Подголосочно-полифонический склад

Русское народное многоголосие

Есть нечто, присущее только русскому народу - это тип многоголосия, который является одной из характеристик нации и который мы не встретим ни у одной другой национальности.

Особенность:

Русское народное многоголосие — полифонично, все исполнители поют относительно равноправные варианты одного музыкального образа.

Развитое русское народное многоголосие - многоголосие подголосочно-полифонического склада. Иногда его называют вариантным многоголосием, ибо многоголосное ансамблевое целое в РНП складывается из одновременно звучащих вариантов основного напева – подголосков основного напева.

Известный специалист в области русского народного музыкального творчества Е. Линёва писала: «…Запевала (большей частью средний или низкий голос, в редких случаях высокий) ведёт основную мелодию; к нему присоединяется хор или артель; каждый член артели разрабатывает ту же мелодию, сообразно своему личному вкусу и воображению, то отделяясь от запевалы, то снова сливаясь с ним».

Подголоски.

Подголоски, их мелодические линии нередко равноправны с основным напевом. Иногда по своим мелодическим достоинствам подголосок даже превосходит основной напев, но в общей массе подголоски, пожалуй, всё-таки выглядят чуть более второстепенно, чем центральный напев, ибо базовые контуры центрального напева формировались, выверялись поколениями, веками, а подголоски вариантно-вариационно создаются, импровизируются прямо по ходу исполнения. Какие-то из них очень развиты, более самостоятельны, другие менее самостоятельны и лишь иногда ответвляются от центрального напева или от линии другого подголоска.

Действия подголосков:

Ø Любой подголосок в любом месте может соединиться с основным напевом либо с другим голосом и следовать с ним в унисон, либо в параллельный интервал (элементы гетерофонии как составная часть подголосочного склада).

Ø в любом месте подголосок может отойти от унисона и приступить к развитию своей мелодической линии.

Ø В подходящем месте на фоне развития других мелодических линий голос может выдерживать, тянуть какое-то время один звук (элементы бурдона).

Ø Чаще всего голоса сводятся в унисон или в октаву в окончаниях музыкальных построений, а разветвляются на этапах интенсивного развития напева.

Голоса.

На практике количество голосов, образующих реальную единовременную вертикаль в каждый конкретный момент иное, чем в следующий момент (кто-то ушёл в унисон, либо напротив, отступил от унисона, кто-то вообще замолчал или только что вступил), и это типично для народно-русского многоголосия. Голоса участников ансамбля могут вступать в общий хор в любом месте, даже в середине построения, в середине слова. Очерёдность вступления и выключения голосов совершенно свободна. Новые голоса чаще вступают в унисон с уже поющими и лишь потом отслаиваются от них.

Песня может сразу начаться многоголосно, но чаще начинается с одноголосного сольного запева. Вступление других голосов происходит обычно после того, как в запеве выявится тональность и лад.

Перекрещивания голосов вполне естественны.

Тип подголосочной полифонии не однороден в различных местностях России. В крупном плане различают северную и южно-среднерусскую традиции народной полифонии.

Для северной традиции характерно так называемое «ярусное» (этажное) многоголосие, основанное на сочетании в единовременности двух-трёх, различных по высоте тембрового диапазона групп исполнителей, например, - группа высоких женских голосов, группа средних и низких женских голосов, возможно и группа мужских голосов. В каждой группе (этаже) излагается основной напев песни, т.е. он звучит в верхнем регистре, в то же время звучит октавой ниже (другой этаж) и, наконец, ещё октавой ниже (нижний этаж или ярус). Разумеется, и тут может проявиться и проявляется вариантность (разница в деталях), но всё же это один и тот же напев. В каждом этаже-ярусе к нему присоединяются подголоски сходного тембра, образуя многоголосие данного этажа. Между этажами обычно остаётся незаполненное пространство, от чего вся конструкция воспринимается на слух как трехъярусная (вариантная двух-трёх регистровая гетерофония).

Задание в беседе : прослушать песню «Из-за лесу-то лесу тёмного», услышать верхний подголосок.


Для южно-среднерусских хоровых традиций регистровое противопоставление групп не характерно в такой степени, как для северных. Здесь многоголосие тяготеет к преобладанию двух наиболее важных партий (дифференцированная гетерофония). Нижняя из этих двух – основной напев песни. Верхняя – основной мелодический подголосок, разрабатывающий, обыгрывающий, орнаментирующий материал основного напева и при этом старающийся быть весьма самостоятельным, интонационно и ритмически подвижным и развитым (стремление к контрапунктированию). Остальные подголоски более традиционны.

Задание в беседе : прослушать песню «Эх поля» и «Ты взойди, ясное солнышко», услышать верхний и нижний голоса.

 

Условная граница между северными и южно-среднерусскими хоровыми традициями проходит южнее Москвы и Нижнего Новгорода.

К сожалению, современное музыкальное образование основывается именно на западной музыкально-теоретической системе, которая, несомненно, вступает в некое противоречие с русскими законами музыкального развития и поэтому не может в полной мере отобразить всё многообразие и прихотливость русского национального музыкального мышления. Поэтому совершенно естественная для наших предков мелодико-гармоническая структура кажется современному человеку неестественной и странной.

Основные типы многоголосия:

Гетерофония - (от греч. eteros - другой и ponn - звук) - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева, одновременное сочетание различных вариантов одной мелодии.

 

Задание в беседе : прослушать песню «Девишник. Там летала и порхала», услышать расслоение голосов (одновременное сочетание различных вариантов одной мелодии) и идеальные унисоны в конце музыкальных построений.

 

Бурдонный подголосок

Задание в беседе : прослушать песню «Побувай, побувай», услышать нижний бурдонный голос (какое-то время поющийся на одном звуке).

 

Подголосочно-полифонический склад

 

Задание в беседе : прослушать песню «Ох, кого нету, того жаль», услышать все голоса, представить в воображении графические линии развития голосов.

Терцовая втора (как часть многоголосия)

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!