Репортажный портрет (специфика)

Обучающий материал к п-к № 35

Общая теория о репортажном портрете (репортажной сьемке)

Знакомое многим слово «репортаж» произошло от французского «reporter» - «переносить», и английского – «report», что буквально означает – «доклад, отчет». Несложно догадаться, что в прямом смысле слова – репортер или журналист – это человек, который «перемещает» новостные события из реального мира в мир бумажный или виртуальный.

А фоторепортаж представляет эти события зрителю не посредством слов и интонаций, а при помощи изображения, зрительного восприятия образов. Иными словами – это рассказ о каком-либо событии в фотографиях.

Фоторепортаж интересен тем, что в нем невозможно срежессировать кадр, он исключает постановочную съемку. Фотограф ловит моменты реальной жизни в вихре событий, должен уметь видеть наиболее удачный ракурс, находится в гуще происходящего. А главной особенностью такой фотографии остается ее документальность. Кроме того, у фотохудожника нет возможности сделать повторный кадр, дубль одного и того же момента.

Виды репортажной фотографии

В жанре фото-репортажа можно условно выделить два вида, порой тесно взаимосвязанных друг с другом:

· Событийный;

· Повседневный.

Первый - событийный репортаж. Это съемка всевозможных событий – премьеры, соревнования, различные форумы, презентации, праздники и т.д.

Второй – повседневный вид репортажа, который отражает события обычной жизни в ее бытовых моментах, привычных многим.

Особенности фоторепортажа

Фоторепортаж может состоять из одного единственного кадра, в котором отражен весь сюжет события, или быть в виде фотоочерка, серии снимков. Не важно, последовательны ли события или происходят хаотичным образом, главное, чтобы они были объединены одной общей темой.

Фото-очерк позволяет фотографу передать более связанное и полное повествование. Чтобы зрителю было удобнее воспринимать и понимать ход событий, материал снимается по простой схеме, похожей на сценарий фильма: начало, развитие, кульминация и финал.

Съемка в данном жанре не самая простая и не столько потому, что нужно быть все время в тонусе, ловить момент, быть внимательным к деталям происходящего и в целом оценивать ситуацию, выискивая самые удачные места для кадров.

Событийный репортаж, например, – это не только съемка радостных моментов и событий. Событийный репортаж также включает в себя съемку похорон, мест аварий и катастроф, забастовки, а также вооруженные столкновения и даже военные действия. Зачастую помимо тяжелой эмоциональной нагрузки, работа представляет еще и угрозу жизни фотографа.

Однако помимо репортажей из «горячих точек» нашей планеты, фоторепортеры освещают спортивные мероприятия и концерты, публичные выступления и праздники, конференции и выставки. Кроме того, этот жанр часто применяется и для съемки домашних событий: свадьбы, выпускные вечера, детские утренники и дни рождения.

Качественный фотоочерк сохраняет в памяти наиболее значимые события, впечатления, эмоции, настроения и переживания. А перед фотографом стоит задача выхватить и запечатлеть на снимке наиболее яркие моменты, создавая целостную картину происходящего.

Репортажный портрет (специфика)

Специфика репортажного портрета состоит прежде всего в том, что съемка здесь ведется по ходу развивающегося действия. Человек на репортажном портретном снимке показывается в действии, в движении, в окружении, которое является активным элементом композиции и способствует созданию образа портретируемого.

Эта специфика репортажного портрета обусловливает методику работы фотографа: поиски композиционного решения и работа со светом должны строиться так, чтобы действие, происходящее перед фотоаппаратом, не останавливалось в момент съемки, чтобы портретируемый человек продолжал заниматься своим делом. Всякий иной подход к решению изобразительных задач превращает репортажный портрет в постановочный и лишает его специфических особенностей действенного, динамичного и в основе своей документального репортажного портрета.

Это не значит, что в репортажном портрете действие лишь протоколируется, что в снимке фиксируются любые случайные его моменты. И этот вид портрета требует творческого подхода к материалу, осмысливания действительности, изобразительной трактовки материала, без чего невозможно получить выразительный снимок. Важнейшим этапом творчества здесь является умение выбрать из всего многообразия поз и движений человека именно тот действенный момент, в котором особо ярко проявляется сущность происходящего.

Композиционное решение снимков здесь может быть весьма разнообразным, поскольку в кадр, как правило, включаются дополнительные композиционные элементы, активный фон, окружение, обстановка и пр.

Особенностями композиции репортажного портрета являются её динамичность, разомкнутость, то есть такое построение, когда основные композиционные линии не замыкаются внутри кадра, а продолжаются за его пределами, что позволяет оценить портретный снимок как фрагмент действия, разворачивающегося на значительно больших пространствах.

Композиция репортажного портрета строится по методу выбора и зависит от того, как найдена точка съемки и как определен момент съемки, в каком положении находился в это время портретируемый человек, как было направлено происходящее в кадре движение.

Различным может быть и световое решение репортажного портрета, зависящее от выбора времени съемки и направления съемки по отношению к направлению падения основного светового потока. В целом ряде случаев здесь возможно также использование дополнительных осветительных приборов, с помощью которых моделируется пластическая форма лица и фигуры портретируемого человека.

Упражнение предполагает съемку портретов как на натуре, так и в интерьере, при различных условиях освещения и в различных композиционных решениях.

Прототипом для этих работ могут служить репортажные портретные снимки, подобные работе А. Узляна – "Корреспондент районной газеты" (фото 140).

Фото. А. Узлян. Корреспондент районной газеты

Этот портрет дает достаточно полную характеристику фотографируемому человеку, рассказывает о его интересной работе, целиком поглотившей все его внимание. Человек показан в динамике труда, в обстановке редакции, и, таким образом, мы многое о нем узнаем из единичного снимка. Автором удачно выбран момент съемки, что позволило запечатлеть корреспондента в простой и естественной позе.

При достаточно большом количестве деталей обстановки кадр имеет четкую линейную и тональную композицию. Организующим началом изображения здесь является акцент на главном объекте: фигура корреспондента, помещенная на переднем плане, отчетливо рисуется на фоне более светлой и нерезкой глубины кадра.

Работа над фоторепортажем (репортажный портрет) требует от его автора определенного опыта работы. Так просто репортаж не снимешь. Для этого нужно развивать в себе умение видеть сюжет, владеть знаниями о том, что снимаешь. Например, снимая репортаж с футбольного матча нужно как минимум знать правила игры в футбол. Для съемки репортажа о театральной премьере нужно знать хотя бы основы театрального искусства… Конечно же, для работы в этом жанре нужно в совершенстве владеть техникой фотосъемки.

Фотограф, занимающийся репортажной съемкой, обязан не забывать о логике происходящих вокруг него событий, знать эти события, грамотно отслеживать и показывать зрителю взаимосвязь его элементов, этапов. Опытный мастер фоторепортажа вроде бы, казалось, совершенно незначимое, пустяковое событие способен преподнести нам с вами как завораживающую, фантастическую историю. Если уж вы решили посвятить свое творчество фоторепортажу, то качества интересного рассказчика вам надо обязательно в себе развивать. Но не забывайте при работе над репортажем и об авторском видении происходящего, об авторском субъективизме. Ведь любой репортажный снимок отражает не только собственно факт изображенного события, но и отношение к нему автора фоторепортажа. Проще говоря, фотограф как бы склоняет зрителя к своей точке зрения, только делает он это не обычными словами, а языком фотографии. Таким образом, он, сам того не замечая, занимается пропагандой той ситуации, того события, которое развертывается перед объективом его фотоаппарата. Впрочем, делать это можно и осознанно, целенаправленно. Но это уже, что называется, высший пилотаж.

Таким образом, легко можно придти к простому умозаключению: фоторепортаж, или даже всего лишь одна репортажная фотография по сути своей всего лишь интерпретация. Но она должна быть честной. Без всяческих подтасовок и обмана зрителя. Это тут просто недопустимо.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 930; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!