Теоретический материал для углублённого изучения



Конспект урока

Литература 6 класс

А. А. Фет. Волшебные картины русской природы

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Фета;

· развитие представлений обучающихся о взаимоотношении природы и человека в лирике А. А. Фета;

· углубление представлений о средствах выразительности и их роли в тексте лирического произведения;

· формирование навыка анализа поэтического текста.

Тезаурус

Аллегория – иносказательное изображение явления.

Аллитерация – повтор согласных звуков.

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Ассонанс – повтор гласных звуков.

Звукопись – в стихосложении – это система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.

Лирика – это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, помогает почувствовать отношение автора к нему.

Шедевр – исключительное по своему содержанию произведение искусства, мастерство создателя.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лирика Фета почти всегда печальна и немного меланхолична. Не исключено, что на творчество поэта повлияли жизненные невзгоды. Казалось, уже с колыбели судьба решила испытывать его.

Непростые обстоятельства появления его на свет, потом лишение собственной фамилии, которую он носил 14 лет (Шеншин), служба в армии и любовь…

Двадцативосьмилетний офицер влюбляется в дочь обрусевшего сербского генерала Марию Лазич. Встреча с этой одарённой девушкой, – она прекрасно музицировала на фортепьяно, – была главной в жизни Фета. Её талант произвёл впечатление даже на известного композитора Ференца Листа, который посвятил ей музыкальное произведение. Два года страстной и всепоглощающей любви пронеслись как 2 дня…

И внезапно его возлюбленная погибает из-за несчастного случая. От этого удара Фет так и не оправился до конца жизни…

В1858 году Фет вынужден был выйти в отставку.

В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом.

Исследователь поэзии Николай Николаевич Скатов писал: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека».

Виртуозностью Фета является умение через пейзажные зарисовки передать людские чувства, как, например, в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Его можно разделить на две смысловые части: описание леса и рассказ о звуке рога. Такое разделение позволяет автору описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя. Жизнь героя, его переживания выходят на первый план произведения.

В осеннем лесу у «странника бедного» возникло смешанное чувство: «шумно, и жутко, и грустно…», ведь «кругом всё гудёт и колышется…». Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает «странника». Но вот приходит неожиданное спасение – «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного», и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!».

Мы чувствуем единение природы и человеческой души. Видим отражение в картинах и звуках природы выразительность едва уловимых чувств героя. В нём просыпаются чувства, волнующие душу его, чувства, в которых он ещё не может разобраться.

И природа вторит чувствам человека: таинственно кружатся листья, плотно сомкнулись ветви ели и преградили путь герою. Очарованный происходящим, лирический герой произносит: «Я ничего не пойму».

Следующее стихотворение, о котором мы сегодня поговорим, называется по первой строчке: «Учись у них – у дуба, у берёзы...», где природа преподносит пример поучительной для человека стойкости:

«Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора».

Лирический герой призывает мужественно переносить неприятности, учит смирению и стойкости в любых жизненных ситуациях. Поэт не понаслышке знает, что жизнь человека бывает тяжёлой и полной несчастий. Нам в пример он показывает жизнь дуба, которому холода и метели нанесли глубокие, незаживающие раны.

Но деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья: «Они стоят, молчат...». В этих словах слышится укор страдающему человеку: «молчи и ты!».

Но всегда за грозою следует радуга, за зимою – весна. Поэт уверяет, что боль от всех потерь излечится, жизнь наладится, станет счастливой, ведь человек способен пережить все жизненные трудности.

Именно этому он и призывает людей учиться «у дуба, у берёзы», верить, что любые трудности в жизни преодолимы, что обязательно наступят светлые моменты.

Образы дуба и берёзы в произведении являются аллегорией. Они олицетворяют людей, мужественно переносящих тяготы.

Фет раскрывает правду о человеке через картины природы. В его произведениях мы видим живой восторг перед радостью и чудом жизни.

Теоретический материал для углублённого изучения

Звукопись – совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, звукоподражание шороху, свисту и т.п.

Звуковой фон произведений создаётся с помощью ассонанса – (повтор гласных звуков) и аллитерации (звукописи согласными звуками). Например, в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила...» ярко слышатся и аллитерация (повтор шипящих и свистящих), и ассонанс (повтор звука [у]):

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Звуковые образы помогают понять чувства лирического героя, ассонанс и аллитерация создают музыкальность стихотворения.

Повторением сонорных звуков «р», «л», «н», «м» автор помогает нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с её ветром, шумом и непогодой:

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Сердито рвёт …

Хватает холод лютый;

Стоят, молчат; молчи и ты!

Верь весне

Переболит скорбящая.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!