Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.



Лекция 3

Тема: « Развитие образование и педагогические мысли в Европе и США в период Нового времени»

Цель: формирование навыков о развитии образовании и педагогической мысли в Европе в период Нового времени;

развитие критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

воспитание у обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.

План лекции

1. Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XVII - XVIII веков.

2. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.

3. Концепция Дж. Локка о воспитании нового человека.

4. Авторская педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

 

Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII - XYIII веков.

Состояние школьного дела в Европе находилось в непосредственной преемственности с предыдущими десятилетиями XVII века. Это наглядно проявилось в сохранении принципа сословности образования; наличии духовных и светских школ; соперничестве католической и протестантской образовательных систем. Вместе с тем обнаружились новые тенденции:

 - создание школьных систем классического типа, предоставляющих полное среднее образование для имущих слоев общества;

- становление образования как приоритета государственной политики;

- расширение начального образования, особенно для представителей третьего сословия;

- появление альтернативных школ как следствие влияния прогрессивных педагогических течений;

- изменение приоритета высшей школы: от классического (Греко-латинского) образования к образованию, основанном на новом научном знании;

В русле данных тенденций совершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному — гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллежи (во Франции), грамматические школы (в Англии). Центральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. Большинство средних учебных заведений Франции находилось в руках иезуитов, вплоть до их изгнания в 1762 г. Интересный опыт оставили коллежи Пор-Рояля и «Оратории».

 В содержании образования средних школ происходили постепенно изменения: изучение латинского языка стало рассматриваться как средство обучения правильному владению речью, а не простому подражанию языку римских классиков. Стали появляться грамматики латинского языка с использованием родного языка учащихся, в школах по-вышенного типа начали включать в число предметов изучения родной и французский язык, вводят светские предметы: математику, историю, астрономию, географию и т.п.

Специфичным явлением в образовании в XVII — первой половине XVIII века стали рыцарские и дворянские академии. Содержание образования в учебных заведениях для дворян определялось традиционным требованием подготовки «образованного человека»: языки — французский, частично итальянский и испанский; изучались общая история, история права, мораль и естественное право, логика; было положено начало изучению математики и механики с их практическим применением в архитектуре, строительстве и военном деле; обучение «рыцарским искусствам» — верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т.п.

XVIII веке инициатива открытия школ переходит от церкви к государству. Лидирующие позиции занимала Германия. В немецких государствах указы и школьные уставы о начальном обучении детей 6 -12 лет принимались на протяжении XVII—XVIII вв., в Англии, Италии, Франции - это оставалось приоритетом церкви, несмотря на отдельные попытки реформ в контексте революционных событий.

На протяжении XVIII в. начальные школы создавались не только для мальчиков, но и для девочек, хотя рост их числа шел медленно. В Германии городские начальные школы функционировали в соответствии с Готским школьным уставом (1642); в Англии создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков под эгидой англиканской церкви, а также католические начальные школы; во Франции укреплялись католические школы. Библейские общества открывали приходские начальные школы, где наряду с религиозным воспитанием, обучением начаткам грамоты, детей знакомили и с некоторыми ремеслами и сельским хозяйством.

В 18 веке во многих странах Западной Европы нарастают движения за переустройство школ. (Во Франции, Нидерландах – янсенизм, пиетизм и филантропизм в Германии). В ходе их появились новые типы школ:

- «маленькие школы» - интернаты для мальчиков и девочек (К.Янсений, Голландия; Ф.Фенелон и Ш.Роллен, Франция);

- филантропин в Германии (И.-Б. Базедов, 1774, Десау).

Существенные изменения происходят в высшей школе. Во Франции альтернативу средневековому университету составила деятельность Королевского коллежа, Академии естественных наук и медицины, которые содействовали распространению научных знаний. В Англии открываются факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже.

Свои особенности имела образовательная система в США.

Школы в США. Становление школьного образования на территории Северной Америки значительно отличалось друг от друга. Южные колонии: школ не было, богатые землевладельцы обучали своих детей дома, нанимая им учителей. Продолжали обучение дети богатых в Европе. Обучением детей рабов-негров никто не занимался. В целях распространения образования появляются законы, предписывающие каждой общине, насчитывающей более 50 домов, содержать за свой счет учителя для обучения детей. В общине, превышавшей 100 домов, предписывалось открывать учебные заведения по типу английской грамматической школы. Со временем несколько общин объединялись в учебные округа, в обязанность которых входило содержать помимо элементарной школы школу повышенную — английскую или латинскую.

В результате просветительской деятельности общин появились воспитательные учреждения для маленьких детей, приходские школы, грамматические школы, благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т.д.

Начало XVIII в.: стали открываться школы, учебная программа которых приближалась к требованиям жизни (предусматривалось 4 часа учебных занятий в день и 4 часа работы в мастерских, в число учебных предметов были включены новые дисциплины — счетоводство, деловая документация, оформление торговых операций и некоторые другие). Школы практической ориентации стали приобретать все больший авторитет, а грамматическая школа теряет свое значение.

Начало среднему образованию в США было положено в 1635 г. открытием церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах.

Т. Джефферсон выдвинул идею создания новой системы образования, была разработана модель трехступенчатой общеобразовательной школы. Первая ступень - начальная трехлетняя школа, вторая ступень обучения - дифференциация обучения (два направления: кто интересовался ремеслами и сельским хозяйством, и кто был склонен к наукам). Третья ступень - школой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному направлению. Эта модель - первая попытка освободиться от европейской системы образования.

Конец XVIII века: в штатах сложилась общеобразовательная школа с бесплатным девяти- или двенадцатилетним сроком обучения (состояла из начальной школы, школы средней ступени и старшей школы).

В целом, в Северной Америке школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, прежде всего английского.

Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского.

Как наука педагогика характеризуется определёнными признаками: она возникла из потребностей общества передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям, имеет свой предмет (воспитание человека), собственный категориальный аппарат (воспитание, образование, развитие, обучение и т.д.), свои методы исследования, систему достоверных объективных обобщённых знаний о сущности, закономерностях воспитания, обучения, развития личности.

Однако следует заметить, что возникновение и развитие научно-педагогического знания происходило постепенно:

• зарождение педагогических идей в русле философских учений;

• формирование педагогических взглядов и концепций;

• переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Рубежом становления педагогики как науки стала теоретическая и практическая деятельность чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он впервые попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, руководствуясь педагогическим опытом различных стран, своим собственным, педагогическими наработками предшественников (В. Ратке).

В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой (гимназией), а позже был избран епископом. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свои выдающиеся произведения, изданные сначала на чешском языке, а затем переведённые на латинский. Среди них:

· «Материнская школа» - первая в мире педагогическая книга для родителей, специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста;

· «Открытая дверь языков и всех наук» - учебная книга, которая впервые сочетала усвоение латинского языка с наглядным представлением окружающего мира;

· «Мир чувственных вещей в картинках» - учебная иллюстрированная энциклопедия для детей;

·  «Великая дидактика» (1632г.) – книга по теории обучения и воспитания, в основу которой положен эмпирико – индуктивный метод познания и синкретический подход к пониманию механизма взаимосвязи развития человека и природы.

Коменский написал 7 томов огромного труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором обосновал гуманную и демократическую концепцию «всестороннего исправления всех и во всем». Данная работа была найдена только в 1930 – е годы в СССР, была издана - 1966г.

Ведущие методологические идеи педагогического учения Коменского:

• сенсуалистическое познание - основа педагогического процесса;

• человек – это «микрокосм», часть и «совершенное творение природы», которое имеет всё необходимое для образования;

• природосообразность как главное условие воспитания и обучения;

• пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности;

        • пангармония, т.е. достижение всеобщей гармонии в развитии личности;

        • пампедия, т. е. всеобщее воспитание, универсальное образование всего человеческрго поколения;                     

• демократизм и гуманизм в организации школьного образования, воспитании личности.

Основные теоретические положения педагогического учения Коменского:

  1. Образование и воспитание во всем должно сообразовываться с природой. Человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. В работе «О развитии природных дарований» Коменский раскрывает природные предпосылки развития и воспитания человека. К ним он относит:

- ум, т. е. способность отражать окружающий мир «живые весы и рычаг всех вещей»;

- воля, «судья всех решений и повелений», субъективная основа нравственности;

- способность действия (рука) и речь (язык) как способность «истолкования и выражения мысли».

2. Жизнь подрастающего поколения делится на четыре возрастных периода, по 6 лет, каждый из которых характеризуется:

- детство – от рождения до 6 лет включительно - усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; 

- отрочество – от 6 до 12 лет - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой;

- юность – от12 до 18 лет - помимо указанных качеств - более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения»);

- возмужалость – от 18 до 24 лет - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

3. Каждому из этих возрастных периодов соответствует особая ступень образования (школа):

- Материнская школа - дошкольное воспитание под руководством матери;

    - Школа родного языка – школа начальной грамоты в каждой общине, селении, местечке для обучения детей обоего пола;

- Латинская школа, или гимназия – средняя школа для юношей в каждом городе;

- Академия – высшая школа для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области.

Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школой.

4. Человек делается человеком, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве; «из всякого ребенка можно сделать человека» Наряду с детьми способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть очень небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых, но и этих детей следует воспитывать и обучать. «Золото и серебро – вещи ненадёжные и скоропроходящие, а дети – бессмертное наследие». .

Цель воспитания – приготовление к вечности, к вечной жизни с Богом. Истинное воспитание заключается в том, чтобы человек был знающим все вещи, владыкою всех вещей и самого себя, чтобы он себя и всё возводил к Богу – источнику всех вещей. Этому соответствует научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Благодаря им прививаются такие качества как мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Физическое воспитание позволяет предохранить тело от болезни и смерти, приспособить ум к разумному управлению всем.

Именно школа должна «сделать людей мудрыми умом и благоразумными в поступках, благочестивыми сердцем». В этом процессе большое значение имеют примеры, наставления, упражнения и дисциплина. «Школа без дисциплины – есть мельница без воды». 

5. Сущность обучения – «универсальное искусство учить всех, всему…наверняка, с успехом, легко, основательно, скоро». В основе познания и обучения - чувственный опыт.

 Наглядность - «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимо для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

6. Основными принципами обучения наряду с наглядностью являются систематичность, необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений; посильность обучения для учащихся, т. е. доступность их возрасту; прочность усвоения учащимися учебного материала; сознательность, т. е. «ничего не заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком».

   7. Организация обучения – классно-урочная система, предполагающая:

- неизменный состав учащихся одного возраста;

-проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

- одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету;

       Занятия необходимо проводить ежедневно по 4-6 часов, после каждого часа перерыв.

8. «Учитель - это пример для ученика, его наставник и друг. Во многом отношение ученика к школе, учению целиком определяется учителем, это должны понимать и родители и, следовательно, поддерживать авторитет учителя в глазах учеников». Учитель – пастух, садовник, акушер, полководец, который стережёт и охраняет «своё стадо», ухаживает за детьми как за растениями в саду, архитектор и мастер – гуманист.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!