Задание 2. Анализ экспрессионистского рассказа «Стена»

РЕАЛИЗМ

Реально-бытовые рассказы Андреева строятся на исключительной ситуации, которая показывает человека в необычном жизненном ракурсе и позволяет автору раскрыть неожиданные глубины человеческого сознания и психики. Обычно общий смысл рассказа заключен в каком-либо одном его эпизоде. В рассказе "Ангелочек" Андреев знакомит читателя с раздумьями мальчика Сашки о несправедливости его жизни и жизни вообще. Вечно пьяная, замученная работой мать Сашки и его опустившийся отец также думают лишь "о несправедливости и ужасе человеческой жизни". Для "смятенной души" мальчика символом надежды становится восковой ангелочек – игрушка, которую он выпросил с богатой рождественской елки. В ангелочке сосредоточилось для него "все добро, сияющее над миром". Любуясь игрушкой, и сын, и жалкий отец "по-разному тосковали и радовались, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым". Но фигурка тает у горячей печки, от ангелочка остается лишь "бесформенный восковой слиток". Этому эпизоду и подчинен бытовой материал рассказа. В нем выражена главная мысль автора об иллюзорности человеческих надежд па счастье, на возможность преодоления чувства безграничного одиночества.

Как писатель-реалист Андреев создал много типических образов. В его творчестве можно видеть социальную типизацию образов: пьяницы, проститутки, чиновники, священники. В реалистических рассказах Андреева личность героев «являются мерой вещей»  и мы можем видеть психологическую мотивированность поступков и реакций персонажей. ( В семье, где не хватает любви и теплоты, вырастает упрямый, непослушный Сашка). Кроме того, Андреев уделяет большое внимание описанию облика и внешности героев. Его образы предстают жизнеподобными.  

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

---Символ — основное художественное средство в творчестве символистов. Нетрудно заметить, что у Андреева многие образы выполняют роль символа. Например, ангелочек перестает быть обычной игрушкой, он символизирует надежду на изменения, надежду на лучшее. Но в отличие от образов-символов художников символизма, у Андреева символы обычно однозначны, а не многозначны. . Кроме того, символ в эстетике и философии символизма — «некий мистический знак, деконкретизированная субстанция, имплицитно выражавшая ту или иную Идею, Концепцию, Образ, которые, по мысли символистов, открывали путь в сферу Духовного, в ирреальные миры, неподвластные Разуму человека»  . Очевидно, что у Андреева символы не имеют мистического значения. Таким образом, структура символа у Андреева и символистов различна.

Творческий метод Андреева правильнее было бы связывать не с символизмом, который как литературное направление, прежде всего появилось в поэзии, а с экспрессионизмом

«Экспрессионизм (от латинского “ехрressio” — выражение) — художественное направление, в котором утверждается идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутой субъективности творческого акта, преобладает отказ от копирования реальности в пользу деформации и гротеска, сгущение мотивов боли, крика»  , — так характеризует понятие экспрессионизма В. Н. Терехина. Чтобы прямо выражать суть жизни, экспрессионисты стремятся к «преображению действительности» 164 , обращаясь к таким приемам, как преувеличение, абстрактное описание и др. Произведения экспрессионизма характеризуются «абстрактностью, обостренной эмоциональностью и фантастическим гротеском». Экспрессионизм Андреева реализуется в нескольких аспектах.

---В его творчестве часто присутствует описание сильных эмоций и чувств человека. Все у него «чрезвычайно». Сашка не просто просит ангелочка, он «…дернул тетку за платье и, когда она обернулась, упал со стуком на колени...», «Сашка с ненавистью посмотрел на нее и грубо потребовал:— Дай ангелочка!»; «… Терзания Сашки становились невыносимыми. Он судорожно стиснул зубы и, показалось, даже скрипнул ими…»; « А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости».

---Известный критик Н. К. Михайловский в своей статье о первом сборнике рассказов Леонида Андреева отмечал тяготение молодого автора к теме смерти и сравнивал его на этом основании с Эдгаром По — отнюдь не реалистом! Как отмечали современники, рассказы Андреева «дышат страстнораспаленным, мучительнотрепещущим ужасом перед жизнью». Например, в «Ангелочке» Сашке иногда «хотелось перестать делать то, что называется жизнью...».

Задание 2. Анализ экспрессионистского рассказа «Стена»

В «реализме» Леонида Андреева было много «модернизма». Он отказался от буквального следования правилу правдоподобия и стал изображать жизнь в условных, абстрактных образах. Он попытался изображать не предметы и не личности, а сами философские понятия. Например, его экспрессионистский рассказ «Стена» — это то, что мешает человечеству на пути к счастью. Под «стеной» можно понимать все что угодно: болезни, бедность, войны, страдания, пороки, стихийные бедствия. Вместо того чтобы изображать каждое явление в отдельности, Андреев свел их воедино в емком образе «стены», через которую не может перебраться человечество, как не может оно избавиться от всех своих бед и несчастий.

В рассказе «Стена» писатель описывает страшный мир, который полон болезнями, голодом, борьбой и смертью. Герои этого рассказа, прокаженные люди, хотят перелезть из этого мира в другой новый мир, но не смогут сломать стену перед собственной судьбой. Главные проблемы в «Стене» — жестокость мира и борьба людей с жизнью. Потому что стена — «это все то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это – несовершенство человеческой природы с ее болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр.; это – вопросы о смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти – “проклятые вопросы”»— так разъяснял Андреев смысл центрального образа этого рассказа. Удар прокаженных о стену символизирует их безуспешную и предопределенную борьбу с жизнью. Прокаженные — «это человечество — в его исторической борьбе за правду, счастье и свободу, слившейся с борьбою за существование и узко-личное благополучие. Отсюда то дружный революционный натиск на стену, то беспощадная, братоубийственная война друг с другом» . Однако данная борьба безнадежна. Стена в рассказе огромная и сильная, и с какой бы силой люди ни бились о нее, она «остается глухой и неподвижной» Но трагедия заключается даже не в этом, истинное разочарование ждет читателя после следующих слов Андреева о «другом мире»: «А там тоже темно...» Вывод писателя снова безрадостен: «жизнь наша тягостна», нам трудно быть здоровым, счастливым и свободным. По-видимому, автор видит в жизни какой-то коренной порок.

 

Экспрессионизм Андреева реализуется в нескольких аспектах.

Во-первых, в его творчестве часто присутствует описание сильных эмоций и чувств человека. « …Проходил порыв безумного гнева и веселья, и ночь плакала слезами раскаяния и тяжело вздыхала, харкая на нас мокрым песком, как больная. Мы с радостью прощали ее, смеялись над ней, истощенной и слабой, и становились веселы, как дети…» «И нельзя понять, как это случилось, но радостно оскаленные зубы начинали щелкать, поцелуи становились уксусом, и с визгом, в котором еще не исчезла радость, мы начинали грызть друг друга и убивать…»

 

Во-вторых, Андреев создает многие абстрактные образы, имеющие экспрессионистский характер. В «Стене», центральный образ также является экспрессионистским. Стена, стоящая перед прокаженными, нереально высока: «...гребня стены не было видно; она поднималась, прямая и гладкая, и точно разрезала небо на две половины». Кроме того, при создании этого образа Андреев использует троп олицетворения, в рассказе стена роняет камни на людей: «Гулко вторила ему мрачно развеселившаяся стена, шаловливо роняла на нас камни

В отличие от реалистических образов, экспрессионистские образы нежизнеподобны, вызывают у читателя ощущение абсурда. В «Стене» автор подчеркивает: «Кроваво-серым пятном выступали на стене мозги того, кого эта женщина называла “мое дитя”...».

В-третьих, часто в экспрессионистских произведениях Андреева появляется такой троп, как гипербола. Например, в «Стене» у одного человека «совсем не было мяса, и кости стучали при движении, и сухая кожа шуршала, как результат удара прокаженных, стена была окрашена их кровью.

Для экспрессионистского стиля Андреева характерен минимум пластического изображения, словесного описания, максимум эмоционального напряжения, что мы и наблюдаем в рассказе.

Комментарии Л. Андреева:

"Стена" - это все то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это - несовершенство человеческой природы с ее болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр.; это - вопросы о смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти - "проклятые вопросы".

Люди перед стеной - это человечество - в его исторической борьбе за правду, счастье и свободу, слившейся с борьбою за существование и узко личное благополучие. Отсюда то дружный революционный натиск на стену, то беспощадная, братоубийственная война друг с другом. Прокаженный - это воплощение горя, слабости и ничтожности и жестокой несправедливости жизни. В каждом из нас частица прокаженного.

Относительно голодного и повесившегося или повешенного я поясню примером. Много благородных людей погибло в Великую Революцию во имя свободы, равенства и братства, и на их костях воздвигла свой трон буржуазия. Те обездоленные, ради которых они проливали свою кровь, остались теми же обездоленными - тот умер за голодного, а голодному от него даже куска не осталось. Седая женщина, требующая от стены: отдай мне мое дитя - это мать любой из ваших подруг, или студента, сосланного в Сибирь, или покончивших с собой от тоски жизни, или спившихся - вообще так или иначе погибших в жестокой борьбе.

Смысл же всего рассказа в словах: "...Нас много, и жизнь наша тягостна. Устелем трупами землю; на трупы набросим новые трупы и так дойдем до вершины. И если останется только один,- он увидит новый мир".

Смерть в произведениях Л. Андреева – это «мрак пустоты и ужас Бесконечного», это небытие, абсолютное ничто, великая тайна. Л. Андреев показал невыносимый страх смерти как выражение бессмысленности жизни. Почти все герои Л. Андреева умирают, так и не сумев преодолеть стену отчуждения, одиночества.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 2118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!