которая написана, прежде всего, для работающих в этой области врачей, однако может оказаться полезной всем, интересующимся данной темой.

Введение

В последние годы на страницах духовной, светской, медицинской периодической печати все чаще говорится о вопросах духовности в медицине. Причем, не абстрактной духовности, а духовности православной. И это очень радует меня, православного врача-психотерапевта. Занимаясь психотерапией в течение 30 лет, я прошел разные периоды в своем собственном внутреннем развитии: от строго научного материализма, когда нас учили все «пощупать своими руками», до своего воцерковления. Путь этот был достаточно длительный и не простой.

Поэтому, я прекрасно понимаю своих коллег, многие из которых в целом приняли христианские взгляды на врачевание, однако, когда дело касается конкретного применения этих взглядов в своей практической работе, в привычных методиках и годами наработанных схемах, они начинают испытывать психологический дискомфорт и практические трудности.

Например, если православный храм открыт при акушерско-гинекологической клинике – как относиться к абортам, контрацепции, искусственному оплодотворению и т.п.?

Если православные врачи работают в психиатрической больнице, значит никакие методики, противные христианскому мировоззрению, не должны там использоваться.

Когда, после своего воцерковления, я обратился в церковь с вопросами, что можно делать, а чего нельзя – мне был дан четкий и ясный ответ – православный врач, внутри своей профессии, сам должен увидеть, что можно делать, а чего нельзя.

Ведь священнослужители не знают всех тонкостей и нюансов каждой профессии, это может знать только специалист.

Совершенно недостаточно просто возродить прежние духовные традиции в медицине, так как в дореволюционной медицинской практике и науке многого из того, что есть сейчас, просто не было. Поэтому каждый православный врач должен в своей работе отсеивать все неприемлемое, с точки зрения догматики и канонов Православной Церкви. Без этого заявления о православии останутся пустой декларацией, или еще хуже – профанацией, а православная психотерапия затеряется среди сотен других методик и направлений, как не очень современный метод группы энтузиастов – ортодоксов.

Психотерапия – самая «опасная» с этой точки зрения профессия, т.к. ближе, чем другие врачебные специальности стоит к мировоззрению, идеологии, культуре. И борьба идей здесь идет наиболее остро.

После того, как упал «железный занавес», и все, что было накоплено за прошедшие десятилетия на Западе, широким потоком хлынуло к нам. В некоторых клиниках этот процесс подогревается весьма щедрыми грантами на развитие своих взглядов и методов (на внедрение «своей идеологии» - сказали бы в недалеком прошлом). И не все в этом потоке новых для нас знаний и методик является приемлемым с точки зрения христианского мировоззрения.

Для них наше психотерапевтическое поле является практически не паханным, но нам, соблюдая собственные интересы, следует внимательно присматриваться к пахарям. Объединенная Европа из своей конституции исключила даже упоминание о христианстве, которое веками формировало ее культуру. Разумеется, исключительно из-за политкорректности. Если внимательно почитать историю развития психиатрии, психотерапии, психологии в XIX-XX столетиях, то мы не можем не обратить внимание на тот факт, что многие отцы-основатели основных современных направлений в психотерапии, считали своим долгом заявить о строгой научности своего метода, о категорическом отказе от религиозного взгляда на природу мира и человека, считая последний уделом темных, отсталых людей. Отделение религиозного от научного в психотерапии считалось качественно новым и, несомненно, прогрессивным шагом вперед.

Психотерапия, как специальность, стала выделяться из психиатрии не столько в силу улучшения качества и дифференциации знаний о душевных страданиях, но в гораздо большей степени, из-за массовой секуляризации населения Европы и Америки. Многое из пограничной психиатрии ранее довольно успешно преодолевалось у церковного аналоя, и только случаи более выраженного заболевания врачевались психиатрами. Однако свято место пусто не бывает. Души безбожников в состоянии тревоги и депрессии все равно требовали соучастия, сопереживания, «психологической» работы над собой, а не только медикаментозного лечения. На потребу времени, как грибы после дождя, стали возникать «методики», из которых складывались целые направления: классическая глубинная психотерапия (психоанализ), Роджеровская психотерапия, бихевиоральная психотерапия, антропологическая психотерапия, экзистенциальная психотерапия, тренинговая психотерапия, эклектическая (синтетическая) психотерапия и т.д.

С точки зрения рассматриваемой здесь проблемы, несколько особняком стоит экзистенциальное направление, вернее, ее религиозное крыло (Ясперс, Марсель, В.Франкл и др.). Однако, это либо протестантская точка зрения, либо свое собственное понимание религии. (Как, например, у В.Франкла: «… мы движемся не к универсальной, а к личной, глубочайшим образом персонализированной религиозности, с помощью которой каждый сможет общаться с Богом на своем собственном, личном, интимном языке»). Ничего общего с православием здесь нет.

Возникло такое понятие, как глубинная, личностно ориентированная психотерапия. Это означает, что в процессе психотерапии убрать симптомы болезни – это лишь начало лечения, мало значащее для специалиста дело, симптоматическая терапия (но много значащее для самого пациента – Е.Д.). Главное – это понять глубинные причины болезни, изучить как можно глубже личность и реконструировать ее в сторону более устойчивого и эффективного функционирования в обществе.

Цель, бесспорно, важная и благая. Но вот незадача – в современной психологии существует более 20 концепций личности и каждый отец-основатель концепции «реконструирует» личность в свою сторону. Каждая из концепций личности, по сути своей, есть не что иное, как «психорелигия», во главе которой стоит свой мощный проповедник. Это мнения Д.Гриндера и Р.Бендлера, основоположников нейро - лингвистического программирования – одной из самых основательных современных психотехнологий. Автор каждой теории личности, являясь, как правило, атеистом, создает свою «теологию», свою псевдорелигию, свою «веру».

Будучи уверенным в истинности своего воззрения на природу человека, в правоте своего мировоззрения, он отстаивает свои взгляды и, став «учителем» очередного учения, призывает всех следовать именно за ним, По этой причине люди религиозные больше всего бояться именно глубинной, личностно ориентированной психотерапии, т.к. неизвестно, куда поведет психотерапевт. Имеет ли моральное право психотерапевт-атеист реконструировать личность человека? Думаю, нет. Даже виртуозно владея техникой метода, он просто не может дать пациенту твердой опоры в жизни, ибо сам не имеет главного – веры в Бога.

Православная психотерапия есть попытка вновь приблизить религиозное и научное, не вторгаясь в специфическую область каждого. Ее можно определить как совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере; духовном, аскетическом, литературном опыте Единой Соборной и Апостольской Церкви, конфессионально определяемой как Православие («Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. В.Д.Карвасарского).

Принципиальным условием православной психотерапии является то, что она проводится православным психотерапевтом, личность которого играет значительную роль, а применяемые им методы должны отвечать конкретно решаемой задаче и соответствовать основам православной антропологии и аскетики в пределах догматической и канонической допустимости.

Православная психотерапия в своих основах близка к личностно-ориентированной, она ориентирована на видение человека, созданного по образу и подобию Божию.

Практика церковного душепопечения, церковные таинства и обряды, бесценный аскетический опыт Святых Отцов, все предание Православной Церкви способствуют обожению человека, проявлению в нем подобия Божия.

Православная психотерапия предшествует этому порядку, она встречает человека невоцерковленного, душевно страждущего, который желает только одного – исцелиться. Православный врач, прежде всего, должен сделать то, что и любой другой врач – облегчить состояние пациента, помочь в главном, с чем он пришел. И далее, по возможности, показать психологически страстные механизмы его болезни (либо мистические) и послужить своеобразным «мостиком» к Православной Церкви.

Есть еще весьма серьезное и деликатное затруднение на пути развития православной психотерапии – ее должен проводить воцерковленный православный врач, который сам деятельно прошел то, чему собирается учить своих пациентов. Сложность и в специфике самой специальности. Православное видение мира говорит о том, что в психиатрической клинике лежат люди не только с психоэмоциональными расстройствами «от естества», «от поработивших человека страстей», но и одержимые нечистыми духами. Лечение таких людей, естественно, должно иметь свою методику. И наш доктор начинает понимать, что огромный пласт духовной литературы на эту тему ему совсем не знаком, что обширные медицинские знания и отработанные годами методики во многом не отвечают открывшейся ему духовной реальности. Кроме этого, сам внутренний мир врача, все такое привычное и родное, оказывается, требует основательной ревизии и деятельного изменения. Может быть, поэтому, в области лечения души, в отличие от других врачебных специальностей, меньше всего верующих в Бога.

Со страниц этой небольшой книги хочу обратиться ко всем интересующимся данной темой и, в первую очередь, к православным коллегам различных специальностей и поговорить о сугубо конкретных вещах, которые, на мой взгляд, помогут возрождению духовных традиций в медицине и психологии, покажут, как избежать ошибок молодым врачам, делающим первые шаги в медицине и на духовном пути, а также помогут деятельно свидетельствовать о Православии в конкретной медицинской специальности.

 

Немного истории

В древние времена считали, что ряд болезней вызывается вселением в человека злого духа. Лечением занимались шаманы, из практики которых немало почерпнула современная психотерапия. Народности, живущие в наше время племенным строем, могут служить примером такой практики древнего человека.

В VI-V тысячелетии до н.э. начали формироваться и закладываться основы индийской системы самосовершенствования Йоги. В некоторых ее разделах есть подробные практические советы по развитию гипнотических способностей.

Имеются папирусы, относящиеся к IV-III тысячелетиям до н.э., где описывается процесс гипнотизации людей жрецами Древнего Египта.

Две тысячи лет тому назад, в Древней Греции, жрецы использовали в своей лечебной практике внушение и гипноз.

Средние века помнят Парацельса (1493-1541гг.) и Калиостро (1743-1795гг.), известных алхимиков и чернокнижников, которые обладали даром внушения и владели гипнотической техникой.

С именем Франца Антона Месмера (1734-1815гг.) около двух столетий было связано учение о загадочной и удивительной силе, якобы таящейся во вселенной. Сила эта – магнетический флюид, который, по мнению Месмера, разлит в окружающем мире. Его нельзя пока обнаружить приборами, однако он лежит в основе всего живого, он управляет предзнаменованиями и интуицией. Врач и один из крупных идеологов масонства, он создал учение о действии в человеческом организме этого вселенского, универсального флюида. Месмер проводил коллективные сеансы «циркуляции флюида» со значительными элементами гипноза. У Месмера появились последователи, среди которых было немало шарлатанов. Магнетические сеансы из лечебных процедур превратились в модную игру и средство получения денег, однако месмеризм как метод психотерапии еще долго оставался в арсенале лечебных воздействий на страждущих душевными болезнями.

В 1778 году комиссия парижского медицинского факультета академии наук сделала историческое заключение о полной бесполезности Флюида, о его отсутствии, а лечебное действие объяснили воображением.

Поклонник и последователь Месмера магнетизер-любитель Шастене Пьюисегюр, занимаясь магнетическим лечением, открыл явление искусственного сомнамбулизма в 1818г.(от латинского sonmus – сон и  ambulo — хожу; снохождение).

Португальский аббат Фариа первым употребил выражение «светлый сон» для обозначения гипнотического состояния (1819г.).

Научная эра психотерапии и гипнологии началась с исследований и работ английского хирурга Джеймса Брэда. Брэд сам начал практиковать усыпление сотрудников и знакомых фиксацией взгляда на блестящем предмете. Через 3-5 минут наступал «нервный сон», который Брэд, впервые в истории человечества, и назвал «гипноз» (от греческого hypnos - сон). Это название, которому суждено навсегда утвердиться в науке и жизни, вытеснило месмеровское выражение «магнетизм».

После смерти Брэда в 1860 году центр изучения гипноза переместился во Францию. Первым продолжателем дела английского хирурга стал врач-практик французского города Нанси Амвросий Льебо. Льебо, а за ним и доктор Дюмон, профессор терапевтической клиники Ипполит Бернгейм, физиолог Бони много и тщательно исследовали и применяли гипноз. Здесь сформировались взгляды знаменитой нансийской школы на гипноз, как на внушение (которое вызывает самовнушение).

В то же самое время, независимо от нансийцев, работал в области гипноза в центральной парижской психиатрической клинике Сальпетриер Жан Шарко. Знаменитого невропатолога съезжались слушать врачи и студенты из многих стран мира.

С 1878 года в Сальпетриере начинается серьезное исследование гипноза и в клинических наблюдениях на больных, и в специальных экспериментах. Шарко считал, что гипноз может быть полезен лишь в отдельных, исключительных случаях, тогда как в подавляющем их числе он, будучи родственен истерии, оказывает вредное ослабляющее воздействие на нервную систему больного.

Жане исходил из понятия «диссоциация (лат.dissociatio – разъединение) сознания» при гипнозе, суть которой заключается в том, что какое-то течение сознания может «отделяться» и брать на себя «автоматическую» активность, крайняя степень диссоциации сознания выражается раздвоением личности или появлением так называемых множественных личностей. Подобная диссоциация возникает в состоянии спонтанного сомнамбулизма.

Взгляд И.Бернгейма «гипноза нет, есть только внушение», опроверг Василий Яковлевич Данилевский, который изучал гипноз у животных. Он успешно гипнотизировал кур, кроликов, черепах и др. Данилевский, говоря о природе гипноза у человека, сводит ее к параличу воли и самостоятельного мышления, а причиной, вызывающей гипноз, считал психическое принуждение. Точно также параличем воли он объясняет гипноз у животных, а причиной паралича он считал насилие, только уже не психическое, а физическое. (Если курицу резко положить на бок, прижав ей голову, а потом отпустить руки – курица останется в этом положении). Не без основания 70е и 80е годы XIX века вошли в историю психотерапии как «золотой век гипноза».

Тем не менее, следует признать, что, идентифицируя гипноз с истерией Ж.М. Шарко, тем самым выдвинул положение о болезненной природе гипноза, а это давало прямой повод для скептически настроенных умов призывать к запрещению использования гипноза с лечебной целью.

После смерти Ж.М.Шарко от гипноза во Франции отвернулись столь решительно, что это дало повод одному из учеников Ж.М.Шарко, известному психиатру П.Жане бросить крылатое выражение: «Гипнотизм мертв.… Пока не воскреснет!»

Гипноз в России изучали А.А.Токарский, В.М.Бехтеров, И.П.Павлов, К.И.Платонов и др.

               

                              Природа гипноза

В нашей стране долгое время господствовала физиологическая павловская теория гипноза. По Павлову, гипноз – это промежуточное состояние между бодрствованием и сном, частичный сон, частичное торможение, как в топографическом смысле (т.е.определенного участка мозга), так и в смысле глубины. В коре головного мозга остаются «сторожевые пункты», делающие возможным контакт между гипнотизером и гипнотизируемым. И.П.Павлов неоднократно сравнивал гипнотическое состояние с истерическим.

Один из ближайших учеников Павлова В.П.Майоров вместе со своими сотрудниками исследовал физиологическую природу сомнамбулизма и пришел к заключению, что сомнамбулизм является не «глубоким сном», а «фазой наибольшей диссоциации корковой деятельности» идентичной таковой при истерических психозах.

Гипнотическое состояние включает три фазы, через которые проходит мозг гипнотизируемого.

В первой фазе – уравнительной, все условные раздражители, как сильные, так и слабые, действуют одинаково. В следующей – парадоксальной фазе, сильный раздражитель вызывает или слабую реакцию, или не вызывает никакой, а слабый раздражитель вызывает сильную реакцию. И, наконец, в ультрапарадоксальной фазе реакция может быть достигнута с помощью негативного стимула.

По мнению клиницистов-психотерапевтов, ссылающихся на Павлова, парадоксальная фаза – это фаза внушения. Однако мы не знаем, как попасть точно в эту фазу в процессе внушения.

Харьковский профессор И.М.Аптер, на протяжении 50 лет использовал гипноз в своей практике. В 1976 году выступил в общесоюзном журнале «Невропатология и психиатрия» (№9, 1976г., стр.1408-1412) против сомнамбулического гипноза: «третью фазу гипноза – сомнамбулическую – следует считать выраженным патологическим состоянием мозга, в котором наиболее сильно диссоциирована (расщеплена) функция отдельных корковых зон и взаимоотношение их с подкорковыми структурами». Он считал, что вряд ли многие психотерапевты отдают себе отчет в том, к каким последствиям для нервной системы человека, для его психики приводят многократные погружения в сомнамбулическое состояние. Этот вопрос не изучен. Далее этот автор указывает, что применение внушения в гипнотическом состоянии показано в ограниченных случаях патологии, когда необходимо экстренно снять тяжелый истерический или навязчивый симптом болезни, при некоторых наркоманиях и половых извращениях, однако во всех случаях следует избегать сомнамбулической фазы гипноза.

Здесь наш современник, профессор И.М.Аптер говорит о том же, о чем писал в своих работах в XIX веке знаменитый гипнолог Жане. Жане считал, что в глубоком гипнозе происходит расщепление сознания, которое в крайней степени выражается раздвоением личности и появлением так называемых множественных личностей. Французский гипнолог Леон Шерток (1992г.) особо подчеркивает, что при устранении симптомов в гипнозе необходима чрезвычайная осторожность. При быстром и резком снятии симптомов, могут возникнуть более или менее серьезные замещающие симптомы или другие нежелательные реакции вплоть до появления суицидальных тенденций.

Ученик В.М.Бехтерева В.П.Протопопов высказал свою гипотезу о природе гипноза. Согласно его взглядам гипноз есть не тормозное состояние, а наоборот, особое бодрствование, когда на фоне активного состояния коры головного мозга имеется пункт сверхактивного. Сравнивается с реакцией повышенного сосредоточения внимания на чем либо.

Свое, психологическое объяснение гипноза дал З.Фрейд. По мнению Фрейда, для гипнотической связи характерны уступчивость, снятие критики по отношению к гипнотизеру, отсутствие самостоятельности и инициативы, концентрация на личность гипнотизера, занимающего место идеала «Я». Фрейд считал, что власть гипнотизера связана с инфантильными фантазиями гипнотизируемого субъекта, который приписывает гипнотизеру роль всемогущего отца первобытной орды, т.е. в гипнозе восстанавливается и воспроизводится отношение к праотцу, каким оно было в период зарождения человечества. В гипнотическом состоянии оживляется архаическое наследие, пробуждается представление «об очень сильной личности, в отношении которой можно иметь только пассивно мазохистическую установку, в присутствии которой нужно потерять свою волю».

Последователь Фрейда Ш.Ференци рассматривал гипноз, как перенесение на гипнотизера качеств отца и матери гипнотизируемого лица и возрождения комплекса Эдипа с его любовью и страхом, определяя тем самым либо успокаивающий «материнский», либо устрашающий «отцовский» типы гипноза. Есть основание утверждать, что перенесение не является обязательным условием гипнотической индукции и что посредством чисто физических манипуляций также можно вызвать гипнотическое состояние (Л.Кьюби и С.Марголин 1942г.). Эти же авторы были первыми, кто попытался объединить психоаналитическую и павловскую теории гипноза.

Исследователь гипноза М.Орн (1960г.) обратил внимание на тот факт, что поведение гипнотиков в значительной степени определяется, какими он обладает сведениями о гипнозе, то есть, предварительные знания о гипнозе влияют на поведение при трансе. Согласно теории одного из основателей ролевой теории личности в 20-30гг.XXв., Т.Сарбина, гипнотик, подобно актеру, играет роль, которой ждет от него гипнотизер, актерские способности могут быть связаны с гипнабельностью (способностью входить в гипнотическое состояние). Чем выше гипнабельность, тем лучше играется роль. Однако сам Т.Сарбин видел трудности, которые возникают при объяснении некоторых феноменов гипноза с позиций его теории. Например, как объяснить изменения частоты сердцебиений, сосудистые реакции и т.д., т.е. все то, что не поддается сознательной регуляции.

В настоящее время все больше ученых придерживаются мнения, что, во-первых, гипноз – не сон и, во-вторых, гипноз – это особая форма бодрствования.

Так, советский психолог (1926-2002гг.) П.Симонов трактует гипноз как определенный вид адаптивного поведения и определяет гипнотическое состояние скорее как специфическую форму бодрствования, а не как сон.

Российский психотерапевт В.Рожнов (1918-1998гг.) рассматривает гипноз как качественно особое состояние, отличающееся от сна и от бодрствования, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия.

Известный московский гипнолог-практик В.Л.Райков, который прославился у нас и за рубежом экспериментами по созданию «второй личности» в глубоком гипнозе и стимуляции творческих способностей в этом состоянии, дает такое определение: «Гипноз, очевидно, можно рассматривать как состояние особого уровня активности психики, нервной системы и организма в целом. Оно вызывается внушением, и в процессе гипнотизации внушение нарастает. Однако мы не согласны с распространенным мнением, что гипноз является только внушением; это и особое состояние измененного сознания по гипнотическому типу, по типу особенной сверхвнушаемости; особая форма психической реакции, особая резервная функция организма в целом. Внушение – лишь метод формирования этого состояния».

Несмотря на значительное число работ, посвященных выяснению физиологической и психической природы гипноза, сущность самого феномена гипноза после более чем столетнего изучения остается предметом острых научных споров. По словам философа Ф.Басина, от раскрытия природы сложнейшего феномена гипноза «мы пока, несмотря на солидную временную дистанцию, отделяющую нас от эпохи споров Нанси-Сальпетриер, несмотря на важные подсказы, уходящие своими корнями в систему павловских представлений, все еще, если говорить строго, весьма далеки».

Известный исследователь в области гипноза Л.Шерток называет гипноз «четвертым состоянием организма» наряду с состояниями бодрствования, сна и активности сновидений. Милтон Эриксон, классик недирективного гипноза, признавал, что не знает, как пациент входит в транс.

Вот так обстоит дело со стороны изученности гипноза. А как часто мы, встречая в жизни необычные психические феномены, объясняем их себе и другим «просто гипнозом», полагая, что гипноз уже давно изучен наукой. На самом деле подменяем одно неизученное явление другим.

Русская Православная Церковь о гипнозе

В целом, Церковь относится к гипнозу отрицательно.

Сошлюсь на некоторые утверждения

Преподобный Варсонофий (Плеханков) Оптинский:

«Гипноз – злая, не христианская сила».

Преподобный Нектарий (Тихонов) Оптинский:

«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются. И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу».

Иеромонах Серафим Роуз обличил гипноз и исцеления, совершаемые при его посредстве. (Иеромонах С.Роуз «Будущее России и конец мира», Рига – СПб. 1991г.)

Гипноз был осужден в «Журнале Московской патриархии» (№12, 1989г.), как явление, «разрушающее дух человека», как «сознательное служение злу», было указано, что в гипнозе «используются темные силы духовного мира».

В изданной Свято-Троицким Собором Александро-Невской Лавры книге «Таинство покаяния», изд. Св.-Троицк.Соб., Спб.,б.г., стр.2 -гипноз называется видом «колдовства и чародейства», приравнивается к черной магии, обращение к гипнологам строжайше запрещается для православных христиан.

Протоиерей Лев Лебедев (1935-1998гг.) считает, что один из секретов гипноза состоит в мобилизации предельных возможностей тех или иных функций организма. Если довести эти функции до предельного уровня напряжения, можно получить эффект исцеления от некоторых болезней. Но что потом? Использовав предельную нагрузку наш организм не в силах будет справиться с очередными болезнями. Наступает реакция спада его внутренних возможностей, и последствия могут оказаться еще более худшими. Гипнотическое внушение, кроме того, срывает ту защитную печать, которая предохраняла сознание человека от сторонних внушений, сохраняла его должную внутреннюю свободу. Теперь человек становится податливым и на другие чуждые внушения. Это, пожалуй, самое тяжелое последствие гипнотического лечения, делает заключения протоиерей Лев Лебедев.

Подробнее мнение других авторитетных людей о негативном воздействии гипноза см. в приложении.

Да и представители противоположного лагеря порой не скрывают сути гипноза. Так Мэнли П.Холл, крупный знаток оккультизма, в своей оккультной энциклопедии называет гипноз одной из форм черной магии.

Итак, с научной стороны вроде бы идет постепенное изучение гипноза. Но вместе с тем, ученые мужи XIX века чувствовали себя гораздо увереннее, им казалось, что пройдет совсем немного времени и белых пятен в науке о гипнотическом воздействии не будет. Сейчас мы понимаем, насколько мало знаем о гипнозе.

Но все же нам скажут – идет обычный научный поиск, как и в других областях знания – почему же именно по отношению к гипнозу представители Православной Церкви так категорично высказываются? Чтобы лучше уяснить это, давайте подробнее рассмотрим само гипнотическое состояние, виды гипноза, его терапевтические возможности и отрицательные последствия.

Гипнотическое состояние

Большинство исследователей различают три степени глубины гипнотического сна: поверхностный (первая степень), средний (вторая степень) и глубокий (третья степень). При первой степени загипнотизированный, находясь в дремотном состоянии, еще может противостоять воздействиям словесного внушения, не теряет связи с окружающим, способен двигать конечностями, хотя и имеется слабость в теле и тяжесть век. При среднем гипнозе наблюдается притупление органов чувств, пассивное подчинение внушениям с сохранением их в памяти. Наблюдается внушенная либо спонтанная каталепсия (восковидная гибкость мышц), загипнотизированный самостоятельно выйти из этого состояния не может; отмечается неполная амнезия (отсутствие воспоминаний). Глубокий гипноз характеризуется полным отсутствием ориентировки в окружающей среде и постгипнотической амнезией. Выполняются почти все внушения со стороны гипнотизера.

Считается, что эффективность лечебного воздействия не зависит от глубины гипноза. Теоретически соглашаясь с этим, практикующие гипнотерапевты все же стараются ввести больного на максимально возможную для него глубину.

Ж.Шарко, например, подразумевал под истинным гипнозом лишь сомнамбулическую его стадию. Старые авторы (Льебо, Бони, Льежуа, Бернгейм, Крафт - Эбинг, Жанэ и др.) много писали о возможности производить постгипнотические внушения на очень длительные сроки (до 1 года). Они же сообщали о возможности произведения расщепления личности в глубоком гипнозе. При этом загипнотизированные по желанию экспериментаторов живут двойной жизнью – за себя и за внушенный образ.

Чем же с физиологической точки зрения гипнотический сон отличается от обычного?

По Павлову, при гипнотическом сне не вся кора головного мозга охвачена процессом торможения. Та ограниченная область звукового анализатора в коре, которая связана с восприятием голоса гипнотерапевта и его внушений продолжает функционировать, сохраняется так называемый «сторожевой очаг возбуждения». Наличие последнего определяет возможность возникновения особой связи между загипнотизированным и врачом – так называемого раппорта.

Внушить человеку можно не только в гипнозе, но и наяву. К слову сказать, здесь весьма тонкая грань. Как точно определить, находится человек в состоянии полного бодрствования, или это уже легкая степень гипноза? Стоящий в толпе человек, который внимательно слушает оратора, вполне может быть в легкой степени гипноза, но это никак не заметно со стороны. И, наоборот, В.Е.Рожнов проводил по телевидению свои знаменитые сеансы эмоционально-стрессовой психотерапии в гипнозе у лиц, страдающих алкоголизмом. Больные демонстрировали выраженную реакцию отвращения, тошноту, рвоту, свободно двигались. В.Е.Рожнов использовал классический гипноз и в описанном примере либо все пациенты находились в глубоком трансе (от франц. transir - оцепенение), либо имело место мощное внушение наяву, которое за счет общей установки и взаимной индукции больных приобрело достаточную силу.

Что же такое внушение?

Глаголь «внушать» происходит от древнерусского и церковнославянского «въноушати», что означало: услышать, внедрить в сознание. В словаре В.Даля значится «внушать, внедрять, вкоренять, вперять, передавать; заставлять думать, хотеть, побудить к принятию представления словами или другим способом».

По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не «с парадного, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа-критику. «Таким образом, внушать – значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и др. физиологические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы, по возможности, не было места критике и суждению, под внушением следует понимать непосредственное прививание большей частью путем слова и жестов к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции и др. физиологических состояний, помимо его активного внимания, т.е. в обход его критикующей личности».

Психологические моменты, способствующие внушаемости есть психологическая установка и конформность.

Психологическая установка – это готовность, ожидание принять внушение.

Конформность проявляется в бессознательном подражании социальной микросреде, в копировании представлений, восприятий, понятий, эмоций и действий. Конформность, как правило, отличается пассивностью, некритичностью.

Впервые на этот феномен обратил внимание В.М.Бехтерев в 1908 году, назвав его «общественной заразой». Он же еще в 1897 году на актовом собрании Военно-медицинской академии в Петрограде проанализировал значение внушения в межличностных отношениях и в происхождении психических эпидемий. К большому сожалению, этот крупный русский ученый не избежал влияния воинствующего материализма конца XIX – начала XX веков и пытался даже евангельские чудеса Спасителя объяснить истерическими феноменами поверивших во Христа людей.

                        

Виды гипноза

По способу наведения транса различают два вида гипноза: классический (традиционный, авторитарный, директивный) и новый гипноз (недирективный, Милтоновский гипноз, Эриксоновский гипноз, цыганский).

Исторически, наука начала вначале изучать классический гипноз и лишь в XX веке – недирективный. Поэтому и мы начнем наш анализ с традиционного гипноза.

Классический гипноз

Человек, на которого оказывается гипнотическое воздействие традиционным методом, как правило, знает, что его будут гипнотизировать. Более того, он выполняет ряд предварительных условий, без которых гипнотическое состояние может не наступить. Пациент должен пойти навстречу врачу – принять удобную позу, внимательно слушать его голос, расслабиться и т.д., предварительно выяснить его степень внушаемости, для чего существуют определенные приемы. Как пример, вспомним классический тест на внушаемость.

Врач просит пациента вытянуть руки перед собой, сцепить их в замок и смотреть врачу прямо в глаза (либо на свои руки). Врач произносит формулу внушения: «Ваши руки деревенеют… руки сжимаются все больше… руки сжались крепко-крепко… их словно склеили намертво клеем… Вы уже не можете разнять своих рук. Пробуйте, прилагайте усилия… Вы не можете разнять рук!» Если пациент не может расцепить свои руки, это говорит о хорошей внушаемости.

Человек с повышенной внушаемостью, как правило, хорошо поддается гипнозу. Однако это не одно и тоже. Встречаются весьма внушаемые, но не гипнабельные люди. В классическом гипнозе существуют разные способы гипнотизации, однако основополагающим является обязательное словесное внушение признаков пассивности, расслабления, сонливости, сна. Эти слова у нас прочно связаны со сном, поэтому и вызывают похожее состояние. Усиливают гипноз воздействием на зрительный или слуховой, или на кожный анализаторы. Например, на зрительный: держат перед глазами пациента на расстоянии 10 см блестящий предмет и предлагают пристально, не моргая, смотреть на него. Через 5-7 минут глаза утомляются и веки опускаются. Если при этом идут формулы внушения сна, то гипнотический сон наступит гораздо быстрее.

К способам воздействия на слуховой анализатор относятся все те методы, при которых используются различные шумовые и звуковые раздражители. Хорошо известно успокаивающее, усыпляющее действие таких раздражителей, как шум колес поезда, ветра в трубе, морского прибоя, шум листвы, пение птиц, однообразное тиканье часов, стук метронома – все это используется для быстрейшего наведения транса.

С воздействием на кожный анализатор связан самый ранний классический способ гипнотизирования – это так называемые пассы, т.е. слабые однообразно повторяющиеся раздражения кожи. Пациент при этом лежит, врач проводит руками, на расстоянии 2-3 см от кожи больного, сверху вниз вдоль тела от головы к ногам. Эти движения повторяют, делая своеобразный тепловой «массаж» медленно, с одинаковой скоростью. К этому «массажу» врач присоединяет словесное внушение признаков сонливости: «Закройте глаза, думайте о сне, дышите спокойно, равномерно, глубоко… и теперь с каждым звуком моего голоса… с каждым Вашим дыханием… Вас будет охватывать приятная усталость. Все ваше тело расслабляется… тяжелеет… приятная сонливость… охватывает Вас… Мой голос действует на Вас успокаивающим, усыпляющим образом… Дремота, сонливость все нарастают, все усиливаются… Засыпайте…засыпайте глубже…все Ваше тело приятно сковано…отяжелело, приятная сонная истома овладела Вами…нет сил двигаться, нет сил открыть глаза…хочется спать…спите глубже…еще глубже…спите!» Даже при полном молчании врача, одни пассы дают признаки сонливости, глаза закроются и пациент уснет. Однако, предварительно, он должен знать, что его усыпляют, в его сознании пассы должны нести идею сна.

Гипнотический сон быстрее и эффективнее всего достигается через ту сигнальную систему, которая более предпочтительна для сознания конкретного человека. Сознание предпочитает получать и обрабатывать информацию по одному из трех обозначенных ниже каналов. Мощный зрительный канал  превалирует у высокоинтеллектуальных натур, часто речь человека составляется из слов, находящихся в его предпочтительном канале и по особенностям речи его можно определить. Например, визуалист (зрительный канал) говорит: «Я вижу, вам все ясно…я себе это четко представляю…» Аудиалист (звуковой канал) скажет: «Все это звучит убедительно…, в Ваших речах я слышу голос зрелого мужа…». Кинестетик (тактильный канал) скажет: «Я чувствую, вам здесь удобно…, эту идею надо прощупать со всех сторон…»

К классическому гипнозу относят также шоковый метод мгновенного погружения в глубокий гипноз. Применяются сильные, внезапные и резкие раздражители. Например, глядя в глаза человеку, неожиданно и громко, кричат – «Спать!» Либо делают тоже самое, одновременно выбивая стул из-под пациента. Этим методом пользуются эстрадные гипнотизеры, отбирая из большой аудитории особо гипнабельных людей, которые идут на сцену уже самовнушением «наполовину загипнотизированными».

                             

Эриксоновский гипноз

Наиболее выдающийся вклад в разработку новых форм наведения и использования гипнотического транса внес американский психотерапевт Милтон Эриксон (1901-1980 гг.). Он же может считаться и «духовным отцом» новой волны в психотерапии 70-80х годов – позитивной психотерапии и нейролингвистического программирования (НЛП). Точнее говоря, разработал не новые формы, а адаптировал и пытался научно обосновать то, что в прошлые времена называлось эстрадный гипноз и цыганский гипноз. Эриксоновский гипноз вобрал весь положительный опыт классического гипноза, но качественно от него отличается. Здесь нет классических формул гипнотизации, когда человек знает, что его гипнотизируют и соблюдает определенные условия, идет навстречу гипнотизации, в определенной степени сам помогает гипнотизеру.

В эриксоновском гипнозе под пациента подстраиваются – «надо встретить клиента там, где он находится» - учил М.Эриксон. Человек вообще может не знать, что его гипнотизируют. В связи с этим все люди считаются гипнабельными (а не 10-20%, как это признано в классическом гипнозе), и отрицательный результат расценивается как проявление неумения психотерапевта. Разнообразие приемов гипнотизации позволяет методом перебора и комбинации подстраиваться к индивидуальным особенностям пациента. Очень приветствуется трансовое состояние самого психотерапевта и для М.Эриксона это было привычным делом. Он был практиком, избегающим теоретизирования. Его опыт обобщен и описан учениками и последователями.

Итак, приемы наведения транса в эриксоновском гипнозе.

1. Словесная подстройка и ведение – когда говорят о наблюдаемых у пациента двигательных и вегетативных реакциях: «ваши руки тяжелеют, веки слегка подрагивают и т.д.»

2. Невербальная подстройка и ведение – синхронизация дыхания, ритма речи и раскачиваний психотерапевта с ритмом дыхания пациента (взято из деревенской магии). В дальнейшем обратным образом дыхание пациента может переводиться на более редкий ритм.

Процитируем русского писателя А.И.Куприна, его рассказ «Олеся» (1898г.): «Я действительно не совсем понял ее. Но, если не ошибаюсь, этот своеобразный фокус состоит в том, что она, идя за мной следом, шаг за шагом, нога в ногу, и непрерывно глядя на меня, в тоже время старается подражать каждому, самому малейшему моему движению, так сказать, отождествляет себя со мной. Пройдя, таким образом, несколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстоянии впереди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В ту минуту, когда я должен прикоснуться к этой воображаемой веревке, Олеся вдруг делает падающее движение, тогда, по ее словам, самый крепкий человек непременно должен упасть…»

3. Используют преобладающий канал восприятия у конкретного человека и говорят: «вы чувствуете…», либо «вы отчетливо слышите мой голос…», либо «перед вашим мысленным взором…» и т.д.

4. Воспроизведение предшествующего транса – воссоздание и закрепление воспоминаний трансовых состояний, возникавших в естественных условиях (например, при езде в транспорте).

5. Методика «якоря» - на первом сеансе гипноза формируется условная связь трансового состояния сознания с каким-либо внешним стимулом. В дальнейшем достаточно воспроизвести стимул для мгновенного наведения транса. Стимулом может быть определенный звук, определенное словосочетание, сказанное по телефону, прикосновение руки психотерапевта и т.п.

6. Описание обычно наблюдающихся реакций при погружении в транс (словесные формулы «классического» гипноза).

7. Рычажное наведение – пациенту предлагают вытянуть руку перед собой и связывают постепенное опускание руки с погружением в транс.

8. Разрыв шаблона – целенаправленно прерываемое автоматизированное действие ведет к шоковому гипнозу. Любимый прием из нейролингвистического программирования: психотерапевт протягивает руку пациенту приветственным жестом, побуждая его к ответному протягиванию руки, но до того, как рукопожатие произойдет, отводит свою руку.

9. Методика перегрузки. Базируется на том, что человек не может одновременно сознательно воспринимать более 7±2 единиц информации, при «перегрузке» возникает трансовое состояние сознания; возможен вариант хаотичной одномоментной загрузки нескольких систем восприятия (пациента просят последовательно отнимать от 343 по 7, представить какой-нибудь образ, внимательно слушать инструкции психотерапевта, который одновременно медленно поворачивает пациента вокруг оси).

10.    Двойное наведение (прием, заимствованный из латиноамериканской магии)2 котерапевта (совместно работающие терапевты), расположившись по обе стороны от пациента, одновременно производят словесное наведение транса, причем контексты их высказываний то сближаются, становясь параллельными, то расходятся; при слаженной работе котерапевтов состояние транса возникает через 1-2 минуты.

В речевых приемах гипнотизации используются:

· высказывания о предполагаемой желательной реакции, например: «Не хотели бы вы опустить руку, когда станете погружаться в состояние транса?» (вытянутая рука, естественно, через некоторое время начнет спускаться, и пациент получит «объективное подтверждение» того, что он уже погружается в транс);

· дается псевдовыбор, который маскирует однозначную суггестию (лат.suggestio - внушение) процесса расслабления: «Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего тела начнет расслабляться первой – правая или левая» (выделенные слова как раз и маскируют однозначное внушение релаксации (лат.relaxatio — расслабление));

· опора на пропущенное условие: «Вы можете продолжить расслабляться» (подразумевается, что расслабление уже происходит);

· встроенные приказы: «Вы и теперь хотите закрывать глаза на огромное значение состояния транса?» (значимые слова могут выделяться интонацией, паузами, жестами);

· негативные приказы: «Не старайтесь полностью погрузиться в приятные телесные ощущения» (как известно, слишком выраженное старание вредит релаксации, усилие должно быть не напряженным);

· разговорные постулаты: «Могли бы вы закрыть глаза?» (формально ориентированы на ответы «да - нет, но стериотипно вызывают соответствующие действия);

· синтактическая расплывчатость: «Скоро вы окончательно осознаете, что сидите в удобной позе, слушаете звук моего голоса и … начинаете погружаться в глубокий транс» (естественно, пациент осознает, что слышит голос психотерапевта, но в связи с расплывчатостью границ фразы может «осознавать» и погружение в транс);

· семантическая расплывчатость: «В состоянии гипноза вы хотите получить некие новые опыт и знания, которые помогут вам научиться находить решения ваших жизненных трудностей. И это удается вам». Смысловая неопределенность фраз позволяет пациенту наполнить их любым, желательным для него содержанием;

· желательные реакции пациента могут приписываться неодушевленным предметам или другим людям, но пациент принимает их в свой адрес, например: «Книга, которую вы держите в руках, понимает основные установки читателей, желающих овладеть навыками эриксоновского гипноза».

Эриксон учил своих учеников методикам наведения транса, считал, что без этого они не смогут заниматься гипнозом.

Большинство исследователей эриксоновской школы считают  состояние гипнотического транса основным лечебным фактором, ведущим механизмом самоизлечения пациента при условии предварительной мотивации на излечение. Поэтому в процессе терапии, в отличие от классического гипноза, крайне редко применяются симптомо-центрированные лечебные внушения. Предполагается, что наведение трансового состояния сознания содействует «доступу» сознательных установок на излечение к бессознательным саногенным (оздоравливающим) ресурсам, формированию новых условных связей.

Используемые лечебные формулировки принципиально базируются на смысловой расплывчатости, позволяющей пациенту наполнить их любым, полезным для себя содержанием. Типичный пример: «Находясь в состоянии транса, вы обучаетесь новому полезному опыту…» Проще говоря, состояние

транса с предварительной установкой на излечение, предоставляет возможность подсознанию сделать это наилучшим образом.

Доступу к подсознанию способствуют специфические технические приемы. Например, прием «кладовая ресурсов»: «Вы открываете дверь, и перед вами просторная комната… Постарайтесь быть внимательным: в комнате могут находиться предметы, а возможно, и люди, которые могут помочь в достижении вашей цели. Будьте внимательны и запомните то, что может быть полезным для вас. Оставайтесь в этой комнате столько времени, сколько необходимо, а когда почувствуете, что приобрели достаточный для вас опыт, дайте мне знак, медленно подняв правую руку».

Наиболее типичным приемом использования транса в эриксоновском гипнозе является рассказывание пациенту историй с «встроенными сообщениями и внушениями», которые могут выделяться голосом, жестом или прикосновением.

Сделаем несколько предварительных замечаний по поводу двух видов гипноза.

Классический гипноз более конкретный и «честный»: человек знает, что его гипнотизируют, слышит ясные и четко сформулированные формулы внушения, сам идет навстречу гипнотизации.

В эриксоновском гипнозе человек вообще может не знать, что его гипнотизируют, под него «подстраиваются»: синхронизируют дыхание, раскачивания, ритм речи; перегружают сенсорные каналы восприятия; резко отводят свою руку при рукопожатии; используют «двойное наведение»; вводят приказы в обычные фразы и т.п. Есть в этом что-то лукавое, не честное по отношению к пациенту. Как карточный фокус – мы понимаем, что нас обманывают, но не знаем как.

Попытки любым путем прервать поток нашего ясного сознания и перевести его в транс вполне приемлемы в цыганском исполнении на базаре, но в лечебном учреждении далеко не каждый врач сможет отвести свою руку от встречного приветственного рукопожатия пациента, даже из благих, лечебных целей. Цель, как говорится, далеко не всегда оправдывает средства, используемые для ее достижения.

По клиническим проявлениям гипноз делят на пассивный, «материнский» и активный, «отцовский» гипноз.

Во время пассивного гипноза пациент спит, он ограничен в активности, самопроизвольность в движениях отсутствует, на приказы реагирует как автомат. Во II и III стадиях – взгляд отсутствующий, мертвый. При внушенной ходьбе держится как лунатик. В глубоком трансе он реагирует на приказы медленно, с запозданием. Если его не будить с помощью суггестии – он неподвижен и спит, пока этот сон не перейдет в физиологический. Желательная длительность его не менее 30 минут. Дегипнотизация проводится очень постепенно.

Эриксон дал тринадцать признаков гипнотического транса, подходящих к «материнскому» гипнозу:

1. Расширение зрачков.

2. Фиксация взгляда.

3. Замедление мигательного рефлекса.

4. Замедление глотательного рефлекса.

5. Уменьшение количества движений.

6. Расслабление мышц.

7. Брюшное дыхание.

8. Снижение частоты пульса.

9. Разглаживание мышц лица, особенно щек.

10. Слабая реакция на шумы.

11. Побледнение лица.

12. Задержка моторной реакции.

13. Спонтанные идеомоторные движения.

Активный, «отцовский» гипноз. Это сон наяву. Пациент подвижен, живо и быстро реагирует на внушение, часто импровизирует в пределах заданного образа. Особенности речи, ходьбы и поведения совершенно нормальны, взгляд открытых глаз не отличается от человека бодрствующего. В этом состоянии может давать спонтанные, свои реакции. По длительности может быть 1-2-3 минуты. Дегипнотизация происходит сразу, мгновенно. Даются любопытные цифры: сомнамбулизм при пассивном гипнозе встречается в 20-30% (а то и реже), сомнамбулизм при активном гипнозе встречается в 70-80%. Как это понимать?

Думается, имеют место две качественно различные формы сомнамбулизма. Среди которых истинный «настоящий», «генуинный» сомнамбулизм (~20-30%) встречается относительно редко. Вейтзенхоффер утверждал, что за многие годы экспериментирования на сотнях субъектов, встретил не более десятка подлинных сомнамбул. То же утверждает Л.Черток - этот сомнамбулический транс выглядит, как описанный выше Эриксоном. Это транс лунатиков, идущий «изнутри» - природа его науке не известна.

А более поверхностный сомнамбулизм, «отцовский», активный, эстрадный, цыганский (~70-80%) является состоянием имитативным, психическим. Именно эту форму гипноза Ж.Шарко считал истерическим состоянием.

 

О естественности транса.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!