Провели глубокую и бесстрашную нравственную инвентаризацию

ВОПРОСЫ К ШАГАМ С 1 ПО 8

                          Вера

                          Когда ты подошел к самому краю

                          Известного тебе света,

                          И собираешься ступить в темень

                          неизведанного,

                          Вера – это знание

                          О том, что ты ступишь

                          на что-то твердое

                          Или что тебя научат летать.

             Отрывок из «Поэмы о вере»

             Патрика Овертона.

Первый Шаг

Мы признали свое бессилие перед пищевой зависимостью, признали, что наши жизни стали неуправляемыми.

 

Когда мы сталкиваемся с признанием бессилия лицом к лицу, наше эго сразу кричит: «Нет, ни за что!». Признание того факта, что мы не контролируем еду, которую употребляем, кажется нам унизительным. Мы знаем, что еда необходима нам для того, чтобы жить. Осознание того факта, что у нас меньше власти, чем у какой-то там печенюшки или кусочка хлеба, сводит с ума.

 

Мы пытались контролировать эту болезнь самыми разными способами. Мы голодали, употребляли в пищу только фрукты и овощи, пили литрами воду, занимались физическими упражнениями, «чистились», делали различные хирургические процедуры, садились на диеты… Но эти меры оказывались временными. Мы рекомендуем использовать вопросы, приведенные ниже, в качестве способа осознания и прояснения бессилия в нашей жизни. Запомните, они нужны нам не для того, чтобы осуждать самих себя, а для того, чтобы обрести свободу от веществ, вызывающих зависимость, и найти новый путь в жизни.

 

Рекомендуем вам не только отвечать на эти вопросы, но также завести дневник, в котором будет отражён ваш опыт. Если мы переносим происходящее с нами на бумагу, наш разум каким-то образом проясняется, и мы начинаем чувствовать себя лучше. Все мы прошли по этому пути, и одиноко становится только тогда, когда мы делаем выбор в пользу изоляции от других выздоравливающих пищевых зависимых. Хотим напомнить – мы не сидим на диете. Раз мы садимся на диету, это словно даёт нам разрешение на то, чтобы с нее слезть. Вместо этого мы учимся воздерживаться от употребления веществ, вызывающих зависимость.

 

Как феномен тяги к еде проявлялся в моей жизни?

Что привело меня в эту программу?

Не является ли это очередной диетой и очередной попыткой контролировать внешний симптом этой болезни – мой вес?

«Подкупал(а)» ли членов своей семьи едой, чтобы иметь возможность есть самому(ой)?

Сколько времени у меня уходит на мысли о том, что, где, когда и сколько я могу съесть, а также на внутренние диалоги о калориях или о том, сброшу ли я или, наоборот, наберу вес?

Употребление веществ, вызывающих зависимость, приводит к эмоциональному и физическому стрессу. К какому поведению я прибегал(а), чтобы заглушить этот стресс?

Занимаюсь ли я физическими упражнениями для того, чтобы «сжечь калории», нанося тем самым ущерб своему организму?

Употребляю ли я в пищу рафинированные, переработанные продукты, а потом замечаю проблемы с памятью или ухудшение самочувствия?

Не довожу ли я себя до истощения, занимаясь поисками того, что могу контролировать?

 

Примеры неуправляемости в моей жизни:

Как часто я был(а) неспособен(на) следовать своим планам из-за того, что мне было физически плохо от голодания или употребления в пищу большого количества продуктов?

Как часто я злился(ась), чувствовал(а) подавленность или замкнутость, или срывался(ась) на окружающих из-за того, что продукты, которые я употреблял(а) в пищу, оказывали влияние на мои эмоции?

 

Кого я обвиняю в этом поведении – семью, Высшую Силу, свой организм, свою работу, экономику и т.д.?

 

Когда я не принимал(а) пищу в установленное для этого время, каким образом я оправдывал(а) себя позднее, когда ел(а)?

Употреблял(а) ли я химические вещества, чтобы «залечить» результаты неконтролируемого приема пищи (слабительные или диуретики), или амфетамины и другие препараты для подавления аппетита?

 

Сколько раз я отказывался(ась) принимать участие в развлекательной или социальной деятельности из-за того, как воспринимал(а) свое тело или свой вес?

Избегал(а) ли я близости в сексе из-за тех чувств, которые испытывал(а) по отношению к своему телу?

 

Мы уверены в том, что эти вопросы оказались для вас полезными, и надеемся, что список типичных симптомов пищевой зависимости, приведенный ниже, прольет больше света на тьму отрицания. Мы верим, что вы будете исследовать свое бессилие с помощью тех инструментов, которые мы можем предоставить.

1) Зацикленность на сахаре, муке, пшенице и других продуктах с высоким содержанием углеводов.

(а) Напишите свою личную историю по этому поводу.

2) Попытки контролировать употребление продуктов, вызывающих зависимость, и свой вес.

(а) Опишите, как именно вы это делали: с помощью диет, «чисток», диуретиков, слабительных, лечебного голодания.

3) Виды, количество и частота употребления продуктов, вызывающих зависимость.

(а) Какие количества я употреблял(а)? Что я употреблял(а) вместо этих продуктов в те моменты, когда их было не достать?

4) Влияние пищевой зависимости на мое физическое состояние.

(а) Обсудите свои головные боли, артрит, диабет, кровяное давление, гипогликемию, проблемы с желудком; любое нарушение здоровья, прямо или косвенно связанное с вашими привычками в еде.

5) Влияние пищевой зависимости на эмоциональное состояние.

(а) Опишите ваш личный опыт, связанный со страхами, обидами, чувством вины, ложью, прокрастинацией, депрессией, паникой.

(б) На каких этапах жизни вам в голову приходили мысли о самоубийстве?

6) Влияние на духовную жизнь.

(а) Какое место в моей жизни занимает Бог? Могу ли я сравнить свою нынешнюю духовность с другими периодами своей жизни?

7) Влияние на характер.

(а) Ношу ли я маску, играя роль человека, которым на самом деле не являюсь? Что насчет моей честности, целостности, щедрости, принятия других людей и себя?

8) Влияние на семейную и социальную жизнь.

(а) Контролирую ли я других людей в ситуациях, связанных с приемом пищи, – с помощью голодания, поглощения пищи, выбора места и времени для того, чтобы есть так, как мне хочется, – чтобы удовлетворять свою зависимость от веществ?

9) Влияние на финансовое положение.

(а) Уходит ли значительная часть моего дохода на покупку избыточного количества еды или на ситуации, связанные с приемом пищи, такие как диеты, клиники и т.д.?

10) Влияние на работу или образование.

(а) Как часто в течение дня я думаю о том, где, что или когда буду есть?

11) Пугающее или странное поведение.

(а) Потеря памяти из-за чрезмерного употребления пищи или, наоборот, голодания, неразборчивые половые связи, употребление пищи вместе с людьми, которых раньше я бы избегал(а), или выбор друзей только из-за того, что они поддерживают меня в переедании, голодании, сокрытии еды или пищевых «загулах».

12) Разрушительное поведение, направленное на самого (саму) себя или других людей.

(а) Не становлюсь ли я чрезмерно раздраженным(ой)? Обвиняющим(ей)? Спорящим(ей)? Неразумным(ой)? Несправедливым(ой)? Воспринимаю ли я негативно большинство событий, происходящих со мной в течение дня?

13) Несчастные случаи и другие опасные ситуации, вызванные моим отношением к еде.

(а) Не пускаюсь ли я в пищевые «загулы» в те моменты, когда сижу за рулем? Не попадал(а) ли я в аварии или в опасные ситуации из-за отчаянной потребности послушаться своей зависимости или приглушить свои чувства?

(б) Делает ли употребление сахара или муки опасным вождение или управление механизмами из-за «отключек», интоксикации, сонливости, головокружений?

 

Мы надеемся, что благодаря ответам на эти вопросы вам удалось капитулировать перед болезнью под названием «пищевая зависимость». Мы узнаём, что, если в процессе выздоровления нам становится трудно, а вещества, за которое мы привыкли цепляться, больше нет рядом, мы можем положиться на Сообщество Анонимные Пищевые Зависимые. Мы не возвращаемся к веществам, вызывающим зависимость, ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ!

 

Не употребляйте сахар, муку и пшеницу, а лучше приходите на собрания. Делитесь своим опытом, силой и надеждой. Помощь есть, она рядом, достаточно только протянуть руку.

 

Второй Шаг

Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

 

Мы много раз обещали себе: «Теперь-то все точно будет по-другому…». А затем мы брали в рот этот «первый кусочек» еды, вызывающей зависимость, хотя обещали себе, что больше этого не сделаем. Мы продолжали разочаровывать сами себя.

Второй Шаг включает в себя две вещи, которые не дают многим из нас покоя. Мы пытаемся ответить на вопрос: «Действительно ли существует Высшая Сила, и действительно ли мы безумны?». Этот Шаг говорит нам о возвращении здравомыслия, но сначала нам нужно принять наличие безумия. Что это за безумие, о котором все говорят? Означает ли это, что нам пора в «психушку»? Нет, не означает. Это означает, что мы страдаем от болезни и нуждаемся в помощи и надежде. Если бы у нас была инфекция, мы бы что-то предприняли по этому поводу и не испытывали чувство вины или стыда. Поскольку мы страдаем от пищевой зависимости, нам необходимо обратиться в такое место, где мы получим помощь. Такую помощь мы можем получить в Сообществе «Анонимные Пищевые Зависимые», а еще мы можем обрести Силу, более могущественную, чем наша собственная.

 

Мы говорим о следующей концепции, которая стала неотъемлемой частью нашей жизни: раз за разом повторять одно и то же и ждать другого результата. Для того чтобы к нам вернулось здравомыслие, нам необходимо начать делать некоторые вещи по-другому. Кроме того, мы должны признать тот факт, что в одиночку нам не справиться. Мы должны начать верить в существование Силы, более могущественной, чем наша собственная, а также в то, что, какой бы ни была наша концепция этой Высшей Силы, эта Сила нам поможет. У нас у всех могут быть разные представления о Высшей Силе, но крайне важно, чтобы некоторые концепции были одинаковыми. Мы должны верить в то, что Бог – любящий, принимающий и исцеляющий.

 

Далее приведены некоторые вопросы, которые помогут нам в работе по Второму Шагу.

Когда я сидел(а) на диете и даже умудрялся(ась) придерживаться ее достаточно долго, чтобы сбросить вес, каким было поведение по отношению к членам семьи и друзьям?

 

Опишите подробно.

Когда я избегал(а) приемов пищи с целью обретения контроля над едой, даже несмотря на то, что давно не ел(а) или испытывал(а) чувство голода, какими были результаты этого поведения?

 

Когда я задумываюсь об определении безумия – повторение одних и тех же поступков, и ожидание другого результата, – какое отношение это определение имеет к моему «роману» с едой?

 

Убеждают ли меня «голоса» в моей голове в том, что «в этот раз все будет по-другому»? Или, может быть, я прибегаю к другим формам «безумной» рационализации?

 

Сколько традиций в моей жизни связаны с едой, а не с близкими отношениями с теми, кого я люблю? Каким образом и как часто я «питаю» свое сердце через рот?

 

Когда я думаю о силе, более могущественной, чем…, какие мысли приходят мне в голову? О еде? О Боге? О других людях?

Каковы мои убеждения относительно потребности быть полностью самодостаточным(ой) и независимым(ой)?

 

Каким образом, на мой взгляд, можно изменить свое отношение к еде без посторонней помощи?

 

Когда я ищу удовлетворение или пытаюсь самореализоваться, где я их нахожу?

 

Насколько честен(на) я относительно того, что я представляю собой на самом деле? Позиционирую ли я себя как того(ту), кем являюсь на самом деле, или же надеваю маску и позиционирую себя как человека, которым на самом деле не являюсь? Что, на мой взгляд, произойдет, если я покажу свое истинное лицо?

Использую ли я свой талант так, как он того заслуживает?

Каковы, на мой взгляд, мои сильные стороны?

 

Каким бы было мое финансовое состояние, если бы я не пускался(ась) в пищевые «загулы», или не изнурял(а) себя голодовками, или не нуждался(ась) в диетах, врачах и клиниках? На что можно было бы потратить эти деньги?

Каким было мое эмоциональное состояние, когда я употреблял(а) вещества, вызывающие зависимость?

 

(Пример: борьба с окружающими и чувство злости, явно не соответствующее ситуации; чувство подавленности; изоляция; неподобающее выполнение работы по дому или рабочих обязанностей из-за поглощенности едой; недостаточная забота о других людях и о самом(ой) себе из-за того, что еда занимала первое место в моей жизни.)

 

Когда я испытываю тягу к определенному виду еды, происходит ли это из-за того, что:

(а) Когда я испытываю тягу к твердой, хрустящей пище вместо того, чтобы выразить свою злость или неудовлетворенность, или когда я боюсь сказать: «Нет».

(б) Когда я испытываю тягу к мягким продуктам вместо того, чтобы рискнуть показаться уязвимым(ой) и попросить, чтобы меня обняли или приласкали, или когда я не разрешаю себе выражать чувства горя и грусти.

(в) Когда я испытываю тягу к сладкому потому, что нуждаюсь в том, чтобы меня любили, и либо не могу попросить об этом напрямую, либо нахожусь в невыносимой ситуации, от которой у меня ноет сердце.

Один из способов исцеления от нашего заболевания – прием взвешенных и измеренных порций еды три раза в день, а также ротация продуктов. Мы можем перестать поглощать еду слишком быстро, когда мы даже не прожевываем куски, тем самым не давая им перевариться. Когда мы наблюдаем за тем, как нам приносят еду, с благодарностью в глазах и с молитвой в сердце, это помогает нам разорвать порочный круг деструктивных приемов пищи. Это помогает взглянуть на еду с духовной точки зрения и приносит нам облегчение от пищевых «загулов» и голодания… то есть от безумия этой болезни.

 

 

Третий Шаг

Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога нашего понимания.

 

Когда мы принимаем это решение Третьего Шага, нам требуется подкреплять это решение с помощью изменения своего поведения. Для того чтобы уверовать и обрести освобождение от нашей зависимости, мы должны капитулировать перед Силой, более могущественной, чем наша собственная. Мы, члены Сообщества «Анонимные Пищевые Зависимые», верим в Бога, который принимает нас такими, какие мы есть, совершенными в нашем несовершенстве. Это позволяет нам совершать ошибки и двигаться дальше по пути выздоровления, зная, что мы прощены. Мы можем начать с того, что сделаем Молитву о душевном спокойствии частью нашей повседневной жизни; это поможет нам справляться с теми ситуациями, которые могут привести нас обратно к веществам, вызывающим зависимость.

 

Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого.

 

Что мы имеем в виду, когда говорим о принятии решения? Теперь, когда мы воздерживаемся от употребления веществ, вызывающих зависимость, мы способны мыслить более четко. Раньше мы не были способны на глубокие изменения, и в результате наши жизни становились неуправляемыми. Принимая решение о том, чтобы препоручить свою жизнь заботе Бога своего понимания, мы можем позволить нашей интуиции брать на себя контроль над некоторыми нашими мыслями и поступками. Это решение становится интеллектуальным, эмоциональным и, превыше всего, духовным действием. Мы заменяем саморазрушение надеждой на то, что начнем прислушиваться к внутреннему руководству. Мы нашли решение своему страху перед принятием решения, отвечая на следующие вопросы:

 

Какова история моих взаимоотношений с Высшей Силой?

Насколько глубоки мои страхи, сомнения, тревоги, надежды и вера относительно того, чтобы довериться Высшей Силе?

Насколько я мотивирован(а) в духовном плане? Что я могу сделать, чтобы повысить свою духовность, если, на мой взгляд, я в этом нуждаюсь?

На какое место в своей жизни я ставлю Бога? Хочу ли я изменить этот приоритет?

 

Если мы устали от чувства вины и того места, которое занимаем в жизни (в отношениях, в работе, в учебе), и понимаем, что причина этого – наше своеволие, возможно, нам требуется новое руководство. Могу ли я доверять Богу своего понимания? Могу ли я искренне просить о том, чтобы исполнилась воля Бога, а не моя?

 

Четвертый Шаг

Провели глубокую и бесстрашную нравственную инвентаризацию

Этот процесс не имеет ничего общего с самобичеванием или возможностью погрузиться в жалость к себе. Нам необходимо написать о тех вещах, о которых, как нам казалось, мы никогда не сможем рассказать другому человеку. Мы хотим выписать те мысли и чувства, которые вызывают у нас боль вины, стыда, обид, жалости к себе, желание поквитаться с другими людьми, учреждениями и принципами. Если при работе над Четвертым Шагом мы столкнемся с трудностями, есть несколько вещей, которые мы можем сделать, чтобы не бросить этот процесс на полпути. Мы можем вернуться к Третьему Шагу и «обновить» свою капитуляцию перед Богом, помня о том, что мы в безопасности и находимся под защитой нашей веры. В нашем прошлом нет ничего такого, чего не смог бы принять Бог.

Если наш перфекционизм берет верх, и нам начинает казаться, что все должно быть идеально, мы можем попробовать писать по одной – две минуты в день. Нам не нужно заканчивать написание Четвертого Шага за один присест; важно что-то делать каждый день. Даже если мы просто сидим с ручкой, глядя на бумагу, мы можем ожидать, что Бог сделает для нас то, что мы сами не можем сделать для себя.

 

Проводя глубокий самоанализ, мы впервые увидим себя такими, какие мы есть, а не такими, какими мы себе казались. Цель этой инвентаризации – найти те дефекты характера и изъяны личности, от которых нам необходимо избавиться… или с которыми нам нужно научиться жить… и попытаться их улучшить.

 

Проходя через различные стадии сексуального роста и получая информацию из самых разных источников, в том числе – религиозных, мы поняли, что совсем запутались. Многие из нас носят чувства вины или жалости к себе из-за сексуальных инцидентов прошлого.

 

Некоторые из нас рассматривают Четвертый Шаг как поиск. Перспектива поисков и исследований помогает развеять страх перед неизвестностью. Мы должны практиковать прощение к себе и осознавать свою склонность к самобичеванию. В такой момент важно НЕ позволять нашей личной инвентаризации закреплять склонность к саморазрушению.

 

Попытайтесь заглянуть глубоко в прошлое, включая раннее детство, и напишите о тех воспоминаниях или инцидентах, которые приходят вам на ум. Главное – верить в то, что Высшая Сила, о которой вы узнали в программе АПЗ, будет рядом, чтобы помогать вам и сопровождать вас на этом пути, и что эти воспоминания находятся в вашем сознании не просто так. Ищите те чувства и нерешенные ситуации, которые преследуют вас, и которые могут вызывать у вас чувства стыда или обиды. Большинству из нас необходимо переносить эти ситуации на бумагу. Это часть процесса исцеления – выплеснуть этот круговорот мыслей на бумагу, чтобы у нас появилась возможность объективно взглянуть на события прошлого. Когда мы забираем у негативного опыта ту власть, которую он над нами имел, внутри у нас освобождается место для того, чтобы подчеркнуть наши позитивные качества и воспоминания.

Это здорово – снова испытывать чувства и давать им волю, делясь ими с доверенным человеком. Чувства не убили нас в первый раз, и простое знание того, что теперь мы не одни, поможет нам развеять эти страхи. Благодаря этой процедуре мы узнаем, почему мы такие, какие есть. Способность распознавать саморазрушительное поведение дает нам новое понимание самих себя и сострадание к самим себе. Мы совершаем ошибки, избежать этого не может никто. Мужество и готовность исследовать эти ошибки дают нам способность видеть не только негативное и узнавать о своих позитивных качествах.

Навыки выживания, развившиеся у нас в раннем возрасте, спасли нам жизнь. Но сегодня эти навыки стали слишком искаженными. Даже позитивные качества могут исказиться настолько сильно, что будут вносить вклад в наше дисфункциональное состояние.

 

Многие из нас находят полезным взять каждую область нашей жизни и записать факты в том виде, в котором мы их воспринимаем. Спросите себя, не является ли один из семи смертных грехов мотивом вашего поведения. Зачастую мы можем найти искажения в нескольких областях нашей жизни.

 

Злость/обиды. Не таскаю ли я за собой «рюкзак жертвы», думая все время, что со мной обходятся несправедливо? Не давлю ли я свои чувства, чтобы случайно не обидеть другого человека? Не боюсь ли я того, что может почувствовать другой человек, если я буду выражать свои чувства? Не заставляет ли это меня «взрываться» потом, возможно, в не самое подходящее для этого время? Осознание того факта, что обиды вредят только мне, и никому другому, помогает мне преисполниться готовностью их отпустить. Одни из главных ингредиентов непроработанных обид и злости – чувства горечи и печали. Если я позволю себе испытывать чувство грусти и выплакать слезы того уничижения, которое принесла в мою жизнь эта болезнь, это освободит меня от необходимости «заедать» свою злость.

 

Гордыня/эго. Низкая самооценка, непонимание того, кто я, что с меня хватит, потребность чувствовать себя лучше, чем другие, или менее хорошим(ей), чем другие, страх быть уязвимым(ой), страх быть собой. Строительство стен, за которыми можно спрятаться от других людей, не понимая, как эти стены снести, и как быть другом.

 

Нечестность. Обвинения, надевание масок, поведение, словно у меня все в порядке, хотя внутри я медленно умираю.

 

Жадность/обжорство. Всегда мало. Постоянное чувство пустоты. Хорош(а) ли я? Мне когда-нибудь бывает достаточно? Что мне нужно сделать, чтобы наконец насытиться? Когда ничего достаточно, а всего слишком много.

 

Похоть. Сексуальные мотивы, которые кроются за моими поступками и манипуляциями. Попытки удовлетворить все мои потребности в близости с помощью своей сексуальности, и превращение любого человека в сексуальный объект приводят к тому, что я не способен(на) поддерживать дружеские отношения. С другой стороны, некоторые из нас осуждают себя за то, что вообще испытывают сексуальное влечение.

 

Зависть/ревность. Завидую ли я другим людям из-за того, что им «повезло в жизни»? Не чувствую ли я свое превосходство из-за того, что повезло мне? Почему мне необходимо сравнивать себя с другими людьми, чтобы чувствовать себя достаточно хорошо? «Если бы у меня была эта волшебная штука, ТОГДА… с моей жизнью было бы все в порядке».

 

Праздность/лень. Действительно ли я прикладываю усилия: на работе? В своем выздоровлении? В своих отношениях? Или же довольствуюсь тем, что выполняю взятые на себя обязательства посредственно и жалуюсь на то, что жизнь несправедлива? Страх праздности может привести к тому, что я стану излишне ревностным(ой). Возможно, только груз взваленных на себя обязательств позволяет мне чувствовать себя ценным(ой) и нужным(ой). Знаю ли я, когда нужно остановиться, прежде чем мой порыв превратится в самобичевание? Понимаю ли я, что значит «забота о себе»?

Ниже приведены восемь сфер нашей жизни, которые помогут нам в составлении этой инвентаризации:

1) Семейная жизнь

2) Социальная жизнь

3) Сексуальная жизнь

4) Образование (учеба)

5) Религиозная жизнь

6) Профессиональная жизнь (работа, карьера)

7) Здоровье и благополучие

8) Финансовая жизнь

 

Нам необходимо исследовать каждую область нашей жизни и то, каким образом мы использовали еду, чтобы справляться со своими эмоциями. Некоторые из нас подходят к инвентаризации с трех сторон: детство, подростковый возраст, взросление. Во время процесса работы над Четвертым Шагом необходимо заручиться поддержкой людей, которые бескорыстно нас любят. Нужно помнить, что мы – не плохие люди, и что Бог завел нас так далеко не для того, чтобы бросить. Нам необходимо выполнять рекомендации программы, посещать собрания и делиться своей болью.

 

Крепкий фундамент, заложенный в первых трех Шагах, – необходимое условие для исследования наших душ. Возможно, нам потребуется профессиональная помощь, чтобы этот процесс исцеления продолжался. В этот непростой период мы рекомендуем вам относиться к самим себе с мягкостью и добротой.

 

 

Пятый шаг

Признали перед Богом, собой и другим человеком истинную природу наших заблуждений.

 

Многие из нас цепляются за свои необоснованные страхи и ни с кем не делятся этими чувствами. В процессе работы по Пятому Шагу мы можем обнаружить, что наши поступки и мысли были абсолютно нормальными, и что все эти годы мы зазря таскали с собой груз вины. В этом шаге важно выбрать человека, которому мы доверяем, чтобы поделиться с ним или с ней своей инвентаризацией. С Божьей помощью этот человек сможет выступить нашим «ассистентом» в процессе определения причин этих техник выживания, которые больше не приносят нам никакого позитивного жизненного опыта.

 

Проведя бесстрашную и глубокую нравственную инвентаризацию, мы уже обнаружили и приняли много вещей о самих себе. Большинству из нас не нравится то, что мы раскопали в самих себе, но теперь мы готовы вытащить эти вещи на свет Божий, чтобы придумать что-нибудь конструктивное и изменить свою жизнь. Это наш поворотный пункт.

 

Нам необходима вера в нашу Высшую Силу, которая появилась у нас благодаря Третьему шагу, чтобы мы смогли научиться доверять. Если этот процесс кажется нам слишком сложным, можно обратиться за помощью к спонсору. Сейчас, когда мы особенно уязвимы, мы нуждаемся в человеке, суждению которого мы можем доверять – и который будет соблюдать условия конфиденциальности. Человек, с которым мы делимся своим Пятым шагом, будет сопереживать нам – и одновременно окажется достаточно проницательным для того, чтобы помочь нам увидеть те шаблоны поведения, которые преследуют нас всю жизнь. Некоторые из нас обращаются к профессионалам, другим комфортно с выздоравливающими пищевыми зависимыми. Если мы боимся делиться этим грузом с другим человеком, нам необходимо молиться и просить нашу Высшую Силу руководить нами в то время, когда мы будем делать этот выбор. Истинная причина наших недостатков и мотивы, заставляющие нас раз за разом прибегать к одному и тому же поведению в надежде, что все волшебным образом будет по-другому, – вот то, что нас саботирует. Нам нужна помощь, чтобы понимать, что делать дальше.

Мы должны делиться своими секретами, потому что они питают нашу болезнь. Если мы не будем делиться своими секретами, то навеки застрянем в тисках собственных дефектов. Когда наши дефекты выходят наружу, у нас появляется шанс на исцеление. Когда у нас появляется мужество, чтобы делиться наболевшим с другими людьми и быть уязвимыми, мы понимаем, что не так уж сильно от них отличаемся. Мы чувствуем себя менее одинокими. Когда мы можем доверять себе и быть добрыми к самим себе, мы обретаем свободу относиться точно так же и к другим людям.

 

Для того чтобы разобраться в шаблонах своего поведения, многие из нас пользуются таблицей, в которой очерчено это поведение. Этот инструмент может помочь нам увидеть, как наши собственные поведение, установки и системы убеждений причиняли вред не только нам самим, но и другим людям. Кроме того, не менее важно определить свои положительные качества, а также дефекты характера, вплетенные в саму ткань нашей жизни.

 

В таблице, приведенной ниже, показаны несколько примеров работы по этому Шагу. В Пятом Шаге необходимо поделиться своей письменной работой по Четвертому Шагу с любящим, понимающим человеком. Это поможет вам обрести смирение и простить себя.

 

Поведение/случай Как я причинял вред себе/другим людям Дефекты характера Положительные качества
       
       

Шестой Шаг

Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

 

Шестой Шаг – это начало трансформации и полное изменение своих установок. Приступая к работе по Шестому Шагу, мы вспоминаем о том, что Четвертый и Пятый Шаги просили нас тщательно изучить самих себя и определить наши дефекты характера, нашу природу или истинную природу наших недостатков. Если мы обратимся к спискам, составленным в процессе работы по этим Шагам, то найдем достаточно информации для работы по этому Шагу. Если же нам кажется, что этот список нуждается в дополнении, мы можем помолиться о готовности к тому, чтобы быть открытыми, а не защищаться или вступать в споры. Мы можем помнить о том, что благодаря Шестому Шагу открываем дверь в новую жизнь, в которой разрешим самим себе расти и меняться. Мы должны подготовиться к тому, чтобы отпустить старое и освободить место для нового.

 

В первой части Шестого Шага нас просят подготовиться. Что именно для этого нужно сделать?

 

Вначале может показаться, что наши дефекты – это единственное, что нас характеризует; они стали настолько неотъемлемой частью нашей личности и того, как мы себя воспринимаем, что отделиться от них представляется невозможным. Кем и чем бы мы были, если бы избавились от этих сторон своей личности? Перспектива избавления от всех наших дефектов кажется пугающей. Чем заполнить образовавшуюся пустоту? У большинства из нас просто недостаточно адекватная самооценка для того, чтобы знать: мы – это не только наши недостатки. Мы увидели в себе столько всего, что нам не нравится и что хотелось бы изменить, что находить и принимать свои положительные стороны кажется эгоистичной, самонадеянной или попросту незнакомой затеей. Возможно, это дефект сам по себе – тот факт, что мы преуменьшаем или отказываемся признавать любой прогресс в этой области. В процессе нашего роста и выздоровления от ситуаций и трудностей, вызванных пищевой зависимостью, мы должны помнить о том, что если не будем хвалить себя за позитивное поведение, то продолжать дальше будет трудно, и в результате этого наша программа выздоровления пострадает.

 

Для готовности требуются:

Принятие. Принятие себя как человека, который готов вести себя по-другому, не так, как раньше.

Желание. Желание разрешать переменам входить в нашу жизнь – и принимать их; желание прорабатывать последствия новых шаблонов поведения.

Приверженность. Готовность рискнуть и прожить временное замешательство на пути к новому, более здоровому образу жизни.

Сначала наше поведение может нас напугать, потому что мы не уверены в конечном результате. Кроме того, оно может сбить с толку окружающих людей, видевших, как мы вели себя раньше, и привыкших к этому. Наше новое поведение может показаться им непоследовательным.

 

Как мы уже знаем из опыта работы по предыдущим Шагам, можно воспользоваться правилом «Делай как будто», чтобы позволить переменам происходить в нашей жизни. Мы научимся искать позитивные моменты в наших отношениях с Вселенной.

Что может помешать нам подготовиться к изменениям? Страх может заставить нас в отчаянии цепляться за дефекты характера. Эти дефекты стали частью нашей личности, они управляют тем, как мы учимся жить и справляться с жизненными трудностями; они – наша защита. Сама мысль о том, чтобы отпустить поведение и установки, которые мы использовали для собственной защиты, может показаться угрожающей. Даже размышления о таком поступке могут угрожать нашему ощущению безопасности. Кем и чем мы станем без этих дефектов? Мы использовали их как защитные механизмы, чтобы не чувствовать себя уязвимыми, чтобы нам не делали больно, чтобы другие люди не узнавали нас ближе. Как правило, эти защиты укореняются настолько глубоко, что начинают действовать на подсознательном уровне, мешая нам по-настоящему узнать самих себя.

 

Существует несколько разновидностей страха, который может помешать нам свободно впустить в свою жизнь перемены. Мы можем бояться неудачи. Для того чтобы преодолеть этот страх, мы должны понимать, что нет такой вещи, как неудача, что наш прогресс в выздоровлении можно измерить только нашей готовностью попытаться и довести до конца начатое дело. По мере своего продвижения вперед мы будем учиться, и, возможно, нам понадобится предпринять больше одной попытки, чтобы путь вперед стал более устойчивым.

Страх перфекционизма. Некоторые из нас боятся пробовать что-то новое, если не могут сделать это идеально. Нам необходимо понимать, что на пути выздоровления возможен только прогресс, а идеальных вещей не бывает. Мы учимся принимать себя такими, какие мы есть прямо сейчас, и работать по нашей программе, чтобы позволить себе получить то, что станет целой жизнью личного роста.

Страх перед успехом. Для пищевых зависимых успех может оказаться слишком тяжелой ношей – если мы не научимся с ним справляться. Возможно, мы уверовали в то, что ни на что не способны, и поэтому, когда у нас начинает что-то получаться, не можем с этим справиться. Принимая перемены, мы учимся доверять и развивать успешный опыт, что позволяет нам быть открытыми навстречу новым чувствам и наслаждаться успехом.

Страх перед неизвестностью. Мы можем задаваться вопросом, а понравится ли нам самим тот человек, в которого мы превратимся, если впустим в свою жизнь перемены. Страх перед неизвестностью может помешать нам преисполниться готовностью к изменениям. Но можем ли мы продолжать вести себя по-старому? В какой-то момент мы учимся принимать, что боль от повторения старых способов поведения не стоит того. Возможно, сначала мы не будем полностью довольны тем, как адаптируемся к переменам, но мы помним, что всегда можем улучшить то, как реагируем на новые ситуации.

Чувство страха – это часть эмоционального «меню» нас, людей. В процессе выздоровления мы узнаём, что страх – это реальность во многих жизненных ситуациях, однако, когда мы сталкиваемся лицом к лицу со страхом, у нас есть выбор. Мы можем сделать выбор в пользу того, чтобы бояться и не меняться, – или же бояться, но все равно сделать и посмотреть, что из этого получится.

 

Когда-то такое поведение было нужно нам для выживания. Сейчас оно превратилось в барьер, который мешает нам жить и наслаждаться жизнью. Осознание того, как именно эти дефекты характера проявляются в нашей повседневной жизни, может придать нам мотивацию к изменениям.

 

В следующей части Шестого Шага говорится: «чтобы Бог избавил нас от наших дефектов». Важно помнить, что Шестой Шаг избавляет нас от давления, которому мы, возможно, захотим себя подвергнуть, чтобы проконтролировать избавление от дефектов. Это просто не наша задача. Мы позволим Богу помочь нам осознать наши дефекты. Наша роль будет заключаться в том, чтобы предпринимать действия.

 

В этом Шаге мы учимся признавать и принимать свои дефекты характера, точно так же, как в Первом Шаге принимали бессилие перед пищевой зависимостью. Мы смиренно признали, что в одиночку нам не справиться. Мы приняли, что есть Бог, кто-то или что-то вовне нас, который может нам помочь – и поможет, если мы капитулируем и преисполнимся готовностью принимать помощь. Это истинное смирение.

 

Наконец, Шестой Шаг просит нас исследовать «все эти дефекты характера». В Шестом Шаге нас просят внимательно изучить каждый дефект характера, установку или тип поведения как то, что мы хотим изменить, и определить, что это поведение сделало для нас и с нами.

 

Наш опыт говорит о том, что пищевому зависимому полезно исследовать свои дефекты и защиты – как они стали частью нашего характера, какой цели служили. Зачастую эти установки и способы преодоления трудностей развиваются в самом начале нашего жизненного пути. Нам полезно оглянуться назад и посмотреть на то, как эти навыки и установки помогали нам или защищали нас в молодости. На этой точке своего пути мы можем задаться вопросом, как именно это поведение мешает нам получить то, что мы хотим и в чем нуждаемся сегодня.

 

Когда мы были совсем молодыми и только начинали развиваться, испытывали ли мы потребность в том, чтобы у всего была причина? Не потому ли мы считали нужным разбирать людей и вещи «на части»? Может быть, нам было недостаточно просто доверять своим инстинктам и чувствам? Возможно, в раннем возрасте мы научились критиковать и осуждать всё и вся, потому что не любить кого- или чего-либо «просто потому что» было недостаточно! Сегодня мы раз за разом «ловим» себя на том, что постоянно придираемся к мелочам, и не понимаем, как или почему это случилось.

Изначально эти дефекты появились с какой-то полезной целью.

 

Если мы докопаемся до самой сути этой цели и научимся более продуктивным реакциям, это поможет нам перестать испытывать потребность цепляться за старые, привычные модели поведения, которые сегодня мы называем дефектами. Мы начинаем понимать, что эти модели поведения нас разрушают, и что им нет места в нашем новом, духовном образе жизни.

Как мы можем получить помощь, когда начнем исследовать свои дефекты характера? Мы можем позволить Богу мягко подсказать нам это во время молитвы или письменной работы о собственных чувствах. Часто наш спонсор может помочь нам разобраться в той или иной жизненной ситуации и понять, в чем именно наши дефекты доставляют нам проблемы. Возможно, нам потребуется профессиональная помощь, чтобы «откопать» самые глубокие тайны, которые мы спрятали сами от себя.

 

Отчетливее всего наши дефекты могут проявляться в наших отношениях с близкими людьми. Если у нас нет таких отношений, возможно, именно наши дефекты или защиты мешают нам их завести. Правда также заключается в том, что многие из нас выбирают определенный шаблон поведения, продиктованного болезнью, в те моменты, когда сталкиваются с близостью, вместо того чтобы рискнуть и попросить об удовлетворении собственных потребностей. Возможно, мы нуждаемся в том, чтобы нас обнимали, но не просим об этом из страха перед отказом. Многие из нас боятся физических контактов, поскольку были лишены базовых прикосновений, не связанных с сексом. А если впоследствии мы пытались удовлетворить эти базовые потребности в прикосновениях с помощью сексуальных отношений, то только создавали себе дополнительные проблемы.

 

Возможно, мы использовали еду в качестве утешения, когда на самом деле нуждались в том, чтобы нас обнимали и слышали, в том, чтобы чувствовать себя нужными. Возможно, нам потребуется помощь со стороны в виде профессионального консультирования или групповой терапии, чтобы научиться проживать эти чувства, понимать их и развивать инструменты и новые модели поведения, которые понадобятся нам для того, чтобы удовлетворять свои потребности.

 

В процессе изучения собственных дефектов характера мы, возможно, захотели контролировать собственную жизнь, а когда поняли, что это невозможно, вновь обратились к универсальному «решателю» проблем: еде. Мы снова и снова пытались заполнить свои потребности через рот. А некоторые из нас начинали голодать – физически и эмоционально, – чтобы избежать любых чувств или, наоборот, чувствовать, что мы контролируем ситуацию.

 

Желание любви иногда предпочтительнее самой любви. Если мы только продолжаем желать себе любви, нам не нужно разрешать себе быть уязвимыми. А ведь для того, чтобы подняться на этот уровень близости, нам нужно позволить себе быть уязвимыми.

 

Тогда мы можем купаться в жалости к себе и обвинять других людей в отсутствии близости, а потом вновь обратиться к еде.

Тем самым мы подтверждаем собственное пророчество о том, что никогда не сможем получить то, что хотим. После этого можно спокойно погружаться в режим негативного мышления, который нам хорошо знаком, и в котором нам комфортно.

 

Мы продолжаем надеяться на то, что кто-нибудь обратит внимание на наш новый вид, наши новые установки или поведение и похвалит нас за это. В то же время, мы так или иначе отвергаем подобные комплименты. Некоторые из нас находят полезным в буквальном смысле слова сглатывать в те моменты, когда их за что-то хвалят, прежде чем сказать «Спасибо» или сделать еще один комментарий. Когда мы принимаем комплименты с благодарностью, это дает нам еще одну возможность меняться. Помните: «Бог мусор не делает».

 

Когда мы обвиняем других людей в том, как они к нам относятся, вместо того чтобы попросить их о том, что нам нужно, это позволяет нам весьма эффективно сохранять чувство низкой самооценки. Это привычная роль, и наша болезнь говорит нам, что меняться нет необходимости. Ее власть над нами кроется в повторении одного и того же поведения – раз за разом, снова и снова, – и получении одних и тех же результатов. Новое, здоровое поведение принесет новые результаты, наполненные выздоровлением.

 

Каковы преимущества Шестого Шага? Наша идентичность, наше Я – это суть нашего характера. Мы наполнены ложной гордыней, и хотим быть лучшими – или худшими. Когда наше восприятие самих себя базируется на том, как мы выглядим или какое впечатление оказываем на других людей, а не на том, какие мы на самом деле, мы застреваем в саморазрушительном состоянии сознания. Убежденность в том, что нас нельзя любить до тех пор, пока мы не похудеем, заставляет многих из нас отрицать физическую потребность в пище. Мы садимся на диету, подвергая свои тела – и свой мозг – голоданию, а затем употребляем сахар, муку, пшеницу или другие продукты, вызывающие привыкание, чтобы снова почувствовать себя «живыми». Мы не научились быть последовательными в том, что касается заботы о самих себе. Мы требуем, чтобы нас кидало из стороны в сторону, чтобы чувствовать себя живыми, цепляясь за негативный «драйв» своей непоследовательности. Этот дефект приводит к полному хаосу в наших отношениях, включая отношения с самими собой и с Богом.

 

В Шестом Шаге у нас развивается обостренное чувство честности и доверия к себе и к Богу. Мы строим фундамент приверженности к получению новых знаний и ассимилируем новые, более позитивные и здоровые отношения, на которые можем опереться с помощью нашей Высшей Силы.

 

Мы узнаём, что точно так же, как признание бессилия перед пищевой зависимостью дало нам новую свободу, так и принятие бессилия перед дефектами характера может помочь нам окунуться в эту свободу «с головой». А еще мы узнаём о новом измерении выздоровления. В Первом Шаге мы обнаружили, что необходимости сидеть в ловушке физических аспектов этой биохимической болезни больше нет. Теперь же мы узнаём, что эмоциональная тюрьма, в которую загнали нас дефекты характера в результате этой болезни, больше нам не нужна.

Употребление пищи – это один из наших базовых инстинктов. Это один из двух главных стимулов, с которыми мы рождаемся.

 

Второй – это размножение. Обратите внимание на связь между нашими привычками в еде и нашей сексуальностью. Потребность в еде сильнее потребности в размножении. Если мы изучим структуру мозга, то обнаружим, что участок мозга, который заставляет нас чувствовать себя сытыми или голодными, – это тот же участок, который отвечает за наши сексуальные ощущения.

 

Когда мы меняем свои привычки в еде, в голову могут приходить мысли о том, что мы словно угрожаем собственному выживанию. Те из нас, кто страдает несколькими зависимостями, могут обнаружить, что другие зависимости служат в качестве привратника, мешающего нам вступить на путь выздоровления от пищевой зависимости. Например, человек, страдающий от активной алкогольной или наркотической зависимости, будет сталкиваться с трудностями во время выздоровления от пищевой зависимости до тех пор, пока не разберется с другими зависимостями. Поскольку в приеме пищи задействован самый базовый и глубинный инстинкт выживания, нам необходимо очистить свой разум от алкоголя и наркотиков, чтобы начать выздоравливать.

Восьмой Шаг

Составили список всех тех людей, которым нанесли ущерб, и преисполнились готовностью его возместить.

 

Ранее на своем пути работы по Шагам мы фокусировались главным образом на себе и на том, какое влияние пищевая зависимость оказала на нас и наши отношения с Богом. Начиная с Восьмого Шага, мы берем это знание и начинаем исследовать взаимоотношения за пределами себя. Мы изучаем то, каким образом наше поведение, мысли и мотивы могли нанести ущерб другим людям. Как предлагается в Восьмом Шаге, мы составили список людей, которым нанесли ущерб… Мы можем начать составлять этот список, пользуясь тем же самым доверием к Богу, которое обрели в Третьем Шаге… веря в то, что Он даст нам ровно столько, сколько мы сможем выдержать. Кроме того, нелишним будет повторно обратиться к своему Четвертому Шагу, чтобы постараться определить тех людей, которым мы нанесли ущерб. Вероятно, в этом списке появятся наши близкие, члены семьи, начальники, учителя, некоторые из наших друзей, Бог и даже мы сами. Мы сможем внести свое имя в этот список после того, как признаем перед самими собой те издевательства, которым подвергали свое тело и свою жизнь, а еще – то, как лишали себя самых разных жизненных привилегий.

 

Если вы считаете, что должны возместить ущерб человеку, который уже умер, его или ее также нужно включить в список. Существует много способов того, как поставить Душу в известность о том, что вы сожалеете о допущенных ошибках. Здесь важно помочь себе освободиться от груза вины, стыда и сожалений. Мы должны быть дотошными в своем поиске людей, которым могли причинить зло. Напоминаем вам – вместе с Богом возможно всё.

 

Пока мы будем составлять этот список, нам необходимо исследовать свои чувства вины и стыда. Пытаясь не поддаваться своему эгоизму, мы должны избегать внесения в этот список малейшей своей ошибки. Чтобы «очистить» свое поведение, нам необходимо молиться и медитировать вместе с Богом. Нам необходимо помнить о том, что мы не ищем то, что другие люди сделали с нами. Вместо этого мы исследуем собственные чувства, установки и поведение.

 

Некоторые из тех людей, которые есть в нашем списке, могут даже не понять, о каком таком ущербе мы толкуем. Либо с тех пор прошло очень много времени, и они об этом попросту забыли, либо не придавали нашему поступку такой большой важности, какую мы в него вкладывали. Однако с помощью наших действий мы обретем свободу от оков вины, стыда, злости и ревности. Исследуя свою жизнь, мы можем увидеть те области, в которых нанесли ущерб другим людям тем, что не предприняли необходимых действий, либо, наоборот, тем, что совершили те или иные действия.

 

Нет правильных или неправильных способов работы по этому Шагу. Мы можем доверять словам о том, что готовность внести того или иного человека в этом список не означает, что мы возместим ущерб завтра – или вообще когда-либо. Некоторым из нас удается обрести свободу только за счет того, что они вносят это имя в свой список и прокручивают в своей голове совершённые действия или ошибки. Это процесс, которым будет руководить наша Высшая Сила, и мы сможем возместить ущерб, когда придет время.

 

В процессе составления этого списка нам нужно обращаться за помощью к другим выздоравливающим зависимым, чтобы поддерживать свой дух готовности, который является ключевым для Восьмого Шага. Благодаря молитве и медитации мы можем преисполниться готовностью возмещать ущерб. Доверие нашей Высшей Силе абсолютно необходимо для того, чтобы мы могли обрести свободу от ошибок прошлого. А поскольку мы, как правило, наполнены очень низкой самооценкой, будет лучше, если мы пробежимся по этому списку вместе со спонсором или доверенным лицом, прежде чем приступать к Девятому Шагу.

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!