Часть всеобщей смуты в России



 

«Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты в Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670 – 1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер, когда с ним слилось им же возбужденное движение простонародья против высших классов; в 1668 - 1676 гг. возмущение Соловецкого монастыря против новоисправленных церковных книг. В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением...»[3]

 

 

Заключение

 

 К середине XVII столетия хозяйство Соловецкого монастыря достигло расцвета, растет его политическое и нравственное влияние не только на Севере, но и во всем государстве. В благодарность за новые земельные пожалования и льготы монастырь ссужает государство значительными денежными средствами. И тем неожиданней и сильней поразила русское общество разгоревшаяся на Соловках церковная «смута», вылившаяся в знаменитое «Соловецкое сидение» или, иначе, «Соловецкое восстание» – восьмилетнюю оборону (1668-1676 гг.) монастыря от царских войск.

Упорство в вере и мученичество, с каким «соловецкие сидельцы» приняли смерть, создали вокруг них ореол славы. Многочисленные списки «Истории об отцах и страдальцах соловецких», написанной со слов очевидцев писателем-старообрядцем Семеном Денисовым, расходились по всей России и пользовались большой популярностью среди народа.

В данной работе нами рассмотрены сущность церковного раскола и подробно изучена история Соловецкого восстаниядаже сейчас, в век компьютерных технологий, русские верующие люди делятся на староверцев, поддерживающих старую дореформенную веру, и нововерцев, принявших новую веру патриарха Никона. Староверцы придерживаются также и церковных обычаев, существовавших до конца XVII века. И хотя староверцев сейчас редко встретишь, они все-таки есть и до сих пор считают старую веру единственно верной и правильной. И кто знает, сколько еще лет или веков будут существовать староверцы. Быть может они исчезнуть, а может, будут существовать, и придерживаться старой веры еще несколько веков.

Список использованной литературы

 

1.Архангельский Север в документах истории (с древнейших времен до 1917 г.): хрестоматия / под общ. ред. А.А. Куратова. – Архангельск, 2004. – 439 с.

2.Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

3.История России с древности до наших дней. / Под редакцией М. Н. Зуева. –М.: Высшая школа, 1998. – 543с.

4.История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. (Репринтное издание). – 2-е изд., дополн. / Коммент. Г.М. Зеленской. Послесл. А.В. Лаушкина и В.П. Столярова: Несколько слов об истории этой книги и о соловецкой истории XX в. – М.: Товарищество северного мореходства, 2004. – 342 с.,

5.Каргалов В. В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю. С. Савельев, В. А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500с.

6.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. / С. Ф. Платонов. - М.: Высшая школа, 1993. – 210с.

7.Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А. С. Орлова, А. Ю. Полунова и Ю. А. Щетинова. – М.: Простор, 1994. – 389с.

8.Сахаров А. Н. «История России с древнейших времен до конца 17 века» / А. Н. Сахаров, В.И. Буганов, М.: Просвещение, 1995. – 378с.

9.Скрынников Р. Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII веках. / Р. Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430с.

10.Соловки: монастырь на островах. – М.: Изд-во «Эксмо», Изд-во Алгоритм, 2004. – 448 с.,

11.Соколова В. И. Наше наследие: Храмы, монастыри и иконопись России / В.И.

12.Сыров С. Н. Страницы истории. / С. Н. Сыров. - М.: Русский язык, 1986. – 280с.

13.Учебник История России: Конец XVI – XVIII век: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Посвещение, 2005. – 240 с.

14.Чистякова Е. В. «Степан Разин и его соратники» / Е. В.Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, - 380с.

15.Чумичева. О «Соловецкое восстание 1667-1676 гг.» Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательский центр ОИГГМ, 1998. 196 с.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!