ЛЕТОПИСЬ НАЧАЛ И ВЁЛ ДИАКОН, а с 1896 года СВЯЩЕННИК КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОМЫСЛОВ.



ЛЕТОПИСЬ МИНЕЦКОЙ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ БОРОВИЧСКОГО УЕЗДА НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ с 1894 года (журнал «СОФИЯ» № 2 1997 года, мои выписки из Летописи. Даты до 1 февраля 1918 года даны по старому стилю).

--------------------------------------

(Великий Новгород, Духовская 31. Фонд 480. Опись 1. Дело 3558. Летопись Минецкой Георгиевской церкви Боровичского уезда 1894 год).

----------------------------------

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ.

 

Никаких древних исторических документов для составления летописи по Минецкой церкви не существует. И только в ведомости о церкви значится, что кладбищенский храм во имя Живоначальныя Троицы построен в 1772 году тщанием прихожан. Метрические книги хранятся с 1808 года и по ним берутся сведения о священно-церковнослужителях Минецкой церкви.

В 1808 году в метрических книгах подписывались Священник Леонтий Львов, Диакон Матвей Яковлев, Пономарь Иван Антонов. В 1809 году Священник Алексей Антонов до 1825 года. Диакон Матвей Яковлев до 1812 года. Пономарь Иван Антонов до 1812 года, с которого до 1825 года состоял Диаконом, а с 1825 года Священником до 1845 года. С 25 Февраля 1825 года по настоящее время Священником состоит Александр Добромыслов. С 1835 года по 1851 год Диаконом был Иван Никитин, и затем до 9 Июля 1887 года Диакона не было. С 1887 года Июля 19 дня Диаконом состоит Константин Добромыслов. С 1812 года по 1826 год Дьячком состоял Федор Яковлев. С 1826 года по 1849 год Дьячек Дмитрий Матвеев. С 1849 года Июня 24 дня по 1889 год Дьячек Иван Альбов. С 1889 года 12 Февраля Псаломщик Николай Изюмов до 1892 года и с 2 Июля 1892 года Псаломщиком Константин Воинов. С 1826 года по 1852 год Пономарем состоял Василий Ласкин, а с 1852 года по 1883 год Пономарь Семен Малинин и затем должность Пономарская упразднена.

Ни чудотворных икон, ни особенно древних икон, ни особенно ценных сосудов и облачений в храме нет. Крестных ходов и особенных общественных молений в приходе нет. Приписных церквей нет.

Часовен в Минецком приходе было 13: в Воронском в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в Погорелках тоже, в Бревново св. мученика Флора и Лавра и Священномученника Климента, в Демидове св. мученицы Параскевы, в Каменке тоже, в Лебедеве в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в Бабьем Крестовоздвижения и св. Апостолов Петра и Павла, в Подсоснах Великомученика Дмитрия Солунского и св. мученицы Параскевы, в Кривандино Успения Божьей Матери и великомученика Дмитрия, в Омошье в честь иконы Казанской Божьей Матери, в Осечищах в честь св. Николая Чудотворца, в Сосонье в честь мучеников Флора и Лавра, в Обечищах в честь Введения во храм Божьей Матери и Рождества Иоанна Крестителя. Часовни все были деревянные, и когда построены неизвестно.

Приход Минецкий составляли следующие 32 деревни: Воронское, Погорелки, Скоблево, Александрово, Паледи, Минцы, Замостье, Бревново, Скуратово, Демидово, Каменка, Лебедево, Заполье, Шваоково, Часовня (4 последних названия иначе «Обечище»), Маслово, Стеньково, Ладыгино, Бабье, Подсосны, Кривандино, Бавыкино, Крушиново, Омошье, Гришутино, Курово, Пестово, Балбино, Измайлова Гора (2 последних названия иначе «Осечище»), Сосонье и Глиницы. Сюда входили также 4 села, в которых жили дворяне: Марьино, Трубицыно, Шипово и Великое.

Волостное правление существует с 1861 года: именуется Минецко-Старскогорским и заведует всеми выше писанными селениями…

Земли при церкви 43 десятины, из них 17 за негодностью ни церкви, ни причту доходу не приносят. Вся вообще земля песчаная. Капиталов причта 200 рублей билетами на вечное поминовение – из них 100 рублей священника Дмитрия Львова и 100 рублей крестьянина Николая Семёнова. Других вкладов нет…

Отчего происходит название Минца или Минец, объяснить трудно за неимением документов. Но ввиду того, что при впадении речки Минечки в реку Песь до настоящего времени находят остатки от выделки какого – то метала и, основываясь на этом предании, можно придти к следующему заключению: в давние времена был завод, на котором каким – то иностранцем выделывались разные мелкие вещи и, между прочим, монеты, а от немецкого Munze – искажённое русское минц – получилось и само название Минца.

Прихожане все чисто Русские – православные. Из них 4 помещика, остальные крестьяне.

Много добра для Минецкого прихода сделала теперь умершая, бывшая Минецкая прихожанка княгиня Анна Семёновна Шаховская: она в 1870 году устроила сельское училище и больницу на 10 кроватей с постоянными при ней врачом и фельдшером, весьма много благотворила при постройке местного каменного храма…

Земское училище находится при церкви; открыто в 1870 году княгиней Шаховскою и потом передано в земство, и ещё в приходе в 25 верстах от церкви в деревне Часовне школа грамоты открыта в 1891 году диаконом Добромысловым.

О ЦЕРКВИ.

 

Храм св. великомученика Георгия каменный, тёплый, освящён в 1874 году 30 сентября с благословения Преосвященнейшего Варсанофия, Епископа Старорусского, Престолов в нём три: главный во имя великомученика Георгия с двумя приделами: по правую сторону Михаила Архангела и по левую – св. пророка Илии: оба придела освящены в 1861 году 15 октября при Преосвященнейшем Феофилакте, Епископе Старорусском. Храм сей прежде был деревянный, ветхий и в тридцатых годах настоящего столетия сгорел дотла по неизвестной причине. И только заботами и старанием теперешнего священника Александра Добромыслова и тщанием прихожан восстановлен в настоящем виде.

Другой храм – кладбищенский во имя Живоначальной Троицы, деревянный, холодный с пределом во имя Покрова Божьей Матери. Построен, как значится в ведомости церкви, в 1772 году, тщанием прихожан.

Посещали местный храм следующие Епархиальные Преосвященные в августе месяце 1862 года Преосвященнейший Феофилакт Епископ Старорусский. 1889 года 22 августа Преосвященнейший Владимир Епископ Старорусский. 1894 года июля 8 дня Высокопреосвященнейший Феогност Архиепископ Новгородский и Старорусский.

(Абзац о послужном списке причта Минецкой церкви не переписывал по причине, что в клировых ведомостях он есть – прим. Вадима Зверева).

 

О ПРИХОДЕ И ПРИХОЖАНАХ.

 

Прихожане Минецкой церкви – все православные; усердны к церковному Богослужению и храму Божию. Обязанность исповеди и св. Причастия ежегодно исполняют неопустительно и только по отлучкам бывают такие опущения. Случаи же неисполнения христианских обязанностей по небрежности весьма редки. Умственное и нравственное развитие прихожан удовлетворительное. Развитие грамотности доколе оставляет желать лучшего, и хотя земская школа существует около 25 лет, но дети, возвращаясь снова в крестьянскую среду, через 3-4 года, будучи заняты вместе со взрослыми заботами о заработке насущного куска хлеба, забывают приобретаемые в школе знания. Кроме земской школы, существует ещё школа грамоты в 25 верстах от церкви. Общее количество учащихся в обеих школах ежегодно от 80 до 100 мальчиков и девочек. Суеверий и предрассудков, противных вере и церкви, в прихожанах не замечается. По русскому обычаю в праздники позволяют себе умеренное употребление вина. Нрава кроткого и доброго. Занимаются прихожане полевыми работами. Но пропитание и средства к жизни их не достаточны и даже скудны: хлеба своей обработки громадному большинству хватает только до декабря месяца; с декабря, же до половины августа приходится хлеб для пропитания покупать. Деньги главным образом зарабатывают на Кошелёвской бумажной фабрике, занимаясь доставкой дров на означенную фабрику.

В 1894 году родилось мужского полу 83, женского пола 59, всего 142. Браков повенчано 26. Умерло мужчин 45, женщин 27, всего 72. Исповедовалось и причастилось мужского пола 1383, женского пола 1497. Не было у исповеди по малолетству мужского пола 241, женского пола 228. По отлучкам мужчин 14, женщин 6, по опущению 1 мужчина и лютеран 1 мужчина и 3 женщины.

В 1895 году особенных событий не произошло.

Родилось в 1895 году мужского полу 68, женского пола 84, всего 152. Браков повенчано 32. Умерло мужчин 46, женщин 63, всего 109. Исповедовалось и причастилось мужского пола 1437, женского пола 1542. Не было у исповеди по малолетству мужского пола 170, женского пола 163. По отлучкам мужчин 16, женщин 7, по опущению нет за исключением 3 женщин лютеранского вероисповедания.

В 1896 году особенных событий не произошло.

В этом году Священник Александр Добромыслов, добро послуживший 52 года Минецкой церкви и приходу, по прошению за старостью лет уволен за штат резолюциею 7 Октября Архиепископом Новгородским и Старорусским Высокопреосвященнейшим Феогностом. На свободную же вакансию Священника Минецкой церкви определён милости того же Архиепископа 7 Октября 1896 года Диакон означенной церкви Константин Добромыслов и рукоположен в иерея сей церкви 13 Октября Высокопреосвященнейшим Феогностом.

В 1896 году родилось мужского полу 83, женского пола 81, всего 164. Браков повенчано 30. Умерло мужчин 68, женщин 54, всего 122. Исповедовалось и причастилось мужского пола 1448, женского пола 1498. За малолетством не было мальчиков 161, девочек 174. По отлучкам не было мужчин 14, женщин – 6 и лютеранского вероисповедания 4 женщины.

В 1897 году Псаломщик Константин Воинов в конце января месяца переведен Диаконом в село Буреги Старорусского уезда, а на его место Псаломщиком к Минецкой церкви 5 февраля назначен Алексей Васильевич Небаров кончивший курс в Новгородском Духовном Училище. Церковным старостой на трехлетие с 1897 года по 1900 год избран прихожанами и утверждён Епархиальным начальством проживающий в деревне Бревново уволенный в запас старший унтер офицер Алексей Захаров. Других особенных событий в приходе не было.

В 1897 году родилось мужского полу 90 и два незаконных, женского пола 76. Браков повенчано 32. Умерло мужчин 40, женщин 39, всего 79. У исповеди и Святого причастия было мужского пола 1480, женского пола 1589. Не было по малолетству мальчиков 134, девочек 130. По отлучкам не было 3 мужчин и 4 женщины лютеранского происхождения.

В 1898 году 14 января сего года Диаконом к Минецкой церкви рукоположен Преосвященным Арсением Епископом Кирилловским учитель Домовской церковно – приходской школы Владимир Александрович Грацианов кончивший курс в Каёвском двухклассном министерском училище (Крестецкий уезд, погост Язвищи – прим. Вадима Зверева).

Родилось в этом году мужского полу 96 и два незаконных, женского пола 73, а всего 169. Из них присоединено к Православию трудами Священника Константина Добромыслова лютеранского вероисповедания 1 мужчина и 4 женщины. Браков повенчано 35. Умерло мужчин 74, женщин 64, всего 138. У исповеди и Святого причастия было мужского пола 1536, женского пола 1621. Не было по малолетству мальчиков 183, девочек 198. По отлучкам не было 5 мужчин и 3 женщины.

 В 1899 году 23 июня в 9 часов вечера умер заштатный Священник о. Александр Иванович Добромыслов добро служивший Минецкому приходу 52 года.

Родилось мальчиков 86, девочек 91, а всего 177. Браков повенчано 37. Умерло мужчин 57, женщин 48, а всего 105. У исповеди и Святого причастия было мужского пола 1547, женского пола 1625. Не было по малолетству мальчиков 171, девочек 188. По отлучкам не было 3 мужчин и 1 женщина.

В 1900 году: в июле месяце проездом посетил село Минцу Новгородский губернатор граф Медем (Граф Оттон Людвигович Медем (1847—1925) — государственный деятель. В 1896 году назначен на должность губернатора Новгородской губернии. Он содействовал проектированию и строительству нового моста с железными фермами через Волхов. При нём завершилась реставрация Новгородского Софийского собора — одного из главных духовных символов России. Должность новгородского губернатора граф Медем оставил в 1907 году. Умер в Германии – прим. Вадима Зверева) и при этом выразил желание видеть местный храм, - что и было исполнено в присутствии Священника Добромыслова. Господин Губернатор выразил удовольствие при виде благолепия храма.

Родилось 182 человека, браком повенчано 33, погребено 146 человек.

В 1901 году открыто земское училище в деревне Подсосны – 10 верст от местной церкви. Ремонтирован Троицкий храм. Исправлена живопись и позолота, весь храм отштукатурен на что израсходовано 1000 рублей и осталось дому (одно слово не понятно) 400 рублей.. Приобретён новый колокол весом 127 пудов 33 фунта в Гатчино на заводе Лаврова, всего денег на сие приобретение изведено 2642 рубля 20 копеек. Необходимая сумма для колокола изыскана церковным старостою Алексеем Захаровым. К 1902 году осталось денег 12 рублей 5 копеек и капиталов причта билетами 800 рублей.

Родилось 185 человек, браком повенчано 30, погребено 136 человек. У исповеди и Святого причастия было мужского пола 1509, женского пола 1590. Не было по малолетству мальчиков 302, девочек 316. По отлучкам и другим препятствиям не было 5 мужчин и 3 женщины.

В 1902 году особенно выдающихся событий в жизни прихода не замечено.

Родилось мужского полу 105, женского пола 84, а всего 189. Браков повенчано 43. Умерло мужчин 60, женщин 40, всего 100. У исповеди и Святого причастия было мужского пола 1459, женского пола 1550. Не было у исповеди взрослых 8 человек 5 мужчин и 3 женщины и малолетних мальчиков 325, девочек 338.

В 1903 году родилось 171 обоего полу, браков повенчано 34, умерло 87 обоего полу. У исповеди и Святого причастия было мужского пола 1441, женского пола 1486. По отлучкам не было 9 мужчин и 5 женщин. Не было по малолетству мальчиков 319, девочек 338. В течении года приобретены для храма бронзовые хоругви в 125 рублей.

В 1904 году: По случаю войны с Япониею призваны в действующую армию почти все запасные нижние чины, - много горя и слёз приходится наблюдать в оставшихся семьях. Вследствие очень дождливого лета ржаной местный хлеб во многих деревнях обладает свойством и даже является рвота, кто ест его. Разбавленный хлеб торговою мукою из низовьях (Волжских губерний) для еды является годным.

Родилось в 1904 году мужского полу 104, женского пола 78. Браков повенчано 26. Умерло 148 человек (мужчин 68, женщин 80). Исповедовалось и причастилось мужского пола 1455, женского пола 1465. Не было у исповеди по отлучкам 11 мужчин и 3 женщины и 1 Евангелического вероисповедания. По малолетству мальчиков 361, девочек 373 (о рождении, венчании, погребении и т.д. далее не переписывал из-за отсутствия времени – прим. Вадима Зверева).

В 1905 году: … От неправильно понятой свободы, обнародованной манифестом 167 Октября, в народе появляются настроения и мысли, клонящиеся к подрыву всякой власти и духовенства, хотя серьёзных проявлений фактически обнаружено не было.

В 1907 году: В храме Великомученика Георгия с приделами положена новая позолота, стены выкрашены и иконы помыты, а также переделаны печи, на что израсходовано до 2000 рублей. 13 ноября (по старому стилю) при служении духовенства округа и многочисленном собрании народа торжественно произведено малое освящение отремонтированного храма. В этом же году от вдовы генерал-майора Надежды Иннокентьевны Каменской получено весьма приличное облачение для священника и диакона с ценою до 300 рублей.

Цены на хлеб весьма подняты, так что прихожане едва успевают зарабатывать деньги на прокормление своих семей, - отчего и духовенство не получило материально много.

1908 год: Материальное положение прихожан несколько улучшилось вследствие урожая хлеба. Ремонту по храму не было. В нравственно – религиозном отношении прихожане тоже, что и были…

1909 год: Разрешено проповедание Слова Божия, и на всех деревенских праздниках в часовнях введены обязательные собеседования с народом.

1910 год: Случаи, в нетрезвом виде, обнаруживаются всё сильнее и грубое неповиновение родителям, в том же виде, проявляет себя всё более. В деревенские праздники во время служения, собеседования и хождения со святом по домам всё обстоит прилично. Но как только удаляется притч, и начинается проявление не христианского поведения, так что только при помощи полиции восстанавливается порядок…

1911 год: В октябре открыто общество трезвости, и к концу года состояло членов 24. Большинство дало обещание воздерживаться от употребления спиртных напитков на один месяц…

1914 год: … 20 июля (по старому стилю) Германиею и Австро-Венгриею объявлена война России, Франции и Англии. Турция в союзе с Германиею тоже воюет. Общее возбуждение по поводу страшной войны невольно сказывается на прихожанах данного прихода. Пожертвования на нужды армии и Красный Крест поступают в весьма значительном количестве, как через храм Божий и местный притч, так и через местных учителей и учительниц и другие местные организации. Пожертвования текут деньгами, холстом, вязаными чулками и дьянками и прочее. Определить общую сумму приношений на войну трудно, ибо отправления совершаются каждым лицом, или учреждением отдельно, да многие и не желают, чтобы их дар был публичным, ибо призываются кормильцы разных семей. Отправляющиеся на войну служат напутственные молитвы. Образуются попечительства о семьях призванных на войну…

1915 год: Продолжение войны. Кормильцы семей призываются на войну, - рабочих рук становится всё меньше, Горе и нужда охватывают семьи призванных, и начинается сказываться гнёт войны. Назначенные пайки для семей малы и не ограничивают нужды. В делах сельского хозяйства организуется помощь во время сенокоса, опашки и уборки хлебов семьям, призванным на войну. Начинает сказываться недостаток необходимых жизненных продуктов. Рабочие руки – очень дороги, да их и мало. Известия с войны неутешительны, жертв много, а результаты плачевны. Вся жизнь становится дорогой. Притч утешает страждущих. С семьёй призванных в пользу причта поступает содержания мало, а часто и нечего: стыдно брать с тех, кто сам нуждается. Пожертвования на военные нужды поступают деятельно. Увеличивает исполнение религиозных потребностей…

1916 год: Война продолжается. Последствия войны ощущаются всё сильнее и сильнее. Позывы на войну всё увеличиваются, и рабочих рук становится всё меньше – рабочим платят выше 5 рублей на пропитание хозяев, в день с 9 утра до 7 вечера. Недостаток во всём. Пшеничная мука и сахар выдаются по карточкам в очень ограниченном количестве. Везде раздаётся … недовольство на затяжку войны и тяжёлые обстоятельства, связанные с войною. Недостаток в самых необходимых жизненных продуктах, а по временам и совсем отсутствуют, например: мыло, пшеничная мука, сахар и прочее. Среди прихожан увеличивается служение заупокойных литургий и вообще поминовение усопших. Общее тяжёлое положение сказывается на лицах у всех в виде угрюмости, какой – то пришибленности и недовольства. Увеселения прекратились. Песни, гармоника и другие сельские удовольствия почти прекратились. В храме значительное увеличение молящихся. Запрещение продажи спиртных напитков с начала войны весьма благотворно, хотя изредка появляются попытки варить домашнее пиво и очень крепком виде…

1917 год: В конце февраля, начале марта бывшее правительство во главе с царём извергнуто. Объявлена революция. Великие истины христианства: свобода, братство, равенство, понимаются превратно, - под свободой разумеют своеволие и право физической силы - братство и равенство понимаются исключительно с материальной точки зрения. До конца года жизнь шла почто по – старому. Отнятие чужого имущества начинается осенью после уборки хлеба. Стоговое сено хозяевам не оставляется. Хлеба мало. Все усилия употребляются на искание…. По всем хозяйствам приведено в известность у кого, сколько ржи, овса, ячменя, гречихи. Строго высчитано сколько  оставить хлеба на данное хозяйство и всё остальное отобрать в общественное пользование. Но всего мало, и предстоит голод, если хлеб не будет доставлен. Всех других продуктов тоже мало, а иногда совсем нет. Цены на всё страшные….. Постоянная смена правительства очень худо отзывается на общей жизни. Полная разруха на фронте, и во всём государстве. Доверием никто не пользуется в народе … местных управлений меняется – выборы в них неудачны. Людей образованных избегают, да их и нет в деревне, и доверие к ним окончательно подорвано: в них видят врагов простого народа и тяжкие условия жизни, а так же недостаток во всём, полагают, зависит от лиц образованных, каковых всех зовут буржуями, смешивая их с имущим классами. Кровавых расправ пока нет, и за то благодарение Богу.

 

ЛЕТОПИСЬ НАЧАЛ И ВЁЛ ДИАКОН, а с 1896 года СВЯЩЕННИК КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ДОБРОМЫСЛОВ.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!