Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы (в каких стихотворениях этого или другого цикла они встречаются еще?), «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.

Лапшина Юлия

Группа ОБ-РЛ-41

 

Анализ стихотворения А. А. Блока «Песня Офелии» («Разлучаясь с девой милой…»)

Разлучаясь с девой милой,

Друг, ты клялся мне любить!

Уезжая в край постылый,

Клятву данную хранить!..

 

Там, за Данией счастливой,

Берега твои во мгле…

Вал сердитый, говорливый

Моет слезы на скале…

 

Милый воин не вернется,

Весь одетый в серебро…

В гробе тяжко всколыхнется

Бант и черное перо…

8 февраля 1899

 

К какому циклу, тому стихов Блока оно относится? Какова его тональность?

I том стихов / Стихотворения. Книга первая (1898-1904)

Цикл «AnteLucem» (1897—1900)

Стихотворение «Песня Офелии» («Разлучаясь с девой милой…»), написанное 8 февраля 1899 года, относится к циклу «Ante Lucem» («До рассвета», или, как переводил это название сам Блок, «Предрассветное»), который входит в первую книгу блоковской лирики (1898-1904 гг.). Стихотворения, вошедшие в данный цикл, отличает тяготение поэта к ушедшей культуре, которая ощущается им как интимно близкая, сегодняшняя. Отсюда – многочисленные цитаты, реминисценции и мифологемы, через которые раскрывается связь «я» с мировым целым и с людьми через те или иные историко-культурные уподобления и которое порождается панэстетическим представлением, что история ярче всего кристаллизируется в искусстве.

Стихотворение пронизано тревогой, печалью и скорбными предчувствиями, терзающими героиню, провожающую возлюбленного в чужую страну, олицетворяющую собой мир смерти.

 

Основная поэтическая мысль, выраженная в нем.

В этом стихотворении перед нами предстает обращение юной девушки к покидающему её возлюбленному. Данный сюжет широко распространен в мифах разных народов, сказках и рыцарских романах Средневековья и эпохи Возрождения. Герой уезжает из родного края в чужую страну, олицетворяющую мир смерти. Соответственно, ему суждено никогда не вернуться, погибнув. В «Песне Офелии» поэт называет чужбину краем постылым, берега которого погрузились во мглу. Тем самым он подчеркивает соотнесенность места, куда уезжает возлюбленный девушки, с миром смерти, противопоставляя ему «Данию счастливую», олицетворяющую земную жизнь. В финале Офелия предвидит его гибель, не питая никаких надежд на возвращение дорогого сердцу человека. В стихотворении точно передана печаль главной героини, вызванная томящими ее предчувствиями.

В стихотворениях цикла «AnteLucem» формируются многие основные темы творчества поэта. Одна из них – тема, связанная с образом шекспировского Гамлета, с которым А. А. Блок подсознательно ассоциирует себя. С этой темой прочно связан мотив противопоставления земного и потустороннего начал жизни и характерный для всей лирики Блока мотив идеального женского начала, получивший дальнейшее распространение в последующих циклах (особенно в центральном цикле первого тома стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме»).

 

Что вы можете сказать о лирическом герое данного стихотворения (цикла)?

Лирическим героем данного стихотворения является Гамлет, но представлен он глазами Офелии, от лица которой ведётся повествование.

Маска Гамлета неслучайна: в августе 1898 г. А. А. Блок участвовал в постановке любительского спектакля, который представлял собой сцены из трагедии Шекспира «Гамлет». Поэт исполнял главную роль принца Датского, Офелию же играла его будущая жена, Л. Д. Менделеева. Таким образом любовная сюжетная линия пьесы стала своеобразной мифологемой, появляющейся во многих лирических произведениях А.А. Блока, отражающей его собственные непростые любовные отношения. В свою очередь образ Офелии становится у А. А.Блока одним из воплощений Вечной Женственности.Поэт не объединял эти стихи в особый цикл, однако еслирассмотреть их в рамках единого сюжета, то можно сказать, что они образуют целый «гамлетовский» цикл, стихотворения которого можно условно разделить на три группы по способу представления лирического героя-«маски»:

1. речь исходит непосредственно от лица Гамлета («Воспоминания о Гамлете», «Мне снилась сноваты, в цветах, на шумной сцене…», «Прошедших дней немеркнущимсияньем…»);

2. герой отстраняется от личного участия и смотритна ситуацию со стороны («Офелия, в цветах, в уборе…»);

3. лирическое высказывание принадлежит Офелии. Эта группа стихотворений представляет роль Гамлета «со стороны» («Песни Офелии» 1899 и 1902 гг.).

 

Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы (в каких стихотворениях этого или другого цикла они встречаются еще?), «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.

Опорные слова-«острия»: · мгла (встречается в стихотворениях «Бегут неверные дневные тени…» («Здесь, в этой мгле, у строгих образов…», «Ложитсямглана старые ступени…»), «Моей матери» («Спустилась мгла, туманами чревата…»));· постылый (стихотворения «Шаги Командора» («Что теперь твоя постылая свобода…»), «Последний день» («На всём был серый постылый налёт»), «Последнее напутствие» («Тихо грезить, замыкая / Круг постылый бытия»));· берег (стихотворения «У берега зеленого на малой могиле…», «В северном море» («Что сделали из берега морского / Гуляющие модницы и франты?»));· слезы (стихотворения «Своими горькими слезами…», «Нет ни слезы, ни дерзновенья…», «Не проливай горючих слез…»);· чёрное (стихотворения «Чёрная кровь» («Нет! Не смирит эту черную кровь / Даже — свидание, даже — любовь!»), «Чёрная дева»).Размер: четырёхстопный хорей.Рифма: перекрёстная.Ритмика:силлабо-тоническаяИнтонация: общая интонация цикла, как и всего первого тома стихотворений, лирическая, напевная.

Традиции русской поэзии.

Ранняя лирика А. А. Блока свидетельствует о талантливом и многостороннем ученичестве у русских романтиков (Жуковский, Лермонтов), у Пушкина и поэтов «пушкинской плеяды», у лириков середины века (Фет, Полонский, Тютчев и др.), наконец, у ряда представителей «массовой» поэзии 1870—1890-х годов.

Наивно-романтическое противопоставление поэта и «людей», мотивы ранней разочарованности не мешают юному Блоку пламенно и наивно верить в счастье любви, в высокую дружбу, в возможность слияния человека с природой и т. д. Его идеалы лишены сколько-нибудь четкой социальной устремленности, но они ни в чем не противопоставлены гуманной направленности русской поэзии уходящего века. Более того, многие особенности раннего блоковского мироощущения, которые навсегда войдут в его творчество, органически идут от культуры XIX в.

 

Источники:

· З. Г. Минц «Блок и русский символизм»

· Н. О. Пашкина «Гамлетовский сюжет А. А. Блока. Функции лирической маски


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!