Городские восстания в России ( 1648- 1662гг.)



В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки.
 В 1646 г. правительство во главе с Морозовым увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказным.

1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).

Правительствопошло на уступки в результате восстания:1)прекращение взимание недоимок по налогам; 2)стрельцам выдано повышенное жалованье;3)смена судей  в приказах;4) согласие  на созыв Земского собора, который 1 сентября 1648 г. начал свою работу и в январе 1649 г. принял Соборное уложение. По своему содержанию оно было крепостническим и отражало победу дворянства. Отменены «урочные лета» и установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Собственностью феодала становились не только крестьянин и его семья, но и его имущество. Было признано право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Оно закрепляло крепостное право, ликвидировало «белые» слободы, была ограничена пошлиной торговля иностранных купцов.
Принятие Соборного уложения обострило борьбу трудового люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.

В 1662 г.произошло восстание в Москве- «Медный бунт». Его участники — московские посадские люди, стрельцы, солдаты. Причина - в 60—70-х годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. — 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к «медному бунту».
25 июля 1662 г. в Москве на Лобном месте читали «воровские» (анонимные) письма, в которых перечислялись изменники, причастные к чеканке «преступных денег». Называли боярина Милославского, князя Ртищева, купца Шорина. Огромная толпа бунтовщиков направилась в Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович пообещал разобраться, толпа двинулась в Москву, где грабила дома ненавистных бояр. К вечеру народ вновь потребовал встречи с царем, требуя расправы с изменниками. Но к этому моменту в Коломенское прибыли стрельцы, царь уже не разговаривал с повстанцами, а приказал «рубить их до смерти». Безоружную толпу погнали к берегу Москвы-реки. Было убито до тысячи человек, многих утопили в реке, около 2 тысяч человек были арестованы, 150 — повешены, а остальных заклеймили. В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.

 

Степан Разин.

Донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания. В 1663 году, возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар.

Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой в 1665 году князя Юрия Долгорукова над старшим братом Степана Иваном за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков.
Крестья́нская война́ 1667—1671 — война в России между войсками крестьян и казаков под предводи́тельством Степана Разина и царскими войсками. Окончилась поражением восставших. Главными причинами восстания являлись:

1)окончательное закрепощение крестьянства; 2)рост налогов и повинностей социальных низов;3)стремление власти ограничить казачью вольницу; 4)скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону.
Сам Разин весной 1670 года говорил, что идёт воевать не против царя Алексея Михайловича, а «бить» бояр-изменников, которые негативно влияли на государя. Ещё до восстания, которое приняло форму антиправительственного движения, ходили слухи о боярском заговоре против царя.
В первые месяцы восставшие захватили Нижнее Поволжье. Затем в их руках оказалась большая часть государства(Астрахань; Царицын; Саратов; Самара и тд). Большинство городов сдавались и переходили на сторону Разина добровольно. Этому способствовало то, что предводитель объявлял свободными всех переходивших к нему людей. Повстанцы предъявляли Земскому собору несколько требований: 1) Отменить крепостное право и полностью освободить крестьян.2)сформировать войско казаков, которое входило бы в состав царской армии. 3)Децентрализовать власть.4)Уменьшить крестьянские подати и повинности.
Власть, естественно, не могла согласиться на такие требования.

Основные события и этапы восстания - весь ход войны можно разделить на 3 периода- 1. Первый поход 1667 — 1669 гг. В 1667 году казаки захватили Яицкий городок и остались в нем зимовать. Это было начало их действий. После этого войска повстанцев решили отправиться «за зипунами», т. Е. добычей.
2. Весной 1668 г. Они уже были в Каспийском море. Разорив побережье, казаки отправились домой через Астрахань.
3.Бунт Степана Разина 1670-1671 гг. В начале 70-х казаки под предводительством Разина предприняли новый поход, имеющий характер открытого восстания. Повстанцы двигались по Волге, захватывая и разоряя города и поселения на своем пути.

Подавление восстания и казнь :власти решили предпринимать более решительные действия. В то время, когда разинцы осаждали Симбирск, царь Алексей Михайлович отправил к ним карательную экспедицию в виде 60-тысячной армии для подавления восстания.Войска Разина насчитывали 20 тысяч. Осада города была снята, а повстанцы разгромлены. Схватили Степана Разина лишь спустя полгода казнили на Красной Площади.Причины поражения Степана Разина- Главная причина состоит в отсутствии организованности. Само восстание имело стихийный характер борьбы. В основном оно заключалось в разбойных нападениях. Внутри войска не было управленческой структуры, в действиях крестьян присутствовала разрозненность. Итоги введение льгот для крестьянского населения; свободное казачество; снижение налогов на приоритетные товары. Еще одним последствием стало то, что было положено начало освобождению крестьян.

Раскол. Церковная реформа.

Раскол Русской Православной церкви в 1650-1660-е годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком.Раскол произошел при правлении Алексея Михайловича (правил 1645-1676гг.). В 1652г. Никон становится патриархом и с этого времени начинается подготовка церковной реформы.  Реформы Никона - Замена двуперстного знамения на троеперстное, написание Иисус вместо Исус, Арам=>Авраам,  во время службы вместо земных поклонов надо было совершать поясные , перепись церковных книг в соответствии с греч. канонами.

Покушение на то, что есть истина, под сомнения ставится вера.
Старообрядцы не раскольники!
Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества. Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам.
 Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь находился в осаде семь лет (1668-1676), пока воевода Мещериков не взял его и не перевешал всех мятежников. Негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь. С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты.


Как следствие реформ и раскола – духовный кризис.
События, которые следовали за реформой 1653-1656 гг., продемонстрировали, что церковная власть стала большим препятствием на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами и восприятию их опыта. Последствия раскола были неоднозначными. С одной стороны, церковная реформа способствовала совершенствованию церковной системы, ее унификации, а также приблизила ее к общемировым стандартам, что укрепило положение России на мировой арене и улучшило религиозные связи с другими государствами. С другой стороны, произошло разделение православного общества на две части - сторонников и противников реформы. Это чуть не ввергло страну в состояние религиозной войны, а также способствовало социальному кризису и изменению структуры общества. Также раскол показал неспособность церкви идти на компромиссы и воспринимать желания народа, что показали жестокие методы внедрения положений этой реформы.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!