Классика античности в психологии.



К первым ученым, начавшим изучать душу, как основу разумного и нравственного в человеке, относится Сократ. Осмысливая различия между добрым и злым началами, индивидуум познает свое существо. Мыслитель утверждал, что есть некое совершенное истинное знание, которое человек может познать самостоятельно и научить других. Он первым связал мыслительный процесс с речью. Сократ поднял тему того, что необходимо создать метод активизации знаний, которые уже существуют в человеческой душе. Этот способ состоит в беседе, сократовском диалоге. Он не предоставляет партнеру знание как оно есть, он полагал, что следует подвести человека к итогу путем мыслительного процесса.

Еще одним представителем школы психологии античности является Платон. Он был рожден в богатой семье в Афинах, занимался гимнастикой, поэзией, любил путешествовать. Впоследствии был продан в рабство, но был выкуплен. Является основателем школы, названной Академия. В своих трудах Платон сделал вывод об объективном идеализме. Он разделил все сущее на бытие (душу) и небытие (материю). Мысль (душа) не имеет начала и конца, она бессмертна. Она представляет собой хранилище для всего разумного и нравственного. Душевная часть человека состоит из трех составляющих — вожделения, страсти и разума. Вожделение и страсть подчинены разуму, который может повлиять на поведенческую линию человека, его нравственность.

Платоновские труды отражают душу, как некую структуру. Мыслитель пришел к выводу о душевном разногласии. На основе исследований процессов познания, он выделил несколько этапов развития знаний: ощущаемые, запомненные, мыслительные. Последние обладают активностью, а первые два — пассивны. Знание является воспоминанием, которое уже есть в душе. Человек может осознать настоящую сущность мира, связанную с интуицией, исследованием душевных глубин, где хранятся первоначальные знания. Они становятся доступны индивидууму полностью, в один миг, который сравним с озарением. Платон не считал важным искусство. Более детально он изучал индивидуальные черты и способности, профпригодность.

Главным трудом жизни я Аристотеля является работа «О душе». Он имел медицинское образование, занимался изучением платоновской теории. К его заслугам относится открытие лицея, который функционировал на протяжении 6 столетий. С его точки зрения, разделить душу и тело не представляется возможным, это бессмысленно. Душа является выражением жизни телесной оболочки, она не может существовать без тела, но и не является им.

Мыслитель выделил 3 типа души: растительная (которая может питаться и размножаться), животная (обладает способностями стремиться, двигаться, ощущать и запоминать) и разумная (способная мыслить). Он первым выдвинул мысль о генезисе – явлении, при котором души перевоплощается с каждой новой жизнью, переходе от растительности к человеческому миру. Философ подытожил, что растительная и животная души умирают вместе с телесной оболочкой. Душа разумная не вещественна и бессмертна. Он внедрил определение нуса-  общего разума, который хранит разумность человеческой души после смерти тела. Только что родившийся младенец не осознает знание. Но оно активизируется при обучении и рассуждении.

Каждое новое поколение привносит свой вклад в мироздание. Аристотель разделил мышление на 2 типа: логика и интуиция. К интуиции относятся те знания, которые личность уже имеет. Также ученый разграничил разум на практику (которая способна руководить поведением) и теорию (способна накапливать знания). Поведенческая линия может быть скорректирована эмоциями или разумом.

 

  


Литература

1. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

2. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.

3. М.Г.Ярошевский “История психологии”. М.,1976г.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!