Игра для формирования математических представлений (3-5 лет) «Посчитай-ка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                               ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА  ДЕТСКИЙ САД №6 ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Для дошкольников

«Круги ЛУЛЛИЯ»

Подготовила воспитатель:

Нестерова Н.А.

 

 

Чебаркуль 2016г.


Круги Луллия

Описание метода.

Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, со­здал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пи­рамидки). В верхней ча­сти стержня ус­танавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество сек­торов. При сво­бодном враще­нии кругов под стрелкой оказы­ваются опреде­ленные сектора. Луллий на секто­рах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо бы­ло расшифровать, подключив воображение.

 

Круги Луллия представляют дошкольни­кам как чудесные кольца или загадочные круги.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний

2. На развитие воображения, фантазии и творчества

· Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

· В работе с детьми пятого года жизни ис­пользуют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

 

Технологическая цепочка проведения

 

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

2. Ставится задача тренинга.

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитате­ля они находят на нижнем круге изображе­ние яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и рас­полагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, ка­кие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например: береза - болото - апельсин.

Задача. Объяснить, как объект может рас­ти в таком месте и приносить подобные пло­ды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантас­тического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудес­ную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понра­вится, что на ней растут апельсины.

4. На основе фантастического преобразо­вания составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организует­ся продуктивная деятельность (лепка, рисо­вание и т.п.).

 

Ожидаемые результаты

Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, на­пример: "Подберите карточки с изображе­нием домашних животных".

Самостоятельное придумывание до­школьниками как реальных, так и фантасти­ческих заданий.

Составление рассказов о практической зна­чимости объектов с необычными признаками.

 

Игры и творческие задания

 Вторая младшая и средний возраст (3-5 лет)

 

"Необычные вещи"

Задачи: Учить детей определять части объ­ектов. Побуждать к объяснению практичес­кой значимости необычного сочетания из­вестных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на ма­леньком - частей этих объектов).

"Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

"Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, зда­ние и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

"Новая сказка"

Задачи: Закреплять знание текстов знако­мых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изоб­ражения сюжетов знакомых сказок; на вто­ром - предметов из этих сказок).

"Посмотри, иллюстрация к какой сказ­ке оказалась под стрелкой". ("Красная Ша­почка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

"Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказ­ки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как ско­ворода может помочь поросятам справиться с волком?"

 

"Необычное место"

Задачи: Учить детей различать места, в ко­торых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, вол­шебный сад. На нижнем круге - картинки с изображени­ем сказочных героев.

"Выбери героя, вспомни название сказ­ки и найди место, где разворачивается сю­жет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.)

"Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. Назови героя и его но­вое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)Воспитатель предлагает подумать и рас­сказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

 

"Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;развивать мелкую моторику пальцев рук
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.

 

"Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

 

 

"Мамы и их детёныши"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.

 

"Подбери цифре количество предметов"

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

 

"Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры:воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

"На что похоже"

Задачи:закреплять знание геометрических фигур;упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка

«Удивительная семейка»

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

1. На малом круге воспитатель располага­ет картинки с изображением животных (со­бака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Реальное Задание (РЗ): найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2. Взрослый раскручивает круги. Напри­мер, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом ма­ма-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

 

 

Игра для речевого развития и окружающего мира (3-5 лет)
«Чей, чья, чьё?»

Задачи игры:

· совершенствование лексико-грамматического строя речи

· закрепление навыка словообразования и словоизменения

· расширение и активизация словаря

· развитие связной речи

· расширять и закреплять знания о животном и растительном мире родного края.

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, растения или деревья; на 2 круге части его тела ( хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц, плоды или часть (корень, лист). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире или о растительном мире, с которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игра для формирования математических представлений (3-5 лет) «Посчитай-ка»

Задачи игры:

· познакомить детей с правилами игры

· развивать познавательную активность

· формировать элементарные математические представления

· научить детей соотносить количество цифр и количество предметов в пределах 5-ти

· развивать мелкую моторику рук, внимание

· прививать любовь к близким и окружающим.

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка с цифрами или фигурами, на 2 круге предметы (фигуры, цветные полоски, члены семьи, животные и т.д.). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, которая соответствует количеству цифры, закрепляя знания о счёте, с которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания. Пример: «На верхнем круге три кубика, давайте найдём на нижнем круге столько же предметов сколько кубиков».

Игра для речевого развития и окружающего мира (3-5 лет)
«Кому что нужно?»

профессии детского сада

Задачи игры:

· совершенствование лексико-грамматического строя речи

· закрепление навыка словообразования и словоизменения

· расширение и активизация словаря

· развитие связной речи

· расширять и закреплять знания о людях работающих в детском саду, их значимость.

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка человека той или иной профессии (врач, повар, воспитатель и т.д.); на 2 круге предмет необходимый для работы (витамины, кастрюля, метла и т.д.). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о людях работающих в детском саду. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания. Игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (что случится, если у воспитателя будет кастрюля, а у прачки витамины). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации необычные, значит можно дать волю фантазии.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!