Франкское королевство в эпоху Меровингов



 

Возникновение варварских королевств создало лишь предпосылки для генезиса феодальных отношений, растя­нувшегося на несколько столетий

 В За­падной Европе в результате сложились новая социальная структура и экономика, основа - специфический тип собственности, отличавшийся от форм, известных в антич­ности.

Это была крупная собственность, сочетавшаяся с условным владением землей. Параллельно со становлением этой системы складывались новые личностные связи между индивидуумами, сословная структура, формы политической и государственной организации.

Франкское королевство – пример государства, в котором генезис феодальных отношений проходил в наиболее типичных формах.

Франки – германский народ, изначально населявший среднее течение Рейна, побережье Северного моря и бассейн Шельды. Различались племена рипуарских и салических франков, объединившихся в племенной союз. В III–IV вв. они стали регулярно нападают на римскую Галлию, а в середине V в. захватили ее территорию до Соммы. Возглавлялись «королями», по сути – военными вождями, власть которых не была наслед­ственной, – Сигиберт, Рагнахар, Харарих и Хлодвиг.

Хлодвиг (481–511) стал первым король всех франков, устранил своих политических соперников с помощью подкупа, пре­дательства и убийств. Его биограф, христианский епископ Григорий Турский, оставил рассказ о коварстве, с помощью которого тот устранил остальных франкских королей и соб­ственную родню, лицемерно сокрушаясь потом, что “остал­ся один, как странник среди чужих, и не имеет родственни­ков, которые могли бы подать помощь, если бы случилось несчастье”. Хлодвиг происходил из рода Меровея, поэтому его потомков-королей называют Меровингами, а период их правления с конца V по конец VII века – меровингским.

При Хлодвиге франки продвинулись на юг Сены, а по­зднее – до Луары. Король щедро раздавал захваченные зем­ли своим дружинникам-антрустионам, прочую же добычу они делили по жребию, согласно старинному обычаю.

 Гри­горий Турский приводит в своей “Истории франков” эпи­зод, связанный с разделом трофеев, который характеризу­ет отношение соплеменников к королевской власти в этот период. После взятия города Суассон король пожелал по­лучить некую чашу из церковной утвари, чтобы, по поли­тическим соображениям, вернуть ее местной церкви, но не смог, поскольку по жребию она досталась простому воину II тот, не желая уступать ее королю, разрубил чашу секи­рой. Т.е что король считался пер­вым среди равных, чья воля не была законом для франков, а фигура – не имела в их глазах сакральных черт. (Позднее Хлодвиг все же отомстил несговорчивому воину, зарубив его секирой во время военного смотра.)

Для укрепления своего авторитета Хлодвиг пошел на союз с христианской церковью, которой делал обширные земельные пожалования, будучи еще язычником. В 496 г. он принял крещение в Реймсе, обещая отныне бороться с идолами во имя креста – “поклоняться тому, что сжигал, и сжигать то, чему поклонялся”.

Принятие христианства в ортодоксальной форме дало ему повод начать в 507 г. поход против ариан-вестготов, изгнав которых, он включил в состав своих владений область Аквитанию. За четверть века Хлодвиг овладел почти всей римской Галлией (кроме Бургундии и Септимании). Его политические успехи был вынужден признать византийский император Анастасий, провозгласивший франкского короля консулом и даровавший ему почетный титул “августа”, венец и пурпурную мантию.

Экспансия франков продолжилась при преемниках Хлодвига, присоединивших на юго-востоке Бургундию (537 г.) и Прованс, отнятый у остготов (536 г.). Другим ее направлением стало покорение германских племен, обитав­ших на северо-востоке за Рейном, – тюрингов, аламанов, баваров. Франкское королевство, таким образом, превра­тилось в крупнейшее государство на территории бывшей Западной Римской империи.

Основные виды хозяйственной деятельности франков и общественный строй франков по Салической и другим правдам. Рубеж V-VI вв.

В Галлии франки составляли 15–20% по отношению к местному галло-римскому населению (больше, чем герман­цы в других регионах). Формирование нового жизненного уклада шло здесь в условиях активного германо-романского синтеза. Представление о хозяйстве и общественной жизни франков дает так называемая Салическая правда – свод обычного права, кодифицированного по повелению Хлодви­га в начале VI в. Этот судебник отражает

-ран­ние архаические порядки, существовавшие у франков;

- и эволюцию общественных отношений в V–VI вв. ;

 распад кровнородственных связей, нарастание имущественного и социального неравенства, формирование государства.

Марка - сельская территор. община; состоящая из несвязанного родства крестьян, в которой пашня была собственностью членов м., а угодья — общей собственностью.

Во Франкском гос-ве VIII–IX вв. и Священной Римской империи — укрепленный админ. пограничный округ, управляемый маркграфом и созданный с воен. целями.

Как явствует из Салической правды, у франков уже было развитое сельское хозяйство. Возделывали рожь, пше­ницу, ячмень, бобовые культуры, лен, используя систему двухполья; занимались также садоводством и виноградарством. На высоком уровне находилось скотоводство: фран­ки разводили крупный рогатый и мелкий скот – коров, овец, свиней, коз. Как и в древности, скот был мерилом их богат­ства и нередко заменял деньги при расчетах. Птицеводство, пчеловодство и охота были подспорьем в хозяйстве.

Основной хозяйственной ячейкой была семья, владевшая усадьбой: домом, амбарами и другими хозяйственными пост­ройками, садом и огородом. Вся эта лично-семейная собствен­ность, включая скот и птицу, строго охранялась законом от посягательств: воровство и грабеж карались высокими штра­фами. Каждая семья имела пахотный надел, при этом любой возделанный участок земли – нива, сад, виноградник и т.д. – был огорожен. Переделов пахотных земель уже не наблюдалось.

 Это позволяет ряду ученых утверждать, что уже к V веку у франков существовала частная собственность на землю. Очевидно, однако, что это понятие вообще трудно применить к поземельным отношениям рассматриваемой эпо­хи. С одной стороны, у франков существовали довольно раз­витые представления о собственнических правах, в особенно­сти на движимое имущество, выражавшееся в таких внешних знаках собственности, как клейма, изгороди, плетни, межи.

 С другой стороны, эти права на недвижимость ограничивались контролем со сто­роны близких родичей. В частности, земельный участок – так называемый аллод – передавался только по мужской ли­нии, женщины же не имели права его наследовать (т.к. жен­щина могла выйти замуж, и ее родовая группа лишилась бы этого надела). Поскольку частная собственность предполага­ет свободное отчуждение и передачу имущества, приходится констатировать, что институт частной собственности находил­ся у франков еще в процессе становления. Соседи, составляв­шие франкскую деревню, также предъявляли определенные права на окрестные территории, в том числе на принадлежа­щие отдельным семьям.

 После того как урожай бывал собран, все изгороди убирали с полей, и они превращались в коллек­тивный выпас для скота. Соседи сообща определяли правила пользования дорогами, водой, пастбищами, пустошами, ле­сом. Без согласия всей деревни ни один чужак не мог поселиться рядом, поскольку это неизбежно влекло за собой передел долей в общих угодьях.

Это дает основание говорить о становлении у франков, так называемой соседской общины, которая в зрелых фор­мах будет свойственна всему периоду Средних веков.

Салическая правда дает много доказательств тому, что кровно-родственные связи все еще играли важную роль во франкском обществе. Продолжал существовать обычай кровной мести, родне причитался штраф за убитого – вергельд - напротив, если кто-то из близких был должен уплатить этот штраф, его родственники помогали собрать необходимые средства. Обряд обращения к ним за помощью зафиксирован в Салической правде в главе под названием “0 горсти земли”.

Если присужденный к штрафу уже отдал в 1 уплату все свое имущество и более ничего не имел, то должен был созвать родню, взять горсть земли из всех углов своей пустой горницы и, стоя на крыльце, бросить ее через ', плечо в сторону четырех ближайших родственников. Если же и их имущества не хватало для уплаты штрафа, они повторяли этот обряд, вовлекая в него своих близких. Род­ственники выступали поручителями и соприсяжниками в суде, имели право на наследство.;

С другой стороны, Салическая правда фиксирует и симптомы распада кровно-родственных связей: некоторые франки, тяготившиеся обязанностями помогать родне и, участвовать в разорительной круговой поруке, заявляли «об отказе от родства», что предполагало неполучение своей, доли наследства умершего родича или вергельда. Публичная процедура отказа состояла в том, что человек ломал над головой палку (символизирующую прежние связи) и разбрасывал обломки в разные стороны. Очевидно, что на такой шаг мог пойти тот, кто был уверен в своем материальном благополучии, и эта глава свидетельствует также об| имущественном расслоении среди франков. -

Социальная структура франкского общества меровингской поры была уже достаточно сложной. Большинство составляли свободные франки - земледельцы и воины, чья жизнь оценивалась вергельдом в 200 солидов. Выше их на социальной лестнице стояли королевские дружинники, должностные лица, состоявшие на королевской службе, христианские епископы, а также знатные римляне, прибли­женные франкскими королями, – их “сотрапезники”. Эли­та франкского общества, таким образом, включала и пред­ставителей галло-римской знати. Остальные галло-римляне “оценивались” ниже, чем свободные франки, – в 100 солидов, наряду с германскими полусвободными-литами. Рабы вовсе не имели вергельда и ценились наравне со ско­том или другим имуществом.

К концу VI в. у франков складывается “полный ал­лод” – свободно отчуждаемая земельная собственность. Согласно эдикту короля Хильперика, ее разрешалось сво­бодно дарить, передавать и завещать, в том числе и женщи­нам. Этот акт стал важным шагом на пути формирования крупной земельной собственности. Ее складыванию способ­ствовали и многочисленные военные походы франков, зах­ваты земель, которыми короли щедро наделяли своих при­ближенных на правах аллода – т.е. полной собственности. Крупные земельные массивы, сосредоточенные в руках пос­ледних, обрабатывались руками как германских, так и галло-римских рабов, литов, колонов.

В зависимость от крупных землевладельцев стали все чаще попадать и свободные франки. Постоянные войны, превратности судьбы, низкая урожайность, голодные годы легко дестабилизировали мелкое крестьянское хозяйство, заставляя земледельца обращаться за помощью. Получила распространение коммендациядобровольное вступление небогатого малоземельного человека под личное покрови­тельство крупного землевладельца. Договор о коммендации предполагал, что последний будет заботиться о своем кли­енте, давать ему кров и пищу, а тот будет во всем служить своему патрону, сохраняя статус свободного человека, но уже никогда не сможет разорвать этот договор и выйти из-под покровительства. Так возникали специфические лич­ностные отношения службы и покровительства, составляв­шие характерную черту феодальной эпохи.

Зависимость могла возникнуть и в сфере чисто позе­мельных отношений, к ней, в частности, вели прекарные сделки. Прекарий – в данном случае – земельный надел, который небогатый крестьянин мог получить от крупного, землевладельца для обработки на условиях уплаты собственнику части урожая (“прекарий данный”). В других случаях мелкий землевладелец, имеющий землю, мог передать право собственности на нее магнату или монастырю, с тем чтобы получить свой участок назад и пользоваться им до конца жизни, но уже на правах держания, а не собственности, вместе с гарантиями покровительства, защиты, обеспечения в старости и т.д. Такой прекарий назывался “возвращенным”. После смерти крестьянина он переходил в -' руки нового собственника. Иногда в подобных случаях крупный землевладелец мог прибавить к крестьянскому наделу еще некоторое количество земли (“прекарий с воз­награждением”). Прекарист оставался лично свободным, но оказывался в экономической зависимости. Благодаря прекарным сделкам и коммендации постепенно формировал­ся слой зависимого крестьянства и крупных землевладель­цев – началась феодализация франкского общества. Однако в меровингский период она еще не зашла далеко.

Политическое устройство франкского общества в V–VI вв. сохранило многие архаические черты, но в то же вре­мя испытало влияние римских обычаев. В меровингский период у франков складывается государство в той форме, которую называют раннефеодальной. Власть короля значительно усилилась, подкрепленная авторитетом церкви и ссылками на ее божественное происхождение, а сама его фигура стала приобретать сакральные черты. Государи обзавелись инсигниями – знаками своего достоинства. В отличие от рядовых франков, за короля уже не назначался вергельд, его убийство нельзя было искупить, деньгами. Даже покушение на монарха каралось смертной казнью. Королевская власть зиждилась на огромных земельных владениях и силе профессиональной дружины, состоявшей из антрустионов.

В выработке политической линии и непосредственном управлении страной участвовала и знать – королевская родня, крупные земельные магнаты, прелаты церкви, входившие в состав королевского Совета. В условиях, когда монархия еще не стала наследственной и преемником короля не обязательно становился его старший сын, роль это­го органа была чрезвычайно велика: Совет выбирал наслед­ника из круга ближайших королевских родственников – бра­тьев, сыновей, дядьев, племянников. Монархам приходилось считаться с мнением Совета, что позволяет историкам гово­рить о своеобразной «демократии знати» в этот период.

Во франкском государстве сохранялись и традиционные институты военной демократии. Основу армии составляло ополчение всех свободных воинов, имевших оружие. Ежегод­но они собирались на военные смотры – “мартовские поля”. Поскольку в меровингский период основную массу населения франкского общества составляли еще свободные общинники, из которых состояло и всеобщее военное ополчение, на «мартовские поля» сходились все взрослые свободные франки. Однако эти собрания в отличие от общенародных собраний периода, военной демократии не имели теперь серьезного политического значения Вынужденные считаться с крупными землевладельцами, франкские короли периодически созывали собрания виднейших магнатов, на которых обсуждались общегосударственные вопросы. Следы древних первобытнообщинных порядков больше сохранились в местном управлении Франкского государства.

«Сотни» из подразделений племени у древних франков после завоевания Галлии превратились в территориальные административные единицы. Управление графством — более крупной территориальной единицей — всецело находилось в руках королевского должностного лица — графа, который был главным судьей в графстве и взимал в пользу короля треть всех судебных штрафов. Полнее всего сохранилось самоуправление в деревенской общине, которая иа сельских сходах избирала своих должностных лиц, творила суд по мелким правонарушениям и следила за тем, чтобы соблюдались обычаи марки.

Основой управления и общественной жизни оставались судебные собрания, на которых разбирались тяжбы и ре­шались хозяйственные проблемы. Однако и судебная сис­тема существенно изменилась. Наряду с архаичными дол­жностями тунгина (председателя суда) и рахинбургов (вы­борных знатоков и хранителей старинного права), появи­лись сотник (центенарий), графы и сацебароны – судебные исполнители, действовавшие от имени короля. Королевс­кая власть активно вторгалась и в процесс судопроизвод­ства: кодифицировав и записав правовые нормы своего на­рода, Хлодвиг даровал их франкам уже от собственного имени как королевский закон, часть судебных штрафов за нарушение которого он стал брать в свою пользу.

Меровинги ввели подобие римского административного деления – сотни и графства, заимствовали систему римских подушных и поземельных сборов с населения. Однако систе­ма управления во франкском государстве была еще чрезвы­чайно примитивной. Должностные лица были представлены управляющими и посланцами короля, многие из которых по статусу были его рабами. Они не имели постоянных функций, выполняя любые поручения государя. Сам монарх был вы­нужден постоянно перемещаться по своим обширным владе­ниям, не имея столицы и официальной резиденции, чтобы поддерживать связи с подданными и собирать с них причита­ющиеся ему платежи. По приезде короля местное население доставляло ему со всей округи продукты и фураж. Государь с дружиной проводил время в пирах с местной знатью, на кото­рых решались государственные дела, и объезд земель возоб­новлялся по мере того, как все было съедено и выпито.

Таким образом, специфика раннефеодального государства состояла в усилении власти короля и его окружения при сохранении широкой опоры государственности в лице всех свободных, составлявших костяк армии; в патримониальном характере вла”ти, при которой король управлял государством как своей вотчиной; в примитивности госу- . дарственного аппарата, не имевшего четко очерченных функций и специализации; в зачаточном состоянии финансовой системы, основывавшейся на поступлениях от королевских поместий и на судебных штрафах Сложности управления удаленными территориями; приводили к тому, что порой короли делегировали свои| властные функции их приближенным, даруя им т.н. “иммунитеты”. Иммунитетные права предполагали, что на тер- риторию, вверенную в управление частного лица, уже не ^ будут вступать королевские чиновники. Иммунисту могло ^ быть доверено отправление правосудия от имени государя, ^ административное управление, сбор налогов или все эти функции вместе. Это приводило к усилению частной власти крупных магнатов, превративших свои должности на местах и привилегии в наследственные, к сепаратизации отдельных областей и ослаблению королевской власти.

Уже при преемниках Хлодвига стало ясно, что широкие земельные пожалования и раздача иммунитетов исчерпали возможности королей привлекать крупных землевладельцев к себе на службу. В конце VII века франкское королевство практически распадается на несколько крупных территориальных образований – Нейстрию, с центром Париже, Австразию, Бургундию и Аквитанию.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!