Принципы организации композиции.



Лекция

Тема:  «Рисование простейших геометрических фигур и их комбинаций» (4 часа).

ПЛАН

1. Введение

2. Принципы организации композиции.

3. Композиционные средства

Введение

Рисунок композиции из геометрических тел по представлению ставит перед рисовальщиком це­лый ряд задач различной сложности. Композиция объединяет отдельные геометрические тела в еди­ную систему, гармонично подчиняет их друг другу.

Композиции из геометрических тел, сочлененных друг с другом, которые иначе принято называть врезками, являются важной переходной ступенью от простейших геометрических тел к сложным рукотворным и природным объектам при изучении академического рисунка. Без понимания правил встраивания тел друг в друга в зависимости от их конструктивных особенностей, невозможно верно и реалистично нарисовать здания, автомобили и любую другую технику, а также растения или живых существ, включая человека.

Связки — это объемно-пространственные композиции разной сложности, которые составлены из сочлененных между собой, то есть частично входящих одно в другое, геометрических тел. Отличительной особенностью подобных изображений является то, что их рисуют не с натуры, а создают по воображению, для чего необходимо досконально понимать конструктивные особенности входящих в связку тел. Основная задача при работе над рисунком связки — четко представить конструкцию составляющих композицию тел, а затем изобразить формы и их сочленения с учетом перспективного сокращения. Столь сложную работу невозможно сделать без базовых художественных знаний и значительного объема предыдущей практической работы сначала над геометрическими телами, а после — над постановками. Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления. Полученные в ходе изучения врезок навыки служат рисовальщику хорошую службу уже на этапе работы над натюрмортами, а при изображении сложных рукотворных и живых объектов являются абсолютно необходимыми. Приступая к работе над врезанными геометрическими телами, необходимо хорошо понимать свойства основных фигур, которыми обусловлены конструктивные особенности объемных тел, а также уверенно владеть и использовать в работе законы геометрической и воздушной перспективы и светотени. Кроме того, необходимы начальные навыки работы не только с натурными объектами, но и некоторый опыт изображения по представлению и воображению. И, конечно, необходимо уверенно владеть главным инструментом художника — карандашом, потому что все этапы работы ведут без использования линейки, циркуля и других вспомогательных инструментов. За основу для работы чаще всего берут куб или четырехгранник, поскольку в них удобнее всего врезать более сложные геометрические тела — конусы, цилиндры, шары. Использование специальной сетки помогает избежать ошибок в перспективных построениях. Чем многочисленнее и разнообразнее геометрические тела, которые вы включаете в придуманную вами композицию, тем сложнее избегать искажений и ошибок – даже если основа построена качественно. Построение сетки необходимо изучать отдельно, так как это довольно сложная задача, которая занимает определенное время даже у опытного рисовальщика. Однако если сетка построена верно, впоследствии она сэкономит время при работе над композицией. Точно выполненные построения — основа изображения, от которой напрямую зависит результат. Ошибиться на этом этапе недопустимо, именно поэтому при изучении врезанных тел большое значение уделяют методам сочленения различных тел друг с другом. Существуют связки разной степени сложности. К наиболее простым относятся тела с плоскими гранями — кубы и четырехгранные призмы, и изучение темы начинают именно с них.
Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема. Так, при сочленении с цилиндром необходимо показать окружности его оснований и значительную часть боковой поверхности, при сочленении с конусом — вершину, основание и боковую поверхность. Универсальный способ выбора линии, по которой будет врезано тело, — ориентироваться на оси симметрии, высоты и другие линии, и членения, заложенные в конструкции тел. Тела должны врезаться друг в друга не менее чем на одну треть и не более чем наполовину. Если пренебречь этим принципом, композиции окажутся либо слишком разреженными, вызывающими ощущение, что тела едва касаются друг друга, либо до такой степени плотными, что уже сложно определить, из каких именно тел они составлены. И то, и другое вызывает чувство дисгармонии и является нарушением композиционных законов, а следовательно, ошибкой.

Принципы организации композиции.

1.Структурный каркас композиции - упорядоченная совокупность элементов и связей. Форма и масса имеют структуру. Существует функциональная структура, конструктивная структура, структура членений, ритмическая структура и т. д.

Статические и динамические оси каркаса композиции являются средством создания структурной целостности, это «траектории» развития ритмов, членений, «движения» объемных геометрических элементов композиции. Статические оси - вертикальные и горизонтальные прямые линии; динамические оси - наклонные прямые и криволинейные линии: спирали, дуги, параболические и сплайн-кривые.

2.Принцип иерархии масс элементов.

 Главный элемент формы - композиционный центр, который находится на пересечении всех её осей. Способ вычисления центра - противопоставление центра окружающим элементам по величине, сложности. Дополнительные элементы - фоновые части композиции.

3. Использование повтора сходных структур.

Принцип повтора сходных структур: повторяться могут все признаки формы (размеры, геометрический вид, ориентация в пространстве, способы врезки, соединения и усечения и т. д.).


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!