Практическая работа «Выжигание рисунка на декоративной доске».
Закрепление темы: «Инструменты и приспособления для выжигвния. Техника выжигания»
Ход занятия.
1.Вводно-подготовительный этап:
1.1. Организация рабочих мест.
1.2. Информация.
Выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины.
Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 году до н. э. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрандт, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.
Богатая лесами страна Россия была известна еще в IX – X вв. своими деревянными изделиями, декоративно украшенными выжиганием.
В древности люди накаляли металлические иглы, стержни или клейма и ими выжигали узоры, надписи и орнаменты на предметах интерьера. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
В XVII в. в городе Сергиевом Посаде делали деревянные игрушки, их называли «троицкие», а украшали их выжиганием. Кроме игрушек, мастера делали здесь и «красные» ложки, а в конце XIX в. изготавливали обрамленных выжиганием матрешек.
В начале XX века выжженными узорами украшали солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и другие изделия из дерева. В Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком.
|
|
Выжигание по дереву иначе называют пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.
В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость.
В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой. Связано это с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых.
Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.
Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).
Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность. Потом переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу.
Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.
|
|
Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок переводят на кальку или папиросную бумагу, а затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины, предварительно тщательно прошлифованную шкуркой.
При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошлифованную поверхность древесины и обводят карандашом.
Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображаемых предметов. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.
Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому через 10-15 мин работы электровыжигатель выключают на 2-3 мин для остывания, а помещение проветривают.
При выжигании сравнительно быстро утомляется зрение, поэтому через каждые 15-20 минут надо делать небольшие перерывы для отдыха.
|
|
Выжигание производится с помощью электровыжигателя.
1. Перо.
2. Ручка.
3. Электрический шнур.
4. Корпус.
5. Регулятор нагрева пера.
Его рабочая часть – перо (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) – закреплена в пластмассовой ручке. Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и регулятором устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до тёмно-красного цвета.
Выжигать можно только по сухой древесине. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.
При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе.
Включать электровыжигатель в сеть можно только с разрешения педагога. Работать исправным прибором.
Существует несколько техник выжигания. Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность поделки:
|
|
1.Выжигание по контуру: линиями выжигается только контур предмета.
2.Силуэтное выжигание: полностью выжигаются либо фигурки людей, животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены.
3. Декоративное выжигание: четко выжигаются контуры рисунка и его
тени.
4. Выжигание с передачей светотени: этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию.
Практическая работа «Выжигание рисунка на декоративной доске».
2.1. Вводный инструктаж:
-пояснение этапов практической работы;
-предупреждение о возможных затруднениях;
-инструктаж по технике безопасности:
- не пробовать пальцем, нагрелось перо или нет;
- не подносить ручку к лицу;
-не следует наклоняться близко к месту выжигания;
-оберегать руки и одежду от прикосновений раскалённого пера;
- не вскрывать корпус электровыжигателя;
- не скручивать и не сгибать электрический провод;
- не допускать контакта раскаленного пера с проводом;
-проветривать помещение;
-не допускать перегрева пера, периодически отключать прибор;
-не оставлять прибор включенным в сеть.
2.2. Самостоятельная работа обучающихся:
-подготовить своё рабочее место на столе;
-с помощью копировальной бумаги перенести рисунок на деталь;
-поставить электровыжигатель на верстак или стол справа от себя, включить его в сеть и отрегулировать нагрев пера;
-выжечь рисунок по разметке. .
Подведение итогов занятия.
3.1. Объективная оценка результатов индивидуального труда обучающихся на занятии.
Вопросы самоконтроля:
1. Для какой цели выполняется выжигание?
2. Назовите правила безопасной работы при выжигании.
3. Перечислите основные части электровыжигателя.
4. Как выжигают толстые и тонкие линии?
5. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
Оценивание ответов обучающихся.
3.2. Уборка рабочих мест.
Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!