Внутренняя и внешняя политика Ярослава

Е

Пятница

История Отечества

Тема 2. Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет государства восточных славян

Очное занятие

Здравствуйте, дорогие ребята!

На прошлом уроке мы познакомились с первыми упоминаниями Руси, а сегодня речь пойдет о становлении древнерусского государства. Но перед этим давайте постараемся дать определение тому, что такое государство.

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В средние века в большинстве стран высшую государственную власть осуществляли правители, передавая эту власть по наследству – от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое государство называют монархией (в переводе с греческого – единая власть). ЗАПИШИТЕ ЭТОТ ТЕРМИН В ТЕТРАДЬ

У восточных славян такого правителя стали называть князем. Большая часть времени князья проводили в военных походах. Они требовали с подчиненного населения дань – выплату определенной части доходов и продуктов. Но славянские племена соглашались на такие выплаты не только по принуждении. Люди ожидали от князя, что он будет защищать их в случае нападения врагов. Кроме того, князь являлся и высшим судьей – к нему как к высшему авторитету обращались для решения важнейших проблем и споров, которые не могли уладить на уровне общины. Наконец, князь, отвечая за мир с соседями, должен был обеспечить безопасность людей, занимавшихся торговлей, - купцов, или гостей, как их называли на Руси.

Конечно, князь не мог ни воевать, ни управлять в одиночку. Людей, которые ему помогали и служили, называли на Руси дружиной. В древнейшее время это были воины, воевавшие вместе с князем. В мирное время они выполняли княжеские поручения и тем самым осуществляли государственное управление.

В начале 10 века у большинства союзов племен восточных славян были свои князья. Но особо выделялись два политических центра. Так на севере, вокруг озера Ильмень, сложился союз, в который входили славянские племена ильменских (или новгородских) словен, а также чуди, мери и веси, говорившие на угро-финских языках, с центром в городе Новгороде. На юге, в земле полян, первыми из известных нам князей упоминаются также братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лебедь. По преданию, Они основали город Киев на реке Днепр и навали его в честь своего старшего брата Кия. Новгород и Киев являлись важнейшими пунктами торгового пути. Летопись подробно описывает этот путь «из Варяг в Греки», который проходил по рекам от Балтийского до Черного морей. Между реками находились волоки – участки, где ладьи перетаскивали по суше. Конечным пунктом этой дороги была Византия – наиболее развитая и богатая в тем времена страна Европы, лучший рынок для сбыта мехов, рабов и других товаров, которые везли с севера. Контроль над путем давал киевским князьям преимущества в борьбе за подчинение народов Восточной Европы. На прошлом уроке мы говорили с вами, что в 862 г. в Новгороде по приглашению княжил Рюрик.

Согласно Повести временных лет Рюрик умер в 879 г., оставив своего малолетнего сына Игоря на попечение по одним источникам своему родственнику, по другим воеводе Олегу. Олег княжил в период с 879 по 912 г. Сразу в начале своего правления он предпринял ряд военных походов на племена восточных славян, с целью объединения их под своей властью. В 882 г. он предпринял поход на Киев. В городе в это время правили некие князья Аскольд и Дир.

Согласно преданию Олегу пришлось прибегнуть к хитрости. Он выдал себя за купца, направлявшегося в Византию, и выманил Аскольда и Дира из города на берег Днепра. Воины Олега, спрятавшиеся на дне ладей, выскочили и убили обоих правителей. Киевляне признали Олега, который назвал Киев «матерью городов русских». Князь Олег, а вслед за ним Игорь правили в Киеве, но сохранили контроль и над Новгородом. 882 г., когда Олег объединил Новгород и Киев, многие историки называют условной датой образования Древнерусского государства.

В 907 г. князь Олег предпринял поход на Царьград, так на Руси называли столицу Византии – Константинополь. Повесть временных лет подробно рассказывает о походе князя Олега 907 года. На кораблях и по суше объединенное войско всех племен, подвластных русскому князю, подошло к столице Византии. Олег приказал вытащить на сушу корабли и поставить их на колеса. Ветер надул паруса, и суда сами покатились к стенам Константинополя. Испуганные греки запросили мира, согласившись на выплату большой дани. В знак победы Олег прибил к городским воротам свой щит. Греки пытались отправить Олега, но он разгадал их замысел. В преданиях Олег выступает с прозвищем – Вещий. Слово это указывает на его сверхъестественные, по мнению современников, способности. Однако эти способности не смогли уберечь князя от преждевременной смерти. По легенде, Олегу была предсказана смерть от его любимого коня. Когда конь умер, князь, посмеявшись над пророчеством, наступил ногой на конский череп. Из черепа выползла змея, и ее укус стал для князя смертельным.

После смерти Олега на Киевский престол вступил князь Игорь (сын Рюрика). В 941 г. он предпринял поход на Константинополь, как и князь Олег. Но этот поход оказался неудачным. Против кораблей русов греки выставили свой флот, оборудованный специальными механизмами, которые бросали горючую смесь, зажигавшую суда противника. Русов этот «греческий огонь» совершенно ошеломил, и их флот был разбит. Состав горючей смеси греки держали в строжайшем секрете. Известно только, что в нее входила нефть. Однако постепенно отношения между Византией и Русью становились более мирными и взаимовыгодными. Сохранились два договора, которые киевские князья заключили с греками – договор Олега 907 г. и договор Игоря 944 г. В обоих соглашениях регулируются в основном вопросы торговли и определяется порядок прибытия русов в Византию и пребывания их в Царьграде.

Подчинение русскими князьями ряда племен восточных славян легло медленно, часто было связано с кровавой борьбой. Одним из эпизодов этой борьбы стала гибель в 945 г. князя Игоря, который собирал дань у древлян – союза племен, обитавший в лесах к северо-западу от полян. Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья – объезд князем с дружиной подвластной территории. Во время этого объезда население не только отдавало саму дань, но также обязано было предоставлять кров, продовольствие и все необходимое князю и его сопровождению. Полюдье растягивалось с поздней осени до весны и часто было для населения весьма тягостным. Древляне признавали власть Игоря, но сохранили внутреннее управление и имели своих князей. Игорь, собрав обычную дань, по наущению своих дружинников потребовал дополнительной дани. Древляне напали на князя, отправившего основную часть своей дружины в Киев. Игоря взяли в плен и подвергли позорной казни как разбойника. В Киеве оставлся малолетний сын Игоря Святослав и его мать Ольга.

Княгиня Ольга организовала борьбу с древлянами, полностью подчинила их власти киевского князя. Княгиня учла печальный опыт мужа и изменила порядок сбора дани. Теперь были точно определены размеры дани – уроки – и места сбора – погосты, куда ее должны были свозить. Князь стал объезжать население по точно определенному маршруту и в установленный срок, либо посылать за данью людей. Ольга осталась в памяти народа мудрой правительницей. Она первой в княжескому роду крестилась. Для этого княгиня специально ездила в Византию в 957 г. Крестным отцом ее стал по преданию сам византийский император Константин Багрянародный . В 964 г. новым киевским князем стал Святослав. В историю он вошел как доблестный воин и полководец. Свою жизнь с момента, когда Ольга передала ему бразды управления, и до самой смерти Святослав провел в походах и сражениях.

Вот как автор Повести временных лет описывает Святослава : «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно барс и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли (посланников) со словами: «Иду на Вы».

В 964 – 969 гг. походы князя были направлены в основном на восток. Побеждены были вятичи – восточнославянское племя, обитавшее на Оке и в верховьях Дона, Волжская Булгария и, наконец Хазария. Некогда могущественный Хазарский каганат уже не смог оправиться от разгрома Святослава его крупнейших городов и вскоре перестал существовать. В 968-971 гг. Святослав предпринял несколько походов на юг – в Дунайскую Болгарию. Болгария была покорена, и князю так там понравилось, что он хотел перенести туда, не берега Нижнего Дуная, центр своего государства. Но эти планы не были осуществлены.

С одной стороны, в этом случае осталась бы без защиты Русская земля. В 969 г. на Киев напали печенеги – кочевники, обитавшие в причерноморских степях. Ольга, бывшая в Киеве с детьми Святослава, укоряла князя, что он бросил их. Святослав, вернувшись на Русь и отразив набег печенегов, лишь после смерти матери в конце 969 г. снова ушел на юг. С другой стороны, воинственных русов не собиралась терпеть Византия, рассматривавшая Болгарию как свои владения. В 971 г. поход против Святослава двинулся сам византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец, происходивший из армянского рода. Русы несколько месяцев держали оборону в крепости Доростол на Дунае. После ожесточенных сражений, потеряв многих своих воинов, Святослав был вынужден заключить мир с греками с обязательством уйти из Болгарии. На обратном пути в Киев на днепровских порогах его убили печенеги. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что деятельность первых русских князей была направлена на объединение всех восточнославянских племен под власть киевского князя. Эта политика начатая князем Олегам, завершится в период правления князя Владимира. Другой важной задачей было укрепление княжеской власти, установление единых законов и укрепление международного положения Руси. Все эти задачи продолжат будущие русские князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1457/ Посмотрите учебный фильм. Обязательно перейдите в раздел "Упражнения и задачи", выполните задания и по окончании пришлите мне скрин своих правильных ответов

 

Здравствуйте! Мы продолжаем изучение истории Древней Руси, и сегодня поговорим об одной из самых ярких и легендарных фигур в нашей истории – Владимир I. Часто в истории мы говорим о реформах, развитии экономики и общества, но забываем о личности конкретных людей. Давайте поговорим о личности Владимира I.

Два образа князя Владимира

Положительный Образ, под которым он сохранился в исторической памяти, очень позитивен: Красное Солнышко, причём больше никто не получил такое прозвище. Его качества: щедрость (устраивал пиры, делился с дружиной золотом и серебром, ежегодно три раза в год проводил массовые раздачи хлеба и других продуктов подданным), справедливость, защитник русской земли (при нём появляются на юге богатырские заставы, которые борются с нападавшими на Русь кочевниками).

Церковный статус Владимира – святой равноапостольный, его почитает и православная, и католическая церковь.

Отрицательный

Но каким представляет Владимира летопись в начале его пути? Путь Владимира к власти начинается с «первой усобицы», которая началась сразу после Святослава Игоревича. После смерти Святослава началась борьба между его сыновьями, которых он посадил княжить в разные земли Ярополк (княжил в Киеве) – законный наследник Святослава, поскольку он был старшим сыном Святослава от законной жены. Владимир, который не имел прав на киевский престол, поскольку (как считается) был сыном Святослава от рабыни – ключницы княгини Ольги – рабыни Малуши, Владимир княжил в Новгороде, причём в Новгород его попросили сами новгородцы. Олег княжил в Древлянской земле.

Основными вехами этой борьбы стали: первый этап - это борьба Ярополка и Олега. Ярополк вступил в конфликт с Олегом, после их битвы Олег бежал в свой город, но его столкнули с мостка через ров города, он упал и был засыпал трупами (потом его нашили и похоронили), после чего Ярополк направил в Новгород своего наместника, а Владимир бежал к варягам (за море); 2) второй этап (основной) – борьба между Ярополком и Владимиром, в ходе которой произошло сватовство Владимира и Ярополка к дочери полоцкого князя Рогнеде, но Рогнеда выбрала Ярополка, тогда Владимир захватил Полоцк и убил половецкого князя и его сыновей (т.е. отца и братьев Рогнеды на её глазах), а её силой взял в жёны. Затем происходит успешный поход Владимира на Киев и убийство Ярополка.

Каков образ Владимира здесь? Он предстаёт как сын рабыни – «рабичич», братоубийца, обманщик, многожёнец. В борьбе победил Владимир. Мы знаем, что летописи – это первые политические технологии: составлялись по заказу князей, что влияло на их содержание. Но летописец не вычеркнул из летописи все проявления негативного образа Владимира. Почему? На самом деле здесь нет никакого противоречия. Потому что летописцу нужно было подчеркнуть перемену Владимира: каким он был «до» и каким стал «после». Что же стало рубежным этапом?

Конечно, главная из реформ: крещение Владимира. Летописец хотел показать преобразующее влияние крещения на личность человека. Летописец показывает, что человек как бы перерождается с крещением, переходит в новую жизнь. Именно крещение (и себя, и государства) – самое яркое мероприятие князя Владимира. Оно было служит главным двум целям, которые ставил перед собой Владимир: расширение и объединение государства, укрепление власти великого князя.

Реформы Владимира

Государственные реформы

Он ставит под власть киевских князей ряд племенных союзов: вятичей, ятвягов, радимичей, белорусскую ветвь кривичей.

Для укрепления государства на южных границах он строит укреплённую линию земляных «валов» (в 3,5-4 м высотой, окружённых глубоким рвом) и городов-крепостей на южных границах – по рекам Десна, Осётр и Трубеж (они сохранились в народной памяти и народном творчестве как богатырские заставы, где действовали легендарные русские богатыри: народ прозвал эти укрепления «змиевы валы» из-за легенды, согласно которой первый такой вал пропахал богатырь Никита Кожемяка плугом, запряжённым Змеем Горынычым).

Владимир (как и его отец) сажает в княжества своих сыновей, причём взамен местных правителей (в княжествах были собственные княжеские династии из родоплеменной знати – не из потомков Рюрика: как, например, до Ольги у древлян был князь Мал).

Рубеж X-XI вв. – начало чеканки первой русской монеты (златники и серебреники): на них изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца — так называемый знак Рюриковичей, надпись на монетах князя Владимира гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги».

Религиозные реформы

Новая религия должна была укреплять единство государства и усиливать власть князя. Язычество, которое было тогда на Руси, не способствовало ни тому, ни другому: различные племена имели серьёзные различия в верованиях (считали разных богов первенствующими).

Владимир провёл две религиозные реформы: языческую и христианскую.

Языческая реформа. Любое древнее общество – очень традиционно, поэтому резко что-то в нём менять опасно и бесполезно: новшества не будут приняты и вызовут протесты. Поэтому первоначально Владимир попытался изменить существующую языческую систему, не отказываясь от самого язычества.

980 – первая религиозная (языческая) реформа: создание единого пантеона языческих богов из нескольких главных божеств племенного союза полян, которые должны были воссоздать иерархию христианских богов и святых (в Киеве на холме «у двора теремного» (рядом с резиденцией князя) были поставлены идолы шести языческих богов). Во главе пантеона – Перун (бог грозы, войны и побед, князя и дружины): статуя Перуна была украшена серебряной головой с золотыми усами, который к этому времени приобрёл черты бога-покровителя князя и его дружины, приносившего им победы. Стрибог должен был обозначать бога-отца, Дажьбог (Даждьбог) как бог солнечного тепла и света, покровитель земледелия должен был обозначать бога-сына; Макошь (мать судьбы и урожая) – богоматерь и др.

986 – отказ от попытки языческой реформы и переход к выбору одной из мировых религий, после чего в Киеве все статуи богов были изрублены и сожжены, а идол Перуна по наблюдением эскорта из 12 дружинников был сплавлен по Днепру вплоть до самых днепровских порогов, ниже которых он был выброшен на берег.

Причины неудачи языческой реформы: 1) главенствующее положение в новом пантеоне, по замыслу Владимира, должны были занять боги полян, а боги других племенных союзов либо играли второстепенную роль, либо вообще не вошли в пантеон, поэтому вместо того, чтобы объединить восточных славян, ещё больше их разъединила (возникло сопротивление союзных племён, особенно непопулярность культа Перуна чувствовалась на юге Руси); 2) язычество почти никогда не способствует объединению племён (например, в Древней Греции, где было много богов, единое государство так и не сложилось); 3) сохранение языческой религии не могло гарантировать Руси равное положение с другими государствами, которые уже перешли к монотеизму (не давало возможности заключать династические браки).

Крещение Руси. Отказавшись от попыток языческих реформ, Владимир встал перед выбором одной из монотеистических религий: иудаизм, ислам и христианство в виде двух ветвей – католичество и православие (которые тогда ещё официально не разделились: «великая схизма» и взаимное проклятье двух церквей произойдёт только в 1054 г., но различия уже формировались). «Легенда о выборе веры» из «Повести временных лет»: в Киев пребывали христианские, мусульманские (мулла из Волжской Булгарии) и иудейские миссионеры (от хазар, хотя, судя по всему, в Киеве была большая иудейская диаспора), Владимир посылал в разные страны послов-бояр для выбора лучшей веры и т.д.

Причины выбора православия:

1) первым из вариантов отпал иудаизм, поскольку не было единого иудейского государства – «иудеев за грехи бог рассеял по миру» (Хазарский каганат был разгромлен ещё отцом Владимира – Святославом, а Палестина в X в. была в руках мусульман);

2) вторым по счёту отпал вариант мусульманства, поскольку ислам утверждает запрет на употребление свинины и вина (это могло вызвать конфликт Владимира с его княжеской дружиной, поскольку все дружинные обряды основаны на совместных трапезах), почти не было нормальных связей с мусульманскими государствами, это вызвало бы конфликт с самым близким и сильным соседом – Византией, а также поскольку священные тексты на арабском языке никому на Руси не были бы понятны;

3) между католичеством и православием Владимир предпочёл православие по следующим причинам (хотя в X в. окончательного разделения между Восточной и Западной церквями ещё не произошло – это произойдёт окончательно в 1054 г.)

• христианство в разных версиях начало проникать на Русь раньше

• католическое христианство настаивает на подчинении светских правителей римскому папе (только папы коронуют императоров, только папа может утвердить развод)

• различное влияние католицизма и православия на власть и население (католицизм разрешает проведение церковных служб только на латинском языке, а православие – на греческом и национальных языках, географическая близость Византии, тесные связи Руси с Византией, т.к. в Византии крестилась княгиня Ольга – первая православная из русских князей).

Ход крещения Руси

Византийскому императору Василию II нужна была военная помощь в подавлении восстания Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии, он попросил помощь у Владимира и предложил скрепить союз династическим браком Владимира и сестры Василия II Анны, для чего Владимиру нужно было креститься. Владимир согласился, распустил гарем, послал в Константинополь 6-тысячное войско (которое помогло Василию II победить мятежников) и стал ждать свадьбы, но Василий не выпускал Анну. Владимир направился с войском в Крым и осадил главный опорный пункт византийской власти на полуострове – Херсонес, разрушил подземные трубы, снабжавшие город водой, город сдался. После этого Василий II вынужден был прислать свою сестру Анну Владимиру в Херсонес, где состоялись крещение Владимира и свадьба Владимира с Анной. Херсонес был возвращён Василию II уже как выкуп за невесту, а Владимир с женой вернулся на Русь и привёз священников и священные книги.

Результаты: 1) сплочение различных племён в составе единого государства и начало формирования древнерусской народности; 2) укрепление княжеской власти, князь воспринимается как божий ставленник; 3) идейное оправдание социального неравенства; 4) развитие культуры, в том числе – на Русь приходит славянская письменность – образцы культуры приходят из Византии – русская культура развивается в русле христианства; 5) рост международного авторитета Руси – возможность заключать династические браки – союз и тесные отношения с Византией 6) создание русской православной церкви и введение церковной десятины; 7) «двоеверие» — в православие проникает множество языческих представлений, обрядов и пр. К примеру, праздник Ивана Купалы 24 июня (7 июля) превратился совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1458/ Посмотрите следующий учебный фильм. Обязательно перейдите в раздел "Упражнения и задачи", выполните задания и по окончании пришлите мне скрин своих правильных ответов

Мы продолжаем разговор о Киевской Руси. Очень часто в истории мы сталкиваемся с таким понятием, как миф.

Миф – это непроверенная информация, которая принимается на веру и не требует доказательств. Миф позволяет нам объяснить то, что нам непонятно. Миф рождается, когда человек чего-то не знает или что-то недопонял. Первые мифы о грозных богах возникли, когда люди ещё не могли научно объяснить самые простые явления жизни (смена дня и ночи, смена времён года, гроза, гром и молния и т.д.). Мы знаем, что молния – это электрический разряд, а гром – звук от этого разряда. Но иногда мифы создаются сознательно: например, для того, чтобы приукрасить правление какого-либо правителя или, наоборот, очернить его. Миф и наука – вещи противоположные. Наука опровергаем мифы, мифы боятся науку. Как физика показал нам реальные причины грома и молнии, так история как наука призвана опровергать мифы о прошлом. Чем дальше от нас историческая эпоха, тем больше мифов в наших знаниях о ней.

Сегодня мы поговорим с вами о времени Ярослава Мудрого и попытаемся отделить мифы об этой эпохе от того, что происходило на самом деле.

Междусобная борьба за власть

Что мы традиционно знаем о Ярославе? При жизни отца (князя Владимира Святого) Ярослав сначала княжил в Ростове (когда и основал Ярославль), а затем в Новгороде. У Владимира было 12 сыновей, из которых девятерых он посадил княжить в разные русские города, и Ярослава в том числе. Владимир хотел передать власть своему любимому сыну Глебу. 15 июля 1015 г. Владимир умирает. Дальше происходит «вторая усобица» – борьба сыновей Владимира за власть. Если помните, в «первой усобице» участвовал сам Владимир, а также два других сына Святослава Игоревича – Ярополк и Олег (дело было в 972-980 гг.). Участниками второй усобицы стали Владимировичи: Святополк (княжил в Турово), Ярослав (княжил в Новгороде), Борис (княжил в Ростове), Глеб (княжил в Муроме), Мстислав (княжил в захваченной Святославом Игоревичем Тмутаракани).

Летопись и предания сообщают, что борьба протекала следующим образом. Святополк нагло захватил власть в Киеве и послал своих людей убивать Бориса и Глеба. Святополк убивает Бориса и Глеба, после чего он получает прозвище «Окаянный» – поскольку уподобился библейскому Каину, убившему Авеля. Они как невинно убиенные становятся первыми русскими святыми: их канонизировали, т.е. возвели в ранг святых, в 1071 г. (т.е. даже раньше, чем их отца – князя Владимира, крестившего Русь). Затем в борьбу вступает Ярослав: он изгоняет Святополка из Киева. Но через два года Святополк возвращается: совершает поход на Киев вместе с польским королём Болеславом Храбрым, Ярослав бежит из Киева и уже собирается бежать в Скандинавию, но новгородцы порубили его ладьи, выставили ему войско в 40 тыс. человек и заставили выступить против Святополка. В 1019 г. Ярослав с новгородским войском идёт на Киев, происходит битва на р. Альте, Святополк разгромлен, он бежит и вскоре погибает где-то между «чахами и ляхами», причём летописец описывает его смерть: у него лопнул живот, внутренности вывалились и там до сих пор стоит «смрад великий», а Ярослав «утер пот с дружиною своею» и сел княжить в Киеве.

Итак, с 1019 г. Ярослав – Киевский князь. Но пока ещё не полновластный правитель, поскольку в 1023-1024 гг. с ним воюет ещё один его брат – Мстислав (княживший в Тмутаракани). 1024 – они разделили власть на Руси на двоих: левый берег Днепра отходил Мстиславу, а правый (вместе с Киевом) – Ярославу (но до смерти Мстислава Ярослав боялся въезжать в Киев).

1036 – Мстислав Тмутараканский при непонятных обстоятельствах погибает на охоте, после чего Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Итак, по итогам «второй усобицы» 1015-1036 гг.: 1) Святополк – Окаянный (убийца Бориса и Глеба); 2) Борис и Глеб – первые русские святые;

3) Ярослав – защитник чести невинно убиенных братьев, восстановитель справедливости.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава

Сконцентрировав власть в своих руках, Ярослав проводит внутреннюю и внешнюю политику.

Понимая опасности усобиц, Ярослав пытается упорядочить наследование престола: он закрепляет «лествичную систему» престолонаследия («Ярославова лествица»). Он составляет рейтинг княжеств по значимости и сажает туда своих сыновей по старшинству, причём наследование престолов идёт не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему.

Итак, наведён порядок в престолонаследии: введена чёткая лествичная система.

Ярослав впервые в русской истории принимает письменное законодательство. В 1030-1040-е гг. он принимает «Русскую правду» – первый письменный свод законов на Руси, который отменял обычай кровной мести, заменяя его на денежный штраф, который мог быть двух видов: вира – уголовный штраф в пользу князя, головничество – возмещение ущерба семье убитого. С этого времени Русь начала жить по «Русской правде». Также Ярослав принимает церковный устав, который устанавливает штрафы в пользу епископа за нарушение православных канонов брака (например, за языческий обряд похищения невесты).

Ярослав покровительствует развитию культуры: при нём переводятся церковные книги на славянский язык, при нём начинается летописание (для потомков), в городах и при храмах создаются школы, он строит в Киеве Золотые ворота, храмы Святой Ирины и Георгия, а также победив печенегов в 1036 г., Ярослав в ознаменование этой победы стоит в Киеве храм Святой Софии (подражая Константинополю).

Наконец, Ярослав в полной мере воспользовался возможностями заключения династических браков, женив своих сыновей на принцессах европейских стран и выдав своих дочерей за принцев Европы. К примеру, Анна Ярославна стала королевой Франции – женой короля Генриха I, что повысило международный авторитет Руси. Русь начинает выходить из «отшиба Европы». Своё прозвище Мудрый он, конечно, получил от современников за глубокий ум, любовь к чтению и мудрую государственную политику.

Развенчание мифов

А теперь о том, что миф, а что реальность.

Прозвище князя. Ни в одном средневековом источнике Ярослав не назван Мудрым: так его назвали не современники (жители Древней Руси), а историки XIX в. – через 900 лет после княжения Ярослава (в 1860-е гг.). Это не означает, что Ярослав не был мудрым. Новгородская летопись отмечает, что Ярослав «был умом совершен, и храбр на рати, и христианские книги сам читал в нощи и в дне». Но дело в том, что современники называли его не мудрый (кстати, в древнерусском языке слово «мудрый» означало не умный, а хитроумный = хитрый), а Правосуд, Скупой, Хромец (и сообщения летописи, и медицинское исследование останков Ярослава показало, что он, действительно, всю жизнь плохо ходил), летописцы называли его самовластцем.

События «второй усобицы». Во-первых, вспомните: сколько воинов дали новгородцы Ярославу для борьбы со Святополком? – 40 тысяч. Во всём Новгороде тогда жило около 40-45 тыс. человек, поэтому в более ранней редакции новгородской летописи указана цифра в 4 тыс. воинов (можно точно сказать, что и эта цифра преувеличена). Всё, что я рассказал о «второй усобице», я взял из летописи («Повести временных лет») и Жития (т.е. описания жизни святых) Бориса и Глеба. Но историки должны сопоставлять различные источники между собой, чтобы отделить вымысел каждого автора от того, что было на самом деле.

Анализ других источников показал: 1) в первоначальной редакции летописи (созданной в 1036-1039 гг. – именно при Ярославе Мудром) о второй усобице приводится всего одно предложение: Ярослав победил Святополка и пошёл в Киев, а Святополк ушёл «в печенеги», причём в этой летописи не было дат (там просто перечислялись события). А множество деталей (в том числе убийство Святополком Бориса и Глеба, подробности смерти Святополка) появились в более поздних летописях – только в 1070-е гг., когда и были канонизированы Борис и Глеб, когда начал распространяться их культ. До этого Святополка никто не обвинял в убийстве Бориса и Глеба.

Зарубежные источники содержат интересные подробности о событиях «второй усобицы». Скандинавская (исландская) сага об Эйдмунде и Рогнаре («Эймундова сага») рассказывает историю, как скандинавские наёмники Эймунд и Рогнар прибыли на Русь и поступили на службу к Ярисилейфу (Ярослав), который правил в Хольмгарде (Новгороде) и воевал со своими братьями Борислейфом (Борисом) и Вартилафом. И там прямо говорится, что Борислейф был убит варягами Ярислейфа. Беда в том, что эта сага записана только в XIV в. – через 300 лет после самой усобицы, но она заставляет задаться вопросом о том, кто убил Бориса и Глеба. Русские летописи составлялись по заказу князей и часто содержали ту информацию, которая была выгодна князю. Не специально ли это созданный (по заказу Ярослава) миф – о Святополке Окаянном? Но для нас это только версия. Иногда полезно задаваться вопросами и сопоставлять имеющиеся у нас сведения с другими источниками.

«Ярославова лествица» представляла собой систему наследования престола, но она имела ряд негативных последствий. Если умирал князь, его старший сын становился князем, но вскоре у него рождались свои дети, и возникал вопрос: кому передавать власть после его смерти – его брату или его сыну. Такая система вызывала постоянные конфликты между дядями и племянниками, объективно диктуя только один выход: после смерти князя его сын должен был убить своих дядек и братьев и посадить в княжества своих сыновей.

Вывод: именно «ярославова лествица» станет одним из факторов, приведших к раздробленности.

«Русская правда». Во-первых, Ярослав принял не «Русскую правду», а только первую её часть – 18 статей («Суд Ярослава Володимировича»), причём в них кровная месть не отменялась, а только ограничивалась: она сохранялась только в отношении убийств и только близких родственников, вводилась альтернатива – штраф, причём пока для всех одинаковый – 40 гривен. Отмена смертной казни и дифференциация штрафов будет регламентирована в «Правде Ярославичей», которую примут сыновья и внуки Ярослава Мудрого во второй половине XI в. Во-вторых, жили ли все на Руси по «Русской Правде»? Штраф за убийство свободного человека – 40 гривен. Киевская гривна – 160 г серебра, Новгородская – 204. Даже если 160 умножить на 40, получаем 6400 г серебра (6,5 кг серебра) – в стране, где не было собственных источников серебра до XVII в.! «Русская правда» действовала в основном в среде князей и дружины, но не в среде обычных людей.

Строительство в Киеве. Ярослав строит в Киеве 4 сооружения, которые были в Константинополе. Первые Золотые ворота появляются в Иерусалиме: в них Иисус въехал в город на ослике во время первого пришествия. Люди средневековья жили в ожидании скоро конца света. По распространённым на Руси в те времени расчётам, конец света выпадал на 1036 г. К этому времени Ярослав и строит в Киеве Золотые ворота, превращая Киев в новый центр богоспасаемого мира. Кстати, и летописание начинается к 1036 г. Но не для потомков (ведь после конца света их не будет), а для бога: это отчёт, исповедь о последних временах перед концом света. А миф о том, что София Киевская построена в честь победы над печенегами возник случайно: мы просто разучились понимать людей XI в., мы говорим с ними на разных языках.

Русь начала подниматься до уровня Европы благодаря династическим бракам. Для Анны Ярославны уехать из Киева в Париж было трагедией: из богатой и более менее централизованной Руси она вынуждена была переехать в деревню, где все убивали всех, её мужем стал принц Генрих I, который не был грамотным (она умела писать своё имя – подписывалась на документах «Анна Ръина», а он ставил крестики). В мае 1051 года Анна Ярославна приехала в город Реймс, откуда писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

Итак, много мифов связано с личностью Ярослава. Но если разобраться в них, то всё равно летописец окажется прав: Владимир вспахал почву, а Ярослав её засеял, продолжив дело своего отца – развитие Древнерусского государства.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1459/ Посмотрите этот учебный фильм. Обязательно перейдите в раздел "Упражнения и задачи", выполните задания и по окончании пришлите мне скрин своих правильных ответов в ВК (сегодня)

Д/з

§§ 4-7, вопросы устно

Прислать скрин ответов сегодня (08.12.) в ВК до 17:00, по указанным в ссылках учебным урокам РЕШ ЕДУ, которые расписаны в теоретическом материале, т.е.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1457/training/#135181

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1458/training/#135191

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1459/training/#135200

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!