И победах римских полководцев



 

В Древнем Египте «храни­тели времени» ценились осо­бенно высоко, поскольку толь­ко они умели с точностью до дня определять дату разлива Нила, от которого зависел бу­дущий урожай. Жрецы вычислили, что перед самым раз­ливом на небе появляется ярчайшая звезда Сотис, то есть Сириус. С этого и начинался древнеегипетский год из 365 дней.

Однако, поскольку астрономический год состав­ляет 365 дней и 6 часов, с те­чением лет разлив Нила стал отставать от предсказанно­го жрецами. Несколько фарао­нов, пытаясь провести кален­дарную реформу, поплатились жизнью. Жрецы оказались сильнее, и каждый царь, всту­пая на трон, был вынужден да­вать клятву, что не будет ме­нять длину года.

Древний Китай жил по двум календарям - политическому, начинавшемуся в год вступле­ния на престол новой динас­тии, и древнему лунному ка­лендарю с 60-летним циклом, сочетающим 12 животных (они же знаки зодиака) и пять стихий. Этот календарь жи­вет на Востоке до сих пор, да и мы покорились ему, радост­но встречая год Желтого кро­лика или Синей крысы.

В Риме долгое время лун­ный календарь, в котором было 354 дня, пытались сов­местить с солнечным. В ито­ге с календарями возникала такая путаница, что, по сло­вам Вольтера, «римские пол­ководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось».

Вдоба­вок римляне не нумерова­ли дни месяца, а отсчитыва­ли их от особых вех - календ, нон и ид. Календы, первое число месяца, были также днем возврата долгов; должников заносили в списки под названием са l е ndarium , т.е. долговую книгу. Современное значение это слово приобрело лишь много веков спустя, хотя в Риме уже были таблицы с перечислением дней года и приходящихся на них праздников - их высекали в мраморе и выставляли в хра­мах как святыню.

В 46 году до н.э. Юлий Це­зарь сумел провести долгожданную реформу ка­лендаря. Завоевав Египет, он узнал там истинную про­должительность солнечного года - 365 дней и 6 часов. Эти часы надо было куда-то при­строить, и полководец нашел гениальный выход.  

Он предло­жил раз в четыре года встав­лять в календарь дополнитель­ный день - шестой до мартов­ских календ, назвав его «дваж­ды шестым», то есть високосным. 

Одновременно Цезарь постановил начинать год с 1 января. До этого рим­ляне начинали год с марта, а прочие народы - как боги на душу положат. Теперь же всем жителям многонациональной римской державы было пред­писано поминать в новогод­нюю ночь двуликого бога Яну­са, полустарца - полуюношу - это был лучший символ смены лет. 

В благодарность Цезарю сенаторы, те самые, что че­рез два года его убили, пере­именовали месяц квинтилий , «пятый», в его честь - Юлиус, или июль.

Шестой месяц поз­же назвали именем его наслед­ника Августа, остальные на­зывались как прежде - сседь­мого по десятый по номерам, а прочие в честь богов Януса, Фебруса - забытого ныне хо­зяина царства мертвых, Майи и Юноны. Особняком стоял апрель, имя которого происхо­дит от слова аре rire - «раскры­вать», потому что в этом меся­це распускаются первые цветы и почки на деревьях.

 

                           От Рождества Христова

Юлианский календарь оказался таким удоб­ным, что им много веков поль­зовались не только в Риме, но и в средневековой Евро­пе. Там, правда, было введе­но важное новшество - летос­числение «от Рождества Хрис­това».

В большинстве стран годы считали по датам прав­ления монархов, республи­канцы-греки отсчитывали их от первой Олимпиады, а рим­ляне - от основания своего го­рода. Христиане решили ус­транить этот разнобой, и в VI веке монах Дионисий Малый вычислил - весьма условно - дату рождения Христа, кото­рую отцы церкви решили при­знать точкой отсчета. Прав­да, многие, в том числе жите­ли Древней Руси, продолжали

упрямо отсчитывать годы не от Рождества, а от сотворения мира, дата которого, впрочем, у разных народов была своя.

Первые календари-книжки, которые выпускались в Евро­пе, были рукописными и очень дорогими. До наших дней сохранился один из первых перекидных календарей, изготовленных в Германии в XVI веке. На его буковых дощечках отмечены дни и фазы Луны с указанием церковных праздников.

Вспомним роскош­ные часословы Средневеко­вья, где каждый месяц сопро­вождался соответствующей картинкой и списком святых покровителей каждого дня. 

С изобретением книгопечата­ния картинки стали попроще, а святых потеснили хозяйственные советы, астроло­гические прогнозы, гороскопы и расска­зы о всяких чудесах. В XVI веке календари стали настоящи­ми бестселлерами. Некоторые сочинял сам Мишель Нострадамус. Именно в календарях впервые были напечатаны его знаменитые предсказания.

К 16 веку юлианский календарь стал заметно устаревать. Год по нему состоял из 365,25 дня, но истинный, аст­рономический год на 11 минут и 14 секунд короче. Из-за это­го каждые 128 лет календарь отставал на сутки, а Пасха, которую полагалось праздно­вать весной, неуклонно «спол­зала» на лето.

Исправляя по­ложение, Папа Григорий XIII в 1582 году изъял из календаря дни с 5 по 14 октября. Его календарная реформа началась с ученого диспута, на котором после ожесточенных споров одержали верх сторонники «перемены дат» во главе с немцем -иезуитом Христофором Клавиусом. Чтобы ошибки не накапливались впредь, по совету ученых, было решено каждые 400 лет уда­лять еще три дня.

Всем, кто не примет григорианский ка­лендарь, Папа угрожал отлуче­нием от церкви, но это не по­могло. Если протестанты Гер­мании и Англии со временем все же приняли новшество, то православные наотрез отказа­лись.

 

              Календарные нововведения французских и русских революционеров

                                       

Революционеры не желали ограничиваться только уточнением календаря - они стремились убрать из него имена богов и царей. В 1793 году французские якобин­цы по предложению депутата Фабра д' Эглантина разделили год на 12 месяцев по 30 дней, назвав их в честь природных явлений: плювиоз - «дождли­вый», флореаль - «цветущий» и так далее. Оставшиеся дни объявили праздничными, на­звав «санкюлотидами» в честь революционеров - санкюло­тов.

Новое летосчисление было начато с 22 сентября 1792 года, даты провозглаше­ния республики. Календарь продержался всего 13 лет, после чего французы с облег­чением вернулись к старым дням и месяцам.

Кстати, судьба француза Фабра д' Эглантина, изобретателя не только календаря, но и нового фасона жилета, оказалась очень трагичной - он погиб на гильотине.

Русская ре­волюция также породила не­мало прожектов - предла­галось переименовать ян­варь в «лениний», а сентябрь - в «коминтерний», и вообще вести отсчет лет с 1917 года. Все эти меры не прижились.

Новый календарь в России, как известно, утвердился только после революции - Совнарком решил считать 1 фев­раля 1918 года 14-м. Однако Русская православная церковь до сих пор живет по «старому стилю», от которого уже отка­зались ее единоверцы в Болга­рии и Греции.

 

                               Календарное разнообразие

В России первый кален­дарь был издан в Москве в 1709 году Яковом Брюсом. Там были и святцы, и рас­стояние до главных россий­ских и зарубежных городов, и «таблица исчисления лет праотцов от потопа до Иако­ва». И главное - астрологи­ческие предсказания на все случаи жизни, благодаря ко­торым Брюсов календарь пе­реиздавался с обновлениями целых 200 лет.

Кстати, сегодня у та­ких календарей-энцикло­педий по-прежнему немало поклонников, хотя не менее популярны и карманные календарики, на обороте кото­рых - все многоцветье рекла­мы. Их даже собирают особые коллекционеры - филотаймисты, только в Москве их почти 700 человек.

Русские календари XIX века иллюстрировали каждую дату изоб­ражениями святых, праздники которых отмечались в этот день. В центре, как правило, располагались сцены Страстей Христовых. Еще в настенных календарях доре­волюционной России помимо праздников указывались дни рождения всех членов дома Ро­мановых и годовщины побед русского оружия.

В 1916 году, когда с победами на фронтах Первой мировой войны дело обстояло плохо, «Всеобщий русский календарь» издателя Ивана Сытина на примерах из прошлого призывал к объединению сил.

В 1902 году были изобретены и показаны на Виленской выставке «вечные календари». Один из таких календарей был установлен на французском лайнере «Франс».

В 50-е годы сначала в США, а потом и в Европе на календарях стали появляться полураздетые красотки. Эти календари были рисованными и задумывались в качестве приложений к журналам для мужчин. Вышедший полулегально в начале 1950-х годов календарь с обнаженной М. Монро стал началом ее громкой славы.

В наши дни календарь, как и в Средние века, запросто может быть предметом роскоши. Так, например, японским ювелиром Танака Кикиндзоку на 2008 год был изготовлен календарь из чистого золота. Его оборотная сторона украшена гравюрами из классического романа «Повесть о Гэндзи».

 

                              Новые проекты календарной реформы

Сегодня на большей части планеты правит бал григори­анский «новый стиль», но мно­гие страны, народы и рели­гии сохраняют собственные календари - в одной Индии их больше трех десятков. У одних новый год начинается в ян­варе, у других - в марте, у тре­тьих - с первого дня «плаваю­щего» лунного цикла.

Полный разнобой и с летосчислением: наступающий 2011 год у иудеев -5772-й, у мусульман- 1433-й, в Эфиопии - 2003-й, а в Япо­нии – 23- й год эры Хэйсэй. Ра­зобраться во всем этом может только календарь - не вирту­альный, а бумажный. Тот са­мый, про который еще грибоедовский Фамусов ворчал: «Все врут календари!» - а его по-пре­жнему покупают и читают.

В мире все гром­че звучат голоса недоволь­ных уже григорианским ка­лендарем. Он тоже опережа­ет астрономический, хоть и совсем немного, на секун­ды - сутки опоздания набега­ют за 3300 лет. Дело, конеч­но, не в этом, а в том, что месяцы в нем длятся от 28 до 31 дня и содержат неравное количество недель. За послед­ние два века родились десят­ки проектов календарной ре­формы.

Один из самых серь­езных предложил еще в 1888 году французский астроном Гюстав Армелин - год делит­ся на 4 квартала, в каждом из которых один месяц с 31-м днем и два - с 30-ю. Все дни неде­ли привязаны к определен­ным числам. Один день, до­полнительный, вставляется после 30 декабря - это праз­дник мира и дружбы наро­дов.

В 1950-е годы этот про­ект одобрили СССР, Индия, Франция и другие страны, но его обсуждение в ООН закон­чилось провалом. Воспроти­вились приверженцы разных религий - все они имеют свои циклы священных дней, кото­рые новый календарь неминуемо разрушит.

Реформаторский зуд ожил кое-где после распада СССР. Например, в Туркмении быв­ший президент Туркменбаши переименовал январь в честь себя самого, а апрель - в честь своей матери Гурбансолтанедже . Надо ли говорить, что это нововведение тоже про­держалось недолго.

       Похоже, чело­вечеству еще долго придется путаться в календарных лаби­ринтах, уповая на милость но­вых «хранителей времени». Но эта проблема, в общем-то, волнует лишь специалис­тов. Простому обывателю по-прежнему мил привычный ка­лендарь со всеми его недостат­ками - странное соединение святцев, гороскопов и револю­ционных праздников, нело­гичное, но до боли родное, как сама наша жизнь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бойцов В. За стрелками часов//Паука и жизнь. - 1981.- № 3. - Стр. 35-37.

2. Буткевич А. В. Зеликсон М. С. Вечные календари. - 2-е изд., перераб. и доп. /Ред. И. А. Климишин. - М.: «Наука», 1984.- 207 с.

3. Володомонов Н. В. Календарь: Прошлое, настоящее, будущее. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Наука», 1987.- 80 с.

4. Голуб И. Я. Хренов Л. С. Постоянный календарь//Проблемы наблюдательной и теоретической астрономии. ВАГО при АН СССР, ГАО АН СССР и Ин-т теор. астрономии. - М.; Л.- 1977.

5. Дадонова А. А. Универсальные астрономические часы//3емля и Вселенная. - 1981. -№ 3. - Стр. 54–55.

  1. Демидов В.Е., Время, хранимое как драгоценность. - М.: «Знание», 1977

7. Завельский Ф. С. Время и его измерение. - 5-е изд., испр. - М.: «Наука», 1987.

  1. Замлинский В.А. Дмитриенко М.Ф. Балабушевич Т.А. и др. Специальные исторические дисциплины. - Киев, 1992.
  2. Измайлов И. У времени в долгу/ Иван Измайлов/ Gala- Биография - 2010.- №11.- Стр.61-68.

10. Ильин В. Г. Сажан И. В. Новый Государственный эталон времени н частоты СССР//Природа.- 1977. - № 8. - Стр. 16-27.

  1. Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории/ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003.- Стр. 44-45.

12. Климишии И. А. Календарь и хронология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Наука!», 1985.- 320 с.

13. Краснов Ю. Поясное время в СССР//Радио. - 1981. - № 9.- Стр. 32.

14. Краснов Ю. Пушкин С. Служба времени и частоты в СССР//Радио. - 1983. - № 2. - Стр. 14–16.

  1. Лаврус В. История календаря//Наука и техника. - 1999.- №11.

16. Маковецкий П.В. Смотри в корень. С календарем вокруг полюса// Наука и техника. - 1999.- №11.

17. Михайлов А. Часовые пояса и «летнее» время//Наука и жизнь. - 1981. -№ 3. - Стр. 33-34.

18. Михайловский А. В. Лунный календарь//Некоторые вопросы физики космоса. - Л.: «Ленинградское отделение ВАГО при АН СССР», 1974.

19. Пушкин С. Б. Новый Государственный эталон времени//3емля и Вселенная. - 1984. - № 5. - Стр. 51-55.

20. Рыхлова Л. В. Что такое «координированное время»?//3емля и Вселенная. - 1979. - № 3. - Стр. 34–-9.

21. Селешников С. И. История календаря и хронология. - М.: «Наука», 1970. - 224 с.

22. Сидоренков Н. С. Часы, время и неравномерность вращения Земли//3емля и Вселенная. 1971. -№ 3. - Стр. 26–31.

23. Солнечные часы и календарные системы народов СССР//Тематич. сб. научных трудов. - Л.: «Изд. ВАГО и ГАО АН СССР», 1985.

24. Хренов Л. С. Голуб И.Я. Время и календарь/ Леонид Сергеевич Хренов. Иосиф Яковлевич Голуб.. Ред. Г. С. Куликов.- М., 1990.- Тираж: 250 000 экз.

18.12.20. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте: http://vk.com/library_foliant; 30-78-00


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!