Ролз предлагает следующие принципы справедливости.

Абдуллина Л.З., И/б-18-1-о

Семинар 6

Эссе на тему:

«Политические учения Джона Роулза»

Джон Ролз, американский философ 20-го века, прославившийся своим основным трудом «Теория справедливости», написанным в 1971 году, и, наверное, с этого труда берет начало современная теория справедливости.

Сам про себя Ролз говорил, что он является продолжателем кантианской традиции, то есть критической философии Канта. Он говорил, что те принципы справедливости, которые он предлагает, подобны категорическим императивам – высшему принципу нравственности.

И действительно, Ролз, во-первых, представляет возможным научно ответить на вопрос о справедливости, а, во-вторых, стремится дать общие принципы социального регулирования, что было свойственно и Канту. К тому же, Ролз, подобно Канту, придерживается «этики правил». То есть он верит, что существует нечто правильное само по себе, независимо от его последствий и пользы.  

Свою политическую философию – принципы справедливости, он представляет как нечто вроде абсолютного идеала, так как его принципы не зависят от местности, обычаев и эпохи. Джон Ролз начинает с вопроса: «как именно мы должны искать принципы справедливости?» Он говорит, что принципы справедливости – это те принципы, которые мы бы выбрали, если бы находились в так называемом «исходном положении», причем что это за положение Ролз объясняет достаточно подробно.

В исходном положении, говорит он, люди находятся за своего рода «вуалью неведения», то есть они не знают точно, какое именно положение в обществе они занимают, они не знают, в чем именно состоит их интерес и представления о смысле жизни, они не знают, богаты ли они, бедны ли они, к какому классу они принадлежат, не знают свою профессию, своих предпочтений.

Но, при этом, они обладают общей информацией: то есть они знают, как в принципе устроено общество и природа, они знают какие-то экономические законы, социологические закономерности. Однако, что важно, они не могут применить эти знания к самим себе, потому что они не знают, какое именно положение в обществе они сами занимают, и, поэтому они не знают, что именно было бы выгодно им самим.

Таким образом, «исходное положение» - это гипотетическая ситуация, при которой у людей есть «общая» информация, но нет информации о самих себе, своем положении, и поэтому нет никакой возможности выбрать такие принципы справедливости, которые бы наверняка были выгодны лично им.

В этой ситуации, которую Ролз описывает как «вуаль неведения», людям ничего не остается, как рассуждать беспристрастно, а не применительно к собственной выгоде. Находясь за «вуалью неведения», люди бы выбрали объективные принципы справедливости, поскольку они бы уже не стремились к своим личным эгоистическим интересам. Следовательно, выработанные в «исходном положении» принципы справедливости обладали бы признаком объективности и всеобщности.

Тут тоже можно провести аналогию с Кантом. Для него тоже было важно найти принцип, который был бы полностью независимым от всякой эмпирии, то есть он искал такой принцип, который следует из автономной воли, который бы выбрала автономная воля. Но у Ролза другой подход. Он, по сути, ставит совокупность людей в какое-то гипотетическое состояние, в котором эмпирия, в принципе, воздействует на людей, но воздействует таким образом, что люди не могут это воздействие, этот опыт обратить в свою личную эгоистическую пользу. Поэтому у Ролза получается своеобразная смесь, категорико-гипотетические принципы справедливости.

При этом в исходном положении мы не должны мыслить людей реальных. Мы должны создать какую-то идеальную модель человека, который в этой ситуации выбирает принципы справедливости.

Для создания такой идеальной модели должно обязательно выполняться условие:

Во-первых, люди должны быть разумными, причем разумные люди по Роулзу - это те люди, которые хотят объединиться в общество, хотят найти принципы совместного общежительства. Только такие люди рано или поздно должны прийти к каким-либо принципам справедливости.

Во-вторых – рациональность. Это означает, что люди в исходном положении понимают, что они могут иметь какую-то определенную концепцию блага. Тут Ролз имеет в виду, что у каждого человека есть свое представление о том, какая жизнь является правильно прожитой. Проживая свою жизнь, мы ставим перед собой какие-то цели, мы имеем какие-то ценности, и мы пытаемся воплотить эти ценности, мы стараемся быть ближе к тем идеалам, которые у нас есть, но эти идеалы у каждого свои.

В-третьих, в исходном положении люди выбирают не просто любые абстрактные принципы справедливости, а те, которые касаются распределения так называемых «первичных социальных благ». Ролз говорит, что мы должны так построить наше общество, чтобы каждый человек в этом обществе мог заниматься тем, чем он хочет, и строить свою жизнь так, как он хочет, но при этом так, чтобы не мешать другим людям. Следовательно, мы должны найти такие принципы, которые бы позволяли это сделать. Это зависит от распределения первичных благ.

Первичные блага – это такие блага, которые позволяют достичь максимально широкого круга целей.

К первичным благам Джон Ролз относит, во-первых, основные права и свободы, во-вторых, возможности, причем под ними он понимает не все возможности вообще, а только те, которые связаны с занятием определенных социальных позиций и любых таких, которые предоставляют нам особые права. В-третьих, доходы и богатства – это тоже первичные блага, потому что какую бы мы не взяли цель, для нее в большинстве случаев потребуются материальные блага в виде доходов и богатств. Джон Роулз также провозглашает принцип, касающийся распределения доходов и богатств – принцип дифференциации. Он гласит, что доходы и богатства должны распределяться в обществе таким образом, чтобы наибольшую выгоду от этого получали наименее обеспеченные социальные слои. Кроме того, Джон Ролз называет еще одно первичное благо - самоуважение.

На основе всего вышесказанного и формируется справедливость Джона Роулза. Он говорит: «Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли». Главная концепция Ролза «справедливость как честность» продолжает либералистскую традицию Локка, Руссо и уже упомянутого Канта, так как опирается на вечные идеалы свободы, равенства, братства.

Под честностью Ролз понимает добровольное стремление к взаимовыгодной кооперации. Основной целью концепции справедливости как честности является создание хорошо организованного общества – такого общества, «в котором каждый принимает принципы справедливости и знает, что другие принимают те же самые принципы, а основные социальные институты удовлетворяют этим принципам, и всем это известно».

Ролз предлагает следующие принципы справедливости.

Первый принцип – принцип свободы. «Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей».

Второй принцип – принцип справедливости. «Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно и ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших, и делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей».

Причем первый принцип равной свободы заметно доминирует над вторым принципом справедливости, поскольку, по мнению философа, «пока первый принцип не достигнут, другой не вступает в действие».

Ролз считает, что политический либерализм должен опираться на принцип нейтральности в процедурном и целевом отношении. Он приветствует также такие нейтральные ценности, как непредвзятость и предоставление равных возможностей даже противоборствующим сторонам при изложении их позиций. Эти ценности определяют справедливые процедуры для решения конфликтов между противоположными требованиями.

Философ также призывает к развитию политических добродетелей и склонности участвовать в общественной жизни. Он говорит: «Если широкие слои энергичных и образованных людей не будут участвовать в демократическом процессе, если они всецело посвятят себя заботам частной жизни, они неизбежно окажутся в руках тех, кто стремится к господству, кто ради власти и военной славы, ради корыстных классовых и экономических интересов, а тем более из религиозного и националистического фанатизма, готов использовать государственный аппарат для навязывания своей воли».

В итоге, Ролз отмечает, что принятие и соблюдение предложенных им принципов справедливости дает постоянный рост уверенности в себе, «надежное чувство своего собственного достоинства, которое служит основой человеческой любви».

Еще нужно сказать о том, что Джон Ролз, когда пытается сформулировать принципы справедливости, сразу оговаривается, что он формулирует принципы справедливости относительно базовой структуры общества. Речь идет о том, что Ролз не пытается сформулировать принципы которые бы касались абсолютно всех ситуаций, он формулирует только принципы, которые касаются исключительно устройства основных общественных институтов. В первую очередь, это касается институтов, которые могут влиять на распределение первичных благ. Фактически, ролзовские принципы справедливости – это общие правила относительно того, как должны быть устроены общественные институты.

Таким образом, принципы справедливости Джона Роулза скорее влияют на принятие той или иной конституции, и отчасти влияют на принятие тех или иных законов, но они формулируются не так, чтобы они могли быть применены абсолютно ко всем ситуациям. Это принципы, которые касаются только распределения первичных благ, поэтому надо сказать, что теория справедливости Джона Ролза – это своего рода частная теория, потому что она касается не абсолютно всех вопросов, которые мы можем поставить, а очень специфического круга вопросов. В свою очередь, понятие права, которое давал Кант, и его формулировка категорического императива претендуют на то, что на их основе мы можем оценить любую ситуацию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джон Роулз. Теория справедливости / Под ред. В.В. Целищева. –  Издательство Новосибирского университета, 1995.

2. Алексеева Т. А. Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии. 1994. № 10. С.26-37.

3. Литвиненко, Н. Концепция справедливости Джона Ролза // Логос. – 2006. – № 1. – С. 26–34.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!