Социальный строй и общественная организация



 

Туареги являются одним из самых известных кочевых берберских народов, живущие в Мали, Нигере, Верхней Вольте, Алжире (в Центральной Сахаре - нагорье Ахаггар, плато Аир, плато Адрар-Ифорас и в области среднего течения реки Нигер от города Томбукту до города Ниамей). Общество туарегов издавна делилось на сословия, включавшие как отдельных лиц, так и целые племена. Социальная стратификация совпадала с расовой: на высшей ступени были европеоидные ливо-берберы (воины-аристократы); на следующих – группы и племена эфиопиоидного и негроидного происхождения.

Сохраняются родоплеменные институты. Центром племенной группы служит укреплённое селение касба, тигремт или дшар. Во главе племенного объединения стоит вождь. Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин. Сохраняется общинное землепользование, распространены межклановые союзы, сотрудничество, например, в выпасе скота.

Традиционно общество туарегов имело четкую иерархию, и подразделялось на аристократию с правителями и вассалов. Каждое племя состоит из нескольких семей. Несколько племен вместе образуют группы племен, во главе которых стоит правитель или король – Аменокаль. До сих пор общество туарегов разделено на касты: аристократия, блюстители религии, вассалы, рабы и кузнецы.

Король управляет аристократией, воины – аристократы организовывают защиту группы, охрану домашнего скота и контролируют торговлю каравана. Имгады или вассалы представляют собой второй класс туарегского общества, они являются свободными вассалами – пастухами и воинами, которые ухаживают за большей частью домашнего скота в племени. Рабы происходят из порабощенной аристократии других племен или народов, поэтому они стоят выше низших слоев туарегского общества.

После окончания колониального периода в 1970-1980-ых годах кастовая система берберов в значительной мере утратила свою важность, так как аристократии пришлось отказаться от кастовых различий и начать работать.

Даже в африканских наследственных и более централизованных монархиях есть различные общественные институты.

Характерной особенностью берберского является наличие наряду с преобладающими патриархальными отношениями сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов. В кочевых племенах женщины входят в советы старейшин, которые руководят всей жизнью группы. В кастовой системе организации туарегского общества женщине уделено особое место. До сих пор туареги ведут свою родословную по матери. Женщина выбирает себе мужа, а не наоборот.

Женщины являются владелицами земель, семейных ценностей и только у них есть право на развод. Мужчины должны содержать семью, не имея семейной недвижимости и прочих владений. Женщина – берберки  не выходят замуж до 30 лет.

Мужчины следуют строгому кодексу чести людей пустыни. Они предпочитают ножи и сабли современным видам оружия. Туареги одни из немногих африканцев, которые имеют свою письменность. Поэтов и романтиков всегда было много среди них.

 

 

Духовная культура

Древние берберы жили на территории Марокко большим количеством отдельных племен. Все они имели схожие культурные традиции, которые значительно различались в деталях. Берберы во многом сформировали то разнообразие и ту специфику культуры Марокко, которые характерны для африканских народов.

До принятия берберами Ислама, эти народы были преимущественно христианами, а еще ранее анимистами, и обожествляли природные явления и животных.

Скалы и горы считались святыми многими народами древнего мира, и берберы не были исключением. Еще Святой Августин упоминал, что берберы поклонялись камням и скалам. Считается, что берберы сохраняли эти верования вплоть до прихода Ислама в регион.

До сих пор многие берберы сохранили древние традиции, связанные с культом луны. В берберской мифологии божество Луны называлось Айюр. Еще Геродот упоминал, что берберы поклонялись божествам Солнца и Луны, сохранились многочисленные надписи, посвященные божествам Солнца и Луны. Помимо Солнца и Луны древние берберы поклонялись горам, скалам, пещерам и рекам. Из-за того, что берберы и древние египтяне в течение тысячелетий были соседями, их верования оказали влияние друг на друга. Например, восточные племена бербер поклонялись Исиде и Сету. В тоже время египетское божество Нейт имело берберское происхождение.

В настоящее время берберы главным образом официально являются мусульманами – суннитами, и только мозатиты, живущие в Сахарской долине, являются ибадитами (своего рода течение в Исламе, которое отличается и от суннизма, и от шиизма).

Огромное влияние на культуру Марокко, несомненно, оказывал и оказывает Ислам. Но у берберов прослеживается и более ранний, доисламский период развития Марокко. Следы языческих культов особенно четко можно увидеть в ковроткачестве. В традициях страны смешались два культурных пласта: черная Африка и Андалузия.

Языческие предрассудки, анимизм, уважение к магии все еще сильно среди берберов, хотя они и исповедуют ислам. Берберские женщины, умеющие делать ковры, пользуются большим уважением. За такую невесту всегда запрашивают более высокую цену. Среди часто используемых символов можно увидеть руку Фатимы, дочери пророка, которая защищает от злых духов и сглаза, восьмиконечную звезду, символизирующую плодородие. Это же значение имеют вытканные змеи, ящерицы и скорпионы. Верблюды пророчат богатую невесту богатую невесту. Кресты ослабляют, а затем рассеивают дьявольскую энергию. Рассеивается она в шести направлениях берберской вселенной: на восток, запад, север, юг, вверх и вниз.

Марокко богато и духовной культурой, особенно фольклором. Так, с 1960 года в Марракеше в развалинах дворца эль-Бадии ежегодно в июне или осенью проводится двухнедельный Фестиваль народных искусств. Это самое грандиозное фольклорное представление страны, во время которого проходит огромное количество самых разнообразных представлений и мероприятий фольклорных трупп со всех концов Марокко. Интересны Фестиваль Роз в эль-Kела M'Гуна (май), Фестиваль воска в Сале (проводится в период Маулида), Вишневый Фестиваль в Сефру (июнь), Международный Фестиваль духовной музыки в Фесе (июнь), Международный Фестиваль Рабата (июнь), Фестиваль верблюдов в Гулимине (июль), Фестиваль популярной музыки в Саидии (август), Культурный Фестиваль в Асила (август), Фестиваль в Эрфуде (октябрь), Конный Фестиваль в Тиссе (октябрь), уникальный Песчаный марафон (234 км по пустыне).

"Муссем" - традиционные религиозные церемонии местного значения, проходящие в определенные дни и посвященные определенным событиям (всего в стране ежегодно проходит более 650 таких празднеств). В "муссем" обычно проводятся многочисленные паломничества и фольклорные мероприятия - джигитовки, ярмарки, танцевальные представления и племенные обряды. Особенно красочны сентябрьские муссемы Сиди Абдалла бен Ясина, Аль Гуерна и Сиди Бонатинана в Марракеше. Также большим вниманием пользуются муссем Сетти Фатма (конец августа), "муссем помолвленных" в Имилчиле (3-я неделя сентября), "муссем фиников" в Эрфуде (октябрь), муссем Сиди Мухаммеда бен Насера (в день Ашура), "муссем роз" в Эль-Келаа-де-Мгуна (конец мая), муссем Асни (июнь), муссем в Гулимине (май), "муссем миндаля" в Тафрауте (февраль), "муссем молока" в Имуззет-дес-Ида (август), муссем в Эс-Сувейра (май), муссем долины Урика (август) и др.

 

 

Список литературы

1. Андрианов Б. В. Неоседлое население мира: историко-этнографическое исследование. - М., 1985.

2. Володина М. А.  Берберы Северной Африки: культурная и политическая эволюция (на примере Марокко) / Отв. ред. – Д.Б.Малышева. – М.: ИМЭМО РАН, 2011.

3. Сергеев М. С. Берберы Северной Африки: прошлое и настоящее. - М., 2003.

4. Сергеев М. С. История Марокко. ХХ век. М., 2001

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!