Почему определение свободы Зиммелем слишком узкое? Почему дуализм мешает понять свободу как осознанную необходимость?



 


[1] Статья Каблица опубликована в № 6 и 7 литературно-политической газеты «Неделя» за 1878 г. В 1882 г. упомянутая статья вошла в основной труд Каблица «Социологические очерки. Основы народничества».

[2]  «Почтенный социолог» — Н. К. Михайловский, который сейчас же после опубликования статьи Каблица откликнулся на нее в своих «Литературных заметках 1878 г. » (см. Полное собрание сочинений, т. IV , Спб. 1897, стр. 539—546).

[3] Квиетизм — мистическая доктрина, появившаяся в конце XVII в., согласно которой все поступки человека определяются божественной волей. Отсюда фаталистическая проповедь безучастного, мистически созерцательного отношения к жизни, пассивности, «непротивления злу» и т. д.

[4] Спор с Прайсом зафиксирован в книге Пристли «Свободная дискуссия об учении материализма и о философской необходимости в переписке между д-ром Прайсом и Пристли, к которой прибавлено д-ром Пристли введение, поясняющее сущность дискуссии, и письма к некоторым писателям, которые приняли участие в этой дискуссии, относящейся к материи и духу», Лондон 1778.

[5] Нецессарианцы — см. примечание 1 к стр. 194 Настоящего издания, т. II .

[христиан-нецессарианцев.] Француза XVIII века очень удивило бы такое сочетание материализма с религиозной догматикой. В Англии оно никому не казалось странным. Пристлей сам был очень религиозным человеком. Что город, то норов.

[6] См. русский перевод его «Истории французской литературы», т. I , стр . 511.

[7] Пуритане — сторонники кальвинизма в Англии и Шотландии в XVI и XVII вв. Сыграли большую роль в подготовке и проведении английской буржуазной революции XVII в.

[8] Известно, что, по учению Кальвина, все поступки людей предопределены богом. Praedestinationem vocamur aeternum Dei decretum, quo apud se constitutum habuit, quid de unoquoque homine fieri valet. [Предопределением мы называем определенное навеки богом, установленное им в отношении себя, что также имеет силу по отношению к отдельному человеку.] ( Institutio , lib . III , cap . 5 [Наставление, кн. III , гл. 5].) По этому же учению, бог избирает некоторых из своих служителей для освобождения несправедливо угнетенных народов. Таков был, например, Моисей, освободитель израильского народа. По всему видно, что таким же орудием бога считал себя и Кромвель; он всегда и, вероятно, в силу совершенно искреннего убеждения называл свои действия плодом воли божьей. Все эти действия были наперед окрашены для него в цвет необходимости. Это не только не мешало ему стремиться от победы к победе, но придавало этому его стремлению неукротимую силу.

[9] [«На этом я стою и не могу иначе»]

[10] «C'est comme si 1'aiguille aimantee prenait plaisir de se tourner vers le nord car elle croirait tourner independamment de quelque autre cause, ne s'apercevant pas des mouvements insensibles de la matiere magnetique». Leibnitz, Theodicee, Lausanne MDCCLX, p. 598. [«Все равно как если бы магнитная стрелка находила удовольствие в том, чтобы поворачиваться на север, считая, что она это делает по собственной воле, независимо от какой-либо причины, не замечая мало ощутительных действий магнетизма». Лейбниц, Теодицея, Лозанна 1760, стр. 598.]

[11] Апогей — наибольшее, перигей — наименьшее отстояние Луны от Земли.

[12] Русские субъективисты, сторонники субъективного метода в социологии, Лавров, Михайловский, Кареев и др. считали, что в построении науки об обществе главную роль должно играть не понимание исторической необходимости, а критерий желаемого, «идеального» и т. п.

[13] Плеханов намекает здесь на рассказ Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

Приведем еще один пример, наглядно показывающий, как сильны чувства людей этой категории. Герцогиня Феррарская, Ренэ (дочь Людовика XII ), говорит в письме к своему учителю Кальвину: «Нет, я не забыла того, что вы мне писали: что Давид питал смертельную ненависть к врагам божьим, и я сама никогда не стану поступать иначе; ибо если бы я знала, что король, мой отец, и королева, моя мать, и покойный господин мой муж (feu monsieur mon mari), и все мои дети были отвержены богом, я возненавидела бы их смертельною ненавистью и хотела бы, чтоб они попали в ад», и т. д. Какую страшную всесокрушающую энергия способны были обнаруживать люди, питавшие такие чувства! А ведь эти люди отрицали свободу воли.

[14] См. примечание 1 к стр. 237 Настоящего издания, т. II .

[15] «Die Notwendigkeit wird nicht dadurch zur Freiheit, dass sie verschwindet , sondern dass nur ihre noch innere Identitat manifestiert wird». Hegel, Wissenschaft der Logik, Nurnberg 1816, zweites Buch, S. 281. [«Необходимость становится свободой не в силу того, что она исчезает, а только в силу того, что ее пока еще внутреннее тождество проявляется». Гегель, Наука логики, Нюрнберг 1816, вторая книга, стр. 281.] См. Гегель, Соч., т. V , Соцэкгиз, 1937, стр. 693.

[16] Тот же старый Гегель прекрасно говорит в другом месте: « Die Freiheit ist dies , Nichts zu wollen als sich ». Werke, B. 12, S. 98. (Philoso phie der Religion). [«Свобода есть не что иное, как утверждение самого себя». Соч., т. 12, стр. 98. (Философия религии).]

[17] [нечто, не заслуживающее внимания]

[18] В стремлении к синтезу нас опередил тот же г. Кареев. Но, к сожалению, он не пошел дальше сознания той истины, что человек состоит из души и тела.

[19] [страшно сказать!]

[20] Не касаясь других философско-исторических статей Лампрехта, мы имели и будем здесь иметь в виду его статью «Der Ausgang des Geschichtswissenschaftlichen Kampfes», «Die Zukunft», 1897, № 44. [«Исход научно-исторических битв», «Будущее», 1897, № 44. ]

[21] [«Историческом обозрении»]

[22] См . Oeuvres completes de 1'abbe de Mably, Londres 1789, tome quatrieme, p. 3, 14—22, 34 et 192. [Полное собрание сочинений аббата Мабли, Лондон 1789, т. 4, стр. 3, 14—22, 34 и 192.]

[23] См . Oeuvres completes de l' а bbe de Mably, Londres 1789, tome quatrieme , p. 109.

[24] Сравни первое из писем об «Истории Франции» с « Essai sur le genre dramatique serieux » [«Этюдом о серьезном драматическом жанре»] в первом томе Oeuvres compl e tes [Полного собрания сочинений] Бомарше.

[25] Бомарше восставал против классической трагедии, выводящей в качестве героев королей и придворную знать и заимствующей сюжеты главным образом из античной жизни. Он требовал реалистической драмы, изображающей обыкновенных, невыдуманных людей. Тьерри в « Lettres sur I ' histoire de France », Lettre I , Paris 1856, характеризуя произведения, именуемые «Историей Франции», пишет: «В этих пышных повествованиях, где небольшое число привилегированных персонажей занимают целиком, всю историческую сцену, заслоняя всю массу нации придворными мантиями, мы не находим ни серьезного поучения, ни полезных уроков, адресованных нам, ни того интереса и симпатии, которые обычно вызывает в нас судьба нам подобных... » (стр. 13). Эти рассуждения перекликаются с высказываниями Бомарше (см. Настоящее издание, т. II , примечание 2 к стр. 173).

[26] В 20-х годах XIX столетия Тьер и Минье занялись историей французской буржуазной революции. Тьер написал многотомный труд «История французской революции (1788—1799)», выходивший с 1823 по 1827 Минье в 1824 г. опубликовал двухтомный труд — «История французской революции». Эти произведения явились первой реабилитацией революции с точки зрения буржуазии и первыми трудами по истории революции, проникнутыми идеей причинности. Во всех изданиях настоящей работы фамилия Тьера отсутствует, но в рукописи она имеется.

[27] Oeuvres completes de Chateaubriand, Paris 1860, t. VII, p. 58. [Полное собрание сочинений Шатобриана, Париж 1860, т. VII , стр. 58.] Рекомендуем вниманию читателей также следующую страницу; можно подумать, что ее написал г. Ник. Михайловский. Плеханов имеет в виду следующие высказывания Шатобриана близкие к теории Михайловского о «правде-истине» и «правде-справедливости» (даем цитату в переводе): «Нет, если отделять моральную правду от человеческих действий, у нас не останется мерила для суждения о них; если отсекать моральную правду от правды политической, последняя лишится своей базы; тогда не будет никаких оснований свободу предпочитать рабству, порядок — анархии. Мой интерес! — говорите вы. А кто вам сказал, что мой интерес в свободе и порядке?» и т. д. (Oeuvres completes de Chateaubriand , Paris 1860, t . VII , p . 59).

[28] См. Consid e rations sur 1' histoire de France [«Рассуждения об истории Франции»], приложенные к « Recits des temps Merovingiens », Paris 1840, p . 72. [«Рассказам о временах Меровингов», Париж 1840, стр. 72.] 317

[29] Во всех изданиях ошибочно «Тьерри». Исправлено по рукописи.

[30] В статье, посвященной 3-му изданию «Истории французской революции» Минье, Сент-Бев так характеризовал отношение этого историка к личностям: « A la vue des vastes et profondes e motions populaires qu ' il avait a decrire , au spectacle de 1' impuissance et du neant ou tombent les plus sublimes genies , les vertus les plus saintes , alors que les masses se soulevent , il s ' est pris de pitie pour les individus , n ' a vu en eux pris isolement que faiblesse et ne leur a reconnu d ' action efficace , que dans leur union avec la multitude ». [«При виде широких и глубоких народных волнений, которые ему нужно было описать, наблюдая бессилие и ничтожество самых возвышенных гениев, самых святых добродетелей при восстании масс, он был охвачен жалостью к личности, не видел в ней, отдельно взятой, ничего кроме слабости и не признавал за нею способности идти на реальные действия, кроме как в единении с массой».]

[31] « Le Globe » («Глобус», или «Земной шар») — журнал, основанный в Париже в 1824 г. Пьером Леру. До 1830 г. он выходил как журнал чисто философский и литературный, в 1831 г. перешел к сен-симонистам. Издание прекратилось в 1832 г.

[32] Во всех изданиях, кроме издания 1941 г., частично исправленного по рукописи, ошибочно не «Тьера», а «Минье».

[33] Война за Австрийское наследство (1740—1748) велась между Австрией, которую поддерживали. Англия и Голландия, а затем я Россия, с одной стороны, и Пруссией, Испанией, Францией и некоторыми германскими и итальянскими государствами — с другой. Противники Австрии оспаривали часть ее владений после смерти императора Карла VI . В результате войны Австрия потеряла большую часть промышленной Силезии, отошедшую к Пруссии, и некоторые владения в Италии.

[34] По Ахенскому миру 1748 г. Франция должна была уступить не приятелю все свои завоевания в Нидерландах.

[35] Семилетняя война (1756—1763) — война между Пруссией, Англией и Португалией, с одной стороны, и Францией, Австрией, Россией, Саксонией и Швецией — с другой. Главными причинами ее были: стремление Австрии вернуть Силезию (см. прим. 1 к этой же странице) и англо-фран цузское соперничество из-за колоний в Канаде и Индии.

[36] В результате Семилетней войны Франция была вытеснена Англией из Канады и Индии.

[37] Другие говорят, впрочем, что виноват был не Субиз, а Брольи, который не стал ждать своего товарища, не желая делить с ним славу победы. Для нас это не имеет никакого значения, так как нимало не изменяет дела.

[38] Вступление на русский престол поклонника Фридриха II — Петра III , прекратившего войну, дало возможность Пруссии удержать Силезию по Губертусбургскому миру 1763 г.

[39] Приводим вариант этого места: «Эти возражения Сент-Бева могут считаться самыми удачными изо всех тех, которые до сих пор выдвигались против учения о законосообразности общественно-исторического развития. Они очень остроумны. Надо сознаться, что сторонники названного учения больше обходили, чем разбирали, эти возражения и подобные им, до сих пор часто приводимые в журнальных статьях и ученых сочинениях».

[40]«Histoire de France», 4-eme edition, t. XV, p. 520—521. [«История Франции", 4-е изд., т. XV , стр. 520—521.]

[41] Неорганизованным полчищам персов в греко-персидских войнах противопоставляются армии французского маршала Тюрэнна и шведского короля Густава II Адольфа в Тридцатилетней войне (1618—1648).

[42] См. «Memoires de madame du Hausset», Paris 1824, p. 181. [«Воспоминания г-жи дю-Госсэ», Париж 1824, стр. 181.] Во всех изданиях ошибочно « madame du Haliffet ». Исправлено по рукописи на «madame du Hausset », которая была камеристкой маркизы де Помпадур и оставила свои мемуары.

[43] «Lettres de la marquise de Pompadour», Londres 1772, t. I. [« Письма маркизы де - Помпадур », Лондон 1772, т . I.]

[44] 21 января 1793 г. — день казни французского короля Людовика XVI.

[45] Термидорианская реакция — политическая и социальная реакция, последовавшая после контрреволюционного переворота во Франции 27 июля 1794 г. (9 термидора), положившего конец диктатуре мелкой буржуазии и возведшего на эшафот ее вождя Робеспьера. Термидор, флореаль, прериаль, мессидор, брюмер и т. д. — названия месяцев республиканского календаря, введенного Конвентом осенью 1793 г.

[46] Упорное сражение Наполеона с австрийцами 15—17 ноября 1796 г. при итальянском местечке Арколе дало французскому войску нравственный перевес над противником; Наполеон с этого времени повел свои войска от победы к победе вплоть до 1812 г., когда похоронил свою армию в русских снегах.

[47] 18 брюмера (9 ноября 1799) — день государственного переворота, совершенного Наполеоном Бонапартом. Этот переворот привел к уничтожению режима Директории и созданию Консульства, а затем и империи.

[48] Директория — правительство, установившееся во Франции после 9 термидора и просуществовавшее от октября 1795 г. до ноября 1799 г.

[49] Во всех изданиях ошибочно: «генерал Журдан». Исправлено по рукописи. При Нови был убит генерал Жубер, и именно о нем говорится в книге Брока, на которую ссылается Плеханов.

[50] La vie en France sous le premier Empire par le vicomte de Broc , Paris 1895, p . 35—36 [Жизнь во Франции в эпоху первой империи виконта де Брока, Париж 1895, стр. 35—36] и след.

[51] Тюльери — королевский дворец в Париже. Во время буржуазной революции конца XVIII в. дворец был захвачен народом, и в нем заседал Конвент. В дальнейшем он снова стал императорской и королевской резиденцией.

[52] Дальше в рукописи идет следующее вычеркнутое место: «Кто знает, сколько военных талантов осталось бы в неизвестности благодаря «старому порядку», который делал доступными высшие места в армии одной аристократии. Кто знает, сколько великих научных и художественных способностей остается в состоянии незаметного зачатка в нашей крестьянской [среде]». Приводим вариант дальнейшего текста: «Давно уже было замечено, что таланты являются всюду, где возникает серьезный спрос на них. Это значит, что таланты являются везде, где есть условия, благоприятные для их развития. О талантах можно сказать, что они, как и несчастья, ходят толпой. Вспомните, какое множество военных талантов выдвинулось во Франции вместе с Наполеоном; какое огромное число выдающихся живописцев и скульпторов появилось в Италии во время Возрождения; как много замечательных драматургов было в Англии одновременно с Шекспиром. Разумеется, не все эти таланты были одинаково велики...».

[53] Возможно, что тогда Наполеон уехал бы в Россию, куда он собирался ехать едва за несколько лет до революции. Здесь он отличился бы, вероятно, в битвах с турками или с кавказскими горцами, но никто не подумал бы здесь, что этот бедный, но способный офицер при благо приятных обстоятельствах мог бы сделаться господином мира.

[54] См . Histoire do France, par V. Duruy, Paris 1893, t. II, p. 524—525. [История Франции В. Дюрюи, Париж 1893, т. II , стр. 524—525.

[55] При Людовике XV только один представитель третьего сословия, Шэвер, мог дослужиться до чина генерал-лейтенанта. При Людовике XVI еще более затруднена была военная карьера людей этого сословия. См . Rambeaud, Histoire de la civilization francaise , sixieme edition, t. II, p. 226. [Рамбо, История французской цивилизации, 6 изд., т. II , стр. 226.]

[56] Histoire de la peinture en Italie, Paris 1892, p. 24—25. [История живописи в Италии, Париж 1892, стр. 24—25. ]

[57] В 1608 г. родились Тербург, Броуэр и Рембрандт; в 1610 — Адри ан Ван-Остаде, Бот и Фердинанд Боль; в 1613 — Ван-дер-Гельст и Жерар Доу; в 1615 — Метцу; в 1620 — Воуэрманн; в 1621 — Верникс, Эвердинген и Пайнакер; в 1624 — Бергем; в 1625 — Пауль Поттер; в 1626 — Ян Стеен; в 1630 — Рюисдель; в 1637 — Ван-дер-Гейден; в 1638 — Гоббема; в 1639 — Адриан Ван-де-Вельде. Сведения об упоминаемых в настоящем примечании лицах и датах их рождения (иногда неточные) заимствованы Плехановым из книги: Eugene Fromentin , Les Maitres d ' autrefois . Belgique — Hollande , 9 e d ., Paris 1896, p . 174 [ E . Фромантэн, Старые бельгийские и голландские мастера, 9-е изд., Париж 1896, стр. 174]. Ошибочные даты исправлены пропуски восстановлены по источнику.

[58] «Шекспир, Бьюмонт, Флетчер, Джонсон, Уэбстер, Мэссинджер, Форд, Миддльтон и Гейвуд, явившиеся в одно и то же время или один за другим, представляют собою новое поколение, которое благодаря своему благоприятному положению пышно расцвело на почве, подготовленной усилиями предыдущего поколения». Тэн , Histoire de la litterature anglaise, Paris 1863, t. I, p. 468. [История английской литературы, Париж 1863, т. I , стр. 468.]

[59] Тэн, Histoire de la litterature anglaise, Paris 1863, t. II, p. 5. [Ис тория английской литературы, Париж 1863, т. II , стр. 5.]

[60] [«Системе природы».]

[61] «Systeme de la nature » («Система природы») — главное произведение Гольбаха.

[62] Т. е. выходило, когда они начинали рассуждать о законосообразности исторических событий. А когда некоторые из них просто описывали эти явления, то они подчас придавали личному элементу даже преувеличенное значение. Но нас интересуют теперь не рассказы их, а именно рассуждения.

[63] Приводим вариант этого места: «Они склонны были думать, что исторические события ни в каком случае не могли бы пойти иначе, чем шли на самом деле. Гизо замечает в одной из своих политических брошюр, что Наполеон был силен только до тех пор, пока выражал собою общественные нужды Франции, а когда перестал выражать их, то одного дня (сражения при Ватерлоо) было достаточно, чтобы с этим покончить. И это, разумеется, верно. Но, возникнув как реакция против исторических взглядов восемнадцатого века, этот и подобные ему верные взгляды историков новой школы явились в виде резкой крайности, вовсе не оставляю щей места для той доли истины, которая заключалась в противоположной крайности».


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!