Критерии анализа детских рисунков



Знакомство с лекторским материалом.


      Обучение изобразительному искусству в школе осуществляется по видам деятельности: рисование с натуры, рисование на тему, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Большое значение имеет комплексность обучения, т.е. обучение практическим и теоретическим основам одновременно.
Комплекс всех видов деятельности может успешно применяться при изучении тем «Декоративно-прикладное искусство» и открывает широкие возможности для творчества как учителя, так и учеников.

 

Этапы урока по изучению декоративно-прикладного искусства

на уроках ИЗО:

      На первом этапе параллельно с объяснением новой темы демонстрируются слайды, репродукции, учебные таблицы, детские работы, оригинальные изделия декоративно-прикладного искусства и другие всевозможные материалы. В процессе восприятия детьми зрительного ряда учитель организует обсуждение той или иной темы. Это может быть рассказ учителя или подготовленных учащихся,
диалоги учитель-ученик, ученик-ученик. На время такой работы дети высказывают оценочные суждения по поводу увиденного.

       Второй этап – тренировочные упражнения, во время которых обучающиеся знакомятся с терминами, изобразительными средствами, рисуют элементы росписи, отделки, орнамента изучаемого на уроке вида декоративно-прикладного искусства. На данном этапе учитель может останавливать деятельность учащихся для предупреждения частных и общих ошибок. Снова можно обратиться к зрительному ряду.

Третий этап – непосредственно декоративное рисование. Но с большим успехом учащиеся осваивают технику и особенности декоративного рисования в осязаемом объёме, чем на плоскости альбомного листа. Поэтому данный этап можно разделить ещё на две части:

а) изготовление изделия

б) оформление.

 

       Изготовление изделия. Изготовление изделия может быть выполнено в любой технике. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребёнка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа улучшает координацию движений, лепка – развивает пальцы, мелкую моторику рук, живописная техника способствует большей свободе и раскованности всей руки.
Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина, солёное тесто, работа в технике папье-маше. Также успешно можно использовать различные заготовки (матрёшки, ложки, доски, чашки), нарисованные, но обязательно вырезанные из бумаги трафареты матрёшек, посуды, разделочных досок и др. Очень важно – демонстрировать учащимся приёмы работы с различными материалами, в которых образы рождаются непосредственно у них на глазах. Демонстрация учителем способов работы стимулирует формирование знаний, умений, навыков в области практической деятельности, учить свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися права творческого выбора.


Оформление изделия в технике декоративно-прикладного искусства. Это может быть роспись гуашью, акварелью, цветными мелками, аппликация и др. При демонстрации приёмов работы различными материалами учитель, делая на доске или большом листе бумаге крупные рисунки, не должен придавать им какой-то конкретный характер, после демонстрации сразу убирать свою работу, т.к. это неизбежно повлечёт за собой механический повтор. Если на тренировочном этапе роль подражательности очевидна, то во время оформления она мешает проявлению творческой активности учащихся.
И, если у ребёнка развиты воображение и изобретательность, то он меньше всего прибегает к подражанию.

       Завершающий этап работы. Последний этап работы при знакомстве с декоративно-прикладным искусством – подведение итогов работы, рефлексия. Это работа может включать в себя ответы на вопросы по теме урока, проведения экспресс-выставки или конкурса на лучшую работу и др.

Обсуждение творческих работ учащихся, выставки их произведений имеют большое значение в формировании эмоционально-оценочного отношения, вкуса. Также важен анализ творчества учащихся, проводимый взрослыми.

Таким образом, уроки по декоративно-прикладному искусству решают задачи практической направленности урока рисования в школе.

     Успех обучения изобразительному искусству зависит от множества условий, в частности от индивидуального подхода учителя к каждому ученику, от формы и методических приёмов подачи нового материала и повторения пройденного (сказки, загадки, пословицы, поговорки, использование прозы, поэзии, викторины, кроссворды, творческие задачи и др.), от использования ТСО, ИКТ, от формы урока («в музее», «в творческой мастерской» и т.д.).

      Без взаимопонимания между учителем и учеником добиться положительных результатов сложно. Важно, как учитель посоветует начать работу, какое даст напутствие ученику. Нужно знать, в какой степени вмешаться в работу каждого ученика: ведь любое вмешательство должно быть уместным, своевременным и убедительным. Не следует оставлять учеников без помощи и руководства. Они должны чувствовать, что есть опытный учитель - помощник, который верно на-правит работу на любом этапе деятельности.
    Учитель должен быть тактичным, внимательным, ко всем самостоятельным мыслям учащихся и, вместе с тем, принципиальным к проявлению безвкусицы и бессмысленного подражательства. Следует помнить, что учащиеся более интересуются учителем, который с ним занимается, а уже через него начинают интересоваться предметом. Поэтому учитель должен быть для них всегда привлекательным, уметь заинтересовать. С самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а не от овладения навыками, поэтому учителю надо уметь выбирать для изучения предметы, способные вызвать достаточно долгий интерес начинающего художника.
    Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяясь, тем не менее не должны надоесть ученику, поэтому учитель должен быть терпеливым и вносить как можно больше фантазии, разнообразия в свои уроки, постоянно совершенствуя детей и совершенствуясь сам в своём мастерстве.

Критерии анализа детских рисунков

Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. В первом классе отрицательной оценки за рисунок не должно быть. Дети любят изобразительную деятельность, стремятся рисовать всё, и едва ли слабо выполненный рисунок является результатом нежелания работать скорее это от неумения изобразить, или ребёнку не нравится изображаемый предмет, тема не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика.

. Творческая изобразительная работа определяется художниками по следующим критериям: нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, романтизм, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций, богатство цветоощущения. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:

       Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.

       Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.

       Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в изображении предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.

       Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.

       Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!