Политическая мысль Возрождения, Нового времени, 19 и 20 веков»



Дисциплина: Основы социологии и политологии

Преподаватель: Тюхтенева Н.Е.

Почта: nadya_ tukhteneva@ mail. ru

Практическое занятие №3

«История развития политической мысли. Политическая мысль Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, 19 и 20 веков»

Учебная цель: формировать умение формулировать и обосновывать свою точку зрения,

грамотно и последовательно излагать свои мысли.аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.

 

 

Задачи практического занятия:

 

1.Повторить теоретический материал по теме практического занятия.

2.Ответить  письменно на вопросы.

3. Отправить работы на почту преподавателя.

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

 Гаджиев К.С. Введение в политологию/К.С. Гаджиев, Г.В.Каменская, А.Н. Родионов.-М.:Просвещение, 2009.-256 с.

Кравченко А.И. Основы социологии и политологии/А.И. Кравченко - М.:Фонд «Мир»,2009.352 с .

Лавриненко В.И. Политология/В.И. Лавриненко - М.:Юнити,2009.-544с.

Никулина Н.Н.Основы политологии. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов/  Тюхтенева Н.Е., Н.Н. Никулина-Самара.:ФГОУ СПО «ПГК», 2011.-133с.

http://userdocs.ru/istoriya/21021/index.html?page=3

 http://politologa.net/index/istorija/0-50

3.Рабочая тетрадь по основам социологии и политологии.

4.Ручка.

5.Тексты источников.

6.Записи докладов, выводов и аргументов в тетради.

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

По теме практического занятия

 

Тема: «История политической мысли».

Период Античности – это период философского подхода к проблемам государства и права. Политика рассматривается в единстве с этикой.

Античный философ Сократ писал, что мир политики - дело рук человеческих. Законы устанавливаются людьми, которые их часто меняют. Поэтому политика и государство противоречивы и несовершенны. Добиться чего-то в политике можно искусством красноречия, политическим научением.

Сократ также говорил, что человек свободен, но его свобода должна быть нравственной и достойной человека. Сократ ставит закон выше и властвующих, и подчинённых. В основе подчинения гражданина государству лежит сознательное и свободное признание авторитета закона.

Политический идеал Сократа – аристократия, т.е. правление мудрых и знающих.

Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в котором занимает представление об идеальном государстве.

По мнению Платона, государство возникло из потребностей людей, прежде всего, из потребности преодоления хаоса и установления социальной справедливости между людьми. Платон создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Это сообщество граждан, делится на три сословия, которые должны выполнять определенные функции:

· Мудрецы – философы («люди золота»), управляющие делами государства.

· Воины («люди серебра»), защищающие государство от внутренних и    внешних врагов.

· Земледельцы и ремесленники («люди меди»), производящие различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства.

  Платон указывает на основные добродетели государства: мудрость,мужественность, рассудительность и справедливость.

По мнению Платона, ближе всего к идеальному государству аристократическая монархия. В реальной же жизни возникают разнообразные отклонения от идеального государства, которые Платон называет неправильными  или извращенными:тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Именно в такой последовательности они сменяют друг друга. Основной смысл учения Платона о государстве заключается в том, чтобы внушить людям понимание необходимости создать такое государство, которое соответствовало бы его модели идеального государства. Это отвечало бы интересам большинства людей. Платон считал, что сила государства заключается в силе его законов.

Аристотель продолжил исследование проблемы государства в работах «Афинская полития», «Политика» и др. Отличие подхода Аристотеля заключается не в построении новых идеальных концепций государственного устройства, а в попытке анализа его существующих форм. В своей работе «Политика» он писал, что сущность государства заключается в политическом общении между людьми. Человек по своей природе есть существо общающееся, живущее в обществе и потому, по мнению Аристотеля, он выступает как существо политическое. Аристотель обращал внимание также на то, что власть одних людей над другими во многом определяется отношением собственности.

Аристотель различает правильные формы государства и неправильные.

    По Аристотелю, в интересах общества следует всячески избегать неправильных форм государства и устанавливать правильные. Аристотель доказывал, что ни одна из форм государства не должна ограничивать возможности развития и деятельности личности.   Политический идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила. Наиболее ценным является среднее сословие. 

Марк Туллий Цицерон свои политические взгляды изложил в работах «Республика», «О законах», «Огосударстве» и др. Как Платон и Аристотель Цицерон исходил из того, что государство создаётся для блага людей и возникает из потребностей людей жить вместе. Цицерон считал, что основное назначение государства заключается в гармонизации отношений между отдельными людьми и различными слоями общества.

Цицерон не отдает свое предпочтение ни одной известных ему форм государства, в том числе монархии, аристократии и демократии. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Духовным основанием осуществления государственной власти является религия. Законы в обществе должны быть справедливыми.  

 В Средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание. Августин, прозванный Блаженным, в своей работе «О граде Божием» ставит такие вопросы, как в чем смысл истории, к какой цели и каким путём развивается история и др.

   Государство выступает в работе Августина в виде «Града земного», желающего жить «по плоти», противостоящего «Граду божьему» желающему жить «по духу». В граде земном любовь к самому себе, доходящая до забвения Бога, а в граде божием любовь к Богу, доходящая до забвения себя. В граде земном постоянно проявляется желание господствовать, властолюбие, свойственное и правителям и подчиненным. В граде же божием правитель и подчиненные служат друг другу по любви. По мнению Августина, человек рождается свободным. Высшим проявлением свободы является стремление к Богу. Носитель добра и зла, град божий и град земной переплетаются между собой так, что члены града Божия «благочестивые люди» живут среди членов града земного (нечестивых людей), и наоборот.

   Церковная власть, идущая от Бога, выше светской, государственной.

  Политические взгляды Фомы Аквинского излагаются главным образом в его работе «О правлении властителей». Он заявляет, что государство берет свое начало от Бога. Фома Аквинский большое внимание уделяет проблеме государства. Он делит формы правления на справедливые и несправедливые. Аквинский пытается осмыслить роль и значение, таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. Но наилучшей формой власти он считал государство, в котором сочетаются элементы монархии, аристократии и демократии. Церковная власть выше светской, церковь выше государства. Вмешательство церкви в политические дела государства, даже ее участие в свержении монарха, может быть вполне оправданным.

Фома Аквинский выступает против идеи социального равенства. Неравенство людей в обществе вполне естественно, ибо люди по своим природным способностям различны.

Политическая мысль Возрождения, Нового времени, 19 и 20 веков»

 

1.Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли.

В работах «Государь», «История Флоренции» и др. он разработал теорию государства, возникшего не по воле Бога, а из потребностей людей защитить свою жизнь и имущество друг от друга, так как «люди по природе честолюбивы и подозрительны и никогда не довольствуются своей долей, ненавидят друг друга из страха или зависти». Такие негативные качества людей не даны от природы, а появляются в процессе жизни и деятельности в обществе и эти качества постоянно порождают вражду между людьми. Для того чтобы обуздать эти негативные качества людей, необходимо государство. Ради этого государство может применить насилие в отношении отдельных личностей или групп людей. Макиавелли выделяет три основные формы правления: монархия, аристократияи народное правление. Большое значение Макиавелли предавал республиканской форме государственного устройства. Макиавелли считает, что благоразумный правитель должен руководствоваться двумя основными правилами:

1. Все силы и средства правитель должен направить на создание единого и мощного государства.

2. Для достижения этих целей все средства хороши. Ради укрепления государства Макиавелли считает возможным применить любые способы и призывает действовать по принципу: «Цель оправдывает средства». Политика оказывается как бы вне морали. Со временем лживость, лицемерие и вероломность в политике стали называть макиавеллизмом.

   Правитель должен сочетать в себе черты льва и лисы. Благополучие общества Макиавелли связывал с твердой властью. Более того, его власть может быть диктаторской и при этом полезной для народа. Основной вопрос политики он считал вопрос о власти.

 Западноевропейские мыслители 17в. отразили в своих трудах процессы распада феодальных и зарождения капиталистических общественных отношений. Широкое распространение получили теории естественного права иобщественного договора.

  Начало разработки этих теорий в 16-17вв положил голландский ученый Гуго Гроций. Впоследствии в 17-18вв. его идеи были развиты Т.Гоббсом, Дж. Локком и другими европейскими мыслителями.

Гоббсисходил из того, что в своем естественном состоянии общество выступает как совокупность свободных и равных между собой по их физическим и умственным способностям людей. Равенство способностей и свобода каждого определяют равенство прав всех людей. Однако отношения между ними складываются очень своеобразно. В общении друг с другом они ищут лишь выгоду и почет и вступают в жестокую борьбу между собой. При этом не существует власти, которая могла бы под страхом наказания принуждать к соблюдению естественных законов. «Война всех против всего» порождала много опасностей для людей, т.к. каждый человек мог свободно использовать свою силу и свои права против других. И Гоббс делает вывод: для преодоления взаимной вражды людей, обретения мира и спокойствия необходимо, чтобы каждый член общества перенес свою личную власть и силу на какое-нибудь одно лицо и должен подчиняться ему. Так, из договора людей с правителем, появляется государство.

Люди передают ему свои права. Несут перед ним определенные обязанности.      Гоббсом признавались три формы государства: монархия, аристократия, демократия.

  Государственная власть должна быть абсолютной и безусловной, ей обязаны полностью и беспрекословно подчиняться все граждане страны. Эти задачи лучше всего может решать абсолютная монархия.

  Гоббс указывал на причины упадка и разрушения государств: «дурное устройство» государства, проявляющееся в деятельности «дурных» бесполезных учреждений; ограничения верховной власти; безденежье; казнокрадство; многолюдные города, которыми сложно управлять; деятельность неверных властям популярных людей и др. Основной же причиной разрушения государства Гоббс считал мятеж.

        Основой либерализма явились теории естественного права и общественного договора, которых придерживался и Гоббс. Однако толкование этих теорий у Локка было другим. Прежде всего, Локк иначе толковал естественное состояние общества. Он не считал, как Гоббс, что в данном состоянии все люди злонамеренны и коварны. В основе отношений людей лежит сотрудничество и признание каждым человеком естественного права других людей. Все люди равны и независимы. По мнению Локка, права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради защиты этих прав люди объединились в гражданское «общество», которое и есть государство. Локк против абсолютного государства, созданного на основе общественного договора, над своими подданными.

Государство создается гражданами для защиты их естественных прав и свобод. Граждане же обязуются нести ответственность перед государством. Локк высказывает идею верховенства закона, которая впоследствии была сформулирована как идея правового государства.

Локк выделяет такие формы государства как демократия, олигархия и монархия. Он выступал против абсолютной монархии, говорил о преимуществе конституционной монархии. Придавал большее значение принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которая должна заниматься внешними связями государства и обеспечением его безопасности.Политические идеи французских просветителей основываются на теориях естественного права и общественного договора 18в.

Шарль Луи Монтескье выступал за свободу не только для класса предпринимателей, но и для всего народа.В своем труде «О духе законов» он пытался раскрыть сущность законов развития общества, их зависимость от природных и социальных условий. Он считал, что географическая среда и климат в большой степени влияют на политическую жизнь страны, государственный строй и характер законодательства. На политическую жизнь оказывают также влияние социальный состав населения, образ жизни и культура того или иного народа, его нравственные и религиозные традиции и т.д. Монтескье высоко оценивал принципы демократии, в которой власть принадлежит всему народу. В его работах выражена идея верховенства закона. Политика не может быть вне морали. Он выступал за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3С точки зрения Маркса, в основе политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие. Марксизм причину и движущую силу всех исторических событий видит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и разделении общества на различные классы.

В теории Маркса политическая свобода личности – это свобода от социального угнетения, возможность ее активного участия в политической жизни общества, свободно выражать свои политические взгляды и волю. Главную роль в завоевании социальной свободы марксисты отводили рабочему классу. Главный вопрос политики есть вопрос о власти, прежде всего государственной. Государство возникло в результате возникновения частной собственности и классов.

Государство характеризуется Марксом как орган господства одних классов над другими. Марксизм выделял такие основополагающие признаки государства как публичная власть и территория, на которой эта власть распространяется. В политике требуется разбираться в том, кому выгодна та или иная политическая ситуация, чьим интересам она отвечает. Маркс обращал внимание на то, что не редко за фразами политиков скрываются их подлинные интересы: говорят одно, а думают и действуют совсем иначе. Поэтому о том или ином политике следует судить по его делам. Многие его положения были превращены в догму и в таком виде применялись на практике в социалистических странах.

В это время возникает новое направление – бихевиоризм, изучающее поведение человека в различных политических ситуациях. Бихевиоризм развивается по таким направлениям как поведение избирателей и общественное мнение, политическое лидерство, политическаякультура и т.д.

 

Выполните задания:

БЛОК 1.

1.1. В переводе с греческого «аристократия» означает:

A. Власть большинства

B. Власть лучших

C. Власть богатых

D. Власть толпы

1.2.Автором произведения «Полития» является:

A. Аристотель

B. Платон

C. Макиавелли

D.Сократ

1.3. В неправильных формах правления правители, по мнению Аристотеля, исходят из…

A. Личной выгоды

B. Общей пользы

C. Польза для определенного сословия

D. Пользы государства

1.4. Политические цели стоят выше моральных норм. Так считал:

A. Платон

B. Аквинский

C. Гоббс

D. Макиавелли

1.5. Идею разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную выдвинул:

A. Руссо    

B. Вольтер

C. Монтескье

D. Дидро

1.6. Ученый- философ, один из первых разработавших концепцию идеального государства…

A. Платон

B. Аристотель

C. Макиавелли

D. Фома Аквинский

1.7 Охлократия-это…

A. Власть богатых

B. Власть толпы

C. Власть военных

D. Власть старых

1.8. В правильных формах государствах по теории Аристотеля правители исходят из:

A. Личной выгоды

B. Общей пользы

C. Выгоды для определенного сословия

D. Нет верного ответа

1.9. Духовная власть в обществе должна быть выше светской так считал…

A. Аристотель

B. Макиавелли

C. Аквинский

D. Гоббс


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!