Профессиональная культура государственного гражданского и муниципального служащего



Вопросы:

1. Культура в системе жизнедеятельности человека

2. Профессиональная культура государственного гражданского и муниципального служащего: понятие, содержание и функции

3. Культура как способ саморазвития личности государственного гражданского и муниципального служащего

4. Культура управления и компетентность государственного гражданского и муниципального служащего

5. Мораль и нормы профессиональной этики государственного гражданского и муниципального служащего

 

1. Культура в системе жизнедеятельности человека

Понятие о культуре. Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — определенный способ организации и развития жизни и деятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, обществу, между людьми и к самому себе. В понятии «культура» определяется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и определенное качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах истории, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей[8]. Культура характеризует также особенности общественного и личностного сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура и др.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы или всего общества в целом.

Понятие «культура» было в центре исследований на всех этапах истории человеческой мысли, хотя само слово вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII в., более или менее сходные представления существовали на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской мысли, дхарма в индийской, дике в греческой). Изначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Эллины видели в «пайдейе», т. е. в «воспитанности», основное отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху позитивно оценивался городской уклад социальной жизни (близко к понятию «цивилизация»). Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В Возрождение культура представляется как соответствие гуманистическому идеалу человека, позднее — идеалу просветителей.

Цель культуры представлялась с позиции эвдомонистической концепции сделать всех людей счастливыми, натуралистическая концепция считает культурными тех людей, которые живут в согласии со своими естественными природными потребностями. В эпоху Просвещения критикуется культура и цивилизация (Руссо), которая противопоставляет испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальном уровне развития.

Представители немецкой классической философии искали выход из этой ситуации в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания. Культура представляется как область духовной свободы человека.

В конце XIX — начале XX вв. универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике с позиций неокантиазма (М. Вебер, Риккерт). Культуру стали представлять как определенную систему ценностей и идей, которые различаются ролью в жизни и организации общества того или иного типа. Позднее подобный взгляд оформился в теорию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х гг. XX в. В теории единой линейной эволюции культура подверглась критике с позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития определенного общества. В определенных концепциях критика культуры доводилась до полного ее отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).

 

2. Профессиональная культура государственного гражданского и муниципального служащего: понятие, содержание, функции

Понятие профессиональной культуры оформилось и получило признание в социологической науке в конце 70-х гг. На теоретическом уровне им было обозначено социальное явление, еще раньше зафиксированное обыденным сознанием людей. Понятием «профессиональная культура» оперируют не только социологи. Оно носит междисциплинарный характер и используется также философами, культурологами. В области социальных наук термин «профессиональная культура» получил распространение благодаря конкретным социологическим исследованиям, созданию различных теоретических моделей профессиональной культуры. Несмотря на немногочисленность концепций и то обстоятельство, что они, за малым исключением, не претендуют на законченность и целостность, анализ разработок, сделанных учеными за прошедший период, позволит выяснить сущность, структуру и функции данного социального феномена. Социологические аспекты теории профессиональной культуры наиболее полно разработаны в трудах Л.Н. Когана, Г.М. Кочетова, И.М. Моделя, Г.Н. Соколовой. Более фрагментарно проблемы профессиональной культуры, ее структурные элементы рассматривались в некоторых диссертационных исследованиях, монографиях и коллективных изданиях, посвященных механизмам профессионализации, культуре труда и производства

Культура – это сложноорганизованная система с множественными элементами, которые тесно взаимосвязаны и переплетены. Культура может быть структурирована по различным основаниям. Культура по носителю можно разделить на:

- национальную культуру;

- общечеловеческую (или мировую) культуру;

- культуру социальной группы (сословную, классовую, профессиональную, культуру малой группы (формальной и неформальной), молодёжную;

- культуру отдельного человека.

Выделяют также материальную и духовную культуру. Они включают в себя:

- правовую;

- политическую;

- экономическую;

- художественную;

- нравственную;

- экологическую;

- профессиональную и др.

Все представленные выше виды и формы культуры неразрывно связаны между собой и во всех этих классификациях отмечают профессиональную культуру.

 

3. Культура как способ саморазвития личности государственного гражданского и муниципального служащего

5. Культура управления и компетентность государственного гражданского и муниципального служащего

6. Мораль и нормы профессиональной этики государственного гражданского и муниципального служащего

Существуют определенные нормы, правила и принципы поведения человека в профессиональной его деятельности, которые подтверждены законом. Этика государственного и муниципального служащего имеет некоторые особенности. Можно выделить то, что именно государственные служащие причастны к подготовке и принятию целесообразных решений, они выступают от лица всего государства, имеют возможность оказывать влияние своими решениями на народ и, соответственно, несут ответственность за них. Поэтому постоянное возвращение к фундаментальным вопросам этики считается обязательным для всех государственных и муниципальных служащих.

Этикет помогает гражданским служащим в любых ситуациях быть уверенным в себе и бессознательно выбирать соответственное поведение в той или иной служебной ситуации, не задумываясь попасть в неловкое или затруднительное положение.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!