Чаепитие по данным полевых этнографических материалов



В отношении потребления китайского чая русским старожильческим населением Сибири в сельской местности можно говорить о двух традициях: первой ― представленной сибиряками старожилами, особенно чалдонами, которыми чай употреблялся в большом количестве и часто; второй ― категорического отрицания чаепития в среде старообрядцев.

Если обратиться к полевым материалам этнографических экспедиций автора, то информанты старшего поколения еще в 1970–1980-х гг. хорошо помнили китайский чай в жестяных банках, называвшийся «фамильным». Существовало несколько видов чаев, которые использовались в зависимости от ситуации: гостям готовили черный, продававшийся в виде «кирпичей», чай. Для чаепития в кругу семьи готовили фруктовый или морковный напиток из долек сушеной моркови, которую запаривали в печи.

Чай стал настолько значимым компонентом питания и праздничного времяпрепровождения в культуре чалдонов, что его почитатели становились даже зависимыми, а отсутствие такового вызывало болезненное состояние. А когда появился чай кирпичный, вот такой, кирпичиком (показывает руками), и вот они, особенно чалдоны. Они сдавали тряпки на чай. Или вот так платочком голову завяжут ― мол, голова болит. Чая нет ― голова болит. Кроме чая еще чалдоны пили квас.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно подвести итог данного исследования. Употреблением отваров местных трав, а позднее китайских листьев, дает возможность сделать вывод о значимости употребления чая в народной культуре, позже преобразившаяся в традицию очень схожую с Китайской церемонией. Так же можно выразить тенденцию преобразования заваривания вкусовых трав, иными словами – чай. Его варили в чугунах и котлах, после появились самовар. Самовар был практичнее, удобнее в эксплуатации и мобильнее, нежели чугуны и котлы. Что позволило, например, в Западной Сибири пить чай/заварку не только дома, но и на уличных работах, отдыхе и т.д.

Так же стоит добавить, что со временем каждый сорт чая, его цвет и вкус заваривались в разные дни т.к. это стало частью традиции и праздничного различия.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Багашев А.Н. Фурсова Е.Ф. «Чай пили, в ложки били…» с. 150-169 https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=K7t2LZGtWZ7vN%2FESgD63yVw4kvp7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vVzlNTE5BUFh5S3I2b0JGb3V5d1lRbkNLeHFhQzlEQ0FuNGpqWU1pbitQYTF6TlFMbTVpaFc4aThjOG5uamdzcnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoi0KHQv9C40YHQvtC6IDIucmFyIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIwIiwidHMiOjE2MDQ4NjYyMjc3OTIsInl1IjoiNTMxODYwMTM3MTU2NDE2OTg1OCJ9 

2. Отечественные этнографы и антропологи // РГО — 2019. — [Электронный ресурс] http://ethnographica.kunstkamera.ru/w/index.php?title=%D4%F3%F0%F1%EE%E2%E0_%C5%EB%E5%ED%E0_%D4%E5%E4%EE%F0%EE%E2%ED%E0

3. Научная электронная библиотека // elibrary.ru – 2020 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43842231

4. Бойко В.П. Томское купечество в конце XVII — XIX вв.: Из истории формирования сибирской буржуазии. Томск: Водолей, 1996. 320 с. - https://www.studmed.ru/boyko-v-p-tomskoe-kupechestvo-v-konce-xviii-xix-vv-iz-istorii-formirovaniya-sibirskoy-burzhuazii_de4860bac7a.html

5. Воронина Т.А. Утварь (XII–XX века) // Русские. М.: Наука, 1997. С. 397–415.- http://catalog.ekimovka.ru/opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:120014/Source:default#


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!