Антропоцентризм и проблема личности



В эпохуВозрождения, возрослаценностьотдельногочеловека. Ни в античности, ни в средниевека не было такого жгучегоинтереса к человеческомусуществу во всеммногообразии его проявлений. Вышевсего в этуэпохуставитсясвоеобразие и уникальностькаждогоиндивида.

Можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. В личности, главное  способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности.

 

Гелиоцентризм

Согласноучению Коперника, Землявращаетсявокругсвоей оси, чемобъясняетсясмена дня и ночи, а такжедвижениезвездного неба. Земля вращаетсявокругСолнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушаетважнейший принцип аристотелевскойфизики и космологии, отвергаявместе с ним и представление о конечностикосмоса. Как и НиколайКузанский, Коперник считает, чтоВселеннаянеизмерима и безгранична; он называетее "подобнойбесконечности", одновременнопоказывая, чторазмерыЗемли по сравнению с размерамиВселеннойисчезающемалы.

Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму.Отождествляет космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границумеждуТворцом и творением, он разрушает и традиционнуюпротивоположностьформы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с однойстороны, и материикак начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не толькопередаетсамойприроде то, что в средниевекаприписывалось Богу, а именноактивный, творческийимпульс.  Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах".

Неудивительно, чтоучение Бруно былоосужденоцерковьюкакеретическое. Инквизициятребовала, чтобыитальянскийфилософотрекся от своегоучения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и былсожжен на костре.

 

Вывод

Системный характер философских построений в результате перехода от сакрального (святого) неоплатонизма к антропоцентрическому фактически нарушается: формально остается в силе центральное положение Бога, но вместе с тем действительным адресатом философского интереса становится человек. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение.

Основной принцип возрожденческой философии — это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.

 

 

Использованные источники

 

1. http://eurasialand.ru

2. https://works.doklad.ru

3. https://www.yaklass.ru

4. https://studwood.ru

5. http://5fan.ru

6. https://studopedia.ru

7. https://lektsia.com

8. https://terme.ru


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!