Философское и естественно-научное представления о материи
Тема. Онтология – учение о бытии
Цели изучения темы
- Раскрыть суть проблемы бытия, а также философский смысл этого термина в течение всей истории философии.
- Показать специфику материального бытия.
- Развить умение мыслить логически, сравнивать, делать выводы и обобщения.
- Воспитать интерес к теме, любовь к логике.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен иметь представление о категориях: бытие, материя, сущность, причина, закон.
Студент должен знать:
- категорию бытия в философии;
- философские взгляды на этот вопрос в течение всего периода развития философии со времен античности и до наших дней;
- основные подходы к понятию материи.
Студент должен уметь раскрывать проблему бытия в западноевропейской философии Нового времени в свете традиций античности, уметь проследить основные этапы формирования представлений о материи, а также использовать литературу и источники.
Ключевое понятие: бытие.
Бытие – реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Второстепенные понятия
- движение;
- пространство;
- время;
- отражение;
- самоорганизация;
- Онтология (греч. - учение о сущем) - учение о наиболее общих законах бытия; учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов.
1. Следует отметить, что такие понятия как "быть", "существовать", "находиться в наличности" мы часто употребляем в обыденном мышлении как синонимы, т. е. близкие по значению. Философия использовала понятия "быть", "бытие" для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Проблема бытия является одной из главных в философии. Смысл понятия бытия можно уяснить, обратившись к рассмотрению проблематики бытия в истории философии.
|
|
Данный термин был впервые употреблен античным философом Парменидом (V - IV вв. до н. э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Эта проблема была связана с потерей веры в традиционных богов Олимпа и зарождением сомнения в глубинах человеческого сознания. В данной ситуации необходимо было найти нечто прочное и надежное.
Нужно было обосновать, что заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться; все существует с необходимостью; день всегда придет, на смену ночи, солнце внезапно не потухнет, люди не вымрут все в один прекрасный день и т. д. Другими словами, Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира, чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира и что сам философ называл иногда Божеством, тем, что действительно имеется. А это означало, что у людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира.
|
|
Парменид характеризует бытие как неизменное, абсолютное, неделимое. Оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Парменид определяет бытие как истинное сущее, говорит о том, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени, ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом. Античный философ Платон под истинным бытием понимал идею, «царство чистых мыслей и красоты». Бытие, по Аристотелю – живая субстанция, характеризующаяся принципами: материальности; формальности, причинности; цели. Первоосновой бытия, всего существующего, согласно учению Демокрита является атом.
Итак, античная философия, пыталась постигнуть проблему бытия, как единого целого, для нее характерна нерасчлененность бытия и мышления, обусловленная космоцентрическим характером философской мысли данного периода. В средние века в основе онтологии лежит идея творения, оформляется онтологическое доказательство бытия бога, состоящее в выводе Абсолютного бытия из понятия бытия. Как нечто телесное, вещественное осмысливается бытие в эпоху Возрождения. Оно понимается как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Для рассматриваемого периода характерно понимание природы как механизма, действующего самого по себе, представление Вселенной в качестве своеобразной машины
|
|
В Новое время проблема бытия претерпела глубокие изменения. Ответим на вопрос: в чем и как это проявилось?
Переосмысление проблемы бытия в Новое время объясняется изменениями, произошедшими в мировоззрении этой исторической эпохи.
\В период Нового времени происходит отказ от традиционного понимания бытия как высшей и запредельной реальности, от рассмотрения бытия как не несовпадающего с конечным, эмпирическим миром, крепнет убеждение человека в своей автономности, способности самостоятельно формировать свою духовность и ее высшую форму - сознание.
2.Материальное бытие как форма бытия
Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через существование.
В осмыслении проблемы бытия важным является вопрос о многообразии способов и форм бытия. Выделяют следующие формы бытия: материальное бытие; идеальное бытие; человеческое бытие; социальное бытие. Каждая форма бытия имеет свою специфику. Несмотря на это, следует подчеркнуть, что в целом, в бытии отражается как объективная реальность – мир физических состояний, материальный социоприродный мир, так и субъективная – мир психических процессов, мир сознания, духовный мир человека.
|
|
Рассмотрим подробнее особенности такой распространенной формы бытия, как материальное бытие.
Формирование понятия материи начинается с попыток ее отождествления с какой-либо природной стихией (огонь - у Гераклита, вода - у Фалеса, воздух – у Анаксимандра и т.д.). Далее материя отождествляется с атомами, веществом, комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций). На смену данным представлениям, в связи с рядом научных открытий, позднее приходит понимание материи в качестве объективной реальности (В.И. Ленин). Начиная с середины 20 века, формируется субстанциально- аксиологическое представление о материи. Данное представление рассматривает материю в совокупности многих атрибутов и в определенной мере содержит указанные выше трактовки.
Философское и естественно-научное представления о материи
Философский подход | Естественно-научный подход |
Понятие материи | Учение о материи |
Единственное свойство материи быть объективной реальностью | Свойства материи: всеобщность, неуничтожимость, неисчерпаемость и т. д. |
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Материя есть философская категория для обозначения всей объективной реальности, с помощью которой решается основной вопрос философии. Важнейший признак материи – ее объективность. | ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Материя – научное понятие, с помощью которого исследуются конкретные формы, состояния, свойства, основные характеристики предметов, явлений, процессов природы. Знания о материи опираются на данные физики, химии, биологии и т. п. |
Т.о., материя – это объективная реальность, существующая независимо человеческого сознания и отображаемая им.от
Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Поскольку материя неоднородна, можно выделить уровни ее организации: неживая природа, живая природа, социум. Каждый уровень характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем.
Характерными чертами материи являются: наличие движения; размещенность в пространстве и времени; самоорганизация; способность к отражению.
Неотъемлемым свойством материи является движение. В науке исторически сложились две концепции в понимании движения: диалектическая и метафизическая. Первая исходит из понимания движения как способа существования материи, полагая, что вне движения нельзя представить ни один материальный объект. Вторая, метафизическая концепция в русле метафизического субстанциализма, определяет движение как нечто внешнее, налагающееся на объект, который существует сам по себе, вне присущих ему движений. В то время как метафизический субстанциализм абсолютизирует субстанцию, идеалистический релятивизм отрицает субстанцию вообще, абсолютизируя движение, утверждает наличие чистого движения, существующего без носителя.
Принимая во внимание то, что движение – способ существования материи, следует определить движение как любое изменение вообще, независимо от его характера, направления и результатов. Движение абсолютно, частным случаем движения является покой. Если движение абсолютно, то покой относителен. Особым видом изменения, являющимся необратимым и обязательно включающим в себя качественные преобразования, является развитие.
К основным формам движения материи относят: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Говоря о взаимосвязи основных форм движения материи, следует подчеркнуть, что низшие формы входят в высшие, однако высшая форма не сводится к простой сумме низших, представляя новое качество.
Материя имеет расположение в пространстве и времени. В понимании пространства и времени исторически сложились две концепции: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция исходит из понимания пространства и времени в качестве самостоятельно существующих, наряду с материей, определяя пространство как чистую протяженность, время – как чистую длительность, в которые «погружены» материальные объекты (Демокрит – Ньютон). Отличие реляционной концепции заключается в трактовке пространства и времени в качестве форм существования материальных объектов, а не особых субстанциальных сущностей, при этом пространство выражает сосуществование материальных объектов, время – последовательность их состояний (Аристотель – Г. Лейбниц).
Понимание пространства и времени как отношений внутри материи подтверждается теорией относительности, предложенной в середине 20 века Альбертом Эйнштейном. Исходя из сложных физико-математических расчетов, Эйнштейн доказал, что в случае движения объекта со скоростью, превышающей скорость света, внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство уменьшится, а время замедлится. Т.о., пространство и время относительны, они относительны в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Беря во внимание тот факт, что пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний, остановимся на характеристике пространства и времени.
Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Пространство трехмерно, однородно (равноправие всех его точек), изотропно (равноправие всех его направлений).
Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время характеризуется одномерностью, однородностью (равноправие всех моментов времени), необратимостью.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!