Лингвистический анализ текста
Урок развития речи
Сжатое изложение с элементами сочинения- рассуждения
( По книге Е. Осетрова и картинам владимирских художников с изображением церкви Покрова на Нерли)
Цели и задачи урока
Формирование умения сжато пересказывать текст-описание памятника культуры и самостоятельно рассуждать по поводу изложенного и увиденного на картине
Воспитательные задачи.
1.Приобщить учащихся к истории родного края, воспитывать патриотизм и духовно-нравственные начала, развивать у школьников чувство прекрасного посредством искусства слова, живописи, музыки, архитектуры.
2. Обратить внимание на особенности речи Осетрова: эмоциональность, задушевность, окрашенность глубокой сыновней любовью к Родине, её прошлому, тревогой за настоящее и будущее.
Образовательные задачи.
1. Продолжить работу по анализу текста.
2. Углубить знания по составлению плана изложения, определению темы, идеи, микротем текста.
3. Расширить знания учащихся о выразительных средствах языка.
Развивающие задачи.
1. Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.
2. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке и во внеурочное время. 3. Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
|
|
На нашей земле есть множество мест, посетив которые, человек испытывает величайшее духовное наслаждение от соприкосновения с красотой.
У нас с вами , ребята, есть счастливая возможность побывать в одном из таких мест: у церкви Покрова на Нерли. Человек, повидавший Покров на Нерли хоть раз, уже никогда его не забудет.
Архитекторы всего мира называют церковь ПокрованаНерли «самым красивым храмом России» .
Презентация учащихся
Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем. « Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут»,- сказал о храме наш замечательный земляк , писатель Сергей Никитин .
|
|
Не случайно художники разных времён не смогли обойти своим вниманием это белокаменное чудо нашей Владимирской земли. Многие художники воспевали и продолжают воспевать жемчужину древнерусской архитектуры на своих полотнах , среди них С. В. Герасимов, С. А. Баулин, Г. Г. Нисский . Б. Ф. Французов и многие менее известные живописцы. И не случайно, что к этой теме чаще всего обращаются владимирские пейзажисты.(презентация картин художников с музыкальным сопровождением)
- Посмотрите внимательно на картины. Что влечет людей к церкви Покрова на Нерли? (- Красота , величие. Храм находится в очень живописном месте. Поражает его сказочное отражение в воде. Он как бы сливается с природой
- Созерцание храма никого не оставляет равнодушным: умиротворение, восхищение мастерством зодчих переполняет душу любого человека. Это действительно редчайший пример гармоничного слияния скромной красоты природы с гениальным творением человека. Художникам удалось передать это. На неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа, окружающего его, обращает внимание читателей и Евгений Осетров в книге «Живая Древняя Русь». (Тексты у учащихся на каждом столе) .
|
|
- Послушайте, как описывал Храм Покрова на Нерли Е.И. Осетров в книге «Живая Древняя Русь»
- Чтение текста учителем.
2.Словарно-стилистическая работа
1. Дать толкование следующих архитектурных терминов: пилястры (четырехгранные полуколонны, одной гранью вделаны в стену), закомары (полукруглые своды, которыми заканчивается каждая из частей фасада), аркатурный пояс (цепь маленьких арок на колоннах, примыкающих к стене), портал (резной вход в церковь), барабан (часть здания, поддерживающая купол), фриз (верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком).
2. Дать толкование слов и словосочетаний, которые используются в тексте: безбрежные волны времени, мироздание, благородные пропорции, духмяные травы, лазоревые цветы, всплески светотени, нетленная фата, солнечные подпалины, опахала, крадется осень, силуэт храма, припорошенные деревья.
· Безбрежные волны времени (метафора) – бесконечность, вечность.
· Мироздание – вселенная, космическое пространство.
· Благородные пропорции – исключительное по своему изяществу соотношение частей между собой (тонкое и строгое).
|
|
· Духмяные травы (авторский неологизм) – пахучие, благоуханные, ароматные, душистые, имеющие приятный сильный запах. Дух (разг.) – то же, что запах. Состав слова (дух-мя-ные) позволяет предположить, что вторая часть его – это усеченное слово мята (душистое растение). Таким образом, духмяные травы – это травы с ароматом мяты.
· Лазоревые цветы. В народной словесности лазоревый – лазурный, цвета лазури, светло-синий. Использование устарелого слова высокого стиля подчеркивает вечную красоту древнего сооружения.
· Всплески (перен.) – колебание; светотень – распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике. К словосочетанию всплески светотени можно подобрать синоним блик (отблеск света на темном фоне).
· Нетленная (устар.) – не подверженная тлению, разрушению, вечная.
· Фата – закрывающее голову и верхнюю часть тела легкое женское покрывало из кисеи, кружев, шелка.
· Подпалины – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Здесь в переносном значении: рыжеватые пятна на зеленой траве, образовавшиеся под воздействием солнца.
· Опахала – приспособление, которым обмахиваются во время жары, чтобы было прохладнее. Сравнение вершин деревьев с опахалами позволяет автору создать не только сказочную картину, но и вызвать ощущение прохлады на подводной глубине.
· Крадется осень (олицетворение) – приходит тихо, незаметно, тайно. Подчеркивается сказочность изображаемого.
· Силуэт – очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане.
· Припорошенные деревья – слегка присыпанные слоем только что выпавшего снега.
3. Выписать из текста синонимы (в том числе контекстуальные) к слову храм.
· (Белокаменная церковь; недвижимый белый камень; древние стены; Покров на Нерли; строение).
Лингвистический анализ текста
Ø Сформулируйте тему текста. (В тексте повествуется о храме Покрова на Нерли).
Ø Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Композиционно текст распадается на три части: вводную – 1 абзац; основную – 2-11 абзацы; заключительную – 12 абзац.)
Ø Рассмотрим основную часть, определим в ней микротемы. Каков смысл второго абзаца? (В этом абзаце заключается основная мысль: благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж.)
Ø Верно. В тексте утверждается мысль: сила художественного обаяния храма, его неповторимость – в гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением человека. Как будто природа вдохнула в камень тепло, жизнь. Обратимся к картинам. Какие из них созвучны мысли автора? (На всех картинах показано неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа.Однако художники посчитали важным подчеркнуть и красоту архитектурных деталей памятника: стройный, вытянутый вверх барабан, пилястры, закомары, аркатурный пояс.)
Ø Каков смысл третьего абзаца? (В этом абзаце конкретизируется основная мысль: храм настолько сливается с природой, что «таинственным образом перекликается с временами года».)
Ø Да, это так. Храм так созвучен настроению окружающего пейзажа, будто родился вместе с ним, а не создан руками человека. Поэтому он прекрасен в любую погоду, в любое время суток, в любое время года.
О чем четвертый абзац? Какая картина созвучна с ним? (В этом абзаце дается описание храма на рассвете. Первое предложение абзаца
Ø полностью отражает содержание картины В.И. Шамаева. Но описание прерывается мыслью о вечности Покрова на Нерли.)
Ø Каковы языковые и художественные средства подчеркивают мысль о вечности храма? (Однородные дополнения, которые расположены в порядке увеличения временного отрезка: «дни и ночи, месяцы и годы, столетия…». Этот прием называется градацией. Метафора «река жизни» подчеркивает бесконечность сменяемость временных отрезков. Повтор сказуемого также подчеркивает бесконечность существования: «храм плывет и плывет»)
Ø Как вы думаете, можно в картине выразить эту мысль? Каким образом? Кому из художников удалось это сделать? (Это удалось сделать художникам Б.Ф. Французову, В.И. Шамаеву.)
Ø Видимо, это действительно так. Чтобы выразить мысль о вечности храма, о том, что камень, вода, деревья – вне времени, необходимо принадлежать только определенному периоду времени…
Мысль о вечности храма порождает следующую: автор вспоминает историю храма. Для чего? Почему это важно писателю? (Может быть, для того, чтобы мы задумались над тайной притягательности храма, которая кроется в его истории?Чтобы мы задумались над тем, какая это святыня для нашего отечества и прониклись ответственностью за его сохранность.)
Ø Да, это так. Рассказывая историю храма, автор убеждает нас в том, что Покрова на Нерли – лирическая поэма в камне, повествующая о силе любви князя, Андрея Боголюбского, к своей родине и отца, Андрея, к своему сыну. Это поэма обращена к внутреннему миру человека, его задушевным чувствам. Она пробуждает в нас любовь к Родине и ее истории, призывает беречь память о прошлом и передать свои чувства будущим детям и внукам. В этом заключается сквозная мысль текста.
Продолжим анализ микрочастей текста. Каков смысл 5 – 8 абзацев? (5,6 абзацы – повествование о смысле названия храма. 7,8 абзацы – описание храма летом.)
Ø Как вы понимаете содержание девятого абзаца? (В этой части дается описание храма осенью. Наиболее близка тематически этому абзацу картина В.И. Шамаева. В пору, когда увядает природа, часто приходят грустные мысли о том, что все имеет конец. Только храм как символ неувядающей красоты («звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой») вечен.
Ø Да, осенью приходят мысли о бренности бытия. Но есть вечные ценности, которые олицетворяет храм: красота, память и любовью.
Ø Прокомментируйте 10 и 11 абзацы. Не забывайте обращаться к картинам. (10 абзац – храм во время дождя. Подчеркивается его сказочная красота. 11 абзац – храм зимой. Он словно растворяется в бескрайнем снежном море. Это удалось показать художнику-офортисту Борису Французову.
Ø 12 абзац – заключительный. В нем автор продолжает повествование об истории храма, еще раз тем самым подчеркивая, насколько для него это важно).
Ø Последний абзац воспринимается как своеобразный вывод. Жизнь человека прекрасна и хрупка, как веточка вишенки в цвету. Андрей Боголюбский построил храм в память о сыне и в умиротворение своей печали, как оберег (покров), прогоняющий зло, защищающий от врагов, и как утверждение силы и могущества нового центра Русской земли («возвратившись из победоносного похода против волжских булгар»).
Ø Теперь, надеюсь, не составит труда объяснить смысл вводной части. (В этой части утверждается мысль о вечности памятника: он уносится «вдаль по безбрежным волнам времени», уплывает «в бесконечность мироздания». Эта мысль является сквозной, о чем свидетельствует анализ микрочастей текста. Теперь мы понимаем, почему к храму так тянет людей. Храм – это островок надежды («парус», «звезда») на спасение, потому что он – символ красоты, гармонии, любви и памяти. Это самые главные и вечные ценности на нашей хрупкой планете. Поэтому мы должны бережно относиться к подобным памятникам культуры.)
Ø Итак, мы с вами назвали ключевые слова текста, определяющие его сквозную идею. Я бы их расположила вот так:
храм ↔вера, надежда, любовь, память, красота ↔ вечность.
Храм олицетворяет те вечные ценности, которые «спасают мир» от зла, гибели. Мы должны чувствовать ответственность за них.
Ø Укажите, какие типы речи присутствуют в тексте, какой из них является основным. (Это своеобразное рассуждение с элементами описания (состояния среды, предмета) и повествования.В вводной части утверждается мысль о вечности храма. Эта мысль является сквозной идеей текста. В основной части сначала тезис в форме общего утверждения (2 абзац), затем конкретизирующий тезис (3абзац),а далее с помощью введения элементов описания и повествования (мы их уже отметили) приводятся доказательства.)
В заключительной части содержится своеобразный вывод. Храм вечен, потому что олицетворяет любовь к сыну и Родине.
4.Составление примерного плана текста
1.Вводная часть. Вечность храма Покрова на Нерли (сквозная идея текста).
2.Основная часть. Неразрывное и прекрасное целое (тезис). Доказательства:
- Гармоничное слияние храма и окружающей природы.
- Созвучие белого камня временами года.
- Лебедь-храм на рассвете.
- История храма. Смысл названия.
- Покров на Нерли летом.
- Храм осенью:
а) мысль о бренности бытия и вечности ценностей, которые храм олицетворяет;
б) Покров на Нерли во время дождя.
7. Храм зимой.
3. Заключительная часть. Символ любви и памяти (вывод).
Работа по определению стиля.
Ø В каком стиле написан текст? (По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике, так как в нем сочетается информативный тип речи с изобразительным.Цель автора – не только выразить восхищение архитектурным памятником (для этого он обрисовывает храм в разные времена года), но и заставить задуматься над вечными ценностями и своей жизненной позицией.)
Ø Эти целевые установки определяют особенности публицистического текста. Какие? (Обобщенность и в то же время эмоциональность.)
Ø Рассмотрим, как обобщенность и эмоциональность проявляются в отборе содержания и языковых средств. Обобщенность проявляется в том, что речь идет о вечных, постоянно повторяющихся явлениях. Какие языковые средства, лексические и синтаксические, при этом используются? Приведите примеры. (Слова и словосочетания с отвлеченным значением: волны времени, бесконечность мироздания, столетия, поколения, века, зло и др.; глаголы, которые обозначают обобщающие действия: сравнивают, уподобляют; глагольные формы настоящего времени со значением постоянного, «вневременного» действия: вписываются, растут, звучат, возвышаются и др.; безличные предложения: Трудно сказать, когда Покрова на Нерли лучше всего любоваться; обобщенно-личные предложения: Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют…)
Ø Все эти языковые средства придают тексту обобщенный характер. Что обеспечивает его эмоциональность? (Оценочная лексика: удивительным и таинственным образом, любуясь, очень хорош; обратный, экспрессивный порядок слов: сменяются поколения; очень хорош Покров на Нерли летом; окончилось жаркое лето…; столетиями перед храмом умирали цветы и травы… и др.; ряды однородных членов:Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным и фантастическим; использование художественных средств выразительности: эпитетов (белопенный храм, духмяные травы и др.); метафор (умирали цветы и травы, крадется осень и др.); сравнений (как ковер, как сказочное видение, словно опахалами, как белоснежный лебедь.)
Ø Почему автор сравнивает храм с лебедем? Какая из картин в большей степени соответствует этому сравнению? (Я думаю, что это сравнение построено на внешнем сходстве. На всех картинах это очень хорошо видно. На картине Егорова это выражено в большей степени.)
Ø Какие эпитеты можно отнести и к птице-лебедю, и к храмам, изображенным на картинах? (Белоснежный, благородный, чудный, дивный, величавый, изумительный, изящный, волшебно красивый и т. д.)
Ø Составьте небольшое описание храма по одной из картин, используя сравнение с лебедем. (Мне очень нравится картина Шамаева, на которой церковь отражается в воде «как сказочное видение». Когда я смотрю на эту картину, то представляю прекрасного лебедя: горделивая голова на длинной изящной шее, благородная осанка. Плывет медленно, величаво и словно любуется своим отражением в воде. Пленительное, завораживающее зрелище.)
Ø Итак, мы доказали, что тексту присущи обобщенность и эмоциональность, что характерно для публицистического высказывания.
Закончилась наша заочная экскурсия к храму Покрова на Нерли. Она стала возможной благодаря произведениям живописи. Именно они позволили нам услышать те мысли, которые заложены в отрывке из очерка Евгения Осетрова, и познакомиться с выдающимся памятником архитектуры Древней Руси.
6.Задание на дом. Написать сжатое изложение текста с элементами сочинения-рассуждения по отрывку из книги Евгения Осетрова «Живая Древняя Русь» и рассмотренным картинам.
Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!