Масленица (соломенное чучело) бас



реальные –
Купава сопрано

Мизгирь баритон

Бермята, ближний боярин бас

Бобыль тенор

Бобылиха меццо-сопрано

полумифические – полуреальные –
Снегурочка – дочь Мороза и Весны сопрано

Царь Берендей тенор

Певец – пастух Лель контральто

Две драматургические линии: обрядовая (народные сцены) и сказочная лирико-эпическая. Большая роль оркестра: лейттембры (Снегурочка - флейта и скрипка, Купава - струнные стаккато, Лель - кларнет, Мизгирь - бас-кларнет), красочные инструментальные эпизоды. Сложный гармонический язык. Лейттональности (Римский-Корсаков обладал «цветным «слухом»).

Вступление. Рисует пробуждение природы весной. В оркестре в низком регистре тихо звучит лейтмотив Деда Мороза:

Весь оркестр наполнен возбужденным щебетом птиц:

Леший провозглашает приход весны:

(в оркестре звучит его лейтмотив – угловатая тритоновая интонация).

Тема Весны контрастирует предыдущим темам:

Песня и пляска птиц (пролог) - Ля мажор (тональность Весны):

в оркестре - чириканье птиц, мелодия песенного склада, «Орел-воевода» - цитата:

Песня Деда Мороза (пролог) - близка его лейтмотиву, оркестр изображает вьюгу, холодный колорит.

Ария Снегурочки (пролог) - сказочность. 1-я группа лейтмотивов (определение Римского-Корсакова): легкость, подвижность, высокий регистр, соло флейты. Тема изящна, подвижна, с россыпью колоратур:

Ариетта Снегурочки (пролог) - выражает стремление к людям (другая грань образа). 2-я группа лейтмотивов: медленный темп, лирические интонации м.2, ум. 3, 4.

Хор «Проводы Масленицы» (пролог) - начало обрядовой линии. Короткие попевки древнего происхождения (в т.ч. 3 цитаты), каждая следующая вариант предшествующей. Форма: 3-частная с чертами вариационности и рондообразоности.

Ариетта Снегурочки (1 д.) лейтмотивы 1-й группы, но медленный темп. Печальный характер. Снегурочка обижена Лелем:


Хор «Прощай, Масленица» - энергичная тема основана на мелодических оборотах старинных обрядовых песен:

Первая и вторая песни Леля (1 д.) – одна медленная, в стиле протяжной, а вторая – задорная, в духе хороводных народных песен:

Свадебный обряд (1 д.) - двойные вариации на народные темы. Характеры Купавы и Мизгиря намеренно не выявлены, т.к. это обряд.

Шествие царя Берендея (2 д.) - причудливость, добродушный юмор, контраст регистров и тембров:

Каватина Берендея звучит как восторженный гимн природе, создающей жизнь и красоту. Мелодия задумчиво-мечтательного характера:


Хоровод и песня «Про бобра» (3 д.) - начало обрядовой сцены в заповедном лесу. В основе народная песня «Ай, во поле липенька». 2 тема - также цитата:


Продолжение обрядовой сцены - Пляска скоморохов (инструментальный эпизод в сонатной форме без разработки) и 3-я песня Леля (1 и 2 песни в 1 д.) - предваряется лейтмотивом - наигрышем кларнета в народном духе. Куплетно-вариационная форма (меняется оркестровка).
Третья песня Леля начинается пастушьим наигрышем:

Песня написана в куплетно-вариационной форме, каждый куплет которой начинается речитативным запевом:

Ариозо Мизгиря («На теплом синем море») – в жанре баркаролы (р-р 6/8). Мелодия, насыщенная синкопами, имеет восточную окраску.

Вступление к 4 д. - «Голоса природы» (изображение светлячков - флейта-пикколо, арфа, колокольчики), соединение лейтмотивов Снегурочки и Мизгиря.

Дуэт Снегурочки с Мизгирем (4 д.) - Ре-бемоль мажор (тональность любви), восторженно-лирический характер, преображение лейтмотивов Снегурочки.

«Сцена таяния» (4 д.) - лирическая «тихая» кульминация оперы, соло скрипки, неустойчивость гармонии, лейтмотивы 2й группы.

Заключительный хор. Песнь Яриле-Солнцу - на основе лейтмотива Солнца (звучал в оркестре начиная с пролога), размер 11/4, ритмическая ровность, мажор, величие, радость, кульминация обрядовой линии:

«Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня» (Римский-Корсаков).

«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» 1898г.
По драме Мея. Либретто Тюменева. 4 действия: «Пирушка», «Приворотное зелье», «Дружко», «Невеста». Действующие лица и голоса:
Марфа Собакина, невеста Ивана Грозного сопрано

Любаша меццо-сопрано

Григорий Грязной, опричник баритон

Иван Лыков, жених Марфы тенор

Собакин, отец Марфы бас

Дуняша, подруга Марфы контральто

Иван Грозный персонаж без речей
Необычно для Римского-Корсакова: отсутствие фантастики; всего одна обрядовая сцена (3 д.); вид произведения (жанр) - лирико-психологическая опера с чертами драмы (быстрое развитие событий, трагический финал, повышение роли ансамблевых сцен со сквозным развитием); песенно-ариозная мелодика.

Характерно для Римского-Корсакова: противопоставление добра (символ - Марфа) и зла (символ - Иван Грозный); темы любви, искусства (хор «Яр хмель» и песня Любаши из 1 д.), природы (ария Марфы); эпические черты - статичность некоторых сцен, часто рассказ о них, образы-символы, контраст 2 женских образов (как в «Снегурочке»), большая роль хора.

Увертюра (сонатная форма) раскрывает основную идею оперы: противопоставление добра и зла. Тема ГП - ре минор (важнейшая тональность оперы, лейттональность Грязного), тревожная, сумрачная, интонации народной песни «Слава» (лейтмотив Ивана Грозного). Тема ПП - песенная, светлая и мечтательная, характер близок темам Марфы, в дальнейшем (как и ГП) не встречается. Разработка - развитие т.ГП. Реприза - драматизирована, переходит в коду на теме Марфы (лейтмотив «златых венцов» - мечта Марфы).

Ария Грязного (1 д.) - страстный и мрачный характер героя, 3-частная форма, во вступлении лейтмотив, си минор (2-я лейттональность).

Лейтмотив Бомелня - нисходящая хроматическая мелодия зловещего характера. Песня Любаши (1 д.) - печальная в духе народных, без сопровождения.

Ария Марфы (2 д.) - «портрет» героини: нежность, мечтательность, чистота души. Лейттональности: Ре бемоль мажор (любовь), Ля мажор (весна). Песенные темы. 3х-частная форма. Перед репризой - лейтмотив «златых венцов».

Появление Ивана Грозного - сцена 3: два лейтмотива (народная песня «Слава» и церковный напев), контрастная полифония.

Квинтет с хором (4 д.) - сострадание к Марфе; новое в характеристике (тревожный ритм, «аккорды безумия», тема «страшного сна»).

Ария Марфы (4 д.) - лирико-трагическая кульминация оперы; на темах арии 2 д., но с изменениями: предваряется «аккордами безумия», основная тема 1 раздела у кларнета на фоне тремоло (призрачное звучание), вокальная партия — речитатив. 2 раздел - Ре бемоль мажор, тема «златых венцов» - просветленно, не соответствует ситуации, поэтому усиливает трагизм.

Финал насыщен событиями: признание Грязного, смерть Любаши, прощание Грязного с Марфой (ариозо «Страдалица невинная, прости»). Окончание оперы - сопоставление темы «златых венцов» (Ре бемоль мажор) и драматических интонаций увертюры (ре минор).

«ШЕХЕРАЗАДА» 1888г.
Программная 4х-частная симфоническая сюита. По мотивам арабских сказок «1001 ночь». Содержит лучшие и наиболее характерные черты творчества Римского-Корсакова: сказочность, темы природы, искусства (символ - Шехеразада), любви; эпические принципы - образ рассказчицы (проведение лейтмотива Шехеразады во всех частях), контрастное сопоставление частей, разделов, тем (из контраста лейтмотивов грозного Шахриара и нежной поэтичной Шехеразады во вступлении 1 ч. вырастает все произведение); повторность (проведение в финале тем предыдущих частей, рондообразность в 4 ч., вариационность как основной метод развития, вариации в крайних разделах (2 ч.);симметричность (кода финала - зеркальное отображение тем 1 ч.); оркестровое мастерство; восток.
1ч.- вступление: повелительные грозные унисоны (лейтмотив Шахриара):

Мелодия солирующей скрипки с аккомпанементом арфы (лейтмотив Шехеразады) напоминает восточный орнамент:


Экспозиция: т.ГП - изображение моря (преобразованный лейтмотив Шахриара), плавное покачивание у виолончелей (волны), аккорды духовых и пиццикато струнных (всплески волн). Ми мажор (у Римского-Корсакова - темно-синий, сапфировый цвет) построена на теме Шахриара:

1-я т.ПП - спокойное ровное восходящее движение аккордов деревянных духовых:

2-я т.ПП - на лейтмотиве Шехеразады:

Реприза - картина разбушевавшегося моря. Кода - умиротворение, покой.

.- сложная 3-частная форма. Вступление - лейтмотив Шехеразады. Основная тема – тема Календера - неторопливая, с чертами речитатива (рассказ), соло фагота:


1 вариация - гобой, песенность, 2 - скрипки, танцевальность, 3 - деревянные духовые, маршевость - т.е. тема активизируется, меняет оркестровку и жанр. Средний раздел (фантастическая битва) быстрый, основан на контрасте тем: фанфарной, скерцозной, маршевой. Реприза - новый этап вариаций.

3ч.- сонатная форма без разработки. т.ГП (тема Царевича) - певучая, плавная у скрипки:

т.ПП (тема Царевны) - танцевальная у кларнета, с аккомпанементом ударных и пиццикато струнных. В репризе ГП включает в себя каденцию скрипки (лейтмотив Шехеразады), т.ПП - более эмоциональна:

4ч.- сонатная форма с чертами рондообразности и вариационности. Является общей репризой произведения, т.к. содержит темы предыдущих частей. Стремительный темп, темпераментная восточная пляска:

Кода (кульминация сюиты) - изображение морской бури (ГП 1 ч.), затем 1 т ПП 1 ч. и оба лейтмотива - умиротворенно (искусство победило зло).
Обобщение. Младший представитель Балакиревкого кружка. Интенсивная деятельность: творческая (15 опер, 10 симфонических произведений, 79 романсов, произведения для хора (в т.ч. кантаты), фортепиано (в т.ч. Фортепианный концерт), духовых оркестров, камерно-инструментальные и вокальные ансамбли; литературно-музыкальная («Летопись моей музыкальной жизни», учебники по гармонии, оркестровке, композиции, статьи); дирижерская; педагогическая (среди учеников Лядов, Глазунов, Стравинский, Прокофьев); музыкально-общественная (Балакиревский и Беляевский кружки); редактирование произведений Глинки. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; составление 2 сборников русских народных песен. Объединение традиций петербургской и московской композиторских школ.

Главное в творчестве - воспевание красоты: в природе, в человеческих чувствах (самое прекрасное чувство - любовь - раскрывалось через контрастные женские образы), в искусстве (обращение к народному искусству - к русским и восточным сказкам, обрядам, песням).

СОДЕРЖАНИЕ

Русская музыка X - XVIII вв…………………………….3

Русская музыка начала XIX в. ………………………….5

М.И. Глинка………………………………………………7

А.С. Даргомыжский…………………………………….17

Русская музыкальная культура 60 – 70 годов XIX в….20

А.П. Бородин…………………………………………….21

М.П. Мусоргский …….………………………………...28

Н.А. Римский-Корсаков………………………………..36

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!