Работа строится на строгом соблюдении правил работы с детским голосом

Тема дистанционного занятия. «Правила охраны детского голоса»

Составитель: пдо Марковникова Л.В.

Здравствуйте, дорогие ребята!

 

 

    Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос. При этом воздух, проходя по трахее и бронхам, вибрирует и создает звуковые колебания. Голосовые складки участвуют лишь в тонком управлении голосом.

    Голосглавный инструментобщения. Благодаря ему мы доносим нужную информацию, высказываем мнение. Звучание голосаскладывает о нас не меньшее впечатление, чем внешность и поведение. Голосспособен рассказать о чувствах, интеллекте и о состоянии здоровья человека

Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”.
Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

    Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше.

    Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо-легочные заболевания, гайморит. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание.     Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. Лидер российской музыкотерапевтической школы, С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего не возможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

     Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы.
Пойте с вашими детьми и будьте здоровы!

 

Голос - это ваш инструмент, который нужно беречь.

 

 Нарушения правил охраны детского голоса:

1. форсированное пение;

2. несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар;

3. неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

 

    Четыре возрастные границы детского голоса. Методы вокального воспитания детей опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику и, прежде всего, возрастную.

    В развитии детского голоса различают четыре основные стадии(возрастные

границы, учитывая индивидуальные национальные особенности и современную

акселерацию детей, достаточно условны):

    7-10 летмладший домутационный возрастной период. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дискантами. Им свойственно головное

резонирование, лёгкий фальцет. Звук очень неровен, гласные звучат пёстро. Задача

преподавателя – добиться ровного звучания гласных звуков на протяжении

небольшого диапазона.

    10-13 лет – старший домутационный период. В этом возрасте в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного резонирования. В диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный и грудной. У дискантов исчезает полётность звука, а альты начинают звучать массивнее.

    13-15 лет – мутационный (переходный) возрастной период. Он совпадает с

периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают по-разному: у одних – мягко и постепенно, у других более ощутимо (во время пения голос срывается, мышцы очень быстро устают), но тем не менее, работу над техникой желательно не останавливать и, учитывая индивидуальные голосовые особенности, работать в возможностях диапазона ученика.

    16-18 лет – юношеский возраст. Послемутационный период. Формирование и постановка голоса взрослого человека.

 

    А натоми я голосового аппарата и гигиены певческого голоса:

 

гортань – как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной или верхний; грудной или нижний).

 

Работа строится на строгом соблюдении правил работы с детским голосом

 

1. Начинаем петь с трех-пяти звуков в примерной зоне звучания голосового аппарата. Диапазон голоса вверх и вниз расширяю постепенно, без торопливости.

Внимательно слушаю, как звучит голос ребенка, нет ли напряжения при повторении и утомления голосового аппарата (это звуки ми 1- ля 1)

 Диапазон в младшей возрастной категории – ре 1 – до 2.

2. При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука).

3. Особое внимание уделяю выравниванию гласных, их округленного звучания. Звук должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования. В ансамбле добиваюсь выработке чистого унисона.

4. Вся вокальная работа ведется в негромкой динамике.

5. Перед началом работы точно формулирую задачу.

6. Работу над песенкой начинаю с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.

     Для развития силы голоса применяю упражнения на контрастах: спеть тихо и громко, грустно – весело, мрачно – ласково, спокойно – сердито и т.д.

     Большое внимание уделяю работе над дыханием. Использую игровые приемы на выработку экономного, ровного выдоха. Непевческое (жизненное) дыхание у детей обычно совпадает с певческим. Правильная певческая установка готовит детей к серьезной, активной работе. Независимо от того, поют ли дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным, ненапряженным. При этом плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата. Искусство пения – говорили старые мастера – искусство вдоха и выдоха. "В настоящее время можно с полной очевидностью утверждать, что не столь важным является тип вдоха, сколько организация выдоха" (Л.Б.Дмитриев "Основы вокальной методики").

    Спокойный, не судорожный, но вместе с тем достаточно активный вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечивает необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Такое пение называется пением "на опоре". Мгновенная задержка воздуха при вздохе сомкнет связки, преградит путь выдыхаемому воздуху, заставит мускулы дыхательного аппарата принять активное положение с последующим постепенном их расслаблением. Одновременно произойдет сужение входа в гортань, что поможет созданию высокого качественного звука, его "опоре". Красивый, полный звук получается только при правильной координации всех систем, участвующих в голосообразовании в процессе самого пения.

    Если учащийся при вдохе поднимает плечи, значит, в работу включаются мышцы, связанные с гортанью, а это ведет к крикливому, напряженному пению. Таким образом, у детей процесс дыхания всегда будет контролироваться качеством самого звука и мышечными ощущениями, и регулироваться требованиями музыкальной фразировки. Умелое использование дыхания для достижения определенной выразительности пения связано с применением того или иного вида певческой атаки, так как именно она определяет характер работы голосовых связок. Ограниченная сила звука детского голоса как бы сама требует мягкой атаки. Именно при ней связки смыкаются неплотно и непосредственно в момент начала звукообразования, что обеспечивает спокойный мягкий звук средней силы. А такой характер звукообразования способствует получению наилучших качеств тона, определяющих тембр. Однако, у детей, имеющих склонность к вялости, инертности, часто мягкая атака приводит к значительной утечке воздуха при пении и плохому звукообразованию. Поэтому именно у таких детей необходимо активизировать весь процесс голосообразования, используя твердую атаку. При этом виде атаки голосовая щель смыкается достаточно плотно еще до начала звукообразования и затем с силой прорывается потоком выдыхаемого воздуха. Твердая атака обеспечит интенсивную работу голосового аппарата, а мгновенность начала звука помогает точности интонирования. Если у ребенка имеется "зажатость" голоса, напряженный, громкий звук, связанный с чрезмерно активным смыканием голосовых связок, то для исправления этого недостатка надо применять мягкую и даже придыхательную атаку. При последней, когда связки смыкаются неполно, происходит слишком интенсивный выдох, что приводит иногда к неопределенной интонации и даже "подъездам", т.е. неточным переходам со звука на звук. Обычно этот вид атаки применяется эпизодически .

 

 

Запоминаем  правила гигиены голоса:

 

– нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;

– недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;

– недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;

– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;

– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

Вывод: Гигиена и охрана голоса детей способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата.

 Необходимо осуществлять следующие мероприятия по гигиене и охране голоса ребенка:

– следить за уровнем нагрузки на голосовой аппарат;

– не допускать злоупотребления высокими нотами, криком во время игры;

– не допускать большие речевые нагрузки, пение во время болезни;

– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли;

– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного; – в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

 

Домашнее задание:

1. Запомнить правила гигиены голоса.

2. Учим дома мелодию и учим наизусть текст песни «Школа, школа, двери распахни!» ( группа Барбарики).

 

Пришли сюда мы малышами,
Держа в руках цветов букет.
А папы, мамы волновались,
Давали мудрый нам совет.

Но время быстро пробежало,
И повзрослели мы чуть-чуть.
А так хотелось детским взглядом
На школу нам ещё взглянуть.

Припев:

Школа, школа, двери распахни.
Школа, школа, уроки, перемены.
Школа, школа, учитель у доски.
И твоей любовью мы согреты.

Школа, школа, двери распахни.
Школа, школа, уроки, перемены.
Школа, школа, учитель у доски.
И твоей любовью мы согреты.

Мы входим в классы ежедневно.
Родная парта, стул, тетрадь,
Английский, русский , рисованье
Смогли бы много рассказать.

Мы с вами пели и читали,
Играя, вы учили нас.
Спасибо, школа дорогая.
Ведь все науки — это класс!

Припев:

Школа, школа, двери распахни.
Школа, школа, уроки, перемены.
Школа, школа, учитель у доски.
И твоей любовью мы согреты.

Школа, школа, двери распахни.
Школа, школа, уроки, перемены.
Школа, школа, учитель у доски.
И твоей любовью мы согреты.

Школа, школа…

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!