Культура и быт России во второй половине XVIII века.



Русская культура XVIII века

Новшества в культуре петровских времен.

Мощный толчок в развитии культуры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех областей культуры. Отношение первого императора России к культуре носило подчеркнуто прагматический характер. Ему нужны были специалисты для армии и флота, государственных органов, мануфактур, строек. Все это обусловило быстрое развитие сферы образования.

С конца XVII в. молодых (да и не только молодых) дворян стали посылать в учебные заведения Европы. Вначале XVIII в. появляются свои учебные заведения: Навигацкая (математических и навигацких наук) и Пушкарская шко­лы в 1701 г., Медицинская — в 1707 г., Инженерная — в 1712 г. В школы учеников приходилось рекрутировать насильно, как солдат в армию. В 1714 г. по указу Петра во все губернии были посланы выпускники Навигацкой школы для организации цифир­ных школ, дававших начальное образование (грамота, ариф­метика). К 1725 г. таких школ было около 50.

Большое значение для развития просвещения имело введение гражданской азбуки. Реформа шрифта1708-1710 гг. упростила кириллицу. Открывались новые типографии, где в основном печатали книги прикладного характера: словари, руководства по механике, технике, архитектуре, военному делу, учебники. Среди учебников по своему уровню выделялась «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703).

Видное место в истории русской культуры заняла первая печатная газета «Ведомости» (1702), в которой публиковались сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях, иностранная хроника. Петр I внес огромный вклад в становление русской науки. В 1714 г. в Петербурге была основана первая в России биб­лиотека (с 1728 г. ее открыли для всеобщего посещения), в 1719 г. — первый музей — Кунсткамера. При Петре стали организовывать научные экспедиции для изучения России, составление географических карт. Серьезным успехом новорожденной русской картографии стало нанесение на карту и описание побережья Каспийского моря, сделанное в 1720 г. Ф.И. Соймоновым и К. Верденом.

В 1725 г. в Петербурге по указу Петра, но уже после его смерти, состоялось открытие Академии наук. Академия должна была концентрировать все научные силы страны, оказывать поддержку разнообразным научным начинаниям. Помимо библиотеки и Кунсткамеры, приписанных к Академии, при ней создавались обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, мастерские. При Академии были типография, университет — первое в России светское высшее учебное заведение (существовало до 1766 г.) и гим­назия.

Самым ярким представителем общественной мысли Пе­тровской эпохи стал ученый монах Феофан Прокопович. В своих проповедях и других сочинениях он отражал идеи Петра о величии российского государства, о стремлении им­ператора к достижению народного блага. Особенно важна роль Прокоповича в обосновании права монарха на неогра­ниченную власть («Духовный регламент», 1721; «Правда воли монаршей», 1722).

Еще одним известным публицистическим произведением того времени была «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова (1724). В ней автор излагал свои соображения о состоянии дел в России, прежде всего, в хозяйственной сфере. Посошков считал самодержавие иде­альным государственным строем для России, вмешательство власти в экономику представлялось ему не только допусти­мым, но и весьма желательным — лишь бы это делалось раз­умно. В то же время автор с большим пониманием и беспо­койством писал о тяготах населения. Он доказывал, что бед­ность крестьян неизбежно подрывает благосостояние всей страны.

Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство.

В искусстве проявилась та же тенденция, что и во всей деятельности Петра I, — стремление как можно скорее вы­вести Россию на европейский путь развития. Так, Петербург строился по заранее разработанному плану; дома воздвига­лись строго по прямой линии; фасады должны были выходить на улицу, придавая ей нарядный и торжественный вид. В строительстве новой столицы принимали участие русские архитекторы — Иван Устинов, Михаил Земцов и др., но наи­более значительные здания Петербурга этого времени Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий были возведены итальянцем Доменико Трезини.

Первыми мастерами новой для России масляной живописи стали Иван Никитин и Андрей Матвеев, учившиеся за рубежом. Никитин известен как глубоким интересом к внутреннему миру человека, так и умением воспроизводить этот мир на своих полотнах. Наиболее интересной работой Матвеева является его «Автопортрет с женой».

В литературе, как и прежде, господствовала повесть. Од­нако в ней появился новый герой — инициативный, смелый, разумный, способный достигать поставленные перед собой цели. Характерна в этом отношении «Гистория о россий­ском матросе Василии Кариотском», герой которой благодаря своим качествам прошел путь от низов до верхов общества.

В целом преобразования Петра I в сфере культуры захва­тывали, как правило, лишь привилегированные слои. Раз­рыв между большинством народа и европейски образован­ным дворянством впоследствии становился все значитель­ней.

Культура и быт России во второй половине XVIII века.

При приемниках Петра I образование в России при­няло подчеркнуто сословный характер, превратившись в основном в привилегию дворянства. Анна Иоанновна учреди­ла Сухопутный шляхетский корпус (1731). При Елиза­вете Петровне создаются Морской шляхетский корпус (1751) и Пажеский корпус (1759). Сословно-дворянский ха­рактер носило и первое (не только в России, но и в Европе) светское учебное заведение для девиц — Воспитательное об­щество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г.

С середины XVIII в. начинается создание общеобразова­тельной системы. Ее строили сверху. Важнейшим шагом, сделанным в этом направлении, стало основание в 1755 г. Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В. Ломоносова, он был многим обязан поддерж­ке И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Пе­тровны. Важнейшим достижением создателей Московского университета была его бессословность (не принимали только крепостных). Сначала в университете было три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось семь лет. При университете учре­дили две гимназии для подготовки будущих студентов — в одной учились дворяне, в другой — разночинцы. В 1758 г. гимназия открывается в Казани.

В 1782 г. в Петербурге появилось Главное народное учи­лище, готовившее учителей для народных училищ. В 1786 г. был принят Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные): здесь учили чтению, письму, арифметике и грамматике. В губернских го­родах открывались главные училища, которые приближались уже к средней школе, там изучали основы геометрии, меха­ники, физики, истории, географии. Однако на просвещение никогда не хватало средств. В конце XVII I в. в училищах об­учалось чуть более 20 тыс. учащихся.

В допетровские времена книга была пред­метом роскоши, при Петре I она стала учебным пособием. Позже книга все больше воспринималась как источник зна­ния и удовольствия, обращение к которому среди дворян ста­новится общепринятым. Важнейшую роль в привитии русскому обществу привыч­ки к чтению книг сыграл Н.И. Новиков. С конца 60-х гг. XVII I в. он начал издавать сатирические журналы — «Тру­тень», «Живописец» и др. Они сразу стали популярными, люди охотно их читали. В 1779 г. Новиков возглавил типо­графию Московского университета и в течение десяти лет с огромным размахом публиковал самую разнообразную лите­ратуру: сочинения русских и зарубежных писателей, сборни­ки исторических документов, учебники, справочники. При­мерно треть всех книг, издававшихся в эти годы в России, выходит из типографии Новикова. Открывая книжные лав­ки не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, про­светитель способствовал все более широком у распростране­нию книги. Развитию книгопечатания способствовал указ Екатери­ны II 1783 г. «О вольных типографиях», позволявший от­крывать их всем желающим.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!