Атеизм французских материалистов в 18 веке



Ислам в Дагестане

Арабское вторжение в Дагестан — вторжение войск Арабского халифата на территорию Дагестана, начатое в годы правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба.

Распространение ислама в Дагестане началось со вступления войск арабского Халифата в ходе их завоевания Сасанидского Ирана в город Дербент в первой половине VII века в 642/43 году (это 22-й год Хиджры) В то время даже суры Корана еще не были систематизированы и не приобрели канонический облик.

 

Мусульманская догматика и культура

Особенности догматики и культа ислама. Коран и сунна (состав и содержание).

Ислам – 3-я аврамическая религия, самая молодая. Ислам – строго оформленная религия. Не предъявляет слишком высоких требований к адептам. Постоянно растет число адептов. Возникает в VII в. На Аравийском п-ве. Основатель Мухаммед. Почитается как пророк, как Божий Посланник. Проповедовал идею единобожия.

5 основных требований, которые должны соблюдать мусульмане:

1. Верить в единого бога Аллаха, признавать Мухаммеда пророком Аллаха

2. Все верующие должны совершать пятикратную молитву.

3. Обязательны очистительные пожертвования. Милостыня освобождает от греха (зякат – обязательный налог в ряде государств отчисляется на бедных и саддака – добровольная милостыня, на нужды общины),

4. Обязательный пост Рамазан,

5. Паломничество в Мекку

3. Мусульманские секты - исмаилизм, суфизм, ваххабизм, бехаизм

 

Суфизм и культ святых в Исламе

Ку́льт святы́х в исламе сформировался под влиянием древних языческих верований, которые предполагали существование мелких божеств, почитаемых узким кругом местных верующих.

В исламе не принята практика канонизации святых, а реально существовавший человек или мифический персонаж становился почитаемым по воле народных масс. Такая свобода инициативы привела к введению в ислам чужеродных элементов, что приводило к протесту отдельной части мусульман. Например, одним из лозунгов Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его последователей было очищение ислама от языческого культа святых.

Суфизм одно из течений в исламе очень хорошо развит в Дагестане.

 

Структура современных религий

В структуре религии выделяют 3 вида:
Религиозное сознание - вера в сверхъестественное
Религиозный культ - обряды, ритуалы, жертвоприношения
Религиозные организации - объединения последователей той или иной религии.

 

6. Формы свободомыслия:
- богоборчество - это стремление стать добрее, справедливее, умнее, достойней Бога.
- скептицизм - философское направление, отрицающее всякую возможность достоверного познания объективной действительности.
- агностицизм - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них.
- пантеизм (мистический или материалистический) - религиозно-философское воззрение, отождествляющее Бога с природой
- деизм (с 17го века) - допускавшее существование Бога как первопричины мира и отвергавшее его дальнейшее влияние на развитие природы.
- меонтеизм (идея смерти бога и замена его на ничто) - религиозное представление и учение о едином Боге; единобожие.
- атеизм - отсутствие Бога

 

7. Свободомыслие присуще всем народам Древнего мира, хотя развивалось оно неравномерно.
Например, в крупных рабовладельческих странах, где цари могли распоряжаться чужой жизнью, свободомыслие прорывалось с трудом.

Наиболее яркие проявления свободомыслия можно найти в Древней Греции и Риме.
Ксенофан из Колофана (6 век до н.э.) считал, что источником веры в богов являются сами люди, они творят богов по своему образу и подобию.
Критий (5 век до н.э.) говорил, что было время когда в обществе ввели законы, карающие преступников, но они все равно совершвли преступления тайно. И тогда один изобретательный человек став уверять, что существует божество, которое все видит, слышит и за всем наблюдает
Эвгемене из Мессены (4 в. до н.э.) выдвинул гипотезу, что боги - это люди доисторических времен, которые выделились умом и силой.
Демокрит из Абдеры (около 470 или 460 гг до н.э.) объяснял веру в богов страхом перед силами природы. Также об этом же говорил и Эпикур (341-270 гг. до н.э.), добавив, что жта вера основывается и на страхе перед смертью.

 

8. Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господства христианства и ислама.
Христианство поддавалось открытой критике до тех пор, пока она (религия) не превратилась в государственную религию.
Кроме того, свободомыслие было актуальным и на Востоке среди образованных людей: математиков, естествоиспытателей, философов.
Например, таджикско-персидский мыслитель Омар Хайам (1040-1123), который раскрывает противоречие между религиозным учением о всемогуществе и всеведении Бога и учение о воздаянии: "Когда ты для меня слепил из глины плоть, ты знал, что мне своих страстей не побороть; не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна? Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?" Омар Хайам обличает социальное зло и отвергает существование всеблагого Бога: "О, небо, к подлецам щедра твоя рука. Им - бани, мельницы и воды арыка; а кто душою чист, тому лишь корка хлеба. Такое небо -тьфу! - не стоит и плевка!" Пр.: цитаты по книге: Настольная книга атеиста, стр 11-12.

 

8. Сводомыслие в эпоху Возрождения.
Развитие свободомыслия в этот период было обусловлено социальными сдвигами и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать экспериментальный характер. Большую роль сыграли великие географичискеи открытия.
Николай Коперник выдвинул противоречащую церковным представлениям теорию о том, что в центре Вселенной находится Земля, избранное Богом обиталище людей. Коперник лишил всякого основания представление об исключительности земли. Эту теорию также подтвердил и Галилей через сто лет. Он сказал, что между мирами нет различий и что они подчиняются одним и тем же законам природы, которые познаются математическим и экспериментальным путем.
П. Браччолини и Л. Бруни подвергли католическую церковь резкой критике. Они назвали манашек лицемерами с притворным выражением лица.
Мыслитель Дж. Ванини подверг критике идею бессмертия души. Он говорил, что еще никто не возвращался из цартсва мертвых, но если бы душа была вечной, Бог вернул бы хотя бы одну из душ, чтобы осудить и опровергнуть атеизм.

 

Атеизм французских материалистов в 18 веке

Французские философы зло высмеивали и бесстрашно бичевали религиозные вымыслы.
С точки зрения французских материалистов, религия имеет два источника своего возникновения: один состоит в том, что люди были невежественны, поэтому поверили в существование потустороннего мира, поверили в бога, чорта и т. п. Другим источником религии являются корыстные политические цели правителей. Философы указывали, что законы государства оказались недостаточными для того, чтобы охранять, поддерживать и освящать пороки правителей. Отсюда законам государства и порокам правителей придается божественный смысл, смысл церковной морали.
Ж. Мелье, Гольбах и многие другие жестко критиковали религиозные представления людей.
Основоположники марксизма и ленинизма высоко ценили атеизм французских материалистов, их боевую, талантливую и живо написанную атеистическую литературу.
Однако атеизм французских материалистов страдал серьезным недостатком. Они не понимали, что главной причиной силы религии является существование эксплуататорских классов, социальная природа современного общества, питающего религию, поддерживающего ее, что уничтожение религии возможно лишь после уничтожения эксплуатации человека человеком. Происхождение религии французскими материалистами объяснялось идеалистически. Они выводили религию из невежества масс.

 

11. В 20 веке прогрессировал атеизм. Большевики на практике попытались превратить в жизнь основные идеи марксизма.
В России на то время религиозный вопрос приобрёл особое политическое значение для партий, которые хотели избавиться от старого уклада жизни и построить новый.

 

12. Марксистский атеизм
Яв-ся высшей формой атеизма ,новой ступенью в развитии атеистической мысли

Основоположниками яв-ся К. Маркс и Ф. Энгельс
Основополагающими принципами яв-ся:
1) Определение сущности религии, как совокупности идей и представлений порождённых зависимостью человека от стихийных или природы и с возникновением классового общества

2) выявление и указание на единство религиозных учений с интересами господствующих классов ,стремящихся посредством религий держать народные массы в повинности

3) уяснение того факта,что преодоление религии есть прежде всего борьба с теми соц порядками классового господства

4)вывод в том, что преодолении и упрощении религии яв-ся одним из важных условий раскрепощения твор-й активности человека, народ.масс для преоб.мира, условий реальной земной жизни

 

13. Категория свободы совести и ее характеристика
Совесть - важнейшая этническая категория, отражающая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добивать исполнения.

Свобода совести - право человека самостоятельно форсировать всякое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободен других людей и обществу в целом.

Свобода совести:
- право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию
- право не исповедовать никакой религии
- право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения
- право свободно действовать в соответствии с ними

 

14. Закон РД «О свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях»
Закон РД от 16.01.1988г. N5

включает 8 глав и 33 статьи

15. Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности на территории Республики Дагестан»
Закон РД от 22.09.1999 N15
Включает в себя 8 статей

 

16. Первобытные верования (Ранние и родоплеменные)
Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам
Анимизм - вера в существование душ и духов, вера в одушевленность всей природы
Магия - обряды, связанные с верой в сверхъестественное (колдуны, маги)
Тотемизм - животное или растение составляющая родственную связь с человеком
Культы - шаманизм, основывается на представлении об общении шамана с духами

 

17. Приход Ислама в Дагестан начался с города Дербент. Первые посланцы мусульманского халифа вошли в Дагестан, чтобы приобщить местное население к истинной вере в 642 году.
Процесс приобщения народов Дагестана к Исламу, начавшийся в VII веке, растянулся почти на 900 лет и в основном завершился к концу XVI века. Главной отличительной особенностью этого процесса является тот факт, что народы Дагестана приняли Ислам непосредственно от самих представителей Халифата уже в первые годы его существования.
Приблизительно до XVI века распространение Ислама шло вширь, охватывая всё новые территории. В последующие века, с XVI по XIX, религиозно-правовые и культурные идеи и традиции Ислама окончательно упрочили свои позиции и влияние во всех сферах жизни дагестанского общества.
Дербент к тому времени занимал более привилегированное положение. Он являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети, здесь многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии. Если в IX веке Дербент был в основном арабским городом, то в X–XI веках он приобрёл статус полиэтнического города, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины.
В Дербенте была построена первая на территории СНГ Джума-мечеть VIII века, сохранившаяся и до наших дней. Арабов, распространявших на первом этапе Ислам среди местного населения, позже сменили сами дагестанцы: в первых рядах пропагандистов Ислама были жители Дербента, Цахура, Кумуха, Хунзаха.

 

18. Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Самый ранний пример монотеизма. Основы иудаизма были заложены в начале 2 тыс. н.э. первым учителем был Авраам Выходец из Уры. Моисей - великий учитель еврейского народа.
В иудаизме существует 5 основных догматов:
Вера в единого Бога.
Вера в Пророка.
Вера в богоизбранность еврейского народа.
Вера в воскресение душ в Судный день.
Вера в приход Мессии.

 

19. Священная книга в иудазиме:
ТаНаХ (Тора-закон, Невиим-пророки, Кетувим-писания) идентиче Ветхому Завету христианской Библии.
Праздники:
Песах (в честь освобожедния от египетского рабства)
Шавуот (праздник дарования еврейскому народу Десяти заповедей на гоие Синай)
Ханука (праздник свечей у евреев)
Ту-Бишват (Новый год деревьев)
Пурим (в честь освобождения иудеев от гнета персидского царства)
Рош-Ашана (Каледарный Новый год у израильтян)
Йом-Кипур (продолжение Нового года. Отмечается на 10 день после оного)
Обряды:
3 ежедневные молитвы
Шаббат - воздержание от работы (каждую субботу)
Вступление в общину (раз в жизни)

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!