Клод Мане (1840-1926) – основоположник импрессионизма.



Класс Тема: Импрессионизм.

                                   Тема рассчитана на 2 урока

                                                   Урок №1

Родиной импрессионизма была Франция. Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа, который под впечатлением посещения выставки «Салон отверженных» в 1874 году в Париже, называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами».

В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Поэтому живопись в импрессионизме стала своеобразным протестом против косности и консерватизма общепринятых норм.

Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Так, появление фотографии породило новую идею в искусстве о запечатлении сиюминутной эмоции и ощущения. Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления. Так же свое влияние на это течение оказало и развитие школы пленэра, которую заложили представители Барбизонской школы.

Во второй половине 19 века в Париже действовал Салон– единственная выставка, открывающая путь к заказчикам. Когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве», в Салоне разразился страшный скандал. Картина вызвала негодование критики и публики, и художнику запретили ее выставлять. Поэтому Мане и другие молодые художники, не допущенные к участию, организовали «Салон отверженных». Работа получила огромный резонанс, а вокруг Мане начал формироваться круг художников. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах.

Появляется общество живописцев, которых назовут импрессионистами по имени одной из работ Клода Моне. В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Первая выставка художников состоялась в 1874 году в Париже и закончилась, как и все последующие, провалом. Собственно импрессионизм в музыке и живописи охватывает период всего в 12 лет, с первой выставки до последней, состоявшейся в 1886 году. Позже импрессионизм начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики.

Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – нач. 20 веков, утверждающее главной задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от явлений действительности.

· отсутствие глубоких философских воззрений

· основа идеологии - сиюминутное переживание, впечатление

· отсутствие социальных задач

· стремление передать полноту и радость бытия в повседневности

Жанровая система импрессионизма была очень традиционной: пейзажи, портреты, натюрморты. Это направление - не объединение людей на основе философских воззрений, а содружество единомышленников, каждый из которых ведет собственные искания в изучении формы бытия. Импрессионизм заключается именно в уникальности взгляда на обычные предметы, он сосредоточен на индивидуальном переживании.

Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам:

художники этого направления были яростными любителями цвета. Они почти полностью отказываются от черного и коричневого в пользу насыщенной, яркой палитры, часто сильно высветленной. Техника импрессионистов отличается короткими мазками. Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. Живописцы стремятся располагать цвета на полотне таким образом, чтобы получать колористическую интенсивность или сближенность на картине, они не смешивают краски на палитре. Художники часто работали на пленэре, и это отразилось на технике, в которой не было времени на подсушивание предыдущих слоев. Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения».

 

Клод Мане (1840-1926) – основоположник импрессионизма.

 

Клод Оскар Моне появился на свет 14 февраля 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья уехала в Нормандию, в Гавр. Вопреки желанию отца стать бакалейщиком, Клод с юных лет испытывал тягу к живописи и с удовольствием рисовал карикатуры. На солнечных пляжах Франции Клод Моне познакомился с Эженом Буденом, известным пейзажистом и одним из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному Моне некоторые приёмы живописной работы с натуры. В 1860 году Клод Моне был призван на военную службу и уезжает в Алжир, но из положенного семилетнего срока отслужил чуть меньше двух лет: он заболел тифом, это помогло художнику демобилизоваться. Моне поступил в университет на факультет искусств, но разочаровался в присутствующем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. Там он заводит знакомство с Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислей. Они были практически сверстниками, придерживались похожих взглядов на живопись и стали основой художников-импрессионистов. Созданные этими художниками картины знаменовали рождение нового художественного направления — импрессионизма.

 

«Впечатление. Восход солнца» (1872)

На переднем плане картины изображено море в сине-зеленых тонах, выделены два силуэта рыбацких лодок. Жирные выделенные темные мазки кисти и невыраженные силуэты уходящих лодок дают явное ощущение глубины моря. Все цвета, использованные в картине «Впечатление, восход солнца» тусклые, приглушенные. Единственное яркое пятно на всем полотне- ясно-оранжевый диск восходящего над французским городком солнца, расплывающегося также в отражении неспокойной морской воды.

На заднем плане, в серо-голубом тумане еле заметны силуэты парусных судов, кранов у причала и дымовых труб. Дым из труб указывает на северо-восточный ветер.

Если же присмотреться внимательно, то и солнце здесь не является ярким пятном. Искусствоведами и учеными Гарвардского Университета с помощью фотометра было определено, что степень яркости изображенного солнца и кусочка чистого неба, окружающего его, находятся на одном уровне. Особенности человеческой сетчатки воспринимают оранжевый цвет солнца как за самое яркое пятно на картине.

Бледно оранжевые лучи солнца, смешанные с грязным серым дымом практически не придают картине ясности. В этой местности царствует не солнечный свет, а пелена промышленного дыма намекает художник.

Пленэр стал популярным благодаря импрессионистам. Такой вид рисования стал возможен благодаря появлению компактных тюбиков для краски и легких переносных мольбертов.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!