Тема деревни в живописи художников «сурового стиля»



Масштабной серией произведений на библейскую тему в творчестве мастеров «сурового стиля» является библейский цикл Гелия Коржева, над созданием которого художник работал с середины 1980-х годов и до конца жизни. Этот грандиозный замысел стал главным делом последних лет долгого творческого пути художника, ушедшего из жизни в августе 2012 года.

Начиная разрабатывать библейский цикл или даже чуть ранее, Коржев отдаляется от активной общественной деятельности и становится едва ли не отшельником. Позже художник так прокомментирует происходившее вокруг него: «Я начал работу над библейским циклом, когда современная жизнь как таковая стала мне неинтересна. Хотя в библейских сюжетах очень много любопытного сходства с тем, что происходит в наши дни, главное для меня – там совсем нет политики. Есть борьба, есть противники, есть друзья… Политики нет»171. Многолетняя общественная работа в Союзе художников, которым Коржев руководил в зрелые годы, долгая педагогическая деятельность в Строгановском училище и Академии художеств с конца 1980-х годов сменяются одинокой творческой работой в мастерской. «Отец настроился, что он уходит от всего. Только его мастерская, только замыслы, которые он хотел воплотить. Общественная деятельность этому во многом мешала»172, – объясняет дочь художника Анастасия Коржева.

Вечно актуальная для творческой интеллигенции тема – смысл жизни. Поиск его в наши дни для художника не менее мучителен и напряжен, чем это было в ХIХ веке или во времена Возрождения. Это обусловливает логику внутреннего развития творчества Коржева: обращение мастера к библейской теме стало продолжением его размышлений об основных духовно-нравственных и философских проблемах и было реализовано с удивительной прямотой.

Библейская тема в искусстве имеет многовековую историю и иконографическую традицию. Большую часть западноевропейского искусства составляют произведения на евангельские и ветхозаветные сюжеты. Но, несмотря на разнообразие существующих интерпретаций, будь то идеализированные образы библейских героев, действующих в божественном, сакральном мире, или же святые с портретными чертами современников, помещенные в привычную повседневную среду, каждый раз художники решали главную задачу – сделать содержание Святого Писания понятным зрителю.

Что касается Коржева, то живописец сумел создать свою собственную – мощную и многогранную систему образов. Его произведения выражают мировосприятие мастера, его эстетические предпочтения и художественные ориентиры. Библейский цикл Гелия Коржева невольно отсылает к великим произведениям западноевропейского искусства разных эпох – знаменитым полотнам Тициана, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Караваджо и, конечно, к творчеству передвижников и прерафаэлитов. С этими явлениями искусства XIX века Коржева сближает поиск художественной правды, непривычное, индивидуальное идейное наполнение и реалистическая трактовка евангельских сюжетов. Художник ведет диалог с разными изобразительными традициями, не опираясь всецело ни на одну из них, переосмысливает и наполняет новым, современным содержанием.

Масштаб темы предполагает возможность ее всестороннего изучения, проведения множества параллелей, прослеживание сложнейших связей. Мы же, выявляя характерные особенности полотен Коржева на евангельские темы, наметим круг мастеров, ставших постоянными собеседниками художника в его работе над библейским циклом.

Для воплощения замысла Коржев, вслед за художниками XIX века, выбирает форму цикла, продолжая традицию, начатую в русском искусстве Александром Ивановым и его библейской серией. Коржев составляет словесные описания некоторых произведений, разъясняющие замысел созданных им образов, как делали Василий Поленов, Иван Крамской и Николай Ге. Также Коржев создает множество эскизов, размеры и степень проработки которых позволяют принять их за самостоятельные произведения. Сам он отмечал, что «эскизы – это в первую очередь фактор трудолюбия художника». «Большая картина иногда давит на зрителя. А эскиз всегда хорош своей свежестью и незрелостью, и зритель может все спокойно рассмотреть, посмотреть, как шла работа...»173, – говорил живописец.

Определенным импульсом к освоению библейской тематики стали драматические события, произошедшие в 1986 году, когда из жизни ушли мать и отец Коржева. «Когда я потерял сразу двух своих родителей, долгое время из-за боли не мог ничего рисовать. Делал только эскизы на библейские темы. Получилась целая серия...»174, – объяснял художник.

Библейский цикл стал результатом долгих экспериментов с композицией и трактовкой образов. Создавая множество эскизов, удаляя или добавляя что-то в полотно, изменяя цветовые и пространственные соотношения, художник достигал окончательного варианта. Некоторые картины писались с огромными перерывами – напомним, что цикл создавался в течение 25 лет, и одновременно с библейской художник продолжал разрабатывать другие темы, в частности – знаменитую серию сюрреалистических Тюрликов (1980-е годы), иносказательный цикл о Дон Кихоте (1990-е годы) и, конечно, одну из важнейших тем в его творчестве – военную. Не оставлял он и остросоциальную проблематику, обнажая в своих произведениях конфликты и противоречия эпохи.

Но, будучи человеком закрытым, не допускающим в свой мир практически никого, с особенно поразительной откровенностью художник воплотил свои чувства и мысли в библейском цикле, каждая из картин которого передает колоссальное духовное напряжение, непереносимое, острое, требующее от зрителя интенсивной душевной работы. Мера эмоциональной открытости, которую допускает Коржев, как и смелость самого замысла, яркие ощущения и проникновенные интонации выделяют его произведения среди художественного наследия отечественного искусства второй половины XX века. Кроме того, это, пожалуй, самая масштабная серия работ на библейскую тему в отечественном изобразительном искусстве рубежа XX и XXI веков, ставшая уникальной сразу после своего появления.

Список литературы :

1. Манин В. О современной живописи. – Творчество, 1982, № 5

2. Морозов А.И. Поколения молодых. – М.: Советский художник, 1989

3. Сысоев В. Искусство молодых. – Искусство, 1976, № 7

4. Яблонская М. Творчество молодых художников на новом этапе развития советского искусства. – В сб.: Советское искусствознание¢77. Вып.1. М., 1978,с. 5-15

5. Молодые живописцы 70-х годов. Альбом. Автор – составитель А. Дехтярь. М., 1979

6. Молодые советские художники. Альбом. Автор – составитель В. Сысоев. М., 1980

Примечания:

Импрессионизм – (от фр. Impression – «впечатление») направление в искусстве последней трети ХIХ – начала ХХ в., сложившееся в 60-х – начале 70-х гг. во французской живописи. Представители И. (А.С. Голубкина, П.П. Трубуцкой в России и др.) стремились запечатлеть изменчивость окружающего мира, передать собственные мимолетные впечатления.

Конформизм – (от позднелат. Conformis – «подобный», «сходный») приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, господствующей политической системы и преобладающих мнений.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!