Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 41»

с. Колмогорово Яшкинский район

Васильченко Е.В.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Методические рекомендации

Колмогорово – 2013г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….………...3

Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.

1.1 Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения………………………………………..……………………………4

1.2. Костюм в русском народном танце…………………………………….…………12

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

2.1.Самобытность хореографического текста………………………………………....15

2.2 Формы и содержание регионального номера……………………………..……….19

Заключение………………………..………………………………….…………….. 24

Приложение……………………………………..…………………………………...27

Список литературы …………………………………………………………………..…

 

 

Введение

Русский народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Чтобы полностью и подробно описать русский народный танец во всех областях России потребовалось бы очень много времени. В своей методической рекомендации мне хотелось бы рассмотреть региональные особенности на примере Архангельской, Воронежской, Иркутской областей и Кубанского края, т.к все эти области и края находятся в совершенно разных широтах нашей огромной страны. На этих примерах можно более широко и четко просмотреть отличия и манеру хореографического исполнения, основные отличия в костюме между областями. Своеобразные мелодии, попевки, манера поведения, говор, красочные костюмы и жизненный уклад, присущие той или иной области или местности, оказывали несомненное влияние на возникновение местных традиций, особенностей, рождали свою манеру исполнения, свои самобытные неповторимые танцы. Проблема состоит в том, что не разработана единая методика преподавания областных особенностей русского народного танца, нет программ по изучению дисциплины, нет целостного исследования механизмов хореографического творчества. Отсутствуют средства продуктивного - художественного моделирования.

Цель моей методической разработки: определить областные и региональные особенности исполнения русского танцевального творчества народа России.

Задача: изучение и сохранение движенческой культуры русского народного танца, фольклора, традиций, быта, обычаев и обрядов.

Методическая рекомендация рассчитана для самостоятельного ознакомления и изучения учащихся школы искусств, поможет более подробно ознакомиться с русской танцевальной культурой, фольклором, бытом, а так же способствует общеэстетическому развитию учащихся.

Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.

1.1. Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения.

В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них - это русские. Каждый край, регион, область имеет свою культуру. Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Таких регионов - одиннадцать.

СЕВЕРО - ЗАПАДНЫЙ регион, куда входят Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская, Ленинградская, Псковская области, Карельская и Коми республика. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ регион, в который входят Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Владимировская, Рязанская области.

ВОЛГО - ВЯТСКИЙ регион включает в свой состав Нижегородскую, Кировскую области, Марийскую, Мордовскую, Чувашскую республики.

ЦЕНТРАЛЬНО - ЧЕРНОЗЕМНЫЙ регион, включающий в себя Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Тамбовскую области.

ПОВОЛЖЬЕ с Астраханской, Волгоградской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областями, Республиками Башкирия, Татария, Калмыкия.

СЕВЕРО - КАВКАЗКИЙ регион с Краснодарскими и Ставропольскими краями, Ростовской областью, республиками Адыгея, Дагестан, Кабардино - Балкария, Карачаево - Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия.

УРАЛЬСКИЙ регион с Курганской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Пермской областями.

ЗАПАДНО - СИБИРСКИЙ регион, куда входят Алтайский край, Алтайская республика, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области.

ВОСТОЧНО - СИБИРСКИЙ регион, включающий в себя Красноярский край, Хакасскую республику, Таймырский и Эвенкийский автономные округа, Иркутскую и Читинскую области, Бурятскую и Тувинскую республики.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ регион, куда входят Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Якутия.

КАЛИНИГР АДСКАЯ область имеет статус свободной экономической зоны.

Каждый регион и входящие в него области отличается друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которого является народно - художественное творчество. В музыке выразительное средство - сочетание звуков и ритмов, в поэзии -слова, в живописи - сочетание красок, света и тени, пластика же человеческого тела - выразительное средство. Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Как и каждый народ, русский является страстным хранителем своего искусства, своих обычай, обрядов, песен и частушек, игр и танцев.

Танец - душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить.

Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Танцы, связанные с жизнью народа, отображают его мысли и чувства по средствам композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Основными выразительными средствами русского народного танца является лексика и рисунок, а также танец отличается сочетание талантливой импровизацией с народной традицией, богатством хороводов (орнаментальные, игровые), кадрилей (линейные - двухрядные, квадратные - угловые), импровизированных плясок (мужская, женская, парная, парно -массовая), движений и коленец, получивших свои названия от рисунка или построения “воротца», «круговушка», «звездочка», «цепочка»; быт и трудовой процесс дали такие названия «веретено», «косари», «сапожники», движениям - «веревочка», «гармошка», «моталочка» и т.д. Наблюдения за жизнью животных и птиц нашли свое отражение в фигурах и танцах: «Змейка», «Селезень», «Гусачок», «Журавель», «Лебедушка»; и т.д. Среди танцев встречаются и такие, в которых фантазия народа обращается к природе или ее явлениям: «Солнышко», «Репей», «Капуста», «Метелица», «Мак». Художественные приемы танцев навеяны процессом ткачества, вышивки: «основа», «челнок», «петелька», «сновуха», «узелок». Отражение семейно-бытового уклада, связанного с отношениями между мужчиной и женщиной, их имена послужили основой для названия танцев: «Негодяй», «Дрема», «Спиря», «Тимоня», «Норушка - Параня». Свадебный обряд отличается богатством танцев. Здесь встречается «Танец жениха», «Таней невесты», характера их исполнения: «Суматоха», «Шалынья» и т.д.

За многолетнюю историю таких танцев создано множество, сосчитать их невозможно, но зато они образуют широкое поле деятельности для создания на основе изучения и обработки этнографического материала сценического танца.

Русский народный танец - явление синкретическое, он огранически связан с пением и игрой, музыкой и костюмом, лексикой и рисунком.

В общерусском танцевальном фольклоре сложились и получили повсеместное распространение определенныетрадиционные формы танцев: хороводные, кадрильные, плясовые, сюжетно-тематические. Но в каждой зоне, в каждом конкретном регионе они имеют свои разновидности. Так, например, север с его суровой природой. Одеваются северяне тепло, оттого пляски здесь степенные, спокойные. Для северных областей характерно подчеркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих как бы стелющиеся по полу, «прилегающие», без отрыва подошв. Голова поворачивается и наклоняется вместе с корпусом. Медленные хороводы называются «ходечи» или «ходюги».

В регионах среднерусской зоны имели широкое распространение уникальные хороводы «с рассуждением», т.е. применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности.

Пластический стиль Белгородской области сформировался под воздействием характерных для всех южнорусских стилей, условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов; под влиянием других национальных культур. Одним из таких факторов является народный костюм. У женщин этого региона головной убор - «сороку» - носят только с выпрямленной осанкой. На грудь надевается - «грибатка», вышитая бисером на тесьме; на шею мелкие бусы. На поясе особым образом собирается «понева». Надевающая такой костюм женщина должна особым образом держаться, иметь определенный эмоциональный настрой, который в свою очередь, влияет на пластику и манеру исполнения. По манере исполнения русские танцы многообразны. Отношения северян в танце - как в быту, «полуофициальные», девушки на ухаживания парней почти не реагируют, лишь мимолетные взгляды из- под опущенных ресниц выдают их интерес к партнеру.

А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая значения «тонкого городского обхождения». Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. С годами мода прошла, а где-то в глухих местностях осталось. «Прихрамывание» стало традиционным. И до сих пор отдельные ярославцы, костромичи, рязанцы пляшут под «Козули» с прихрамыванием.

Русский танцевальный фольклор богат различными местными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу. Взять хотя ба для примера кадрильные формы танца. Композиции северных ланце и кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например Московские, Тверские имеют различные плясовые приемы. Исполнители в них сохраняя традиционный рисунок, создают свои оригинальные композиции, показывают оригинальное мастерство. Четкие дроби девушек и лихи присядки, «коленца» парней являются украшением. Для таких последних фигурах. Ивановские, Шуйские кадрили пластичны, грациозны. В них проявляются качества, свойственныепотомственным ткачам, имеющие дело с тончайшими нитями, изысканными узорами. В самарских кадрилях наблюдаются элементы соревнования танцующих пар и отдельных исполнителей, например «Похвистневская кадриль».

Старинные уральские и сибирские кадрили славятся элегантностью композиций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.

В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и интересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезенных в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. В праздничные гуляния и игрища вливался поток мудреных кадрилей, виртуозных плясок, лихих переплясов, что говорит о многообразии танцев, привезенных переселенцами. Но богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных условиях, бытовых условиях перетерпела значительные изменения. К примеру, тяжелая валенная обувь, теплая одежда вызвали появления своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.

Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру исполнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на открытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Еще одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды плясок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с наибольшим количеством участников. В более позднее время появились кадрили и польки.

Для всего сибирского региона характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», припадание, мелкие дроби, движения импровизационного характера.

Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеек», «прочес», «стенка на стенку», а так же вращения парами. Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вращения. Все движения в плясках исполняются с чуть присогнутыми коленями. Обычно танец заканчивается притопом правой или левой ноги с обязательным поклоном.

 

1.2. Костюм в русском народном танце.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга и сопровождают человека в течении всей его жизни.

КОСТЮМ - Это не только чисто внешняя форма танца. Он органически связан с содержанием танца, является его «визитной карточкой».

Русская народная одежда, и в особенности женская, многообразна, отличается высоким, художественным вкусом и сохранилась в основных чертах крестьянской среде до начала XX века. Она делится на 2 комплекса: северный - сарафанный и южный - поневный, а каждый комплекс - на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. Этот деление основано на том, что в среде северных великороссов и девушки, и женщины носили сарафан, на юге же сарафан был преимущественно девичей одеждой, а замужние женщины носили поневы. Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, селах. Севернорусский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисее. Покрой женской рубахи одинаков для всех великороссов и шьется из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани - полики, а под мышками, для свободного движения руки, - квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делают из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кройкамипереднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

Сарафаны имели несколько типов. Глухой косоклинный сарафан, косоклинный распашной сарафан со швом спереди, прямой сарафан.

Девичий головной убор отличался от женского тем, что вверх головы оставался открытым. Он повсеместно имел вид тканевой полоски или ленты, повязанной вокруг головы. Волосы заплетались в одну косу, и украшали ее лентами и нарядными косниками. Севернорусскому женскому костюму были свойственны вышитые украшения, колорит которых отличался сдержанностью, сочетанием белого и красного цветов с добавлением синих, зеленых, желтых вкрапин.

Южнорусская женская одежда состояла из длиной холщевой рубахи с косыми или прямыми поликами, подпоясанной тканевым поясом, и паневы из клетчатой шерстяной ткани, обычно изготавливавшейся самими крестьянами. Женщины носили сложный головной убор, который назывался кичка (сорока), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов. Западнорусская женская одежда включает в свой состав особого вида паневу или полосатую юбку (апдарак). По покрою, по преобладающей расцветке (более светлой), характеру орнамента эта одежда сближается с одеждой украинцев и особенно белорусов. В качестве основного головного убора был полотенчатый головной убор. Русский мужской костюм по сравнению с женским более устойчив и однотипен в старых и новых разновидностях, и имеет очень незначительные различия по регионам.

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (порты), головного убора и обуви. Часто дополнялся пиджаками или жилетками. Мужскую рубаху можно разделить на четыре типа: туникообразную; с прямыми поликами; с узкими нашивками на плечах; на кокетке.

Верхней одеждой у россиян были разнообразные свиты, шубы, полушубки, кафтаны (зипуны, балахоны, сермяки), имеющие множество вариантов. Шили ее из грубого домотканого сукна, но с распространением промтоваров - так же и из фабричных тканей, несколько меняя крой и отделку.

На голове носили шапки разных фасонов (треухи, малахаи, кубанки, папахи). В конце XIX века распространились матерчатые картузы с козырьком.

Наиболее распространенной обувью русских мужчин были лапти. Лапти были основной обувью бедняков, а так же служили рабочей обувью. В южнорусских районах их надевали во время праздников.

По технике плетения лапти делятся на косого, прямого и смешанного плетения.

Праздничной обувью крестьян были сапоги. У женщин -ботинки и туфли.

 

 

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

2.1. Самобытность хореографического текста.

Одной из главных особенностей русского народного танца является то, что Россия очень большая страна, в которой климатические условия, географическое положение, трудовая деятельность сыграло очень важную роль в народном творчестве, культуре, танцевальном искусстве.

Танцевальное искусство в каждом регионе отличается свойственной только для этого региона манерой исполнения, лексикой, приемами, стилем исполнения, выразительностью положений рук, оригинальным рисунком.

Для определения самобытности хореографического текста предлагаю рассмотреть три области: Архангельскую, Воронежскую, Иркутскую и Кубанский край. Все эти субъекты находятся в разных краях большой страны, где климатические условия и трудовая деятельность сильно отличаются друг от друга. Архангельская область одна из самых северных областей России, с суровой природой, холодным прохладным летом, что заставляет жителей населяющих Архангельскую область, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством, одеваться в теплую одежду. Все это накладывает отпечаток на танцевальное искусство, которое имеет общие черты с танцевальным искусством многих областей России, но отличается манерой исполнения движений, положением рук в танцах, бытующих в данной области.

С давних пор здесь распространенны хороводы. Манера исполнения очень спокойная, степенная. Пляски здесь так же очень спокойные. Характерны лаконичные движения, сдержанность, подкоторой скрывается темперамент. Танцующие переступают с ноги на ногу, не отрывая подошв от пола, как бы скользят, головы иногда слегка наклоняют. Пляску украшают размеренные движения рук. Плавность и строгость движений, медленный поворот головы вместе с корпусом характерны для девичих плясок. При исполнении дробей корпус остается неподвижным.

Пляски юношей отличаются большой подвижностью, свободой и энергичностью. Они много дробят, иногда в свой танец включают небольшие прыжки и подскоки. Реже встречаются присядки и хлопушки.

Заселение Кубанского края в силу исторических событий крестьянами Центральной России, жителями южнорусских народов, северных губерний, черноморскими, донскими и запорожскими казаками, военное воспитание и служба их вблизи от городских племен не могли не повлиять на хозяйственно - бытовой и жизненный уклад, обычаи, обряды, искусство и культуру, появление самобытных военных игр, танцевально искусства, которое отличается от искусства других областей России синтезом разносторонних танцевальных движений, характером и манерой исполнения, композицией и тематикой, вобрав в себя пластические мотивы украинцев, русских, горцев, привносят в них боевой дух и элементы гимнастики.

В танцах Кубанского края внутренняя сдержанность, мужественность, широта, лихость и ловкость мужчин сочетаются с удалью, веселостью, пластичностью и грациозностью женщин, непринужденная манера держаться сочетается с уверенностью. Здесь лихие скачки, рубки на клинках, высокие прыжки и движения на полу мужчин перебиваются замысловатой дробью, степенностью, необычайной легкостью поступи и движениями рук у женщин. Стойкость, смелость и мужество казаков сочетаются с задушевной грустью проводов или ожидание казачкой любимого из похода, в танцах - ее не легкая жизнь, связанная с воспитанием детей, выполнением работы по хозяйству, радостью встречи любимого из долгого похода.

Танцы Кубани имеют свои особенности в положении рук, в танцевальных движениях.

Воронежская область - одна из старейших областей на Руси. Ее территория являлась окраиной Рязанского княжества, но с XI века стало быстро заселяться русскими, в том числе и рязанцами. В XVI - XVII веках началось систематическое заселение края со строительства оборонительной черты на южных границах. На воронежском тучном черноземе, со степями, большими дубовыми лесами, небольшими речушками селились черкесы, выходцы с Украины служивые люди, потомки которых позднее были причислены к однодворцам. У них было много общего, но отличие зависело от того из каких мест они переселились. Каждый, кто осваивал новые земли, нес с собой культуру тех мест от куда переселялся. Переселенцы осваивали охотоводство, звероловство, народные промыслы, заимствовали друг у друга обычаи и обряды, одежду, быт и культуру. Не могли не скрашивать тяжелую жизнь праздниками, которые здесь справлялись, как и на всей Руси, по временам года, но имели свои отличительные черты.Праздники носили массовых характер и участвовали в них мужчины и женщины, парни и девушки, стараясь подражать взрослым, толпились дети.

На манеру танцев, исполняемых в Воронежской области, наряду с переселенцами из различных регионов особое влияние оказывают соседние области.

Здесь для танцев характерно свободное движение рук то вправо, то влево, при этом руки согнуты в локтях на уровне груди. Женщины прищелкивают пальцами, мужчины, исполнив хлопки в ладоши, резко с акцентом раскрывают руки в стороны. В плясках мужчины и женщины весело, в такт музыке подкрикивают «э - эх - эх», «о - оо - ох», коротко - «эх - ой - ой». Иногда пляски сопровождаются игрой на губах: «Люп, люп, люп, ды, ды».

Танцевальная культура Сибири складывалась на основе общерусской народной хореографии, т.к. население Сибири составляют переселенцы из Европейской части России. Сюда ссылались на каторгу, сюда уходили на промыслы и, следовательно, приносили с собой свою культуру, обычаи, обряды, традиции. Под воздействием климатических условий (морозная зима, жаркое лето), изменение быта, уклада жизни создалась своя неповторимая танцевальная культура, которая имеет только ей присущие особенности. Наиболее характерными для Сибири были хороводные пляски. Отличительной чертой хороводов являлась широта и мягкость движения рук, их положения в паре, когда исполнители стоят вполоборота лицом друг к другу с откинутымикорпусами. Танцующие высоко поднимают колени (особенно мужчины), как бы вытаскивают ногу из снега. Особая походка с носка на каблук или, наоборот, с каблука на всю стопу, но более «тяжелая». В исполнении хороводов движений не так много, но они оригинальны и подчеркивают особенность бытовых условий. Прыжки отсутствуют, присядки и положение «воротца» встречаются редко. Развитию широких движений и рисунков, требующих пространство, не способствовала теснота помещений. Зато очень развиты «дроби». Развитию дробных движений ни чего не мешало, и даже появились сольные пляски «дробки», «дробушки». Дроби составляли и основу парных переплясов, которые называются «немушки».

Типичным в Сибирских танцах являются кружение с чужими партнерами и возврат к своим. Закинуты кверху головы, особенно у мужчин. Сопровождаются танцы обычно прекрасными старинными песнями и частушками.

 

2.2.Формы и содержание регионального номера.

Форма и содержание танцевальных номеров не менее разнообразна и увлекательна чем лексическое и манерное исполнение номера.

Так, например, в Архангельской области с давних пор распространены хороводы двух видов. В одних участники становятся в круг и движутся по кругу; к ним относятся такие хороводы, как «мы капустоньку пололи», «Обойду ли я вокруг города», «Что не нов монастырь становится». Назывались такие хороводы «круг», «кружочки», «кружки». Другие хороводы не круговые, разборные на пары, назывались «косой столб», «застенок»; среди таких хороводов «Вниз по морю», «Из-под дуба». Не круговое построение - это ряды, движущиеся в одном направлении или наступающие один на другой, колонна расходящихся пар, описывающих восьмерку, зигзагообразные движения цепи.

Хороводы имели свои фигуры, которые носили областные названия. Так круг называется «шина», «улитка», «змейка», «кривуля». Здесь часто говорят, что хороводы не водят, а ходят. Отсюда и названия «Ходичи», «Ходецы», «Ходючи». Их называли медленными хороводами и торжественными шествиями.

Игровые хороводы, бытующие здесь бывают двух видов: круговые с солистками, разыгрывающими сюжет песни в середине круга, и не круговые, в которых участники разбиваются на пары. Вначале они движутся колонной друг за другом, выписывая восьмерку, затем выпрямляются в одну линию, и каждая парасамостоятельно разыгрывает сюжет песни. Этот вид хороводов характерен и широко распространен на Севере. Еще эти хороводы называют «игрища». К ним относится «Розочка алая», «Черничек», «Просо» и т.д.

Веселые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка». В хороводах участвовала только толстая молодежь, девушки и парни. Замужние женщины и женатые мужчины являлись только зрителями. Характерным для хороводов Архангельской области является то, что они никогда не соединялись с пляской, хотя пляска здесь также была распространена (она могла быть сольной и массовой). К таким пляскам относится «Восьмерка», «Девятка» или «Восьмерка тройками», пляска «Рогульками», «Перепляс Топтуша» и др.

Для кадрилей Архангельской области характерно приглашение юношами девушек на танец. Встречаются кадрили, где на танец приглашает девушка. Кадрили исполняют по фигурам, которые, как и в большинстве кадрилей разных областей России, имели свои названия, специфические для Архангельской области. Например фигура «шеен» здесь называется «шиной», звездочку называют «колесом» и т.д.

Сочетание танцевальных движений и разных национальностей является спецификой кубанских танцев, которые проявляются в плясках «На горе калина», «Ночка», «Молодичка», «Варшавянка», переплясах, одним из которых является «Улица на улицу», в танцах - импровизациях «Гопак», «Казачок», «Барыня», в парно -массовых бытовых танцах «Метелица», «Галоп», «Орлица», в

различных хороводах и плясках, кадрилях, которые насчитывали от двух до пяти - шести фигур и исполнялись с достоинством, уважительным отношением молодых казаков к девушкам. Если юмор, шутка имели место в быту, на праздниках, гуляниях, то в кадрилях - не допускались. Композиционное построение кадрили могло быть линейным и круговым.

Особое место занимают польки, имеющие самобытное название, композиционное построение и музыкальное сопровождение. Среди них полька «Катя», или полька в два бока, полька «Бабочка» и др.

Самым доступным видом танцевального творчества в Воронежской области были хороводы, получившие название по песням, под которые они водились. Были эти хороводы двух видов. Первые - это те, которые исполнялись в медленном темпе -ходовые. К таким можно отнести «Ой, цветочки мои лазоревые», «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Вторые - это те, которые исполнялись в быстром темпе под песни «Сухота», «У ворот гусли вдарили», и назывались они — плясовые.

Рисунки хороводов самые разнообразные - линия переходит в круг, из круга в змейку, змейка - в воротца и т.д.

Наибольшее распространение в Воронежской области получили квадратные хороводы, которые особенно любила молодежь. В этих хороводах все исполнители, стояли линиями по квадрату, видели друг друга, что давало возможность молодым парням и девчатам приглядеться друг к другу, чтобы пригласить потом на пляску, которая начиналась сразу после хоровода. Пляска в Воронежской области исполнялась, как правило, под частушку, которая здесь является одним из ведущих жанров. Самой популярной пляской является «Матаня». И несмотря на то, что название этой пляски можно встретить во многих областях России, с запада на восток от Брянщины до Сибири, с севера на юг от Архангельской до Белгородской области, воронежский вариант, естественно, отличается своеобразной манерой и характером исполнения.

Танцы Иркутской области отличались тем, что носят малую форму: тройки, пятерки, шестерки, восьмерки, каждая из которых сохраняет одну и ту же мелодию и композиционное построение. Малое количество участников в танцах зависело от самой жизни (в Сибири были не очень большие города, села или деревни, как в России, в заимки, состоявшие иногда из нескольких домов и находившиеся на расстоянии десятков километров друг от друга). Их название зачастую происходят от названия села. Например, «Восьмера» села Ухар, «Шестера» села Романова и т.д. Некоторые танцы исполняли только девушки, т.к. мужчины уходили на охоту. Были и парные танцы, где участвовали и девушки и юноши.

Наиболее характерными для Сибири были хороводы и пляски, отдельные фигуры которых напоминают кадриль, но в то же время они оригинальны и самобытны, встречаются Лансье, «ланце», Кадрили, или, как их здесь называют, «кадрелы».

Кроме вышеназванных в Сибири бытуют такие танцы, как «Звездочка», «Крест», «Ялань» (поляна), «Подгорка», «Полька с подпыром» и т.д. Среди хороводов, которые имели малую форму -«Маленькие хороводы», как их здесь называют, можно назвать «Метелицу», «Вдоль по улице метелица метет», «Веночек». Хороводы которые водились и игрались под песни: «Венчик мой венчик», «Китай - город», «Стоит девушка хорошенька», «Спелю, стелю подушечку» и др.

Заключение

Народный танец не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его виды-хороводы, пляски, переплясы - бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни нашего общества.

Со временем целый ряд элементов перерождается, одни отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но, к сожалению, очень часто происходит засорения русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, акробатическими трюками.

Для сохранения чистоты областных особенностей языка необходимо как можно больше обращаться к традиционным литературным источникам, смотреть видеоматериал. Желательно все областные особенности сохранять в чистом виде, не смешивать с другими областями. Характерные черты оставлять традиционными.

Богатое традиционное наследие русского народа надо бережно хранить и творчески развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Региональные особенностирусского народного танца надо учить, поскольку многие его по -настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создать правдивые высокохудожественные образы русского человека.

Приложение

Примеры контрольных вопросов

1. Перечислите одиннадцать регионов Российской Федерации.

2. Перечислите основные выразительные средства русскогонародного танца.

3. Приведите примеры танцев, получивших свое название отдеятельности человека или от явления природы(7-8 примеров).

4. Назовите основные традиционные формы русского народноготанца.

5. На каких два комплекса делится женская русская народнаяодежда?

6. Из каких элементов состоит севернорусский костюм?

7. Перечислите все составляющие мужского русского костюма.

8. Какой вид русского  танца самый распространенный вАрхангельской области?

9. Что является характерной особенностью хороводов вАрхангельской области?

10.Для какой области характерно прищелкивание пальцами вовремя танцев?

11. На какие два вида делятся хороводы в Воронежскойобласти?

12. Какая самая популярная пляска в Воронежской области?

13. Что является отличительной особенностью в танцахИркутской области?

 

 

Список литературы

1. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца: учеб, пособие/ Г.Ф.Богданов.- М: МГУКИ, 2001. - 224с.

2. Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика:учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств/ Н.И.Бочкарева. - Кемерово: Кемеровский государственный университеткультуры и искусств, 2006. - 176с.

3. Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца: учеб, пособие / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина; Орловскийгосударственный институт искусств и культуры. - 4.1. - 1999. -551с.: ил.; 4.2. - 2004. - 668с.: ил.

4. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник длястудентов вузов искусств и культуры. - М.: 1994. - 320 с., с ил.

5. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. - Издательство ЦКВЛКСМ «Молодая гвардия» 1956г.

6. Палилей А.В. Сибирский русский народный танец: метод.рек. поизучению спецкурса для студентов хореографическойспециализации / А.В. Палилей; Кем.ГИК. - Кемеров

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!